Интересная подборка известных фильмов, которые не понравились Андрею Тарковскому. Материал подготовлен по большей части на основе «Мартиролога», дневника режиссера. В «черный список» попали такие выдающиеся режиссеры как Франко Дзеффирелли, Милош Форман, Тео Ангелопулос,  Франсуа Трюффо, Фрэнсис Форд Коппола (дважды), Вуди Аллен, Стэнли Кубрик (дважды) и многие другие.  

1. Великолепная семерка, режиссер Джон Стёрджес, США, 1960 г.

«В «Великолепной семерке» все построено по канонам, которые разрушить невозможно. Все уже известно заранее. Зритель заранее знает, что должно случиться, но смотрит потому, что все это блистательно решено в жанровых, стилевых законах вестерна. Это не искусство. Это коммерческое предприятие. Какие бы замечательные идеи не вкладывались, все липа, фальшь, нелепость».


2. Лолита, режиссер Стэнли Кубрик, США, 1962 г.

«В Венеции я видел англо-американский фильм «Лолита». Он рассказывает о любви между сорокалетним человеком и 12-летней девочкой. Картина пуста от начала до конца, на ее просмотре не испытывал никаких чувств, кроме подавленности и отвращения. Кино будущего непременно должно уйти от пустоты.

3. Жить своей жизнью, режиссер Жан-Люк Годар, Франция, 1962 г.

«Талантливый французский режиссер Жан-Люк Годар, поставивший раньше блистательный фильм «На последнем дыхании», на этот раз показал в Италии бессмысленный «полумодерн» — «Жить своей жизнью». В картине Годара только видимость социальной проблемы (жизнь проститутки), сама же проблема не только не решается, но и не ставится: Годар отказался в этом фильме даже от своих формальных достижений. Разумеется, я оставляю в стороне игру актеров».


4. Жизнь, любовь, смерть, режиссер Клод Лелуш, Франция, Италия, 1969 г.

«Лелуша у нас обожают. Даже публика из Дома кино. Это неслучайно. Пошлость у нас любят. «Жизнь, любовь, смерть» — чудовищная по своей пошлости картинка. Речь в ней идет ни больше ни меньше как о протесте против смертной казни. (Почти Достоевский!). Но для того, чтобы заинтересовать этой проблемой зрителя (да и самого себя, наверное! Sic!), какими только средствами он не пользуется! И секс, и извращение, и сентиментальности. Бездарный французик. В Доме кино публика просто писала кипятком от восторга».

5. Ватерлоо, режиссер Сергей Бондарчук, СССР, 1970 г.

«Сегодня смотрел «Ватерлоо» Бондарчука. Бедный Сережа! Стыдно за него».


6. Тристана, режиссер Луис Бунюэль, Франция, Италия, Испания, 1970 г.

«Видел фильм Бунюэля - забыл название (Да! «Тристана») — очень плохо: о женщине, которой ампутируют ногу и которой иногда снится колокол с головой ее мужа-отчима вместо языка, — нечто несусветно пошлое. Бунюэль иногда позволяет себе подобные падения».


7. Бег, режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов, СССР, 1970 г.

«Видел фильм Алова и Наумова «Бег». Это ужасно! Издевательство над всем русским — характером, человеком, офицером. Черт-те что!».


8. Космическая Одиссея 2001 года, режиссер Стэнли Кубрик, США, 1962 г.

«Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне доводилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда они (как С.Кубрик) называют свои фильмы «предвидениями». Невероятно!». «Космическая Одиссея»… мне кажется совершенно неестественной: вымороченная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения. Но кому интересно произведение, где технические достижения сами по себе стоят в центре внимания художника? Ведь искусство не может существовать вне человека, вне его нравственных проблем».

9. Бойня номер пять, режиссер Джордж Рой Хилл, США, 1972 г.

«Бойня №5» получила главную премию жюри. Что это такое? Это плохо экранизированный грандиозный роман. И тем не менее — премия жюри! Просто сейчас дикая конъюнктура на так называемый «политический кинематограф».


10. Был месяц май, режиссер Марлен Хуциев, СССР, 1970 г.

«Не знаю почему, но меня последнее время стал чрезвычайно раздражать Хуциев. Он очень изменился в связи с теплым местечком на телевидении. Стал осторожен. С возрастом не стал менее инфантильным и, конечно, как режиссер совершенно непрофессионален. И мысли-то у него какие-то короткие пионерские. Все его картины раздражают меня ужасно; пожалуй, кроме последней [«Был месяц май»]- о конце войны. Да и то с натяжками, ибо главный герой — ужасен. И линия поляка из концлагеря - тоже какая-то взятая словно напрокат. И виньетка эта с туристами и развалинами очень неудачна. Странно, но какой-то он жалкий».

11. Любить человека, режиссер Сергей Герасимов, СССР, 1972 г.

«Сергей Герасимов рвется к Ленинской премии; выступает в прессе с клятвами и объяснениями в любви в адрес Человека. Но, понимая, что его «Любить человека» вполне ничтожно, он выдумал «тетралогию» и хочет Ленинской хотя бы за четыре свои дерьмовых фильма. Что же? Может быть, и получит. Ну и ничтожество!».

12. Крестный отец, режиссер Фрэнсис Форд Коппола, США, 1972 г.

«За последнее время наибольшее количество зрителей собрал «Крестный отец», но, с моей точки зрения, это плохая картина. Положим, актеры играют хорошо — с этим я согласен. Но в целом картина мне кажется скучной, неоригинальной, чрезвычайно традиционной с точки зрения средств выражения. А по сути так просто реакционная – оправдание рождения и существования мафии! Отказ же Копполы от «Оскара» — это еще одна дополнительная реклама, определенный расчет. И все это так далеко от проблем современного искусства».

13. Последняя волна, режиссер Питер Уир, Австралия, 1977 .г

«Вечером смотрел «Последнюю волну», фантастический фильм. Так себе, конечно, просто «история».

14. Зомби, режиссер Лючио Фульчи, Италия, 1979 г.

«Вечером был с Франко в кино. Смотрели «Зомби-2»- фантастический фильм ужасов. Кошмар — противно и бездарно».


15. Луна, режиссер Бернардо Бертолуччи, США, Италия, 1979 г.

«Смотрел «Луну» Бертолуччи. Чудовищная дешевка и пошлятина».

16. Гамлет, режиссер Григорий Козинцев, СССР, 1964 г.

«По телевизору показывали «Гамлета» Козинцева. До чего же это ничтожно! Бедный Григорий Михайлович! Неужели он действительно верил, что сделал нечто стоящее».

17. Манхэттен, режиссер Вуди Аллен, США 1979 г.

«Пытались с Лорой смотреть в кино фильм В.Аллена «Манхэттен». Ушел после первой половины. Нудно до безобразия, и страшно необаятельный актер (Вуди Аллен, который хочет казаться неотразимым».


18. Апокалипсис сегодня, режиссер Фрэнсис Форд Коппола, США, 1979 г.

«Смотрел «Апокалипсис» Копполы. Очень слабый актер в главной роли, ошибочная драматургия. Картина не стоит на ногах. Оживленный комикс».


19. Прыжок в пустоту, режиссер Марко Беллоккьо, Франция, Италия, Германия (ФРГ), 1980 г.

«Смотрел «Прыжок в пустоту» Белоккио. Холодно и сухо. Головно. Оператор неплох».


20. Город женщин, режиссер Федерико Феллини, Франция, Италия, 1980 г.

«На фестивале в Канне было в газетах, что последний фильм Феллини полная катастрофа, а сам он равен нулю. Ужасно. Но это правда, ибо его фильм действительно ничтожен».


21. Убийство китайского букмекера, режиссер Джон Кассаветис, США, 1976 г.

«Смотрел фильм Кассаветиса «Убийство китайского букмекера». Чувствуется рука, конечно, но жалко его до слез. Мне жалко их, лучших: и Антониони, и Феллини, и Рози - они, конечно, совсем не те, что кажутся издали».


22. Пиросмани, режиссер Георгий Шенгелая, СССР, 1969 г.

«Георгий Шенгелая сделал плохую картину о Пиросмани! Пиросмани жил, как хотел, и был счастливым человеком. Он был органичен. Он не был страдальцем в социологическом смысле слова».


23. Почтальон всегда звонит дважды, режиссер Боб Рафелсон, США, 1981 г.

«Вчера посмотрел фильм с Джеком Николсоном. Драма с роковой любовью и убийством. Не нравится мне этот Николсон».


24. Соседка, режиссер Франсуа Трюффо, Франция, 1981 г.

«Днем смотрели с Норманом фильм Трюффо с замечательной актрисой Fanny Ardant — фильм посредственный, но с хорошими актерами. А Ardant — так очень и очень хороша».

25. Одержимая, режиссер Анджей Жулавски, Франция, Германия (ФРГ), 1981 г.

«Смотрел чудовищно омерзительный фильм Possesions (?). Американская смесь фильма ужасов, дьявольщины, насилия, детектива и всего, чего угодно. Отвратительно. Деньги, деньги, деньги, деньги... Ничего настоящего, истинного. Ни красоты, ни правды, ни искренности, ничего. Лишь бы заработать... На это невозможно смотреть... Можно все, позволительно все, если за это «все» платят деньги».

26. Идентификация женщины, режиссер Микеланджело Антониони, Франция, Италия, 1982 г.

«Смотрел фильм Антониони ради Andrea Crisanti (художника). Трудно даже сказать, как этого плохо. Даже если это история бездуховности и пустоты, образовавшейся в человеке в том мире, где выращивают любовь, - то нельзя быть автору бездуховным и лишенным любви. Я уже не говорю о бездарно снятых De Palna изображениям. Актеры, музыка, диалоги - все очень плохо».


27. Александр Великий, режиссер Тео Ангелопулос, Италия, Германия (ФРГ), Греция, 1980

«Смотрел ужасный фильм Ангелопулоса «Александр Великий», который в Венеции в прошлом году получил «Золотого Льва». Скучно, длинно, пусто, многозначительно и бессмысленно. Головно, без понятия об образе, ритме, поэзии. Поразительно тупо. Тонино как-то (в который раз) говорил: «Невозможно работать на Западе! Смотри - Ангелопулос получил «Золотого Льва», была потрясающая критика (?!), а зритель фильм не смотрит (еще бы — 3 ч. 20 мин. резины!), и никто этому талантливому (?!) режиссеру не дает денег!». Боже мой! Тонино! Да видел ли ты этот фильм?».


28. Изгоняющий дьявола, режиссер Уильям Фридкин, США, 1973 г.

«Видел этот фильм — «Изгнание дьявола», о котором очень много говорили как об очень хорошем. Дрянь страшная. Фон Сюдов в одной из ролей. Очень хорош».


29. Травиата, режиссер Франко Дзеффирелли, Италия, 1982 г.

«Вчера вечером был на премьере чудовищного фильма Zeffirelli «La Traviata» в надежде быть представленным Pertini. Но он не пришел».


30. Амадей, режиссер Милош Форман, США, 1984 г.

«Амадеус» Формана. Восемь «Оскаров» — и так бездарно. Причем всё. Может быть, только Сальери неплох, но ужасна его концепция. Не то чтобы ужасна, но как-то не очень человечна».

ИСТОЧНИК

ЭПИЛОГ

Однажды, в давние времена, когда режиссеры ощущали единую принадлежность к цеху искусства, на  «Мосфильме» проходил закрытый показ только что законченной картины  «Бриллиантовая рука» . Посмотрели, включили свет, начали обсуждать. Слово взял Андрей Тарковский.
— Я бы сократил некоторые сцены. А эпизод на корабле, где этот молодой актер поёт про остров… как его фамилия?
— Миронов.
— Да, Миронов. Так вот, этот эпизод я бы вообще вырезал. Смысловой нагрузки не несёт, затянуто. Скучно.
Тут встаёт Гайдай и вздыхает:
— Эх Андрюша. Уж кто бы говорил…

Подпишитесь на наш
Блоги

30 фильмов, которые не понравились Андрею Арсеньевичу

13:07, 2 июля 2013

Автор: Stella-66

Комменты 121

Аватар

Помню, в его дневниках читала, как он говорил, что все актрисы дуры. Похоже для него все были ничтожеством, он и М.Вертинской говорил, когда предлагал ей роль дурочки, тебе не надо ничего играть, ты и есть дурочка. Разве это нормально? Хотя я все равно его люблю как режиссера

Аватар

Очень интересно. И конечно, в высшей степени субъективно. Впрочем, зная фильмы самого Тарковского можно себе представить, что он ценит в кино, так что... Многое из этого не смотрела. Жаль что нет информации, что он говорил про более известные фильмы - тех же Антониони, Феллини и пр. Было бы любопытно.

Аватар

При всем уважении к Тарковскому, так безапелляционно критиковать признанных картины - признак недалекости и завышенной самооценки. Кубрик, Феллини, Аллен и Кополла явно сильнее, чем сам Тарковский

Аватар

читать комментарии к этому посту - такая боль

Аватар

очень советский человек. До мозга костей. Половину его фильмов вообще не понимаю, типа Зеркала, половина шедевров типа Соляриса и Сталкера...

Подождите...