«Этот фильм Кустурицы – самый лучший!» - восторженно кричали поклонники. «Попытка покорить Голливуд провалилась!», - писали критики. И то и другое высказывание по поводу фильма «Аризонская мечта» - верно. Но истина в данном случае лежит не посередине между двумя этими мнениями, а внутри особенного мира и причудливой атмосферы этого путешествия в иную реальность. Данный кино-мираж, придуманный сербским кудесником, безусловно, является произведением искусства. Самой высокой пробы. Бесполезно пересказывать сюжет ленты, название которой по-другому переводится еще и как «Сны Аризоны». Ибо английское слово «dream» двояко прочитывается – как сон и как мечта… Все персонажи в фильме мечтают. Все они грезят наяву. Все они как бы даже и не живут, что называется, по нормальному, - все они живут в обыденной вещественной реальности абы как. Зато каждый из них активно прокладывает духовные тропинки в саду собственных иллюзий. Иллюзий в хорошем смысле слова. Недотепа и романтик Аксель, великолепно сыгранный Джонни Деппом, витает в облаках своих фантазий об эскимосах и странной рыбе, два глаза которой с наступлением у рыбы ее, рыбьей, зрелости и возмужания, срастаются в один-единственный глаз. Рыба вырывается из фантазий Акселя в реальный мир – она безмятежно летает, периодически появляясь в кадре, на фоне засыпанных песком городков и пустыни с ее кактусами. Акселю видится рыба, а вот Грейс обожает черепах, ведь они «всегда улыбаются». Грейс знает, что после смерти она обязательно воплотится в черепаху и будет жить вечно. Эта убежденность Грейс, кстати, одна из причин, почему она решается на самоубийство. Для нее это не драматический акт прекращения собственной жизни, а лишь открывшаяся дверь в нечто новое, - она ведь и правда верит и знает, что после физической смерти тела, нашей оболочки, для нас ничего не заканчивается. О том же вдохновенно рассуждают Аксель и Элен, приемная мать Грейс: «И в следующей своей жизни мы будем любить друг друга снова и снова, - и вечно!» Наметившийся в центре сюжета любовный треугольник (Аксель, Элен и Грейс) – на деле-то не очень даже и является настоящим конфликтом. Потому что очень уж эти трое любят друг друга. И жизнь, и свое собственное счастье, которое может быть неловким, и нелепым, и грустным, и даже одиноким. Но при этом все равно остается счастьем, радостью бытия. Уж это совершенно точно. Ведь жизнь так прекрасна, неповторима и удивительна. «Жизнь прекрасна, жизнь – это чудо!» - Кустурица не устает повторять эти слова. И мы ему верим. Верим и смотрим во влюбленные глаза Грейс, когда она жаждет и не смеет обнять своего обожаемого Акселя в сцене на крыше. Верим и вдыхаем ветер, навстречу которому несется на своем аэроплане сумасшедшая Элен, чья мечта воплотилась все же в реальность. Даже печальный финал парадоксальным образом не лишает зрителя надежды. Аксель, один из главных героев, остается в одиночестве и подсчитывает потери, - однако здесь всё не заканчивается, а начинается. Эта история – лишь кусок мозаики жизни, пусть даже драгоценный – все равно это лишь небольшой мерцающий всеми красками любви и надежд кусочек сказки под названием Юность, под названием Жизнь. Приснившийся Кустурице. И приснившийся нам, зрителям.

Подпишитесь на наш
Блоги

Аризонский сон Эмира

22:11, 31 марта 2011

Автор: vetles

Комменты 9

Аватар

мне кажется я его всю жизнь буду пересматривать,и каждый раз по телу будут бегать мурашки от удовольствия))

Аватар

Люблю Кустурицу, люблю этот фильм. ))) и песню "Кустурица" тоже люблю

Аватар

Там Депп такой красивый :))

Аватар

Гениальный фильм! Обожаю!

J

фильм неоднозначный, как и все, что делает Кустурица. Кому-то может показатся бредом, а кому-то шедевром, все зависит от того, найдете ли вы что-то общее мезду собой и героями фильма. Очень много подтекста, метафоричности и ассоциаций. На любителя :)

Подождите...