Доброго дня всем киноманам. В этом месяце мы уже ознакомились с программами Великобритании, Ирана и ЮАР. Эстафету принимает Россия. Но для начала расскажу, почему я выбрал эту страну. Все-таки в прошлом месяце мой выбор был слишком предсказуемым и легким. Ну, люблю я испанцев и все тут. А в декабре захотелось усложнить себе задачу. Как и многие другие, я часто ругаю российский кинематограф. Но ведь и у них бывают исключения. Мне вот нравятся те фильмы, когда создатели не пытаются дотянутся до голливудских стандартов, а снимают что-то свое. Я люблю российские социальные драмы. Например, "Ярик", "Бабуся", "Все умрут, а я останусь", "Точка". Иногда попадаются хорошие мейнстримовые фильмы вроде "Духless", "Неадекватные люди", "Детям до 16" и др. Вот это и было моей задачей. Найти такое российское кино, за которое не будет стыдно. Насколько у меня это получилось, оценивать вам. 1. Елена (2011 / Россия) Рейтинг: 7.364 (7 183)

Вот это действительно достойное авторское кино, которое не стыдно было бы показать на Sundance Film Festival, например. Конечно, арт-хаус вряд ли оценят любители мейнстрима. Для просмотра таких фильмов нужно особое настроение и более деликатный подход. Это не тот вариант, когда можно развалиться в кресле кинотеатра и жевать поп-корн. Такое кино лучше смотреть одному в удобной обстановке, не отвлекаясь на посторонние дела. Именно тогда будет погружение в нужную атмосферу. Именно тогда кино покажется увлекательным. Даже несмотря на неторопливое развитие сюжетной линии. Мне понравился фильм с самого начала. Не могу сказать, что я смотрю чаще всего арт-хаус, но иногда балую себя такими драмами. Начинается все с рассвета. Типичная съемка для этого формата: паузы, крупные планы и т. д. Постепенно мы знакомимся с обычным распорядком дня главной героини. Елена — приятная женщина в годах, услужливая жена для Владимира, хорошая хозяйка, заботливая мать. Именно последний пункт стал камнем преткновения между супругами. Владимир достаточно обеспеченный, но не собирается постоянно помогать материально сыну Елены от первого брака. Но разве может материнское сердце отказать своей родне? Сюжет мне нравится тем, что заставляет задуматься. Главную героиню можно понять. Она хочет помочь семье своего сына, которые живут только за ее счет. Не будет же она спокойно спать в роскошных апартаментах, когда ее родня живет впроголодь в скромной квартирке. Но стоит ли осуждать Владимира за отказ? Почему он должен заботиться о будущем Саши, если его собственный отец даже в ус не дует?! Они присосались к Елене, как пиявки. И я бы не сказал, что кто-то там ценит ее помощь. Зато детей плодят с завидной регулярностью. Ну, а почему бы и нет? Бабушка позаботится все равно. Я в шоке от этой семейки. А с другой стороны мне понятны обиды Елены. На родную дочь Владимир денег не жалеет. Хотя она занимается таким же разгильдяйством, как и Сережа. Чем она лучше? Ничем. Живет для себя и тратит отцовские деньги. Но это же родная кровиночка, на которую суровые методы воспитания не распространяются. Да и само положение Елены в доме напоминает больше прислужничество. В общем, очень сложная ситуация. Конечно, этот отчаянный поступок я не оправдываю. Но что еще делать главной героине, если ее зажали между молотом и наковальней? Мне ее жалко чисто по-человечески. Надежда Маркина сыграла просто блестяще. Мне очень понравился ее образ. Очень жаль, что она не получила награду Европейской киноакадемии за свою роль, но премия Ника заслуженная. Не могу не отметить Елену Лядову, которая сыграла дочь Владимира. Весьма колоритный образ получился. Уверен, что все запомнили ее фразу: «Говно не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут в этом заблуждаться». Да вообще все актеры хорошо сыграли. Никто не пыжился, никто не забывал, что это фильм, а не театральные подмостки. Все получилось довольно искренне и правдоподобно. За что можно похвалить и режиссера. Значит, он сумел объяснить им их задачи. В общем, после просмотра я остался доволен. Это тот редкий случай, когда я могу порекомендовать хорошее российское кино тем, кто любит так называемые атмосферные бытовые драмы, наталкивающие на размышления, которые оставляют минорное послевкусие, и хочется обсудить впечатления с другими. Ведь могут же, когда хотят! 9 из 10 ----- 2. Портрет в сумерках (2011 / Россия) Рейтинг: 6.289 (801)

Этот фильм нашла Almeriya и предложила мне его посмотреть. Я еще долго буду относиться с опаской ко всему, где в названии встречается слово «сумерки». Но трейлер меня сразу заинтриговал, поэтому я решил все-таки глянуть, что это такое. И вот еще одно наглядное подтверждение тому, что российский кинематограф не так уж плох, как кажется изначально. Это еще одна хорошая авторская драма. Вот только почему-то такие фильмы не рекламируют так активно, как всякий ширпотреб с одними и теми же лицами. А зря… На этот раз мне хочется начать свой отзыв с конца. Именно с послевкусия, которое осталось. Обычно я пишу отзывы сразу после просмотра по горячим эмоциям. Но в данном случае мне не хотелось спешить. Нужно было медленно упорядочить все мысли, а их осталось много после просмотра. Этот фильм действительно меня удивил, хотя вроде ничего особенного в нем нет. Уже столько драм снимали об одиночестве женском, что это давно перестало быть оригинальным. Но не спешите с выводами. Ангелина Никонова вместе с Ольгой Дыховичной тут такое накрутили, что даже Европейская киноакадемия отметила эту работу номинацией «Открытие года». А для меня эта драма стала открытием месяца, как и «Елена» Звягинцева. Кстати, ее не зря вспомнил, поскольку оба фильма часто сравнивают, чего я категорически не советую делать. Общее у них одно — оба фильма хорошие авторские драмы. Сюжет мне понравился. Начало кажется вполне обычным, хоть и жестким. Главная героиня Марина — обычная среднестатистическая женщина, которой можно позавидовать. У нее есть все: привлекательная внешность, влиятельный отец, обеспеченный муж, хорошая квартира, интересная работа, свой круг друзей и даже любовник. Ну, что еще нужно женщине для счастья? А много чего нужно: мужа, который будет вести себя, как мужчина; работы, которая будет приносить пользу людям, хорошую заработную плату и моральное удовлетворение; настоящих друзей и подруг, перед которыми можно быть собой. Все это недовольство копилось в главной героине постепенно годами. И только попав в ужасную ситуацию, она стала понимать, что ее прежняя жизнь не была такой уж идеальной. Вроде все сводилось к истории о мести. И да, Марина выследила своего обидчика. Но потом сюжет так лихо развернулся, что я просто не понимал, что вообще происходит, зачем она это делает и чем все закончится. То ли это такой витиеватый способ отмщения, то ли действительно стокгольмский синдром (когда жертва попадает в эмоциональную зависимость от своего обидчика, то бишь проникается к нему симпатией), то ли ее прежняя жизнь казалась настолько унылой, что это яркое событие (хоть и с негативным оттенком) перевернуло все с ног на голову. Честно говоря, я так и не понял мотивацию Марины, но именно этим она меня зацепила. Обычно можно поставить себя на место какого-то героя и попытаться его понять. В данном случае я не могу понять этот поступок. Открытый финал дает возможность фантазировать дальше в любом направлении, что довольно интересно, поскольку между главными героями огромная пропасть. Просто необычное кино, которое вводит в состояние ступора. Ольга Дыховичная заслуживает самых лестных слов. Ее игра меня поразила до глубины души. Никакой фальши. Все очень реалистично. Ну, ее образ в этом фильме, конечно, очень сильный и яркий, который надолго мне запомнится. Да и внешне в ней есть изюминка. Приятная женщина. Сергей Борисов тоже идеально вписался в свою роль. Режиссура отличная. Я был настолько погружен в атмосферу, что даже забыл про то, что фильм снимали на фотоаппарат Canon. И это хороший пример, когда потратили небольшой бюджет, но получили хороший результат. Советую всем любителям авторских драм с диковинкой. Наши тоже иногда умеют радовать. 8 из 10 ----- 3. Джунгли (2012 / Россия) Рейтинг: 5.333 (7 248)

Поскольку моя программа российского кино получается слишком уж депрессивной из-за обилия в ней авторских драм, я решил добавить в нее немного мейнстрима. И тут как раз эта комедия вышла на DVD. Честно говоря, изначально я не планировал смотреть этот фильм. Ну, не люблю я шутки в стиле Comedy Club, Наша Russia, Прожекторперисхилтон и т. п. То ли у меня нет чувства юмора, то ли их шутки весьма сомнительного качества. Но меня заинтриговал факт, что данный фильм обошел в российском прокате последнюю часть сумеречной саги. На данный момент «Джунгли» собрали уже больше 11 млн. долларов! В общем, это примерно то, что я ожидал увидеть. Эдакое переплетение робинзонады и «Мистера и миссис Смит». Смотрится неплохо, но сюжет примитивный. Марина жертвует своей спортивной карьерой ради совместного будущего с Сергеем. А он, к сожалению, не может пожертвовать работой, поскольку он стоит в одном шаге от своей давней мечты. Однако, терпение девушки лопнуло. Собрав чемодан, Марина уходит, а ее без пяти минут бывшему мужу остается только выпрашивать еще один шанс, чтобы исправиться. Они вместе решают отправиться на острова, где больше не будет телефонных звонков, совещаний и т. п. Или…? В общем, вы сами узнаете, как выстроились приоритеты в жизни главных героев. Картинка милая. Обилие ярких красок тропического острова не может не радовать глаза. Эффекты неплохие. О красоте Веры Брежневой поговорим чуть позже. Юмор не такой уж пошлый, за что отдельное спасибо создателям. Все шутки в основном на бытовом уровне: ревность, невинные обманы друг друга и т. п. Но все-таки с возрастной аудиторией 6+ явно погорячились. У меня немного другие представления о семейном жанре. Есть даже весьма трогательные моменты, когда Сергей предлагает Марине развестись или сцена в аэропорту. Да и светлый посыл мне импонирует. Сейчас так мало добрых фильмов стало выходить, поэтому позитивная ванилька даже выделяется среди всякой чернухи и пошлятины. Но все же буду объективным. Придется разбавить сладкие комплименты парочкой едких комментариев. А они достанутся актерскому составу. Не люблю Сергея Светлакова и все тут. Да, он неплохо смотрится в своем комичном амплуа. Но этот образ я уже видел не один раз. Вера Брежнева играет еще хуже. Бесспорно она красива, у нее отличная спортивная фигура, но вот только открывает рот и… я слышу и вижу Веру Брежневу, а должен видеть Марину. Конечно, она старалась, это я отметил для себя. В некоторых моментах она была великолепна. Мне понравился ее образ амазонки с луком и стрелами. Она эффектно смотрелась, прикованной к столбу. Ее горделивый вид и отрешенный взгляд — это именно то, что нужно было в данном эпизоде. Но все же Верочка пока остается медийным лицом, но не актрисой. А Михаил Ефремов опять выступил в роли начальника. Видимо, он уже стал негласным эталоном управляющего рабочим классом. В целом, я остался довольным. Конечно, я никогда не пошел бы в кинотеатр на такое кино и не стал бы покупать DVD диск в свою коллекцию. Но вот посмотреть за компанию и просто расслабиться перед экраном можно. А в зимние морозы очень даже приятно окунуться в теплоту экзотических тропиков. 7 из 10 ----- 4. Стальная бабочка (2012 / Россия) Рейтинг: 6.644 (3 091)

Решил включить этот фильм, потому что понравилось описание. Кто-то на КиноПоиске добавил в похожие фильмы «Леон» и «Девушку с татуировкой дракона». Мы явно смотрели разные фильмы. Лично я не поставил бы «Стальную бабочку» в один ряд с ними, поскольку не вижу между ними ничего общего вообще. Абсолютно разные истории. Это я говорю к тому, чтоб изначально не ждали от фильма чего-то другого. Я бы охарактеризовал этот фильм, как криминальную драму. Причем акцент больше на драму, но с криминальным фоном. Начну с плюсов. Во-первых, мне импонируют истории, основанные на реальных событиях. Во-вторых, мне понравился сюжет. Опер Ханин выслеживает маньяка, который душит молодых девчонок в парке, не оставляя следов и улик. Полиция решает ловить его «на живца». Вот только не каждая девочка станет рисковать своей жизнью в благих целях. Но глава дворовой шпаны Чума отлично справится с задачей приманки. По возрасту подходит, довольно смелая, поэтому не струсит, а если оперы не успеют схватить преступника с поличным, то ее никто не станет искать. Обычная детдомовская девчонка без перспектив на будущее. Конечно, наибольший интерес вызывает образ Чумы. Эдакая пацанка, которая и мобилу может отжать, и себя защитить ножом-бабочкой. В принципе, эпитет из названия фильма характеризует главную героиню максимально точно. Да, с виду она действительно стальная, но все же ей не чужда нежность и ранимость бабочки. Вот только за счет линии Чума-Ханин мне понравился этот фильм. И концовка получилась хорошая. Тут нет слащавости, которая превратила бы драму в очередную сказку о Золушке. Но поставить высокий балл не могу все-таки. Самый главный минус для меня — актерская игра. Если Анатолий Белый был убедителен в роли опера (хотя и он местами переигрывал), то Дарья Мельникова вообще играла мимо кассы практически весь фильм. Кто видел хоть когда-то отрывки или рекламу сериала «Папины дочки», тот должен понимать, что я имею ввиду. Если там театральный гротеск еще может быть оправдан в какой-то степени, то здесь это неуместно вовсе. Причем странно, что ее все же утвердили на главную роль. Ведь она даже не попала в топ-10 актрис, отобранных кастинг-директором. Вот не поверил ей и все тут. А вот сам сюжет фильма мне даже понравился. На шедевр не тянет, но вполне пригодная сентиментальная драма. Посмотреть разочек можно. 6 из 10 ----- 5. Изгнание (2007 / Россия) Рейтинг: 7.685 (3 460)

Вообще одно свободное местечко в моей программе я держал для драмы Кирилла Серебренникова "Измена", релиз которой обещали 11 декабря. Прождал еще неделю и не дождался, поэтому решил заменить мой первоначальный вариант на очередную драму Звягинцева. Уж очень хорошее впечатление у меня осталось после его "Елены". Мне приглянулся его стиль. По описанию больше заинтриговала вторая полнометражная драма режиссера, поэтому я и остановил свой выбор на ней. Ну, теперь я могу более четко охарактеризовать его стилистику. Здесь, как и в «Елене», главными героями становятся обычные люди с обычными проблемами. Опять же отмечу, что арт-хаус подойдет не каждому зрителю. Тут очень неторопливое развитие сюжетной линии. Грубо говоря, новое действие происходит один раз в 10 минут. Поэтому первая половина фильма может показаться слишком затянутой. Зато ближе к концу сюжет набирает обороты. Даже слишком, что мне не очень понравилось. Да, оригинальный разворот событий, но концовка получилась перегруженной, на мой взгляд. Но понравилась сама атмосфера фильма. Ощущение того, что тучи сгущаются над главными героями, не покидало меня. Музыкальное сопровождение особенно это подчеркивает. А вот сам сюжет сомнительный. Честно говоря, я не понял драму главной героини. Хотя это не совсем так. Вроде с одной стороны все предельно ясно, но с другой — никак не получается поставить себя на ее место и понять мотивацию такого поступка. Ну, неужели она испытывала такой панический страх и чувство собственного бессилия и безысходности?! Неужели не было другого пути?! Неужели очередная беременность выбила ее из колеи?! Этот клубочек страстей человеческих очень уж странный. Но вот к постановке у меня никаких претензий нет. Я люблю, когда сначала одни мысли в голове, а потом ты видишь ситуацию с другого ракурса и понимаешь, что твои прежние доводы были ошибочными. И актеров можно похвалить. Наиболее запомнившееся мне сцены — это сцена на веранде, когда Константин Лавроненко кинулся на Александра Балуева (наверное, самый эмоциональный эпизод во всем фильме), и когда он же влепил оплеуху Марии Бонневи. Она вообще хорошо сыграла. Не зря ради нее перенесли съемки почти на год. Такая игра стоила тех ожиданий. В общем, своеобразный фильм. В чем-то мне понравился, некоторые моменты я не смог понять, концовка уж слишком мудреная получилась, но все вместе, конечно, запоминается. Поставлю нейтральный балл. «Елена» впечатлила меня сильнее. Но и этот фильм на фоне всего русского кинематографа смело можно причислить к удавшимся работам. 6 из 10 ----- Вот такая подборка на этот раз. Надеюсь, мне удалось доказать, что и российский кинематограф имеет право на существование. Да, ему часто достается, но есть и у нас талантливые режиссеры и актеры, которые понимают разницу между высоким искусством и творческой самодеятельностью. А на следующий месяц хочется окунуться в культуру Востока, поэтому выбираю себе Турцию.

Подпишитесь на наш
Блоги

Spletnik Film Festival: Россия

20:48, 19 декабря 2012

Автор: Kvertoff

Комменты 36

Аватар

Елена произвела впечатление, Изгнание пополнил список любимых фильмов, еще довольно сильное впечатление произвела, пожалуй, Измена Кирилла Серебренникова

Аватар

Я бы согласилась с оценкой джунглей, если бы не тупейшая сцена поцелуя во время полёта на бревне.... Эта сцена для меня перечеркнула все положительные эмоции от фильма.... Елена - классный фильм.

Аватар

Спасибо за пост. "Елена" - хорошее, качественное кино, именно для просмотра в одного. "Джунгли" смотреть даже и не собиралась в принципе, НО после таких рецензий посмотрю, пожалуй, все фильмы.

Аватар

Как всегда шикарные рецензии! Спасибо за пост) Феномена Даши Мельниковой мне не понять. Помню, у неё ещё был контракт с L`oreal, и в тех же "Папиных дочках" она, как и другие, просто меркла на фоне Пуговки))

Аватар

отличный обзор! Елену и Изгнание очень хочу посмотреть, но зная работы Звягинцева (была на премьере Возвращение и творческой встречи с режиссером), понимаю, что для этих фильмов нужен особый настрой. Буду смотреть Джунгли, потому что люблю Светлакова и из-за этой любви даже осилила Камень, так что Джунгли это меньшее из зол)

Подождите...