Моя нынешняя подборка получилась под стать нынешним увлечениям. Два фильма о психологических экспериментах - то, почему я и хотела взять Германию. Два романтических. И один исторический. К тому же вестерн. Получилась сборная солянка, но тем не менее. 

 Эксперимент/ Das Experiment 2001

Это фильм немецкого режиссера Оливера Хиршбигеля по мотивам романа «Черный ящик» Марио Джордано. Роман, в свою очередь, был написан под впечатлением от Стенфордского тюремного эксперимента, проведенного Филиппом Зимбардо в 1971 году.

Ученый и его помощница проводят эксперимент – в лабораторных условиях исследуют поведение групп: воссоздают тюрьму в миниатюре. Перед отбором каждый испытуемый проходил тестирование – анкетирование, проверка биографии, графические тесты. Часть испытуемых определяют в заключенные, часть – в надзиратели. На каком основании их распределяли – не сообщается.

Надзирателям сразу же дают довольно суровый инструктаж, мотивирующий на строгое поведение и серьезное отношение: «Успех или провал эксперимента зависит от вас. Если вы будете выполнять свои обязанности без должной ответственности и дисциплины, эксперимент не имеет смысла, и нам придется остановить его. Вы не играете роль надзирателей. Вы и есть надзиратели». Заключенным такого инструктажа не дается, поэтому они менее серьезно относятся. Однако при этом их одевают в нелепые пижамы, выдают номера, оставляют без нижнего белья – тем самым провоцируется утрата самоидентификации, которая проявится в будущем.

 Таким образом, в тот момент, когда для охранников все стало серьезно, для заключенных – это еще игра. И это – основа первого конфликта, тот момент, когда Тарек провоцирует охранника. Охранник чувствует себя униженным, сцена в комнате охраны убеждает его в этом. А соответственно жаждет отыграться. Если нежелательный поступок (получение унижения) нельзя ни забыть, ни исправить, нужно оправдать его – в данном случае ответным действием. Унизить заключенного в ответ, т.к. чувству собственного достоинства грозит опасность. Его действия остаются безнаказанными и провоцируют группу надзирателей вести себя жестче. Здесь опять же прослеживается: мы справляемся – мы молодцы. Мы не справляемся – заключенные нахалы, а мы – молодцы, надо их проучить.

По поводу оригинального эксперимента Зимбардо сказал: «В первый день все это просто выглядело как маленькая тюрьма – с игрушечными камерами, но на второй день в сознании заключенных, охранников и наших сотрудников это уже была самая настоящая тюрьма».

Думаю, в фильме этот «сдвиг» в сознании произошел также на второй день. Но если у надзирателей, которых наделили инструкциями, все было гораздо быстрее, то заключенные в полной мере осознали свое заключение только ближе к вечеру.

Еще в обед заключенные были более благодушно настроены. Но сцена с молоком показывает, что поведение надзирателей уже зависит больше от внешней атрибуции, а не от внутренней. Но опять же – пока еще балансирует на грани. А после того, как надзирателям удалось усмирить бунт с помощью унижения «преступников» и особенно после того, как они получили одобрение от руководства эксперимента, надзиратели окончательно сжились с ролью. «Чепуха, если нас не останавливают, значит, все идет по плану. Все нормально». Агрессия нарастает, давление становится не только моральным, но и физическим. Все права заключенных становятся скорее привилегией, которую надо заслужить.

"Внезапно динамика полностью изменилась. Они полностью поверили, что имеют дело с опасными заключенными, и на этом этапе все это перестало быть экспериментом", - вспоминает Зимбардо В фильме это четко прослеживается.

Тюремные условия, будучи принятыми за реальные, оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние как заключенных, так и охранников.  Сам организатор в тот момент тоже находился под властью ситуации – он ощущал свою власть и над теми и над другими. Помощница в данном случае играла роль жены Зимбардо, но если в реальности удалось прервать эксперимент, то в фильме сложилось иначе. И где-то с середины режиссер отходит от классической передачи Стенфордского эксперимента. Скажем так, он  решил пофантазировать, что было бы, если бы эксперимент зашел слишком далеко. 

Что можно сказать в итоге? Заключенные и надзиратели не отбирались по принципу «кто слабее, тот и в камеру». Все были заранее протестированы на агрессию, то есть это были обычные среднестатистические люди без садистских или мазохистских наклонностей. И, тем не менее, случилось то, что случилось. Более того, сама ситуация такова, что если бы изначально испытуемых поменять ролями (если бы избранным стать заключенными досталась роль надзирателей), результат вряд ли бы изменился.

В общем и целом результат эксперимента ясен: не всегда человек свободен в своих действиях, мы недооцениваем влияние ситуации на людей, на тех же охранников, которые изначально не проявляли садистских наклонностей, разговаривали о детях и так далее, а в итоге… Как сказал один из реальных участников эксперимента: «Я понял, что в определенной ситуации, я, вероятно, способен на вещи, о которых я позже вспоминал со стыдом». Фразы «Я бы на его месте никогда так не поступила», - не работают, пока мы не встанем на то самое место. Самый главный из всех выводов один: невозможно понять и предсказать заранее на основе индивидуальных качеств и данных, как человек будет вести себя в любой экстремальной ситуации, неважно, благоприятной или нет, пока он в этой ситуации не окажется.

Эксперимент 2: Волна / Die Welle 2008


фильм режиссёра Денниса Ганзеля, вышедший на экраны в 2008 году.
Фильм снят по книге Тодда Страссера  «Волна». Книга была написана в 1981 году по мотивам вышедшего в том же году одноимённого фильма . В основе всех этих произведений — реальный эксперимент «Третья волна», произведённый учителем истории Роном Джонсом  в городе Пало-Альто в Калифорнии.
В немецкой гимназии проводится специальный проект: в течение недели ученики будут изучать одну из политических систем по собственному выбору. Учитель Райнер Венгер (Юрген Фогель) хотел бы провести курс Анархии, близкой ему по духу, но ему достаётся Автократия. Пришедшие на занятие ученики не верят, что в современной Германии может быть установлена диктатура. Венгер начинает эксперимент, призванный показать, как легко можно манипулировать массами.
Сами понимаете, если фильм снят по книге, написанной по фильму, снятому по мотивам и так далее, достоверности там мало. Тем не менее фильм весьма похож на первый, причем тем же самым: режиссер фактически поставил ту же цель: показать, что было бы, если бы эксперимент зашел слишком далеко.
Эксперименты, кстати, схожи. В обоих речь идет о влиянии ситуации на человека. Но если в первом четко показано влияние положения человека на его поведение, то в этом – скорее то, как легко манипулировать людьми, как просто заставить поверить человека в сверхидею. И самое страшное – как просто создать Четвертый рейх. С нуля, на людях, которые помнят ошибки своих предков.
Мне, кстати, вспоминается история о Френке Заппе, она здесь тоже в тему:  однажды музыкант  выступал в Западном Берлине. Перед началом песни он подошел к краю сцены, выкинул руку в фашистском приветствии и в микрофон выкрикнул: «Зиг?» 2-3 ответных выкрика «Хайль» в ответ. Заппа начал играть... Где-то к середине композиции он снова спросил: «Зиг?»... Немцы уже успели разгорячиться, и уже заметная часть публики вскинула руки с криком «Хайль!» Заппа доиграл песню до конца, полностью подчинив себе волю зрителей, и, когда он в третий раз закинул невод, весь закричал в ответ «ХАЙЛЬ!!!» Тут Заппа сказал примерно: «Я вижу, вы за эти годы не изменились, я отменяю этот концерт». Концерт был отменен, Заппа заплатил бешеную неустойку. 
Но, возвращаясь к кино, я, кстати, очень зауважала немцев за эти два фильма.  Именно потому, что они не побоялись взглянуть своим кошмарам в лицо. Потому что они показали то, чего стыдятся.  Мы – такие, говорят эти фильмы. Мы были такими, мы можем стать такими еще раз.
Но, знаете, самое страшное в фильмах не это. Понимаете, фильм-то не о немцах.  Он о всех нас. Не только они такие. Мы все можем поддаться очередному безумию. И такое темное прошлое найдется в истории каждой страны. Что делать? Развивать в себе критичность и стараться быть такими, как героиня фильма Каро, может быть. И никогда не становиться такими, как Тим.

Извините, я очень много написала по первым двум фильмам, они мне близки. Надеюсь, вы не утонули в ворохе слов ))) Постараюсь дальше быть более краткой.

Тариф на лунный свет / Mondscheintarif 2001

Фильм я смотрела, как только он вышел. Но это было в хмельном угаре, а потому я запомнила только, что у главного героя была, пардон, ширинка на пуговицах. Да еще совершенно шикарную песню Weep от Reamonn.

Недавно наткнулась на Сплетнике на пост с цитатами, удивилась – как много же я упустила! И решила пересмотреть. Забавное чувство – когда уже виденный фильм смотришь как в первый раз. Все время преследовало ощущение дежа вю. Что я могу сказать – фильм очень женский и замечателен этим. Этакая немецкая Бриджит Джонс, все тараканы наружу. Пожалуй, его можно смотреть с подругами и бутылкой вина. Оба героя меня внешне не зацепили – они какие-то слишком немецкие что ли. Но зато мысли Коры такие родные. Я думаю, каждая девушка хотя бы краешком сталкивалась с ее проблемами. Звонить самой или подождать? Что делать на свидании? Как быть, если мужчина пропал и сам не звонит? Действительно есть куча неписаных канонов поведения. Соблюдать их или плюнуть на все и рискнуть – решайте сами. Я была по обе стороны, выигрывала и проигрывала. Поэтому посмотреть такой фильм, примерить ситуации на себя мне было крайне интересно.

И еще: фильм реально можно растаскать на цитаты, вот что ценно!

Мое хобби – сжигание жира. Иногда я теряю вес, в другое время я его набираю, так что у меня нет ни минуты свободного времени.

Если кто-нибудь говорит вам, что позвонит вам в субботу вечером, что он имеет в виду? Значит ли это, что он позвонит в 6, чтобы пригласить на ужин на 8.30? Или он позвонит в 11, чтобы удостовериться, что ты одна дома и, как дура, ждешь звонка мужчины своей мечты? Когда же начинается субботний вечер?

Черт побери, похожая мысль и мне взрывала мозг в свое время. И уже этого достаточно, чтобы я сочла фильм стоящим. Я его даже пересмотрю когда-нибудь. Под настроение.

Босиком по мостовой / Barfuss 2005

Ник — хронический неудачник. Он не может задержаться ни на одной работе. Все, кроме матери, считают Ника аутсайдером. В очередной раз ему дают место уборщика в психбольнице. Проработав там всего один день, Ник спасает больную Лайлу от самоубийства. Ей 25 лет, она по-детски наивна, всегда ходит босиком и никогда не видела реальной жизни. Мать не выпускала дочь из дому 19 лет, а после её смерти Лайлу направили в психбольницу. Девушка тайком выслеживает своего спасителя и появляется на пороге его квартиры, заявляя, что теперь она будет жить с ним. 

Этот фильм привлекает меня дважды: психологией и Тилем Швайгером, естественно. За одно его существование я благодарна Германии! Но шутки в сторону - здесь много прекрасного, начиная от подбора актеров - Йоханна Вокалек настолько органична в роли Лайлы, что кого-то другого сложно представить, и заканчивая музыкой. Саундрек можно слушать отдельно. И я скажу, очень Тилю повезло урвать еще и песню Dido для фильма - она идеальна к своему моменту. Кстати, я вычитала, что все сьемки прошли при искусственном освещении. Этакая "фишка" фильма. И она сработала. Сейчас попробую объяснить, почему.

Фильм почему-то напомнил "Достучаться до небес". Может быть, потому что все время хотелось назвать главного героя Мартином, все казалось, я смотрю что-то вроде продолжения, где Брест почему-то выжил. Может быть, я просто не мыслила Швайгера в другой роли? Так нет же - я ведь не спрашивала себя в "Короле Артуре", почему Мартин Брест идет против, собственно, Артура? И в "Красавчике"тоже... 
Все же мне кажется, есть в "Босиком по мостовой" что-то от атмосферы "Небес": та же дорога, познание себя, только вместо Руди сумасшедшая девочка Лейла. 
И все же фильм особенный - трогательный в своей нежности и удивительный в своих откровениях. Он, кажется, говорит о простых, но почему-то забытых вещах.
Главная героиня, как мне показалось, не такая уж и сумасшедшая, просто видит мир глазами маленького ребенка. Это и подкупает парня, который и о себе заботится с трудом. И это дает нам шанс смотреть на происходящее так, как мы могли раньше, до того как повзрослели и получили кучу нужных и не очень знаний и моральных принципов.
"Босиком по мостовой" - фильм-сказка. И нереальность происходящего подчеркивают и ливень, завершивший семейный скандал и рисованная луна а-ля шестидесятые.
А вот концовка мне показалась несколько нелогичной, хотя о какой логике речь? Ведь это не сама жизнь, это просто новый взгляд на нее. И я рада, что мне дали это увидеть. 

«Мы недавно сошли с ума, но я ужасно рада быть вместе с тобой»

 Текумзе / Tecumseh 1972

Северная Америка, начало 19 столетия. Белые перешли к новой тактике изгнания индейцев с их исконных земель. Теперь они заключают с ними договоры о покупке земли и заставляют их переселяться в бесплодные западные области.

Самый ненасытный из белых — губернатор Индианы Гаррисон. Чтобы положить конец его проискам, вождь племени шауни Текумзе пытается объединить индейцев. Ему удается создать племенной союз, который объявил индейские земли общинной собственностью, не подлежащей продаже. Вождей, нарушивших это постановление, убивали.

В 1811 году Гаррисон нападает на лагерь сторонников Текумзе, воспользовавшись его отсутствием. Оставшиеся в живых бегут в Канаду и участвуют на стороне англичан в так называемой «второй войне за независимость». Однако, проиграв войну, англичане бросают индейцев на произвол судьбы и обрекают их на разгром американцами.

Внезапно, правда? Но ГДР как бы тоже Германия. А Текумзе, кстати, снимался в Крыму. Вот вам забавный факт. Фильм - вестерн, претендующий на звание исторического, хотя по сути это микс из этакой романтизации борцов за свободу (свойственной тому времени) и истории. А еще - радость для меня - там много-много Гойко Митича, сыгравшего главную роль. Скажем так, любите ли вы Гойко Митича, как люблю его я? И тем не менее, этот фильм я еще не смотрела. Несмотря на то, что, выросла на вестернах

Я знаю наизусть "Золото Маккены" и иногда, каюсь, пересматриваю "Великолепную Семерку" (первая часть - самая лучшая). Конечно, фильмы того времени наивны, спецэффекты сейчас кажутся отвратительными. Но в них есть некая правильность, и хочется верить, что плохие будут наказаны. Поэтому я вздрогнула, когда Текумзе схватился за сердце. Хотя и знала, что к этому все придет.

Приятного вам просмотра и извините за много букв.

На следующий месяц я, пожалуй, возьму США. Поищу там что-нибудь небанальное и интересное.

Подпишитесь на наш
Блоги

Spletnik Film Festival: Germany

01:33, 15 апреля 2013

Автор: lisenok

Комменты 23

Аватар

Barfuß это уже классика немецкого кино, я бы еще к нему добавила чем то похожий по атмосфере Принцесса и воин Тома Тыквера.

Аватар

Смотрела Босиком по мостовой - хороший фильм и что удивительно мне в фильме больше понравилась главная героиня, чем Тиль :) Тариф на лунный свет смотрели в универе на немецком. Помню, что тогда нам с девчонками как-то не пошел. Бриджит Джонс мне как-то роднее. Хотя может быть мне его надо пересмотреть в одиночестве и тогда по-другому будет восприниматься.

Аватар

Спасибо за такие подробные отзывы по первым фильмам. Пошла смотреть. Психологические эскперименты очень люблю, т.к. сама тоже в них участвовала)))

Комментарий был удален

Аватар

Barfuß - замечательный, искренний фильм. Волну читала, книга потрясла, фильм не стала смотреть, но теперь посмотрю.

Подождите...