Нарратология, теория нарратива, теория повествования —
научная дисциплина, изучающая повествование в целом.
Существуют несколько приемов нарратологии, которые используются как в
изобразительном искусстве, так и в театре и в кино.
Mise en abyme или принцип матрёшки — рекурсивная
художественная техника, известная в просторечии как «сон во сне», «рассказ в
рассказе», «спектакль в спектакле», «фильм в фильме» или «картина в
картине».
Термин пришёл из средневековой геральдики, где французским словом abyme
(устаревшее написание слова abîme) обозначался миниатюрный герб в центре
герба.
Самый известный пример - «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, где на
стене за фигурами портретируемых висит небольшое выпуклое зеркало, в котором
видно, как художник рисует портретируемых и то самое зеркало, в котором
отражён он сам и т. д.
Обложка альбома «Ummagumma» группы Pink Floyd тоже создана с
использованием этого приема.
Если у вас еще не закружилась голова, перейдем к фильмам. Думаю, самым ярким
примером будет фильм «Начало» Кристофера Нолана, где все построено на
наслоении реальностей.
«Ванильное небо» тоже в какой-то мере придерживается этого принципа.
Фильм «Клетка» с Дженнифер Лопез также отображает реальность в реальности, где
герои погружаются в чужое подсознание, правя его сами или становясь жертвами
чужой воли.
«Бассейн» Франсуаза Озона построен на этом же принципе, но суть раскрывать я
не стану, ибо это видно только в развязке.
«Экзистенция» с Джудом Лоу, где сюжет запутан настолько, что уже невозможно
понять, игра это или реальный мир.
Макгаффин — распространённый в западной нарратологии
термин для обозначения предмета, вокруг обладания которым строится фабульная
сторона произведения (как правило, приключенческого жанра). Это своего рода
механическая формула для конструирования сюжета: завязка построена на поисках
того или иного предмета, о котором по ходу действия зачастую забывают. Термин
ввел Альфред Хичкок. «Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею
обладать», — говорит Хичкок, добавляя, что в хорошем макгаффине всегда
присутствует элемент непрояснённости.
Примеры — правительственные секреты в «К северу через северо-запад»
самого Хичкока, мерцающее содержимое чемоданчика в «Криминальном чтиве»
Квентина Тарантино или таинственная "счастливая" картина русского миллиардера
в «Рок-н-рольщике»
Это характерно для и «Индианы Джонса», где такой предмет упоминается сразу же
в названии фильма. Или для вестернов, например «Золото Маккены»
Из отечественных фильмов нельзя не вспомнить «Двенадцать стульев»,
«Бриллиантовую руку» или же «Приключения итальянцев в России», где все
охотились за одним и тем же наследством.
Узнавание — традиционный перевод древнегреческого термина
«анагноризис» (ἀναγνώρισις), которым оперирует в «Поэтике» Аристотель. Это
переломный момент в драматическом произведении, когда тайное становится явным,
когда главный герой утрачивает свои иллюзии и понимает суть происходящего
вокруг. Узнавание, как правило, приурочено к кульминации действия, после него
события стремятся к развязке.
Я люблю Ди Каприо, поэтому первым примером пойдет «Остров проклятых», где
главный герой в ходе расследования узнает неожиданную правду.
В «Бойцовском клубе» узнавание – тоже немаловажная часть финала, как и в
фильме «Шестое чувство».
Следом можно упомянуть и «Матрицу», где неожиданно узнавание приводит к
завязке сюжета, а не развязке (реальный мир – это сон, а сон – это
реальность).
Пролепсис — фигура речи, упоминание будущих событий или
свойств как заранее ожидаемых. Например, у Китса:
Вдоль стен Флоренции во весь опор
С убийцами их жертва проскакала.
В кинематографе аналогом этого приёма является флэшфорвард.
Первый пример, что приходит в голову: сериал «Как я встретил вашу маму»,
полностью построенный на этом приеме. Сериал «Вспомни, что будет» в
английской версии так и называется «Flash Forward», что как бы намекает.
Также этот прием часто использовался в сериале LOST. Флэшфорвард впервые появился в серии «Через зеркало», причём его события были показаны таким образом, чтобы зрители приняли его за флэшбэк. Только концовка серии окончательно раскрывала её суть. Кроме этой серии, которая относится к третьему сезону, все остальные флэшфорварды показаны в сериях четвёртого сезона. Они отображают события, связанные с шестёркой Ошеаник после того, как они покинули Остров.
Противоположность этому приему – флешбэк, обратный кадр — в искусстве означает
отклонение от повествования в прошлое: сюжетная линия прерывается, и зритель
наблюдает действия, которые происходили ранее. Используется в кинофильмах,
видеоиграх, радиопостановках. В литературоведении аналогом обратного кадра
считается ретроспектива.
Так, например, фильм «Титаник» - один сплошной флешбэк, воспоминания старой
Розы о тех днях.
На этом пока все, надеюсь, вам понравилось.
Источники - википедия и фансайт лоста.
Нарратология в кино
15:56, 31 июля 2013
Автор: lisenok
Комменты 40
Спасибо за пост, интересно, т.к. никак не дойду до того, чтоб почитать про подобные приемы. Мне нравится узнавание.
Оказывается, у всего есть свое название, не думала, "что это " может так называться
обожаю принцип матрешки и анагноризис в фильмах.. меня прям завораживают такие моменты..
Очень классный пост, в избранное! Я и не знала, что у такого еще и название есть.))
Очень интересно, очень понравилось! при следующем просмотре какого нить фильма обращу внимание на поиск вышеописанных приемов