Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн (1898—1948), советский режиссёр, сценарист, теоретик кино и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). С. М. Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в семье инженера и архитектора, с 1917 года действительного статского советника, Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867—1921) и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой), дочери состоятельного купца.

Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1909 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем в Красную армию. В 1920 году Эйзенштейна направили в Академию Генерального штаба, где он учился на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921—1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта («Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец»), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 году опубликовал свой творческий манифест «Монтаж аттракционов».

Японский писатель Т.Найто, Б.Пастернак, С.Эйзенштейн, О.Третьякова, Л.Брик, В.Маяковский, советский дипломат Вознесенский, переводчик. 1924 В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм «Стачка», который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже серебряную медаль. Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. Лучший фильм по признанию Американской Киноакадемии (1926). Признан «одним из лучших» — в 1954 году. Признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году (110 голосов из 117). Первый среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978).

image

Кадр из фильма В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова). В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальное кино» в Брюссельском университете. В Швейцарии в 1929 году Эйзенштейн выступал в качестве консультанта образовательного документального фильма об абортах, режиссером которого был Эдуард Тиссэ. Фильм вышел под названием «Frauennot - Frauenglück» («Горе и радость женщины»)

image

В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramaunt отказалась от его сценария. С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

image

Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров в Голливуде После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура». В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации).

Кадр из фильма Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях: * Кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года. * Фигуры тевтонцев из фильма были использованы в технологии ротоскопии для анимационного фильма «Властелин Колец» Ральфа Бакши. Поверх рыцарей были нарисованы орки. * В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского». * в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. * В 1-й серии американского телесериала 2000 года «Клинок ведьм» (реж. Ральф Хемекер) главная героиня (в исполнении Янси Батлер) видит во сне историю браслета, при этом частично используется нарезка из кадров битвы на Чудском озере. * фрагменты из фильма используются в документальном фильме британской хэви-метал группы Iron Maiden «Behind The Iron Curtain» в качестве видеоряда к композиции «Hallowed Be Thy Name».

Актер Николай Черкасов в роли Александра Невского. В 1941—1945 годы режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены.

image

Кадр из фильма В годы войны участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке «To the Jews of the World» (К евреям мира) и в радиопрограмме «To Brother Jews of All the World» (К братьям евреям всего мира, июль 1941), в которых призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьей «Цветовое кино». Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

image
Подпишитесь на наш
Блоги

Сергей Михайлович Эйзенштейн

13:12, 26 октября 2010

Автор: lisenok

Комменты 29

Аватар

Как кто-то может не знать кто это???

Аватар

в Риге есть у лица С.Эйзенштейна:)

S

спасибо!!!!!!!!! про масонство не знала даже в его творчестве-тема для изучения, спа

N

побольше бы таких познавательных постов!

Аватар

ох помню в детстве Александра Невского смотрела в открытым ртом! Сейчас, к сожалению, новейшие технологии делают свое дело, все меньше людей, кто любит черно-белое кино. Мой сын вообще смотреть не может такое, говорит скучно:( Спасибо было интересно почитать!

Подождите...