Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Мои размышления о феномене “Джокера”

141
Мои размышления о феномене “Джокера”

Так получилось, что недавно мне потребовалось провести опрос на тему культурного досуга. Вопросы в большей степени целились в мою излюбленную сферу театра, но досталось и его сводному брату — кинематографу. Респонденты разделились на лагерь киноманов-эстетов и тех, кто относится к кино как недорогому и безболезненному способу «отключить мозг». Процедура отключения чаще всего осуществляется при помощи жанров боевиков и научной фантастики. Такие картины на 2 часа позволяют забыть о тяжестях будней и перенестись во вселенную, где все проблемы ложатся на плечи других людей, а ты сидишь и флегматично хрустишь поп-корном.

Примечательно, что как раз синхронно с процессом проведения опроса я была увлечена книгой «Психология для сценаристов». В этой связи категория ответов в стиле «перезагрузки» или «отключения головы» мне показалась особенно забавной. Дело в том, что, по сути, любой красочный и динамичный фильм — это способ манипулирования зрительским бессознательным. И пока вы наивно полагаете, что во время просмотра вам удалось укротить вашу бешеную обезьяну — голову, сценарист и режиссёр уже успели прокрасться в дебри ваших тайных страхов, желаний и даже базовых инстинктов.

До того, как я непосредственно перейду к «Джокеру», я хочу обратиться к серии фильмов, где подобный персонаж всегда играл как бы вторую скрипку и находился в оппозиции к главному герою. Бондиана, Марвелиада и «Звёздные войны» — это пример картин, где развитие сюжета и раскрытие героев во многом подчинено теории невротического конфликта по Фрейду. Согласно отцу психоанализа, наше бессознательное стоит на трёх китах: 1) id, представляющим наши животные инстинкты — сексуальное влечение и агрессию; 2) эго и 3) супер-эго. На протяжении многих десятилетий авторы сценариев успешно использовали эти компоненты и на основании их конструировали действующих персонажей. Так, главный герой является носителем признаков эго, злодей — воплощение «ид», а наставник/отец — супер-эго. Что достаётся от этого конфликта зрителю? Идентификация.

Если вы симпатизируете герою Хита Леджера в «Тёмном рыцаре», Хавьеру Бардему в «Скайфолле» и другим харизматичным мерзавцам, это необязательно свидетельствует лишь о прекрасном актёрском таланте. Это говорит ещё и о том, что через этих персонажей зритель выходит за пределы социальной нормы и духовной морали, его инстинкты Эрос и Танатос получают полную свободу. Кстати, именно прописывание злодеев считается самой увлекательной и, как бы странно это не звучало, приятной частью в работе сценариста. Нет запретов и нет ограничений. Более того, моралисты могут спать спокойно — в конце всё равно злодей будет наказан, то есть всё дикое будет обуздано, а победителем станет эго — главный герой, который прошёл особый путь, преодолел препятствия и стал лучшей версией себя (не без помощи наставника).

Если вы держите эту схему в голове, то нет причин удивляться — почему фильм «Джокер» вызвал такую бурю и заставил даже самых либеральных кинокритиков рассуждать о противоречивой природе этого фильма.

Одной из причин, по которой можно обрушиться на «Джокера», даже не посмотрев его, является отсутствие поступательного движения к Добру. Если эволюция и происходит, то только на шкале Зла. И у большинства возникает закономерный вопрос — зачем снимать такое кино? Собственно, сам этот вопрос не возник бы, живи мы в идеальном из миров. Ведь тогда бы клоун-псих воспринимался как развлекательная страшилка (не без комичности) для взрослых, которые точно знают, что это никогда не произойдёт в реальной жизни. Между тем, мы знаем другое — грань между вымыслом (который помогает нам в кинотеатрах отключаться от рутины) и реальностью превратилась в порог той школы, которую переступают дети и учителя, не подозревающие, что через 20 минут в класс ворвётся сумасшедший и в режиме аристотельского драматического триединства воплотит свой кровавый замысел.

Создатели «Джокера», романтизировав данного персонажа, наступили на открытую социальную рану, которая кровоточит не только в США и не исчерпывается дискуссией о праве иметь огнестрельное оружие.

Романтизация в данном случае осуществляется за счёт манипулирования зрительскими чувствами. Даже если вы держите себя в руках и не позволяете найти оправдание жестокости Артура Флека в неблагоприятных обстоятельствах его жизни, вы всё равно рано или поздно поймаете себя на мысли, что восхищаетесь актёрской работой Хоакина Феникса. То есть формирование осуждения к действиям злодея постоянно спотыкается о необходимость признать блистательную игру и смутное удовольствие от танцев Джокера. Вообще, танцевальные вкрапления в этом фильме я приравниваю к 25-му кадру. Танец всегда несёт положительный заряд. Натренированное мюзиклами, наше восприятие считывает танец как всплеск приятных эмоций. Обычно мы смотрим на танцующего героя, мысленно следуя за его движениями и отбивая ритм ногой. Мы попадаем на одинаковую с героем волну. То же самое происходит со зрителем фильма «Джокер». Хоакин Феникс, конечно, не Джин Келли, но его телодвижения определённо ритмичны и зажигательны. Неприятие жестокости, с которой он расправился со своей матерью, быстро сменяется симпатией к его движениям под удачно подобранную, добрую, между прочим, музыку.

За последние несколько дней в Stories Инстаграма я увидела парад восторженной краткости в адрес этого фильма, который прошёл под флагом «культовый». А такой эксперт, как Антон Долин, даже назвал фильм классикой и не без нотки упоения подытожил свою рецензию фееричным предсказанием о том, что «маски зеленоволосых клоунов-убийц будут нарасхват». Интересно, после прочтения «Преступления и наказания» он также питает надежду, что объём мировых продаж топоров увеличится?

Психически неуравновешенный юморист-клоун Артур Флек выходит за скобки вымышленного персонажа нашумевшей комиксологии. Он превращается в собирательный образ, сотканный из социально-психологических черт (психическое расстройство, домашнее насилие, жизнь с матерью-одиночкой, неудачи на профессиональном поприще, отсутствие полового партнёра), которые в той или иной степени послужили триггером для страшных массовых убийств, произошедших за последние 8 лет. Страшнее такой реалистичности может быть только тот факт, что каждое жестокое действие Джокера оправдано разными сюжетными поворотами, а это приводит Окно Овертона в действие.

Безусловно, нет ничего нового в том, что в центр повествования попадает маньяк-убийца или человек с насильственными наклонностями. Кинематограф уже знал «Таксиста» Скорсезе, эхо которого сложно не расслышать в «Джокере». Ещё свежи воспоминания о жутком «Доме, который построил Джек» Ларса фон Триера. Не обошлось у меня и без обращения к близкому мне испанскому кинематографу, в недрах которого прячется неоднозначный гротескный фильм Алекса де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы» — там тоже присутствует клоун с садистскими наклонностями.

Каждый из нас может вспомнить с десяток фильмов, где главный герой действовал по злодейскому сценарию. Однако у подобных фильмов есть одно общее место — между происходящим на экране и зрителем выстроен щит из метафор, декодирование которых очень часто имеет сильный назидательный нравственный эффект. В фильме Тодда Филлипса нет головоломок из аллегорий и метафор. Действия злодея не встречают противодействия. Напротив, они получают дальнейшее развитие в виде массовых беспорядков. Ненормальный клоун становится королём уличного хаоса и запускает механизм ненависти, которая стремительно заражает кровь простых жителей города.

Готэм из фильма Филлипса с тревожной точностью передает Нью-Йорк периода 70х годов, когда, по меткому определению уважаемого мной историка Пола Джонсона, Америка попробовала совершить самоубийство. То был период тотального нигилизма и расцвета радикального индивидуализма. Нью-Йорк, возможно, пострадал тогда больше других городов. Преступность, мусор и крысы превратились в три главных символа мегаполиса. Летом 1975 на выходе из аэропортов Нью-Йорка прилетевшим выдавались распечатки. Под приветственным «Добро пожаловать в Город Страха» изображалась смерть в капюшоне и приводилась пошаговая инструкция по выживанию: не рекомендовалось выходить за периметр Мидтауна Манхэттена, садиться на метро, гулять где-либо после 6 вечера и т.п.

В «Джокере» эта гнетущая атмосфера изображена превосходно. И, хотя общее впечатление от фильма я бы резюмировала как опустошающее, мне, тем не менее, было любопытно наблюдать за распределением сцен по ключевым пространствам города. Первое злодеяние совершается в царстве подземелья — в метро. Путь к возможному спасению героя пунктирно обозначен в сцене, где Артур Флек поднимается на трясущемся лифте со своей соседкой и её дочкой — любовь могла бы поднять героя с уровня земного греха и доставить на этаж Счастья, но кто сказал, что мы смотрим сказку?

Если создатели фильма хотели сделать художественно-документальный слепок настроений эпохи, то им это удалось. Но меньше всего наше общество нуждается сейчас в популяризации насилия, ненависти и сумасшествия. Буквально за несколько дней до премьеры фильма мы уже успели заглянуть в глаза девочке Грете. И если вас не пугает то, что вы в них увидели, то вас, наверное, не смутит и «Джокер».

 

 

Оставьте свой голос:

1669
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

PeppaLaCochonne
PeppaLaCochonne

Как вас давно не было))

PeppaLaCochonne
PeppaLaCochonne

PeppaLaCochonne, отличная рецензия-психоанализ.

mar_adentro
mar_adentro

PeppaLaCochonne, отказ от сплетника на несколько месяцев – жутко полезная штука.

zianid
zianid

mar_adentro, спасибо! Как всегда-блестяще!
Буквально сегодня размышляла о том хочу ли я его посмотреть и ответила себе ,что нет- мне хватает своих "нагрузок ", а также внешних ,о которых вы упомянули.Хотя я сознательно избегаю новостной ленты и читаю только выборочно.

olanv
olanv

zianid, аналогично, я вот тоже думаю смотреть или нет. С одной стороны, люблю комиксы, любопытно глянуть о чем все говорят сейчас, ну и на талантливую игру всегда приятно посмотреть. С другой стороны, два часа гнетущей безнадеги и насилия не особо хочется, и так в жизни хватает негатива

louve
louve

mar_adentro, как раз сегодня смотрела видео психолога о влиянии на нас сериалов. О том, как мы отождествляем себя с героями, которые очень грамотно прописаны со знанием глубокой психологии.
Спасибо за рецензию.

scioparto
scioparto

louve, можно описание видео , по которому его можно найти , интересно

louve
louve

scioparto, на Youtube наберите Евгения стрелецкая «чем сериалы опасны для нашей психики»

louve
louve

mar_adentro, и да, меня пугает Грета, хотя я увлечена эко темой. Ещё больше пугают известные люди, которые ее репостят. Я вижу неадекватность и долю безумия в этом ребёнке. И то как ее продвигают СМИ наталкивает на мысли..

Milena_doc
Milena_doc

Интересный взгляд. Особенно мне понравилось при книгу по психологии для сценаристов. Давно подозревала, что они используют архетипы и не только при написании сценария.
Это, кстати, и отличает их кино от нашего. Наши уже научились и спецэффектам, и современной операторской работе. А вот вложить в фильм метафору для бессознательного - все еще проблема. Поэтому и выходит красивая, но бездушная картинка.
Про Джокера. Сама еще не смотрела, но обязательно схожу.
Пока по рецензиям мне кажется, что здесь есть следующая метафора: "на жестокость отвечай большей жестокостью. Мир не любит и не принимает тебя? Утопи их в крови!"
Такой себе выход из ситуации, эффективный, но жестоко-кровавый. Из серии: "а что? Так можно было?" Есть ли у героя катарсис, перерождение и решение проблемы? Да. Но какое жуткое!
Согласна, метафора черная. Но меня радует реакция. Она говорит о том, что большинство людей находит подобный выход из ситуации чрезмерным. И это прекрасно!

mar_adentro
mar_adentro

Milena_doc, если вас интересуют архетипы, которые активно используются в разных сферах искусства, очень рекомендую почитать "Тысячеликого героя" Кэмпбелла. Очень помогает раскладывать книги и фильмы на кубики.

Milena_doc
Milena_doc

mar_adentro, спасибо, посмотрю.

Quinta
Quinta

Мне показалось, что фильм явная дискредитация общественных движений против существующего порядка.
Тем что возглавляет протест лицо с серьезным расстройством личности.

BlueVelvet13
BlueVelvet13

Quinta, он не возглавлял, а послужил для некоторых тем самым поводом, такое часто бывает.

Quinta
Quinta

BlueVelvet13, ага, так правильней.

BlueVelvet13
BlueVelvet13

Фильм посмотрела и ничего гениального там, как и популяризации насилия тоже. Через кино просто все воспринимается острее, чем через ежедневные новости, которые уже как фон из насилия и несправедливости и трагедии реальных людей такой отклик не дают. Фильм очень хитрый как таковой главный герой не Джокер, а поступки, которые всех объединяют в общий сгусток ярости и ненависти. Джокер как то ружьё, которое не должно было выстрелить, но в итоге все как обычно. Линия с семьёй Брюса идеальна - у всего есть первопричина. Ажиотаж вокруг фильма не понимаю.

EllaMt
EllaMt

BlueVelvet13, я смотрела этот фильм просто как бенефис актёра, если честно. Я получила определённый спектр эмоций и переживаний, но по факту абсолютно в отрыве от истории Джокера и Бетмена (отношусь нейтрально к этим героям поп-культуры). По сути для себя я увидела историю сломленности и сумасшествия и поняла, что то же самое было бы, не будь персонаж Джокером.

BlueVelvet13
BlueVelvet13

EllaMt, и такие фильмы снимали уже, с Дугласом «с меня хватит» Шумахера про белового воротничка съехавшего с катушек.

fishki
fishki

Автор, вы все очень точно опимали, спасибо. Я сегодня посмотрела. Фильм произвел впечатление, но очень тяжелое. А еще меня потрясла реакция зала, который в некоторые как бы "смешные" моменты покатывался со смеху. Мне ни разу не было смешно. А другим было. И это тоже напрягает.

Limbo-limba
Limbo-limba

fishki, передо мной вчера в кинозале сидела пара, готорая просто гоготала на моменте, где карлик не может открыть дверь из-за роста. Мне так жутко стало, от их смеха...
Мне фильм очень понравился, и я не увидела в нем никакой романтизации зла. Основная идея фильма (для меня лично) это что все идет из детства, над героем издевался отчим, его не любила мать, которая потокала издевательствам, и он вырос с ненормальной психикой. Он более-менее сушествовал в социуме, но над ним снова стали издеваться, гнобить, избивать - и у него снесло крышу совсем.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Ким Кардашьян — 40 лет: вспоминаем, как она стала главной дивой винтажной моды
Инсайдеры: Лили Джеймс была "в ужасе" после появления в СМИ ее романтичных фото с женатым Домиником Уэстом
Папа римский Франциск призвал узаконить однополые браки
Хэллоуин близко: 55 вариантов макияжа под маску
Лето на "Сплетнике": Лобода, Валерия, дочь Веры Брежневой и другие позируют в бикини
Паулина Андреева, Александр Петров, Константин Хабенский в трейлере второго сезона сериала "Метод"
Джаник Файзиев рассказал о самоизоляции с женой Светланой Ивановой и детьми: "Я не знал, как живет мой дом"
"(Не)случайные истории": Что осталось за кадром
Тори Спеллинг рассказала о травле на съемках "Беверли-Хиллз 90210": "Называли лягушкой и пучеглазой"
Флоренс Пью и Гарри Стайлса застали за обедом в Лос-Анджелесе: фото
Яна Рудковская показала, как их с Евгением Плющенко сын Саша нянчится с младшим братом
Принц Уильям был недоволен, что его брат Гарри и Меган Маркл несколько часов скрывали от СМИ рождение первенца
Майли Сайрус рассказала о встрече с НЛО
В сети снова осудили Дэвида Бекхэма за поцелуй в губы с дочкой Харпер
С бывшего министра Михаила Абызова взыскали 32,5 миллиарда рублей. Это рекордная сумма иска
Влюбленный взгляд и разговоры о сыне: Меган Маркл и принц Гарри приняли участие в онлайн-встрече журнала Time
Умер протоиерей Димитрий Смирнов
Битва платьев: Хейли Бибер против Ким Кардашьян