Нарратология, теория нарратива, теория повествования — научная дисциплина, изучающая повествование в целом.
Существуют несколько приемов нарратологии, которые используются как в изобразительном искусстве, так и в театре и в кино.
Mise en abyme или принцип матрёшки — рекурсивная художественная техника, известная в просторечии как «сон во сне», «рассказ в рассказе», «спектакль в спектакле», «фильм в фильме» или «картина в картине».
Термин пришёл из средневековой геральдики, где французским словом abyme (устаревшее написание слова abîme) обозначался миниатюрный герб в центре герба.
Самый известный пример -  «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, где на стене за фигурами портретируемых висит небольшое выпуклое зеркало, в котором видно, как художник рисует портретируемых и то самое зеркало, в котором отражён он сам и т. д.


Обложка альбома «Ummagumma» группы Pink Floyd  тоже создана с использованием этого приема.


Если у вас еще не закружилась голова, перейдем к фильмам. Думаю, самым ярким примером будет фильм «Начало»  Кристофера Нолана, где все построено на наслоении реальностей. 


«Ванильное небо» тоже в какой-то мере придерживается этого принципа. 
Фильм «Клетка» с Дженнифер Лопез также отображает реальность в реальности, где герои погружаются в чужое подсознание, правя его сами или становясь жертвами чужой воли.

«Бассейн» Франсуаза Озона построен на этом же принципе, но суть раскрывать я не стану, ибо это видно только в развязке.
«Экзистенция» с Джудом Лоу, где сюжет запутан настолько, что уже невозможно понять, игра это или реальный мир.


Макгаффин  — распространённый в западной нарратологии термин для обозначения предмета, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения (как правило, приключенческого жанра). Это своего рода механическая формула для конструирования сюжета: завязка построена на поисках того или иного предмета, о котором по ходу действия зачастую забывают. Термин ввел Альфред Хичкок. «Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать», — говорит Хичкок, добавляя, что в хорошем макгаффине всегда присутствует элемент непрояснённости. 
Примеры — правительственные секреты в  «К северу через северо-запад» самого Хичкока, мерцающее содержимое чемоданчика в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино или таинственная "счастливая" картина русского миллиардера в «Рок-н-рольщике» 


Это характерно для и «Индианы Джонса», где такой предмет упоминается сразу же в названии фильма.  Или для вестернов, например «Золото Маккены»


Из отечественных фильмов нельзя не вспомнить «Двенадцать стульев», «Бриллиантовую руку» или же «Приключения итальянцев в России», где все охотились за одним и тем же наследством.


Узнавание — традиционный перевод древнегреческого термина «анагноризис» (ἀναγνώρισις), которым оперирует в «Поэтике» Аристотель. Это переломный момент в драматическом произведении, когда тайное становится явным, когда главный герой утрачивает свои иллюзии и понимает суть происходящего вокруг. Узнавание, как правило, приурочено к кульминации действия, после него события стремятся к развязке. 
Я люблю Ди Каприо, поэтому первым примером пойдет «Остров проклятых», где главный герой в ходе расследования узнает неожиданную правду.


В «Бойцовском клубе» узнавание – тоже немаловажная часть финала, как и в фильме «Шестое чувство».


Следом можно упомянуть и «Матрицу», где неожиданно узнавание приводит к завязке сюжета, а не развязке (реальный мир – это сон, а сон – это реальность).

Пролепсис — фигура речи, упоминание будущих событий или свойств как заранее ожидаемых. Например, у Китса:
Вдоль стен Флоренции во весь опор
С убийцами их жертва проскакала.

В кинематографе аналогом этого приёма является флэшфорвард. Первый пример, что приходит в голову: сериал «Как я встретил вашу маму», полностью построенный на этом приеме.  Сериал «Вспомни, что будет» в английской версии так и называется «Flash Forward», что как бы намекает.

Также этот прием часто использовался в сериале LOST. Флэшфорвард впервые появился в серии «Через зеркало», причём его события были показаны таким образом, чтобы зрители приняли его за флэшбэк. Только концовка серии окончательно раскрывала её суть. Кроме этой серии, которая относится к третьему сезону, все остальные флэшфорварды показаны в сериях четвёртого сезона. Они отображают события, связанные с шестёркой Ошеаник после того, как они покинули Остров.

Противоположность этому приему – флешбэк, обратный кадр — в искусстве означает отклонение от повествования в прошлое: сюжетная линия прерывается, и зритель наблюдает действия, которые происходили ранее. Используется в кинофильмах, видеоиграх, радиопостановках. В литературоведении аналогом обратного кадра считается ретроспектива. 
Так, например, фильм «Титаник» - один сплошной флешбэк, воспоминания старой Розы о тех днях.

На этом пока все, надеюсь, вам понравилось.

Источники - википедия и фансайт лоста.

Блоги

Нарратология в кино

15:56, 31 июля 2013

Автор: lisenok

Комменты 40

I

Спасибо за пост, интересно, т.к. никак не дойду до того, чтоб почитать про подобные приемы. Мне нравится узнавание.

M

Оказывается, у всего есть свое название, не думала, "что это " может так называться

Аватар

обожаю принцип матрешки и анагноризис в фильмах.. меня прям завораживают такие моменты..

Аватар

Очень классный пост, в избранное! Я и не знала, что у такого еще и название есть.))

Аватар

Очень интересно, очень понравилось! при следующем просмотре какого нить фильма обращу внимание на поиск вышеописанных приемов

Подождите...