Удивительное дело. Я была чрезвычайно непатриотичным ребенком — в детстве терпеть не могла отечественные мультфильмы. Особенно люто ненавидела фильмы Норштейна. Я не понимала, почему родители нахваливают и втюхивают мне ЭТО, вполне искренне полагая, что могу нарисовать тех же ежика с лошадкой гораздо лучше)) Раздражал наш родной союзмультфильмовский Винни-Пух (особенно расстраивали мишины ноги, живущие отдельной от тела жизнью (ну не могла я понять, как он ходит), и пейзажи), мне диснеевского подавай! Не желала смотреть несуразные армянские мультфильмы про масленицу, Э-эха и проч. Ту голосистую женщину-рыбу, что распевала «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим КАРАЛЁОООМ», вообще боялась. Недоумевала, как так, мультики рисуют люди, которые не умеют рисовать, отчего кругом сплошь одна халтура?)) Что до пластилиновых и кукольных мультфильмов — все поголовно были объявлены верхом убожества и, как следствие, нон грата))

Снисходила я только до классических «12 месяцев», «Аленького цветочка», «Снегурочки» и тд, но и в них неизбежно находились изъяны. «Снегурочку», к примеру, я смотрела без звука. Мама говорила: «Кариша, слушай, это Римский-Корсаков!» (кстати, в детстве я почему-то думала, что римский корсаков --- это экзотическая итальянская птичка, lol) А я не могла слушать корсакова, меня буквально сводил с ума этот бесчеловечно-безжалостный академический вокал (особенно противоестественное меццо-сопрано Леля). Если пение в «Коньке-Горбунке» я находила более-менее сносным, то носы и румянец (!!!) персонажей вновь и вновь заставляли усомниться в профпригодности художника. В общем, мое тогдашнее извращенное чувство прекрасного отвергало если не всю советскую анимацию, то авторскую позднесоветскую уж точно. Всю. А вот капиталистические мультики — это дааа, это я понимаааю, это другое дело. Вот умеют же люди! Диснеевские мульты про прынцесс до сих пор помню наизусть)

Теперь, смотря на себя маленькую с высоты своих, страшно сказать, 22-ух лет, думаю: НУНЕДУРАЛИ?! Это не значит, что я разлюбила Белоснежку-Русалочку-Аврору, да даже их жалкий Винни для меня дорог как своеобразный привет из безмятежного крымского детства. Просто, повзрослев, я вдруг осознала всю уникальную, пронзительную красоту и самобытную эстетику наших родных ежиков, лошадок, карлсонов и пятачков. Я уж не говорю об их исключительной художественной ценности для всего мирового кинематографа. Каждый из этих фильмов в моей душе (в вашей, уверена, тоже) вызывают даже не волну, а цунами какой-то всепоглощающей НЕЖНОСТИ, и я опять «клянусь, что стану чище и добрее». Тому виной не только моя сентиментальная ностальгия. Сложно не заметить, сколько любви вложено большими мастерами в их творения, искренние и настоящие, дающие ответы и задающие вопросы. Но мастера уходят, а достойной смены нет. Это вовсе не трагично для непритязательных ребятишек, не требующих особых изысков, которых вполне устраивает, то, что есть (в лучшем случае, это старый-добрый Миядзаки или, хоть и «синтетический», но красивый Пиксар), это страшно для сознательных людей, для которых кино — не только развлечение, но и искусство, способных оценить как содержание, так и форму, не готовых опустить планку, поднятую великой советской мультипликацией так высоко. Если взрослый российский кинематограф, пусть в муках, но рождает на свет пару-тройку заслуживающих внимания фильмов за пять лет, то наша анимация, к сожалению, скорее мертва, чем жива. Я пытаюсь вспомнить достойные отечественные проекты последних лет, и на ум приходят лишь: «Гора самоцветов» — мультипликационный альманах сказок народов России (откровенно говоря, идея мне понравилась несколько больше ее воплощения), появление гениального Юрия Норштейна в японском альманахе «Зимние сны» (все ждем-не дождемся его «Шинели») и несколько прекраснейших работ Александра Петрова. Именно о нем я и хочу рассказать подробнее. Творения Петрова невозможно спутать ни с какими другими. Все они выполнены в уникальной технике «ожившей живописи». Каждый кадр фильма пишется пальцами на стекле (кисти необходимы только для завершающих работу штрихов), при этом используется долго сохнущая и пропускающая свет масляная краска. Один рисунок — один кадр фильма, который при просмотре промелькнет соответственно за 1/24 долю секунды (то есть для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин).

В 1976 году Петров закончил Ярославское художественное училище. В 1982 году — художественный факультет ВГИКа (мастерская Иванова-Вано). Дипломной работой Петрова во ВГИКе были карандашные рисунки к фильму по мотивам «Божественной комедии» Данте, который так и не был снят. В анимации с 1981 года. Работал художником-постановщиком анимационных фильмов на киностудиях «Арменфильм» в Ереване (1981—1982 гг.) и на Свердловской киностудии в Екатеринбурге (1982—1992 гг.). До того, как стал снимать самостоятельные картины, Петров работал художником-постановщиком у Владимира Петкевича. В 1987—1988 годах Александр Петров занимался на Высших курсах сценаристов и режиссёров, где его наставником был известный мультипликатор Фёдор Хитрук. Его выпускной работой на Высших режиссёрских курсах была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова «Корова» (1989):

«Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае...»

«У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына — телёнка, и он тоже ел из неё молоко, мы трое и он четвёртый, а всем хватало. Корова ещё пахала и возила кладь. Потом её сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И её тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду.»

Этот мультфильм получил высшие награды многих крупнейших анимационных фестивалей мира: Приз за лучший дебют на МКФ в Варна, Болгария) 1989 г. Гран-при и приз газеты «Асахи» на III МКФ Хиросиме (Япония) 1990г. Диплом жюри на 40 МКФ в Западном Берлине (Германия) 1990 г. Приз за лучший дебют на МКФ в Оттаве (Канада) 1991 г. Гран-при «Золотая раковина» на МКФ в Бомбее (Индия) 1992 г. Номинация на «Оскар» в Лос-Анжелесе (США) 1990 г. Специальный Приз на МКФ в Брюсселе (Бельгия) 1993 г. Следующей его работой была экранизация «фантастический рассказа» Федора Достоевского «Сон смешного человека» (1992):

В 1996 году выходит фильм «Русалка» — мистическая история об отшельнике-монахе и его молодом послушнике, который соблазнился на женские прелести озерной ведьмы, фильм о смирении и прощении, а также о любви земной и небесной и об искуплении вины. «Русалку» Александр Константинович сделал на созданной им самим анимационной студии «Панорама» в Ярославле. Он признался, что это один из любимейших его фильмов и что ему постоянно снится один и тот же сон: он доделывает «Русалку», дописывает конец мультфильма, последние две минуты. Фильм получил следующие большие награды: Приз жюри МКФ в Аннеси (Франция) 1997 г. Гран-при МКФ в Эшпиньо (Португалия) 1997 г. Гран-при МКФ в Загребе (Хорватия) 1997г. Приз Хиросимы на МКФ в Хиросиме (Япония) 1998 г. Номинация на премию «Оскар» 1998 г.

С 1996 по 1999 жил и работал в Монреале, где снимал картину «Старик и море», благодаря которой художник получил всемирную известность. Чтобы создать «Старика и море», Александру Петрову потребовалось 30 месяцев напряженнейшего труда. Все это время он жил в Канаде и рисовал. Главного героя мультфильма А. Петров рисовал со своего тестя. В 2000 году мультфильм стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX. «Старик и море» был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар», а также: Гран-при МКФ «Крок» 1999 г. Приз жюри МКФ Флагстаф (США) 1999г. Гран-при, приз за лучшее звуковое оформление и приз RTP (ТВ- канала) на МКФ в Эшпиньо (Португалия) 1999 г. Гран-при МКФ в Виссембурге (Франция) 1999 г. Гран-при фестиваля Маинити (Япония) 2000 г. Гран-при в категории анимации 3-го фестиваля искусств в Токио (Япония) 1999г. Приз за лучший анимационный фильм 6-го РКФ Литература и кино 2000 г. Приз за лучший анимационный фильм на МКФ «Послание к Человеку» в С-Петербурге 1999г. Приз киноакадемии Квебека JUTRA 2000 г. (Канада) Гран-при и приз публики на МКФ в Аннеси (Франция) 2000 г. Приз в категории до 30 мин. на МКФ в Загребе (Хорватия) 2000 г. Приз детского жюри МКФ BUSTER в Копенгагене (Дания) 2000 г. Приз жюри на МКФ в Хиросиме (Япония) 2000 г.

«Отчего старики так рано просыпаются? Неужели для того, чтобы продлить себе хотя бы этот день?»

«Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде. Рыбаки помоложе, из тех, кто пользуется буями вместо поплавков для своих снастей и ходит на моторных лодках, купленных в те дни, когда акулья печенка была в большой цене, называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, — что поделаешь, такова уж ее природа. "Луна волнует море, как женщину", — думал старик»

Мой самый любимый его фильм — последний, «Моя любовь», созданный по мотивам романа Ивана Шмелева «История любовная». Петров работал над ним три года — это его самый длинный фильм. Выбор именно этого романа для своей мультипликационной экранизации художник объясняет просто: «Я влюбился в этот роман. Я влюбился в язык Шмелева». В этом фильме впервые были опробованы современные анимационные технологии. Если раньше фрагменты снимались на кинопленку, то сейчас применили компьютерный монтаж. Его преимущества состоят в том, что снижается риск потери качества и есть возможность контролировать процесс создания мультфильма еще на стадии производства. Это его творение в также было номинировано на «Оскар» и собрало множество других почетных наград.

«Это была весна 16-ая в моей жизни, но для меня это была первая весна, прежние все смешались...»

Если вы по каким-то причинам не видели его работ, покупайте/качайте обязательно!!! Это чистейшие образцы искусства, сокровища в океане слива. Приятного просмотра!

Подпишитесь на наш
Блоги

Мастер анимации

02:04, 13 марта 2011

Автор: lill_pumpkin

Комменты 19

Аватар

Оо...надо будет обязательно скачать сегодня и посмотреть!

Аватар

спасибо, что вы написали многое от себя! это очень важно, в блогах последнее время процветает копипаста, а так интересно почитать чужие мысли по поводу. тем более что у вас очень приятный язык, которым вы излагаете эти свои мысли)

Аватар

обожаю его творения! гений!

Z

Да, анимация- это величайшее искусство. Хороший пост, в целом соглашусь с вами насчет советских мультфильмов. Они во многом халтурные и большинство из них вообще нельзя показывать малышам. Кстати в анимации за секунду сменяется намного меньше чем 24 кадра. В классических диснеевских фильмах, обычно, 12 кадров. У Петрова, мне кажется, еще меньше. Но зато его техника - просто что-то невероятное!

S

автор, спасибо за отличную статью!

Подождите...