Спасибо Грете Гервиг за 135 минут чистейшего, слезоточивого удовольствия, заставившего меня забыть о том, что в сумке лежит современный гаджет, соединяющий нас с повседневностью.  

Переводить текст любимого многими поколениями романа Луизы Мэй Олкотт на киноязык – предприятие сколь амбициозное, столь и рискованное, особенно если до тебя за это брались и другие режиссёры. Экранизация 1994-го года у многих до сих пор вызывает волну нежных воспоминаний. В моём восприятии эта картина Джиллиан Армстронг удачно встраивается в соседство с прекрасными экранизациями из 90х –  «Остатком дня» (с Энтони Хопкинс и Эммой Томпсон) и «Эпохой невинности» (с Дэниэлом Дэй Льюисом, Мишель Пфайффер и Вайноной Райдер). Этих кино-сверстников отличает художественная академичность, тягучесть и приятный бархатный налёт старины. 

Когда я узнала, что за «Маленьких женщин» берётся Гервиг, первой мыслью, перетекающей в опасение, было – сможет ли молодая актриса/режиссёр со скромным уклоном в независимое кино тягаться со своими предшественниками и не станет ли каст, достойный глянца Vanity Fair, спасательным жилетом при слабом сценарии?

Ах, как приятно иметь заниженные ожидания, чтобы потом  в кинозале, через 10 минут от начала просмотра внутренне ликовать и радоваться за Грету Гервиг как за лучшую подругу. 

Её «Маленькие женщины» – это пример безукоризненной (на мой вкус), нескучной, бойкой экранизации классики, которая вырывается из вторичности и становится цельным, живым и ярким произведением. 

Я схалтурю и не буду приводить синопсис, который вы и так прекрасно знаете, если собираетесь смотреть эту картину. Мне хотелось бы выделить основные пункты, которые делают «Маленьких женщин» памятным кино-событием. 

Во-первых, способ повествования. Гервиг отказывается от академичной линейности. Для весьма классического образца романа взросления приём, когда сюжетная хронология дробится, весьма спорный. Однако именно он задаёт динамику и отлично рифмуется с писательской деятельностью Джо (Сиршы Ронан). И в конце можно будет ставить каверзный вопрос – фильм всё же о семье Марч или книге, которую написала Джо?

Во-вторых, визуальное решение. При просмотре обратите внимание, как цветовая палитра некоторых сцен (особенно тех, что сняты на лоне природы, на берегу океана) повторяет особенности первых в истории цветных снимков, обработанных при помощи автохрома. По счастливой случайности буквально за неделю до просмотра я наткнулась на удивительные снимки, которые сделал британский авиаконструктор Мервин О'Горман в 1913 (!) году. В свободное время он увлекался фотографией и любил снимать свою дочь Кристину. 

Как мне кажется, такая цветовая стилистика позволила Гервиг добавить в визуальное полотно рассказа приглушённую ретро-эстетику.

Важным источником красоты на протяжении всего фильма является и лицо Сиршы Ронан. Неказистая девочка из «Искупления» превратилась в девушку с уникальной, фарфоровой, антисовременной внешностью. Когда смотришь на неё на экране, переносишься в конец 19 – начало 20 вв. и забываешь, что, выйдя на улицу, можно столкнуться с обладательницами «ресничек», вывернутых губ, подпиленных носов и вампирских бровей. Все из сестёр в «Маленьких женщинах» излучают натуральную свежесть и молодость. 

Собственно, актёрский состав в фильме достоин отдельного параграфа. И пусть это будет моим «в-третьих», когда я говорю о достоинствах данной картины. Мэрил Стрип переняла эстафету (манеру игры) у Мэгги Смит. Она невозмутима в своей англосаксонской чопорности и снобистских предрассудках, которые ей достались от её персонажа, тётушки Марч. Лора Дерн так щедро излучает тепло, что его хватает и на её экранных дочерей, и на нас с вами, зрителей.

Тимоти Шаламе. Совсем скоро увижу его на сцене в одной лондонской постановке. Мне нравится всё, что делает этот парень, и мне сложно удержаться от комплимента в его адрес. Его Тедди (Лори) очаровывает своей непосредственностью, искренностью и разгильдяйством.

Особенно выделю их органичный тандем в паре с Сиршой Ронан. То, как они взаимодействуют в кадре, – особая радость для зрителя. Флоренс Пью стала для меня, пожалуй, главной достопримечательностью этой картины. Значительное утверждение от той, кому она пришлась не по вкусу после «Леди Макбет». В «Маленьких женщинах» набирающей популярность актрисе удалось объёмно показать развитие героини Эми.

Отдельно скажу об общей добродушной атмосфере, которой дышит каждая, даже самая драматичная минута в фильме. Органичность и лёгкость существования актёров друг с другом буквально прорываются через экран. Редко такое бывает, чтобы я, как зритель, догадывалась о том, что весь съёмочный процесс был большим счастьем, и все от него получили максимум удовольствия. Надеюсь, и вы, когда посмотрите этот фильм, уловите эти флюиды гармонии и дружбы. Сразу видно, Грета Гервиг – не тиран в режиссёрском кресле. 

Чтобы разбавить кислинкой общую патоку моего отзыва, я замечу, что не совсем согласна с выбором Луи Гарреля (при всей моей любви к этому месье) на роль Фридриха Баэра.

Мало того, что профессора-немца заменили на профессора-француза, так и с возрастом какая-то неувязка получилась. В этом отношении, эталонным считаю Гэбриэла Бирна из экранизации 1994 года. Визуально ощутимая разница в 20 лет между Джозефин и Фридрихом является существенной деталью в развитии персонажа.

Эмма Уотсон не впечатлила меня.

Сыграно так ровно, что её воплощение проигрывает на фоне других «сестёр». Пока что, на мой взгляд, самая интересная её роль, позволяющая сбросить с себя накидку Гермионы, – в «Колонии Дигнидад».  

И, наконец, пришло время для отдельного реверанса в сторону художницы по костюмам Жаклин Дюрран, которая с своё время покорила меня образами для Киры Найтли в «Анне Карениной». Своей работой она сделала из "Маленьких женщин" яркую костюмированную драму. 

Всем собирающимся в кинотеатры желаю приятного просмотра, а тем, кто в нерешительности, советую идти без промедления. И запасайтесь носовыми платками – не успеет высохнуть ваша правая слеза, как появится левая.

Подпишитесь на наш
Блоги

"Маленькие женщины": моё мнение

00:11, 1 февраля 2020

Автор: mar_adentro

Комменты 79

Y

Спасибо за подробный отзыв и красивый слог! Читать вас крайне приятно.

I

Если фильм такой же занудный как и отзыв, то не стоит смотреть. Мне нравится старая экранизация, я жуткий консерватор.

R

Я наверное буду в меньшинстве, но мне Леди Берд понравился) В течение всего фильма я ощущала щемящее чувство ностальгии по ушедшей юности, сожаление об упущенных в юности шансах, о первой любви. Мне понравился стиль Гретты-режиссера. Так что я очень хочу посмотреть Маленьких женщин, а после такого отзыва вдвойне)

Аватар

Флоренс Пью в Барабанщице была не ахти, жалко, что ее теперь везде пихают, но на МЖ обязательно пойду, рада , что автору понравилось, доверяю вашему вкусу,

Аватар

Посмотрела сегодня. В памяти ничего не остаётся после просмотра. Совершенно проходной, милый, нарядный фильм. Хотя одна эмоция осталась - раздражение от Флоренс Пью. Какая же она тяжёлая и грубая, очень некрасиво кривит рот, когда недовольна. Особо меня возмущает, что её на Оскар за это номинировали! Она в пятерке лучших актерских работ года в свой категории???

Подождите...