Отличие высокохудожественного кино от проходного я определяю для себя наличием сцен и кадров, к которым мне хочется возвращаться, как возвращаешься к картинам любимых художников. Я решила сделать подборку из эпизодов, которые не просто врезались в мою память, но и помогли мне сформировать мой взгляд на кинематограф.

Безусловно есть сцены, ставшие культовыми благодаря определённым диалогам или выдающимся актёрским воплощениям, но сейчас речь пойдёт больше не о событийной или игровой, а визуальной составляющей (хотя очень часто эти компоненты взаимосвязаны).

«Жюль и Джим», Франсуа Трюффо, 1962

Для начала это мой любимый фильм о любовном треугольнике. В нём уникальным образом сочетается лёгкость и трагизм. Из этого фильма в энциклопедию мирового кинематографа вошла сцена бега по мосту, где два друга дурачатся вместе с объектом их любви — Катрин (неподражаемая Жанна Моро), своим внешним видом пародирующая Чарли Чаплина.

Сцена с исполнением Le Tourbillon Жанной Моро заслуживает особого упоминания. Это пение становится, своего рода, танцем Кармен перед роковым концом.

«Амаркорд», Федерико Феллини, 1973

Уличная зимняя сцена: мальчишки закидывают снежками местную кокетку Градиску (на белоснежном фоне она резвится одетая в белое платье и красную шаль), завывает вьюга, на обледенелый фонтан прилетает павлин и распускает свой роскошный хвост. Этот красивый образ является маркером памяти и ярких событий, которые случаются в жизни каждого.

«Сцены из супружеской жизни», Ингмар Бергман, 1973

Очень стильное существование Мужчины и Женщины в кадре. Скажите, какая радость наблюдать за чужими семейными разборками и изнурительными диалогами двух отдаляющихся друг от друга супругов?! Однако Бергман умудряется так выстроить сцены, что постепенно начинаешь получать удовольствие от каждой минуты. На мой вкус, этот фильм может служить прекрасным вдохновением для современных дизайнеров. Скандинавский шик здесь доведён до совершенства. Любимая сцена — в кровати за мнимым чтением книг (по факту очередной разбор семейных полётов).

«Зеркало», Андрей Тарковский, 1975

Не придумано ещё слов, которые могли бы вместить Вселенную, переданную в этом фильме. В нём каждый кадр пульсирует. Сцена, которая меня гипнотизирует и отправляет в «зазеркалье» — сон, где мать (героиня Тереховой) моет голову, за её спиной поднимаются языки пламени от плиты, потом с потолка начинает сыпаться белая сметанная штукатурка.

Мне кажется, что такое кино было создано, чтобы мы всегда помнили — кто мы.

«Хамон, хамон», Бигас Лунас, 1992

Именно эта картина, а не фильмы Альмодовара, является для меня самой символичной для Испании, особенно сцена на просёлочной дороге. Героиня Пенелопы Крус в красном платье, черных эспадрильях, с красной продуктовой сеткой идёт по пыльной дороге, за ней на мотоцикле едет герой Бардема. Здесь и оммаж сеньору Педро, и признание в любви к сельской, поднимающей свою голову, Испании, и аллюзия на корриду.

«Любовное настроение», Вонг Карвай, 2000

Вся картина построена на элементе недосказанности и обрывистости. Любимая сцена — под дождём. Казалось бы, какая банальность сопровождать непростые отношения этим природным явлением! Однако Карвай умудряется превратить эту сцену в поэзию.

«Малхолланд Драйв», Дэвид Линч, 2001

Не припомню другого фильма, который бы пугал и завораживал меня с одинаковой силой. Мне кажется, что буквально каждая из сцен этой картины Линча может называться эталонной и служить вдохновением для других режиссёров. Я выделю ту, что оказывает на меня гипнотическое воздействие и одновременно леденит кровь, — сцена в Клубе Silencio. За этим заведением скрывается аллегория ада, за эксцентричным конферансье — Сатана, за девушкой, поющей под фонограмму пронзительную “Llorando”(от исп. llorar –плакать), — вечное страдание (на её щеке нарисована слеза, и даже, когда она падает в обморок, песня о плаче продолжает звучать). Через крупный план двух главных героинь и трансляцию их эмоций мы сами переносимся в зал этого клуба.

«Молодость», Паоло Соррентино, 2015

Итальянский режиссёр доводит до совершенства точечное освоение кадрового пространства. Я получаю особое удовольствие от рассадок героев в этом фильме. Соррентино привносит архитектурную точность или скульптурную элегантность в кадр. К слову, первые серии «Нового папы» меня несколько разочаровали, так как он отходит от своей привычной эстетики в сторону «клиповости» — большинство сцен напоминают музыкальные и рекламные ролики. Расстановки героев получаются слишком старательными, исчезает небрежность.

«Старого» Соррентино можно искать в сцене, где герой Майкла Кейна дирижирует коровами на лугу, каждый взмах руки отзывается перезвоном их колокольчиков. Волшебно!

«Призрачная нить», Пол Томас Андерсон, 2017

Сцена с заказом завтрака в отеле прекрасна как с эстетической, так и повествовательной точек зрения. Она превращается в этюд, в который заключены особенности характера главных героев и их последующих отношений.

Эгоцентричный кутюрье (Дэниель Дэй-Льюис) перечисляет молодой исполнительной официантке, что он хочет получить на завтрак. Он делает это с особой щепетильностью. Помню, как после этой сцены мне непременно захотелось чашку Lapsang souchong.

Особая прелесть этой сцены состоит в оформлении. Если нажать «стоп», то можно восхититься композиционными слоями: обои arts&crafts создают тепло и уют, тогда как туманный, морской пейзаж за окном добавляет оттенки стихийности и тревоги. У меня был любопытный момент узнавания — кадры из этой сцены, особенно где Альма стоит спиной к зрителю и наливает чай для Рейнольдса, отчётливо напомнили мне полотна Вермеера.

«Холодная война», Павел Павликовский, 2018

Фильм, после которого я отключила телефон и на два часа отрезала себя от коммуникации с окружающим миром. В нём проникновенно всё: и сама история, и актёрское воплощение, и чёрно-белый монохром, и искусные отсылки к французской «новой волне», а также к Бергману и Тарковскому (достаточно посмотреть сцену в поле, в конце которой сумасбродная героиня прыгает в воду и начинает петь «Сердце, тебе не хочется покоя», чтобы уловить это). Но всё же самая любимая сцена — это встреча героев после разлуки в пустом парижском баре, она мне напоминает картины Эдварда Хоппера, в них всегда между двумя людьми есть третий лишний — одиночество.

Подпишитесь на наш
Блоги

Кино как искусство или мои любимые киносцены

01:15, 16 января 2020

Автор: mar_adentro

Комменты 74

Аватар

Автор с хорошим вкусом. Добавила бы с широко закрытыми глазами-там глаз радуется везде благодаря таланту Кубрика.

Аватар

У Линча в Твин Пикс дофига красивых сцен, но самая красивая сцена, хоть и жуткая-это когда находят тело Лоры Палмер. Это же надо так красиво показать трагедию. Линч-гений)

Аватар

Действительно, смотришь красиво снятый фильм, воспринимаешь его визуальный ряд в целом, не разбирая на кадры. А ведь какая красота кроется в каждом отдельном кадре, своё послание

M

У Линча все фильмы классные ,такие себе на уме ),он один такой в своем роде

Аватар

Видела только Зеркало, Малхолланд драйв и Молодость. Прекрасные фильмы! Остальное посмотрю, спасибо за пост!

Подождите...