1. Развод Надера и Симин / Jodaeiye Nader az Simin

Супруги Надер и Симин решили уехать из Ирана в поисках лучшей жизни. Но в один момент Надер все-таки решает остаться рядом со своим отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. Симин подает на развод в надежде уехать с их 11-летней дочерью, но судебное решение оказывается не в ее пользу. Дочь, тем временем, надеется, что мама одумается и вернется.

Я давно не доверяю выбору «Оскар», но тут не могу не согласиться с киноакадемиками – фильм отличный. Не жалею, что мое знакомство с Иранским кинематографом началось именно с него. Даже простая, на первый взгляд, история интересна любыми мелочами была для меня, как для человека абсолютно незнакомого с традициями и жизнью этой страны. Хотя надо отметить, какой-то специфики особо ждать не приходится, хотя религиозный подтекст есть, но показан так, что ничего кроме уважения не может вызвать. Но «развод» не так прост, как может показаться на первый взгляд, подобно камню, брошенному в воду, он тянет за собой «круги на воде», набирая обороты фильм демонстрирует как судьба одной семьи тянет за собой историю другой. Но вот что странно для меня, я и минуты не была на стороне Симин, ее можно понять, она хочет уехать в другую страну, где она думает, что ей будет лучше, хочет увести с собой дочь. Но меня сразу против нее поставило то, что она говорит, что любит своего мужа, но это явно не так, наверное, в моем понимании любовь – это другое все же, но я лишь вижу, как она в трудную минут не поддерживает, а пытается лишь перетащить дочь на свою сторону. Чужая судьба – это закрыта книга, которую можно лишь слегка приоткрыть и прочесть, но понять невероятно сложно, так что осуждать Симин я не берусь, но и займу все же сторону Надера. О сюжете много писать не хочется, ибо все наслаждение от просмотра именно в том, что ты не знаешь, как повернется линия судьбы героев дальше, хорошо, что до просмотра –не встретила спойлеров – не убила бы, но осерчала. Актерская игра мне тоже понравилась, веришь, что это реальные люди с реальной судьбой, а не актеры. Даже девочки, исполнившие роли дочерей каждой из семей, сыграли на ура, хотя у обеих это первый опыт. Героиня Сарина Фархади- Терме, пожалуй, самый приятный персонаж фильма, как же жаль таких вот умных, хороших детей, которые страдают из-за разводов их родителей. Кстати, актриса является дочерью режиссера, но он явно не прогадал, что выбрал свою дочь. Мое отношение к Разье менялось на протяжении всего фильма, она успела за эти два часа вызвать огромный спектр эмоций: и раздражение, жалость, уважение, сочувствие. Я люблю, когда фильм дает возможность что-то домыслить, но я не люблю выбирать финал сама, такая недосказанность, не в моем вкусе, причем она заключается не только в выборе в концовке, но и судьбе второстепенных героев, хотя итог прозрачен, если говорить о последнем. 2. Sex и философия / Sex & Philosophy

Хореограф в день 40-летия приглашает в танц-класс бывших возлюбленных (четыре женщины — четыре новеллы) для того, чтобы найти причины своего настоящего одиночества. Вспоминая о том, как зарождались и умирали эти его любовные связи, он понимает, что чем больше современный мир ориентирован на секс, тем дальше он уходит от любви.

Несмотря на название, можно не опасаться пошлости, вульгарности и даже эротики в данном фильме. А вот философии пожалуйста, философии, которая вызывает жалость, недоумение, но все же. Фильм об одиночестве, причем мелькают интересные мысли, идея с секундомером тоже интересна, только я не соглашусь, что он измерял свое счастье, недаром возникла поговорка «счастливые часов не наблюдают», да и не бегут они уже со следующим измерителем «счастья» за следующей юбкой, причем уже заранее включив отчет. Они дарили тебе счастье, а ты им подарил боль, Возможно, я слишком вдохновилась описанием, поэтому увиденное не доставило мне и минуты наслаждения от просмотра, а наоборот три подхода к просмотру до финишных титров. Но тут виновата еще и реализация, я не специалист по актерскому мастерству, тут больше интуитивно вею – не верю, и вот как раз игра актрис меня не убедила, местами недоигранно, местами переиграно. Да и красивых интересных танцев ожидать не пришлось, плохой из Джона хореограф, хотя пару красивых па тоже можно откопать. Я понимаю, что это арт-хаус, но все же хотелось что ли больше логики, ибо нелепо смотрелись некоторые сцены, что портило впечатление: он в больницу с болью в животе, а ему прослушивают легкие, а вместо халата на ней белое платье с прозрачными рукавами, а носилки принесли в просторный холл, где она его и обследует… молочные ванны, а вместо полотенца – газета… она пьет с ним на брудершафт и уходит лежать с собакой на кушетку за занавеску, нюхает свои разноцветные туфли, а потом швыряет в него через занавеску… Возможно, этот фильм просто не попал в настроение, но раздражение от главного героя, которое в конце сменяется жалостью – не то, что я хотела получить от данного фильма. Включала я этот фильм в иранскую подборку, но в нем мало, что есть от этой страны, французского веяния тоже не ощутила, а вот Таджикистан вполне, хотя это было и интересно, с точки зрения знакомства. Интересна задумка перетекания разговора из прошлого в разговор в настоящем, воспоминаний в диалог, но и тут немного недожали. Начало дня рождения тоже неплохое, хотя хорошую машину все же жалко было бы так портить. Почти весь фильм идет на русском языке, хотя вторая девушка и некоторые герои говорят на восточном языке, но по ответам Джона и ситуации во многом можно догадаться, хотя и напрягает немного. Четвертая история наименее интересная, но зато отлично демонстрирует, что философия главного героя приносит в итоге лишь одиночество и не дарит совсем счастья в итоге, ведь даже у бабочки его было больше. С другой стороны, есть такие люди, и у них просто нет выхода… 3. Дети небес / Bacheha-Ye aseman

По пути из школы Али, мальчик из бедной семьи, теряет только что взятую из починки единственную пару обуви своей младшей сестры. Это была серьезная оплошность. И дети решают ничего не говорить родителям, а чтобы те ничего не заметили, придумывают маленькую хитрость. Но, как это иногда бывает, невинная затея приводит к неожиданным обстоятельствам.

На первый взгляд, простой фильм, даже особо сюжета нет, зарисовка скорее обычной жизни бедняков Ирана. Но фильм меня заворожил с первых минут. Простой, искренней, он не только о детях с непростой судьбой, да и дети ли это? Скорее это история маленьких взрослых. Наверное, сложно понять, как можно заводить детей, когда ты даже им одну пару обуви не можешь купить, но тут совершенно другие ценности, и они не меньше восхищает. Семья выходит на первый план, то уважение, та забота, отношения между братом и сестрой, отношения детей и родителей – вот главная изюминка этого фильма. От сцены забега невозможно оторваться, сидишь по другую сторону экрана и болеешь за этого мальчика, который бежит не просто ради победы, собственного удовольствия или приза, а ради того, чтобы его сестра получила пару простых кроссовок, чтобы она могла пойти в школу. А еще я малость позавидовала девочке, что у нее есть такой брат. В общем, простота, которая покоряет сердце, история, которая выезжает отнюдь не на жалости, а на уважении и восхищении. 4. 11 сентября / 11'09''01 - September 11

Чудовищная и бессмысленная трагедия окутала Нью-Йорк серым саваном скорби 11 сентября 2001 года, оставив незаживающие раны в сердце каждого, кто способен мыслить и испытывать сострадание. 11 талантливых мастеров разных жанров и стилей, пытаясь осмыслить шокирующие события «черного вторника», сняли 11 новелл, составивших этот незабываемый фильм, — 11 пронзительных историй о том, как ураган беспощадной человеческой драмы и глобальных конфликтов влияет на жизнь простых людей по всему земному шару. Авторы этого фильма, ставшего событием в кинематографии, — всемирно известные режиссеры из разных стран, лауреаты высших наград кинофестивалей в Каннах, Венеции и Берлине.

Этот фильм включила в иранскую подборку, т.к. было интересно посмотреть и на такой жанр производства этой страны, как короткометражка, тем более, что режиссером на этот раз выступает женщина. Нам обещают 11 точек зрения на знаменитую американскую трагедию разных стран, но боюсь, что в итоге мы получаем 11 взглядов, как нам все ровно на эту катастрофу, у нас свои проблемы, причем часть из них именно американских рук дело. Кто-то просто затрагивает тему войны, а у кого-то своя жизнь, где лишь мимоходом задействованы башни-близнецы. Есть интересные короткометражки, мысли, есть те, которые вообще не понравились. Но в целом, впечатление: подборка не произвела и не тронула. Первой как раз идет иранская. История детей-беженцев, которым учительница пытается рассказать про трагедию. Но эти дети слишком часто видят смерть, для них это повседневность. История печальная, но почему-то не тронула, хотя несчастная судьба детей –это всегда сильная сторона для любого кино. Франция в своем стиле, трагические события –фоном, на переднем плане любовно – ревнивая линия. Как всегда изюминка в виде глухоты, в общем, неплохо, но ничего нового. Даже последняя сцена не вытянула. Египет. Немного переборщили в некоторых местах, но мысли режиссера , пусть и где-то предсказуемо – банальные, понравились, да и история достаточна близка к самой трагедии. Босния – Герцеговина. 11 сентября проходит фоном, у этих людей своя беда. Буркина-Фасо – история теракта снова лишь фон и легкое упоминание. У маленького героя больная мать, а тут можно заработать на поимке главного преступника. Мне понравилась эта короткометражка, благодаря тому, как показана дружба друзей-одноклассников, местами даже наивно-забавно получилось, насколько это возможно для фильма, в котором столько мрачного и трагичного со всех уголков мира. Великобритания – история о чилийце, очередной укол американцам и рассказ о другом 11 сентября, сильная, скорее документальная вещь, интересно было узнать, т.к. позабыла об этой трагедии со времен истории. Мексика – честно говоря, я не смогла ее полностью посмотреть, начало из звуков и темного экрана убило всякое желание к просмотру, а вот к мигрени – пожалуйста. Израиль – вот, ей богу, мне хотелось, чтобы там еще что-то слабенько взорвалось, так чтобы никто не пострадал, но эту тетку слегка оглушило, совсем слегка, лишь бы она заткнулась. В остальном, опять же своя трагедия, свой теракт, об американской истории лишь упоминается. Индия – довольно сильная вещь, боль матери, которая не знает, что случилось с ее сыном, версии о котором меняются очень быстро. Одна из немногих по заявленной теме. США, а в качестве режиссера Шон Пенн, при всей моей нелюбви к этому актеру, снимаю шляпу, потрясающая короткометражка: боль, одиночество, затхлость, эмоции переданы наимощнейшим образом. Даже не ожидала, что в такой подборке именно американская часть меня так тронет. Интересно и трагедия обыграна, которая дарит свет, но и освещает одновременно истину, как будто надрывает корку покрывшую еще не зажившую рану, да и может ли такая рана излечиться? Япония, затрагивает лишь тему войны, и остается как всегда мне не понятной, восток – это не мое, хотя новелла неплоха. Понравилась идея и того, что каждая новелла длится ровно 11 минут, 9 секунд и 1 кадр. 5. Ивовое дерево / Beed-e majnoon

Юсуф известный и уважаемый человек, профессор в тегеранском университете, специалист по персидской поэзии. Живет в прекрасном доме с любимой дочерью и преданной женой. У него есть практически все. За исключением зрения. После операции в Париже он прозревает. Жизнь теперь открывается ему совершенно в новом свете

Мне понравилась основная идея фильма, когда человек обрел зрение физически, но потерялся, ослеп душевно - морально. Я все могу понять, это страшно потерять зрение, твой мир становится другим, и тут резко ты возвращаешься в забытую реальность. Я понимаю, что мы не можем контролировать свои мысли и желания, но за поступками способны следить. Но ладно бы еще идея была хорошо реализована, я бы наступила себе на горло и задавила бы влияние на впечатление от фильма своего неприятия героя, но нет же. Весь фильм – это бесконечный поток дерганий , непонятных поступков. Только вокруг совершаются какие-то реальные действия. Этот фильм разве что был интересен для иранской подборки непривычной постановкой отношения к семье, все-таки я уже привыкла думать, что очень важное место в системе ценностей занимает в кинематографе именно эта часть человеческого бытия, что часто и демонстрируется в кинолентах, произведенных на этой части Земли, а тут ломается стереотип, личные демоны выходят на первый план. Если честно, я даже не желала, чтобы герою был дан второй шанс, даже если изменит свое поведение, это будет действие из своеобразного шантажа, как в моей нелюбимой сказке «Рождественская история». Когда начинала смотреть фильм, даже не подозревала, что режиссер с «дети небес» у «Ивовое дерево» один и тот же, небо и земля, с другой стороны раскрывает талант Маджида Маджиди. На январь выбираю:

Подпишитесь на наш
Блоги

Spletnik Film Festival: Иран

00:36, 12 декабря 2012

Автор: Almeriya

Комменты 13

Аватар

"Дети небес" - это мой самый любимый фильм и я очень рада , что Вы включили его в программу!!!!!!!!! "Простота, которая покоряет сердце, история, которая выезжает отнюдь не на жалости, а на уважении и восхищении." - согласна на 100%. Спасибо Вам за пост!!!!

Аватар

Еще есть "Вкус вишни" многие его хвалят, хотя до меня не очень доходит, еще "Габбех" - фильм-медитация. Еще тяжеловатый фильм - "Цвет рая" про слепого мальчика, при просмотре комок в горле стоял.

Аватар

Пожалуй, я еще "11 сентября" добавлю в закладки. Хоть и не люблю спекуляции на эту тему, но описание все же заинтриговало.

Аватар

"Развод" смотрела, помню что понравился :)

Аватар

Мне понравился "Развод". Именно восточный колорит вытягивает вполне обычную бытовую драму. Заинтересовал фильм "Дети небес". Обязательно гляну потом. Спасибо большое за интересные отзывы. Страну записал на январь. :-) И по традиции пост отправляется в Избранное.

Подождите...