• Комментариев: 12
  • Текст:

Фильм "Джентельмены удачи"

Фильм "Джентельмены удачи"

Картина «Джентльмены удачи» – яркий пример того, насколько разительно задуманное может отличаться от сделанного. image Начало "Джентльменам удачи" положила дружба. Именно она подсказала молодому режиссеру Георгию Данелия, уже успевшему громко заявить о себе фильмами "Сережа", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй", помочь вышедшему из тюрьмы другу и сокурснику, в то время безработному Александру Серому, запуститься с новым фильмом. Для этого Данелия и взялся писать сценарий комедии. А в помощницы позвал модную 33-летнюю писательницу Викторию Токареву. Кинотусовка упорно судачила об их бурном романе во время написания сценария, хотя жена Данелии, Любовь Соколова, хранила молчание и не подавала виду, что знает об этом. Как бы там ни было, сценарий получился на славу. image Александр Серый image Георгий Данелия image Любовь Соколова image Виктория Токарева У первоначального сценария и появившейся два года спустя ленты нет почти ничего общего. Кроме разве что Косого в исполнении Савелия Крамарова. image Савелий Крамаров в роли Косого Даже герой Евгения Леонова – а именно на него в первую очередь и писался сценарий – изменил по ходу дела и свою профессию, и привычки. Если в первоначальном варианте он был майором милиции, то в картине предстает добродушным воспитателем детского сада. image Евгений Леонов в роли воспитателя Иных уж нет… «Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и др.» – с этого обращения к худсовету начинается сценарная заявка. По задумке Данелия и Токаревой, роли должны были распределяться так: image Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; image Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; image Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; image Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Сюжет переписали, придумали новых героев и принялись мучительно искать актеров. Прежде чем Георгий Вицин стал Хмырем, худсовет отсмотрел десятки претендентов. В их числе – Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. Многие из этих проб были довольно удачными, но выбор в итоге все равно пал на Георгия Вицина. Правда, с ремаркой «поработать над гримом». image Лев Дуров image Рудольф Рудин image Виктор Сергачев image Георгий Вицин в роли Хмыря На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина. image Эраст Гарин А вот с Крамаровым, которого авторы сценария пригласили одним из первых, вышла накладка. Худсовету показалось, что во время кинопроб артист полностью выложился буквально в одном маленьком эпизоде. А хватит ли его актерских ресурсов на полноценную роль? – переживали на «Мосфильме». Кандидатуру Крамарова все-таки утвердили, но с условием, что он будет искать новые краски в образе Косого. Дольше всего подбирали исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но после того как ереванские правоохранительные органы намекнули, что Фрунзик стоит у них «на особом счету» (где-то провинился), этот вариант отпал. И тогда со всей страны потянулись на «Мосфильм» лица «нерусской национальности». image Фрунзик Мкртчян В итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался высокому мосфильмовскому начальству неубедительным. В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Когда не повезло и Рутбергу, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем. image Владимир Этуш image Илья Рутберг image Раднэр Муратов «От редиски слышу!» До сих пор непонятно: как советское начальство не запретило комедию, где главные герои – воры и рецидивисты, а с экрана льется блатная речь? Думается, здесь свою роль сыграл авторитет Георгия Данелия, который выступил в довольно необычном амплуа – не режиссера, а художественного руководителя картины. И все-таки – от греха подальше – после долгих обсуждений сценарий разослали почти всем крупным милицейским чиновникам: на утверждение. И каждое из ведомств, ознакомившись с сюжетом, внесло свои поправки. Вот, к примеру, выдержки из отзыва первого заместителя начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецова: «Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления. Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко – представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью». Не понравилась сотрудникам МВД и блатная речь героев фильма: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью». Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор. image Многие уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины – Александр Серый. Просто в те годы за Серым стойко закрепилась слава неудачника, поэтому Данелия, сокурсник по Высшим режиссерским курсам, решил ему помочь. А случилось вот что. В 1958 году на какой-то вечеринке в ресторане Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавом поединке будущий режиссер вышел победителем. Его соперник, молодой архитектор, на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы из съемочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию. На пять лет. Что удивительно: когда Серый вышел из тюрьмы, та самая возлюбленная, из-за которой завязалась драка, верно ждала своего Отелло. Они поженились, у них родилась дочь. Еще удивительней то, что в кинематографических кругах «откинувшегося» с зоны режиссера встретили довольно радушно. По крайней мере кислород ему не перекрыли, мосфильмовское начальство даже доверило новобранцу два фильма. Название их, правда, уже кануло в Лету, потому что картины получились, мягко говоря, не очень хорошими. Одним словом, как кассового режиссера Серого на «Мосфильме» никто не воспринимал. Кроме Георгия Данелия, который перед съемками «Джентльменов» лично уговорил худсовет, что Александр сможет-таки сделать достойную картину. Кстати, вот еще забавный факт. Когда Серый пришел обсудить будущий фильм с уже назначенным МВД консультантом – Ильей Голобородько, в то время первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД, – тот отправил режиссера… на зону. Мол, если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию и лично похл:)ть недельку-другую тюремную баланду. Серый не решился раскрывать подробности своей биографии (а вдруг еще снимут с режиссерского поста) и послушно уехал на две недели в зону неподалеку от Горького. Правда, как сам он потом признался, все это время тихо просидел в гостинице. Комедия «Джентльмены удачи» стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин». Но превзойти себя так и не смог. Снимая комедии, сам он жил в "жанре" трагедии. Его постоянно преследовал, пытаясь отомстить, человек, которого он сделал инвалидом. Преследователь, болезнь и жизненная неустроенность толкали Александра в глубокие депрессии. В конце концов, он покончил жизнь самоубийством. Несколько фото Александра Серого: image image Прокатную судьбу картины определил – как это часто бывало – генсек Леонид Ильич Брежнев. Он одним из первых посмотрел фильм у себя на даче – и каждый кадр ему подробно комментировал полковник Чурбанов, зять Брежнева. В то время зять генсека работал в МВД, так что о жизни в колониях знал много. В итоге искренний интерес Брежнева к картине снял все вопросы. Обсуждение фильма на худсовете прошло на удивление мирно. Претензию сформулировали одну-единственную – мол, золотой шлем, который выуживали из проруби горе-рецидивисты, выглядит на экране слишком бутафорским. image Леонид Брежнев image Брежнев и Чурбанов Наверное, по количеству известных артистов "Джентльмены удачи" побили все рекорды советского кино. Даже в эпизодических ролях - "звезда на звезде": Олег Видов, Эраст Гарин, Николай Олялин, Любовь Соколова. image Олег Видов image Николай Олялин У одной из самых красивых и оглушительно популярных актрис того времени Натальи Фатеевой в период съемок фильма была еще грудная дочка Наташа, и потом, ей совсем не хотелось сниматься в крохотной роли. Но, как она позже призналась, мудро рассудила, что нельзя исчезать с экрана, а то забудут, да и деньги - не лишние. image Наталья Фатеева в фильме "Джентельмены удачи" Сниматься в маленьком эпизоде наотрез отказывался и Анатолий Папанов, но долгие уговоры Данелии все же сработали. image Анатолий Папанов Большинство тюремных выражений привнес в фильм (из личного горького опыта) Александр Серый: "канай отсюда", "рога поотшибаю", "моргалы выколю", "пасть порву". А вот хохму про памятник Лермонтову ("мужик в пиджаке") и выражения вроде "всю жизнь работать на лекарства будешь" - придумали сценаристы. Вот еще несколько крылатых выражений: - Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк. image Кстати, роль мальчика Игорька в маске волка исполнил будущий известный артист Игорь Угольников. image - Сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор! Петух гамбургский! - Так бы сразу и сказал. image - Этот Василий Алибабаевич, этот нехороший человек, мне на ногу батарею сбросил, падла! image - Какая отвратительная рожа. - Всё! Кина не будет! Электричество кончилось! - Деточка, а Вам не кажется, что ваше место возле параши? - Слушайте! Заткнитесь, пожалуйста! Устроили тут ромашка: помню, не помню… Дайте спать. - Ну и чёрт с вами. Деньги ваши — будут наши! — А ты зачем бежал? — Все побежали — и я побежал!.. - А в тюрьме сейчас ужин — макароны! — Там ещё дерево было вот такое! — Ёлка, что ли? — Сам ты ёлка! Тебе же говорят — ВО! — Памятник сидячий? — Чего? — Ну, сидит? — Кто? — Ну мужик этот твой. — О деревня, а! Ну ты даёшь! Кто ж его посадит?! Он же па-мят-ник! - Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста. - Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста, керосинка буду покупать! - Ты туда не ходи — ты сюда ходи. А то снег башка попадёт — совсем мёртвый будешь… — Девушка, а, девушка, а как вас зовут? — Таня. — А меня Федя! — Ну и дура! — Карандаш? — Э пенсил. — Йес. Стол? — Э тейбл. — Йес. Девушка? — Чувиха. — Да нет, по-английски! Ну? Гёрл! — Оу, йес, гёрл! — Йес, йес… ОБЭХаЭС! image image image image image image 1. В фильме сбежавшие из тюрьмы Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич прятались в цистерне с жидким бетоном. На самом деле Георгия Вицина, Савелия Крамарова и Раднэра Муратова погрузили в цистерну с подкрашенной хлебной закваской. Когда нужные кадры отсняли, Георгий Вицин опять полез в цистерну. Кто-то сказал ему, что жидкость, настоянная на 23 лекарственных травах, делает моложе на 15 лет. image 2. Премьера кинокомедии состоялась 13 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия», а на следующий день спекулянты уже продавали билеты по три рубля. В кассе они стоили 20 копеек, но достать их было невозможно. 3. Памятник «джентльменам удачи» — Доценту, Косому, Василию Алибабаевичу и верблюду Васе установили в апреле 2006 года в казахстанском городе Тараз — бывшем Джамбуле. Автор скульптурной композиции Темирхан Колжигин рассказал, что памятник заказал местный предприниматель Агадил Ерекбаев, открывший рынок в центре города и решивший таким образом украсить его. В группе, правда, не хватает Хмыря. Композиция выполнена из бетона и окрашена бронзовой краской. Высота фигур более двух метров. image памятник героям фильма "Джентельмены удачи" 4. После эмиграции Савелия Крамарова в США его фамилия была вырезана из титров фильма. В таком виде фильм и демонстрировался по телевидению. Георгий Данелия не только писал сценарий и "пробивал" картину, но и заменял Серого на съемочной площадке, когда тот болел. И вообще, был художественным руководителем фильма. После "Джентльменов удачи" отношения у двух режиссеров почему-то разладились. По версии Данелии: "Мы не ссорились, нет, просто в какой- то момент я стал ему не нужен, и мы расстались". Ну а тандем Данелии с Викторией Токаревой дал зрителям еще один незабываемый хит - "Мимино".

Оставьте свой голос:

285 +
Cообщите об ошибке на странице
Всего комментариев: 12

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Один из шедевров советского кино!!

классика советского кино!

ничего пошлого, а смешно
не то что некоторое современное кино...
считают,кроме пошлятины больше тем для смеха нет

У меня этот фильм ассоциируется с Новым Годом))))

Совершенно замечательный фильм. Где и задуматься и посмеяться можно. А помните, как из-за письма вор в петлю полез? Это же невероятно!
А встреча с другом? Украл-выпил-в тюрьму...

Один из самых любимых фильмов!)

позновательно! спасибо!

Какие были актёры!!! И те, кто в фильме, и те, кто туда не попал! Таланты!!! Да и режисёры так снимали, что и через 30-40 лет, зная фильм наизусть, смотришь и смеёшься. Сомневаюсь, что кто-то будет смотреть, то г...о, что сейчас снимают, через 40 лет. А они ещё взяли моду делать ремейки, неужели самим не видно, что кишка тонка...

Обожаю этот фильм, настоящая комедия. Великие актеры, а фразы вообще на все времена

обожаю этот фильм)

Мне в какой-то момент тоже захотелось, чтобы наше новое кино тоже проходило хоть какую-то оценку.... Ну чтобы хоть кто-то смотрел на кино с точки зрения "на хрена оно снимается".... зачастую ощущение складывается, что никто не отвечает за тот бред, что показывают и в кино, и по телевидению.....

Комментарий скрыт модератором