Действие фильма раворачивается в Москве в 1970-е годы. Главные герои - Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина. Он являет собой типичного должностного сотрудника НИИ тех лет в затертом костюме и без полета. У него двое мальчиков, и жена от него ушла. Он ездит на работу на автобусе. Она — директор в том учреждении где работает Анатолий Ефремович. У нее "Волга" с личным шофером. Одна из коллег Новосельцева (Ольга Петровна Рыжова) пытается подтолкнуть его к тому, что он достоин должности начальника отдела. Эта должность вакантна. Сама же Ольга Петровна в институтские годы была девушкой (как то неконкретно явствует из повествования по ходу фильма) нового заместителя директора - Юрия Самохвалова. Они все втроем - Новосельцев, Самохвалов и Ольга - учились в одной группе в институте. Встретив своего старого друга, Самохвалов пытается продвинуть Новосельцева в начальники отдела, пользуясь своей должностью и влиянием на Калугину. Все попытки оказать влияние на нее заканчиваются ничем. Еще бы: Людмила Прокофьевна сугубо деловой человек, за погруженностью в работу забывшая даже о необходимости за собой следить. Все сотрудники за глаза называют ее "нашей мымрой". В Новосельцеве она видит вялого и безынициативного сотрудника, хотя на самом деле Анатолий Ефремович просто давно перерос нынешнюю должность. Самохвалов приглашает обоих героев к себе в гости (среди других приглашенных), где пытается их свести, но из этого ничего не выходит. Дальнейшее действие фильма заключается в последующих попытках Новосельцева ухаживать за Калугиной. Сначала из импульса получить должность, а затем, исходя из развивающихся истинных чувств. Любовь лежит в основе фильма. Подтема фильма в анализе столкновения развивающихся личных чувств героев с тем, как на то реагируют окружающие (сотрудники). Оба персонажа - пассивные фигуры, когда дело доходит до личных отношений. От него ушла жена, у нее тоже не сложилась личная жизнь, и детей нет. Оба боятся окунуться в личные отношения. Начинают происходить интриги на работе. У Рыжовой возникают старые чувства к Самохвалову, которые становятся достоянием окружающих, на почве чего возникает конфликт между Новосельцевым и Самохваловым... В главных ролях:

Андрей Мягков — Анатолий Ефремович Новосельцев

алиса Фрейндлих - Людмила Прокофьевна Калугина, «Мымра»

image

Свтелана Немоляева - Ольга Петровна Рыжова

Олег Басилашвили - Юрий Григорьевич Самохвалов

image

Лия Ахеджакова - секретарша Верочка

image

Людмила Иванова - общественница Шурочка Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные «актёрские резервы» после проб в других его фильмах: Светлана Немоляева пробовалась на главную женскую роль в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», туда же пробовались Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмы «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи»). С «Иронией…» же связано и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. Из всех актёров, исполнявших роли шести главных персонажей фильма только Людмила Иванова никогда до этого не работала с Рязановым. Комедию «Сослуживцы» Рязанов и Брагинский написали в 1970 году. Она была успешно поставлена во многих театрах страны. Идея снять фильм по ней возникла у Рязанова после съёмок «Иронии судьбы», когда режиссёр увидел неудачную телепостановку его комедии.

Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов Снег на деревьях с не опавшей ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Первоначально подобной сцены в фильме не планировалось, но режиссёр решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты. Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Примечательно, что три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы: Вход в учреждение — это вход в дом по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. 6, на пересечении с ул. Петровка, в котором находится нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта. Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) построены в павильонах Мосфильма. Крыша — это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Создатели фильма намеренно поселили героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус: директора Калугину — в «элитном» доме на ул. Большая Никитская, 37. В Скатертном переулке, её заместителя Самохвалова — на улице Горького возле Центрального телеграфа (центр Москвы); рядовых сотрудников в спальных районах: Новосельцева — на улице Достоевского, секретаршу Верочку — на Чертановской, Рыжову — в Подмосковье. История с письмами героини Светланы Немоляевой была взята авторами фильма из жизни коллег-кинематографистов. Имена прототипов до сих пор не называются. Актриса Людмила Иванова, игравшая активистку Шурочку, действительно в те годы была председателем месткома в театре «Современник». Сцена визита Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной — чистая импровизация актёров. Благодаря многочисленным актёрским экспромтам материала было отснято намного больше, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии вместо двух). В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин. С ним было отснято много материала, например, как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не мог сниматься. В итоге этот персонаж вообще был убран из фильма, он только разговаривал с Верочкой по телефону, но озвучивал его Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появился в фильме эпизодически в массовке, всего на 1-2 секунды — сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги, второй раз в сцене изумления, когда в вестибюле появился «умерший» Бубликов, третий раз в сцене удивления сотрудников учреждения новым имиджем Калугиной.

Александр Фатюшин Песня «У природы нет плохой погоды» была написана Рязановым, но он передал её композитору фильма Петрову как стихотворение английского поэта Уильяма Блейка. Во время съёмок фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Мягков выражал недовольство по поводу того, что Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни (за него пел Никитин). В «Служебном романе» поёт уже сам Мягков вместе с Алисой Фрейндлих. Замечательный фильм получил несколько наград: 1978 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1978) авторскому коллективу (Лия Ахеджакова, Владимир Нахабцев, Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, Олег Басилашвили)[1]. 1978 — Лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков лучшие актёры года по опросу журнала «Советский экран». Кадры из фильма:

image

image

image

image

image

Ну и конечно же, куда без цитат: — Вы купили новые сапоги, Вера? — Да вот ещё не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится? — Очень вызывающие. Я бы такие не взяла. А на вашем месте интересовалась бы сапогами не во время работы, а после неё. — Значит, хорошие сапоги, надо брать. — Она немолодая, некрасивая, одинокая женщина… — Она не женщина, она директор. — Я когда её вижу, у меня прямо ноги подкашиваются. — А ты не стой, ты сядь! «Тихо вокруг, только не спит барсук. Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг». Ну, какие у тебя планы на вечер? Какая компания? А мужчины там будут? — Как же она могла оставить детей, Леонтьева? Она же мать. — Ха! Мать!.. Мать у них был Новосельцев! Ну, всё, Новосельцев, Ваше дело труба. Здравствуйте… Прокопья… Людмиловна… — Меня вчера муха укусила. — Да. Я это заметила. — Или я с цепи сорвался. — Это уже ближе к истине. — Значит, я с цепи. — Почему вы всё время виляете? Что вы за человек? Я не могу вас раскусить! — Не надо меня кусать! Зачем раскусывать? — Вы утверждали, что я чёрствая! — Почему? Мягкая! — Бесчеловечная! — Человечная! — Бессердечная! — Сердечная! — Сухая! — Мокрая! — Мы вас любим… в глубине души… где-то очень глубоко… — Очень глубоко! Так глубоко, что я этого даже не замечаю! — Нет, это заметно, должно быть заметно… — Что же, выходит, что все меня считают таким уж чудовищем? — Не надо преувеличивать. Не все… не таким уж чудовищем… Просто вы заплакали — и как будто вы нормальная… — А мне ведь только тридцать шесть. — Как тридцать шесть? — Да-да. Я моложе вас, Анатолий Ефремович. А на сколько я выгляжу? — На тридцать… пять. — Опять врёте, товарищ Новосельцев! — Я не доживу, я на вредной работе. — Что отличает деловую женщину от… женщины? — Что? — Походка! Ведь вот… как вы ходите! — Как?! — Ведь это уму непостижимо! Вся отклячится, в узел вот здесь завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот — чешет на работу, как будто сваи вколачивает! — Ходил ко мне один человек… Долго ходил… А потом женился на моей подруге — Я не собираюсь жениться на вашей подруге. — Вам это и не удастся. Я ликвидировала всех подруг. Я их уничтожила. На самом деле, список может быть бесконечным, поэтому придется остановиться)).

Подпишитесь на наш
Блоги

Шедевральный "Служебный роман" Эльдра Рязанова

20:10, 12 октября 2010

Автор: Kunatik

Комменты 15

D

когда описывают сюжет - все выглядит так скучно и серо, а на самом деле, смотреть - огромное удовольствие, каждый диалог - просто шедевр. Обожаю этот фильм, так же как "Любовь и голуби", например

Аватар

Один из любимейших! недавно, после обсуждения здесь его, так сказать, ремейка, пересмотрела с огромным удовольствием!

Аватар

Мымра!!!:))))))))))))))))))))))))))

Аватар

Мой любимый фильм! Какие актеры, какие диалоги, какие песни, какие виды! Низкий поклон Эльдару Александровичу и всем актерам за этот шедевр!!!

Аватар

Вот мне 18, а служебный роман мой любимый фильм) вообще так влюблю советское кино, оно такое настоящее, такое доброе, искреннее, сразу видно что сделано с душой, так все мило и натурально, без тупого и пошлого юмора, без спецэффектов, с актерами котрые играют а не строчат речитативом, с образами прощупанными до мелочей... Вообщем ооочень нежное у меня отношения к советскому кино, особенно к служебному роману)

Подождите...