Это один из моих самых любимых фильмов! Его можно смотреть бесконечное число раз, и каждый раз он будет интересным и смешным. Это кино на века. Браво Эльдару Рязанову, Алисе Фрейндлих, Андрею Мягкову! Жаль, что сегодня современные актеры ТАК не играют.

«Служебный роман» — советский фильм 1977 года, по пьесе «Сослуживцы» Рязанова и Брагинского, написанной меньше, чем за месяц. Подготовка и непосредственно съемки прошли также быстро. Актеры импровизировали и отступали от сценария, спорили с Рязановым и предлагали свои варианты развития событий. Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные «актёрские резервы» после проб в других его фильмах: Светлана Немоляева пробовалась на главную женскую роль в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», туда же пробовались Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмы «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи»). С «Иронией…» же связано и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. Из всех актёров, исполнявших роли шести главных персонажей фильма только Людмила Иванова (Шурочка) никогда до этого не работала с Рязановым. В главных ролях: Андрей Мягков — Анатолий Ефремович Новосельцев

Алиса Фрейндлих — Людмила Прокофьевна Калугина, «Мымра»

Светлана Немоляева — Ольга Петровна Рыжова

Олег Басилашвили — Юрий Григорьевич Самохвалов

Лия Ахеджакова — секретарша Верочка

Людмила Иванова Иванова — общественница Шурочка

Все герои фильма, даже в эпизодических ролях, запомнились зрителям не меньше чем главные. Это общественный деятель Шурочка (Людмила Иванова), с одинаковым энтузиазмом собирающая по рублю на юбилеи и похороны. Хорошо известный персонаж любого советского учреждения, умеющая «впихнуть лошадь в шкаф, даже если она туда не влезет», и обычно посылаемая сотрудниками... «в бухгалтерию». Актриса Людмила Иванова, игравшая активистку Шурочку, действительно в те годы была председателем месткома в театре «Современник».

Секретарь Калугиной Вера (Лия Ахеджакова), которая, как и положено секретарю знает всё обо всех и обо всём: и о любовных письмах Рыжовой, и о новых поступлениях в ГУМ.

Самохвалов (Олег Басилашвили) - лощенный, наглый карьерист, зам директора, не раз бывающий заграницей, потому и угощающий всех разнообразными заморскими деликатесами.

Влюбленная в него подруга детства, и мать семейства Рыжова - молодящаяся блондинка «в жутких розочках». История с письмами героини Светланы Немоляевой была взята авторами фильма из жизни коллег-кинематографистов. Имена прототипов до сих пор не называются.

Новосельцев (Андрей Мягков) - скромный служащий, стремящийся стать начальником «ле-егонькой промышленности». Во время съемок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни (за него пел Никитин). В «Служебном романе» поёт уже сам Мягков.

И, конечно, незаменимый главный персонаж фильма - Калугина Людмила Прокофьевна. В простонародии «наша мымра» - женщина неопределенного возраста, в очках с грубой оправой, «вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак и чешет на работу, как будто сваи вколачивает».

image

Создание таких ярких образов героев и стало одной из главных составляющих успеха картины. Многое в фильме - случайные находки, неожиданные ходы и эпизоды. И актеры, и съемочная группа с головой погрузились в создание... Нет, никто не думал тогда о шедевре и культовом кино. Они создавали теплый, «осенний» и добрый фильм.

Алиса Фрейндлих и Эльдар Рязанов «облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи», соответствующие образу директора - женщины, замученной жизнью в футляре собственной недосказанности, «мымре», как прозвали ее сотрудники. Долго пытались подобрать несуразные грубые очки для героини. Те, которые в итоге появились в кадСлужебный романре, принадлежат отцу оператора Владимира Нахабцева. Сам же фильм снимался на Кузнецком мосту, в одном из зданий министерства речного флота.

image

Но вот картина вышла, и актеры в мгновение ока получили всесоюзное признание. Исполнители главных ролей Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков были названы актерами года. Так появился фильм, ставший любимым для нескольких поколений. Думаете, я преувеличиваю? В процессе написания этой статьи, я набрала в поисковой системе ключевые слова «служебный роман». Большинство найденных документов - анкеты сайтов знакомств, в которых юноши и девушки в графе «любимый фильм» пишут это название. Анкет таких - тысячи. А значит, тридцатилетие для этой картины - далеко не предел.

В комедиях Эльдара Рязанова романтическое начало развивалось постепенно, застенчиво. От «Гусарской баллады» до «Иронии судьбы», и лишь в «Служебном романе» раскрылось во всей своей чистоте и совершенстве. И неожиданно весь творческий коллектив предстал безнадежными лириками, пропитавшими поэтикой серые советские будни. Да, от одного мимолетного взгляда на будни статистического учреждения сквозило безнадежностью. Но, видимо, Рязанов был уверен - чудо преображения заключено в самом человеке и ждет своего часа. Стоит его явить миру - неоперившееся, неловкое, каким было оно у Новосельцева - как окружающие смущенно снимают свои социальные маски, да и у природы, оказывается, нет плохой погоды.

Зритель глазами очевидца смотрит на преобразившийся мир. Особое значение приобретает осенний дождь, свет в окнах многоэтажек, тугая пачка безответных любовных писем, жизнерадостный перестук каблучков, и служебный роман, разворачивающийся на глазах у всех тружеников статистики. Героям приходится ломать множество барьеров - социальный, служебный, психологический... Научиться не замечать сплетни и косые взгляды. А уж главной героине в закомплексованности равных нет. Вместе с Калугиной преобразились тысячи женщин, о чем свидетельствовали письма, пришедшие на телевидение после премьеры. И продолжавшие приходить еще много лет. Служебный роман«Человек рождается для того, чтобы жить, а не готовиться к жизни», - так однажды написал Пастернак, это же повторил своим фильмом Рязанов. «Служебный роман» - фильм о том, как неожиданно оживают люди, просыпаются от своей пожизненной дремоты и осознают, что такое любовь и красота. Поэтому и Самохвалов - единственный отрицательный герой, который только «готовится к жизни», запасаясь благами внешнего мира, положением в обществе, местом на карьерной лестнице. И не замечает смены времен года.

Огромное значение в картине играет фон, на котором развиваются сюжетные линии. Без музыки Андрея Павловича Петрова фильм потерял бы все свое очарование, всю атмосферу ожидания счастья. Песни «Служебного романа» не просто окаймляют кадр, они поселились в фильме, стали неотъемлемой его частью. И, совместно с героями, начали создавать настроение. То настроение, которое еще витает в воздухе после того, как фильм подошел к концу и титры медленно уплыли в вечность. То настроение, которое заставляет юных романтичных девушек искренне писать в анкетах «Любимый фильм: Служебный роман». Песня «У природы нет плохой погоды» была написана Рязановым, но он передал её композитору фильма Андрею Петрову как стихотворение английского поэта Уильяма Блейка.

Подпишитесь на наш
Блоги

Народное кино "Служебный роман "

18:31, 21 декабря 2009

Автор: NikaNika

Комменты 19

Аватар

Фильм растаскан на цитаты и давно уже в статусе культового.

Аватар

Самый мой любимый фильм!

L

Спасибо за пост! Фильм один из любимейших! смотрела его огромное количество раз, и ещё раз 100 посмотрю точно! Великолепный сюжет, игра, персонажи! Лия Ахеджакова самая любимая секретарша!!!) Бесподобный фильм навека!

Аватар

Спасибо за пост!! Очень люблю этот фильм :) У нас с мужем тоже был служебный роман :)

Аватар

А ещё меньше фотографий не было? Ужас...

Подождите...