Замысел этой картины Чарльза Спенсера Чаплина возник ещё в 1937 году, когда многие не считали Адольфа Гитлера настоящей угрозой для всего человечества. Между прочим, на внешнее сходство экранных персонажей Чаплина и нацистского вождя впервые обратил внимание британский продюсер и режиссёр Александр Корда, венгерский еврей по происхождению. Сам Чарльз Чаплин потом с изумлением обнаружил другие «общие черты» с Гитлером: они родились с разницей всего лишь в четыре дня, были примерно одного роста и веса, в детстве и юности встретились с бедностью и житейскими лишениями. Позднее Чаплин признался, что не смог бы просто пародировать фюрера в «Великом диктаторе», если бы ведал всю правду о концентрационных лагерях и истреблении евреев.

Производство фильма началось 1 января 1939 года, а непосредственные съёмки — 9 сентября, то есть на девятый день после объявления второй мировой войны. К концу работы над лентой, когда стало известно о вторжении фашистов во Францию, Чаплин решил изменить более комедийный финал. Он ввёл в повествование знаменитую речь, разоблачающую не столько Аденоида Хинкеля (в латинской транскрипции сохранены инициалы A и H, которые соответствуют имени и фамилии Adolf Hitler), диктатора в выдуманной стране Томании, а уже реального агрессора из нацистской Германии.

Неудивительно, что «Великий диктатор» был запрещён для демонстрации во всех оккупированных странах и вышел, например, во Франции только 4 апреля 1945 года, то есть после полного освобождения от захватчиков. А в Испании не показывался вплоть до смерти другого диктатора — Франко. Интересно, что единственные премии, которые с опозданием эта картина получила, были инициированы в Японии и Финляндии, то есть у бывших союзников гитлеровского режима. Ну, и в СССР она не демонстрировалась обычным зрителям аж до 31 марта 1989 года, когда именно «Великим диктатором» был открыт Музей кино в Москве. Однако и после того, как фильм Чарльза Чаплина повторно выпустили на экраны в начале 2000-х годов в пятнадцати странах мира, он так и не появился официально в российском кинопрокате. И только в апреле 2004-го, в рамках ретроспективы великого режиссёра по случаю его 115-летия, на телеканале «Культура» наконец-то показали «Великого диктатора» более широкой аудитории.

Своего рода «взрывоопасность» этой ленты заключается не только в её антидиктаторской направленности, что позволяет свободно подставлять под образ Аденоида Хинкеля любого другого «властителя народов», в том числе — и Иосифа Сталина. Но в «Великом диктаторе» наличествует и проклятый «еврейский вопрос», поскольку абсолютным двойником вождя оказывается скромный и даже трусоватый еврей-парикмахер, столь «маленький человек», что он вовсе не нуждается в обычном имени. Любопытно и то, что в самой первой звуковой, точнее — разговорной (ведь шумы и музыка есть и в «Огнях большого города», и в «Новых временах») работе Чаплина, который целых 13 лет сопротивлялся присутствию речи на экране, персонажи пользуются неким эсперанто, выдуманным всего за два года до появления на свет Адольфа Гитлера и Чарльза Чаплина польским евреем Людвигом Цаменхофом.

Сейчас уже трудно постичь, что в момент выхода «Великого диктатора» 15 октября 1940 года в США, где картина пользовалась большим зрительским успехом, примерно вчетверо превзойдя свой бюджет (а вот ни один из «Оскаров» так и не достался!), публика была поражена, что типичный чаплиновский герой-бродяжка заговорил в кино. И прежде униженный и оскорблённый человек, осознающий отчаянность и безвыходность своего положения, вдруг не пожелал дальше смиряться с этим. Он произносит гневную речь против самого абсурдного из всего абсурдного на свете — против фашизма и диктатуры. Поэтому «Великий диктатор» — поистине великий сатирический фильм. Абсурд, обличаемый Чаплином, реален. Он не выдуман, а существует в действительности. Является порождением не какого-то злого рока, а вполне объективных историко-политических причин. И у этого абсурда есть свой абсурдный лидер.

Для того, чтобы раскрыть абсурдность происходящего, автор картины использует мотив двойничества. Жалкий еврей-парикмахер и самовлюблённый диктатор — словно отделённые друг от друга, существующие в разных слоях общества, несущие добро или зло «доктор Джекил и мистер Хайд». На одном полюсе — сострадание и человечность, на другом — бессердечие и жестокость. И абсурд заключается как раз в том, что постепенно вытесняется и уничтожается человеческое, а торжествует дьявольское. Самая же абсурдная сцена в «Великом диктаторе» — встреча Аденоида Хинкеля с Бендзини Напалони из некой страны Бактерии (разумеется, под этим «подражателем Наполеона», породившим фашизм, имелся в виду Бенито Муссолини). Два политических маньяка пытаются поделить между собой весь мир, по-детски или же как клоуны играя с большим глобусом (любопытно, что подобную шутку Чаплин придумал ещё в 1928 году в любительской «домашней ленте»). Но пока «мистер Хайд» не стал единственным обличьем человека, создатель «Великого диктатора» стремился при помощи своего смелого антидиктаторского кинопроизведения призвать людей к борьбе с всеобщим абсурдом, которому не стоит слепо повиноваться.

Кстати, ценность и актуальность этой картины не теряется с течением десятилетий. В 1997 году она была включена в США в Национальный регистр фильмов, где собраны очень редкие или значительные произведения американского кинематографа. По мнению пользователей imdb.com, входит с оценкой 8,3 из 10 баллов чуть ли не в сотню самых рейтинговых лент за всю историю. И на Берлинском кинофестивале 2003 года была показана отреставрированная копия «Великого диктатора» вместе с дополнительными киноматериалами, отражающими процесс съёмок и разные версии некоторых сцен.

Знаете ли вы, что... Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.

Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage — мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.

По данным документального фильма «The Tramp and the Dictator» (2001 год), фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».

Согласно мемуарам маршала Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.

Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.

Однако еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде. В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать „Диктатора“, не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».

Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.

Известные сцены Фильм содержит некоторые из наиболее известных сцен Чаплина. Речь Хинкеля в начале фильма — весьма правдоподобная пародия на ораторский стиль Гитлера.

Интересна сцена, в которой цирюльник бреет клиента под звуки Венгерского танца № 5 Иоганна Брамса.

Но самая известная сцена фильма — та, в которой очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом (вернее, с воздушным шаром в виде глобуса) под звуки увертюры Вагнера «Лоэнгрин».

Фильм кончается сценой того, как цирюльник, принятый за диктатора, читает речь на митинге по поводу захвата Томанией Остерлиха (явное указание на аншлюс Австрии Германией 12 марта 1938 года). Эта речь часто интерпретируется критиками как выражение собственных взглядов Чаплина. Часто эту спорную речь, полную политических мотивов, рассматривают как одну из причин изгнания Чаплина из США в эпоху маккартизма.

Ещё одной знаменитой сценой стала встреча Хинкеля и Бензино Напалони. Хинкель, чтобы подчеркнуть своё превосходство, пытается сесть выше Бензино Напалони. Затем они соревнуются в парикмахерской — кто выше сядет в поднимающемся кресле. Идея сцены появилась во время встречи Чаплина с королём Бельгии, который также намеренно садился на стул с более высокими ножками, чем был у Чаплина.

Цитаты: — Против чего они протестуют? — Им не нравится питание. Синтетическая пища, опилки в хлебе. — Ещё чего! Это же опилки из лучшего дерева! Лишнее упоминание о евреях всегда полезно — отвлекает народ от крамолы. (Командир Шульц еврею парикмахеру) Странно, я всегда думал, что ты ариец. - Я вегетарианец. — Стеклянные стены в парикмахерской? Оригинально! — Да, друг мой. Понимаешь, когда бреюсь, я очень нервничаю, и мне надо смотреть на что-нибудь приятное. Достаточно повернуть голову, и видно горы. И сверху тоже неплохой вид… — На что? — На бальный зал! Текст: kinopoisk.ru

Подпишитесь на наш
Блоги

Великий диктатор

02:44, 16 августа 2011

Автор: BlackBetty

Комменты 6

Аватар

Спасибо за пост! Обожаю этот фильм, особенно диалог про: Где нам взять деньги?

Аватар

обожаю Чаплина, особенно нравится его фильм про мировое правительство, не помню как называется

Аватар

КинА не видела, лишь отрывки - надо восполнить))) Чаплина уважаю. Гитлера поминают из-за Путлера

Аватар

Что-то частенько стали вспоминать про Гитлера, новый тренд?

Аватар

Чаплин молодчина!

Подождите...