На этой неделе у меня выдался день Джуда Лоу: с перерывом в двадцать минут за один день я посмотрела «Капитан Марвел» (к которому дышала ровно) и «Вокс Люкс» - фильм, который я ждала в прокате с первых стиллов и первого трейлера. 

Это мой отзыв на «Вокс Люкс» - фильм, который впечатлил меня больше, чем все номинанты на Оскар этого года, но при этом не достучавшийся до людей, сидевших со мной в одном зрительном зале. Именно поэтому мне хотелось бы его обсудить и услышать ваше мнение.



Как вы уже могли понять, «Вокс Люкс» я ждала еще с момента его премьеры на Венецианском кинофестивале (сентябрь 2018 года). Режиссером и сценаристом выступил молодой, 30-летний Брэди Корбет, и, хотя для меня его имя и фильмография кажутся незнакомыми, достаточно одного взгляда, чтобы понять, что он творит для фестивалей, а не широкого проката.

Для меня это не хорошо и не плохо - это значит, что с большой вероятностью у такого режиссера будет свой почерк, отличающийся от традиционного голливудского, а фильм подойдет не для всех. По крайней мере, некоторым моим со-зрителям работа Корбета не зашла, и посмею предположить, что причиной этому стал ряд особенностей фильма, благодаря которым я его как раз-таки и полюбила - мне очень нравится, когда у фильма есть своя специфика

Трейлер:


Итак, Брэди Корбет рассказывает историю вымышленной поп-звезды Селесты. Свой путь к известности она начинает в 1999 году, в возрасте 14 лет, после того, как выживает в стрельбе, устроенной ее одноклассником в школе.  Вместе со своей сестрой Элеонорой Селеста пишет песню, которая делает ее знаменитой и привлекает к ней внимание продюсеров, что позволяет ей стать поп-звездой в таком юном возрасте. 

Трейлеры и синопсисы охватывают большую часть сюжета, поэтому места для интриги практически не остается. Но пресловутая интрига и не потребовалась! Чувствовалось, что режиссер не ставил перед собой цели поразить зрителя неожиданным сюжетным поворотом или заставить его отгадывать какие-то загадки - его целью было просто показать историю Селесты, и мне это понравилось: каким-то образом, даже без всякой интриги и скрытности фильм удерживал градус напряжения и интереса, и два часа фильма пролетают незаметно


Повествование разбито на четыре части: Интерлюдия, Акт I, Акт II и Финал. Действие первых двух происходит в 1999-2001 годах, и эти части освещают начало пути Селесты. Акт II и Финал показывают нам Селесту в 2017 году, позволяя оценить все изменения, произошедшие с ней и окружающим миром. 

Рассказ фрагментарный, совсем не плавный, плюс большой прыжок во времени. Кажется, что фильм должен получиться рваным, но все кусочки мне показались составленными гармонично - одно логично вытекает из другого. Фильм охватывает все ключевые моменты жизни Селесты, все необходимые для понимания эпизоды: стрельба, ее стремительный взлет к славе, а затем зенит славы и последствия выбора такого жизненного пути. 

Юную Селесту, а затем дочь повзрослевшей Селесты сыграла Рэффи Кэссиди, роль взрослой Селесты исполнила Натали Портман. Обе актрисы не разочаровали, и хотя в силу возраста Рэффи немного уступала Натали в яркости, обе версии Селесты не разорваны и остаются в сознании одним человеком, что является одним из самых главных моментов в фильмах с таким прыжком во времени. Думается, Натали и Рэффи пытались подстроиться друг под друга, и их работа над целостностью образа очевидна. 

На самом деле, Сплетницы, пристально наблюдающие за перипетиями в жизнях звезд, увидят в фильме много знакомого - это то, о чем мы читаем на сайте и в блогах почти каждый день, только собранное за много лет и скомпанованное в двухчасовой хронометраж. Вся жизнь скандальной поп-звезды в спрессованном виде.

В своем фильме Брэди Корбет, как мне показалось, отразил закономерности жизни прославленного человека - то, как известность его не меняет даже, но раскрывает: слава не может превратить хорошего человека в плохого и наоборот. Как по мне, в юной Селесте, еще в 1999 году есть те качества, показанные во время теракта, после него (спасибо актрисе за то, что сумела это отразить), которые начнут в ней прорываться с приходом славы и будут явно демонстрироваться во взрослом возрасте.

При этом при первом знакомстве Селеста выглядит невинно, безобидно. Взрослая Селеста кажется жесткой, холодной и испорченной. Эту дорожку она проходит, знакомясь с ночной жизнью, алкоголем, сексом и наркотиками, а также травмами, психическими и физическими, что и создает ту Селесту, которую мы видим в конце. И мы видели очень много таких историй и изменений, не так ли, Сплетницы? :)

И хотя Селеста, несомненно, всегда находится на первом плане - ее личность, ее образ, ее манеры, ее цели и слова - и обе актрисы с этим справляются замечательно, заставляя себе верить и сопереживать, ее отношения с окружающими - такой же важный элемент фильма, как и изменения, которые претерпевает сама Селеста. 

В фильме уделяется внимание отношениям Селесты с ее старшей сестрой Элеанор (Стэйси Мартин), менеджером (Джуд Лоу), а также, в двух последних фрагментах фильма, - с ее дочерью (Рэффи Кэссиди). 

Создатели фильма показывают, как тяжело складываются отношения сестер, когда Селеста, менее талантливая из них двоих (средне поет, средне танцует), крадет мечты Элеанор, живет так, как мечтала ее более одаренная старшая сестра, просто потому, что она оказалась более предприимчива, потому что она нашла свою фишку, потому что, если хотите, звезды так сложились, но при этом старшая сестра не оставляет ее, проходя с ней весь путь.

Также на всем пути Селесту сопровождает ее менеджер в исполнении Джуда Лоу. Не знаю, было ли это задумано режиссером, но фильм весьма отчетливо и доступно показывает, какие особенные отношения формируются у начинающих звезд и их агентов: по сути, менеджер для звезды - это мама, папа, няня, воспитатель, учитель в одном лице. Менеджер - это тот, кто и отчитает, и приголубит, и пожалеет, и пойдет на поводу , и, как мне кажется, это особая связь, объясняющая, почему многие звезды вступают со своими агентами в отношения или судятся до потери пульса. 

Это глубоко личные отношения, без которых звезда не могла стать тем, кем является на данный момент. 
Отмечу также, что Джуд Лоу идеально вписался в каст - конечно же, он не уступал, но и не затмил никого (как это случилось в «Капитан Марвел», где Бри Ларсон меркла на фоне Джуда и Сэмюэла Л. Джексона). С Натали Портман у них есть потрясающая химия, очень натуральная и естественная, и на экране они равны. А в общих сценах с юной Рэффи Кэссиди Джуд будто слегка приглушает себя, отступая, чтобы позволить молодой актрисе завладеть вниманием зрителя. 

Интересным ходом режиссера было позволить сыграть Рэффи Кэссиди не только юную Селесту, но и ее дочь в 2017 году. Похожие внешне, они совсем не похожи внутренне. И на экране Брэди Корбет показывает еще одну сторону жизни звезд - отношения с собственными детьми, которые зачастую сильно отличаются от отношений обычных родителей и детей: мать словно и не являются матерью, скорее, подруга, едва ли психологически взрослее своей дочери-подростка.

Рэффи Кэссиди, как мне показалось, отлично проявила себя в этом фильме: она воплотила два совершенно разных образов, и можете считать меня глупенькой, но во время двух последних частей фильма я даже не сразу поняла, что это одна и та же актриса. 

Еще одним важным человеком в этом фильме стал Уиллем Дефо, которого мы, тем не менее, ни разу не видим на экране, но при этом мы постоянно его слышим - он рассказчик, который связывает все фрагменты воедино (я смотрела фильм в оригинальной озвучке, голос Уиллема Дефо - это что-то).

В целом, мне очень понравилась подача фильма - складывается ощущение, что это не художественный фильм, а документальный, и поп-звезда Селеста не вымышленная, а самая настоящая: в фильм включены кадры как бы с любительской камеры, и чувство реальности происходящего не оставляет ни на мгновение.




Порадовала стилизация Интерлюдии и Акта I под съемку конца 90-х: те, кто видел в большом количестве фильмы 90-х и начала 2000-х, с первого взгляда могут отличить их от современным по манере съемки, по построению кадра, и в фильме эта имитация съемки тех лет буквально окунает в атмосферу того времени. 

В то же время Акт II и Финал снят в современной манере. Более того, Финал, показывающий открытие нового концертного тура Селесты, похож на отрывок с фильмов, которые многие звезды выпускают по окончании турне с записью концерта. Такая тщательная стилизация - еще один жирный плюсик фильму от меня.

Отмечу и большое количество крупных планов лиц основных персонажей, в частности, Селесты. Это как раз подчеркивает, что режиссер концентрирует внимание на истории именно этой поп-звезды, а не на всем окружающем мире, на взаимоотношениях персонажей (очень много ярких, эмоциональных диалогов без, что называется, шелухи) - это фокус фильма. Количество деталей минимально; в отличие от многих фильмов, предметы одежды, интерьера не играют никакой роли, просто декорации.  

При этом, несмотря на то, что главная героиня - певица, музыка тоже существует на втором плане. Так что за сногсшибательными песнями на этот фильм идти не стоит.

Таким образом, создателям фильма удается переплести вымышленные события с реальными, создавая «Портрет 21-го века» (это подзаголовок, всплывающий в финальных титрах после названия фильма). Но, как по мне, это скорее «Портрет славы в 21-ом веке», но звучит не так красиво и мощно, согласитесь? :) 

Фильм с его необычной подачей мне очень понравился. Такие работы мне хотелось бы видеть в претендентах на «Оскар», поскольку, если брать схожие по тематике фильмы, тот же фильм о восхождении к славе и ее последствиях «Звезда родилась» на фоне «Вокс Люкс» блекнет, становится чересчур простецким в моих глазах, потому что ему далеко до глубины, которой отличается «Вокс Люкс».

Но теперь до «Оскара» картины ведут не только продюсеры, но и публика, а зрители крайне сдержанно встретили «Вокс Люкс» из-за отсутствия широкой рекламной кампании и пиара, которой отличилась «Звезда родилась». 

Хотя, правда, очень жалко, что подобные фильмы не добираются до самых громких церемоний награждения. 

В любом случае, все вышесказанное - лишь мое мнение. Этот фильм влюбил меня в себя, и я поставила бы ему 11/10, потому что прекрасен не только фильм, но и послевкусие, которое он оставляет, вкупе с вопросами, которые продолжают вертеться в голове. Актерский каст, визуальная составляющая, отсутствие перегруженности деталями - для меня идеально. Я, без всякого сомнения, хочу пересмотреть его, и я посоветовала бы всем хотя бы раз увидеть «Вокс Люкс».

И мне, конечно же, как всегда интересно ваше мнение. Спасибо за внимание! Жду откликов в комментариях. 

Обновлено 16/03/19 19:18:

Еще немного поразмыслив, поняла, что стоило еще добавить некоторые наблюдения о фильме, которые для кого-то могут стать решающими при выборе фильма: 

> Атмосфера фильма холодная и мрачная. Для меня на протяжении всего фильма прямо-таки веяло льдом с экрана.

> Сцену стрельбы в школе стоит смотреть очень осторожно людям впечатлительным. Она снята очень реалистично и пугающе. 

> Повторюсь, музыки мало, она холодная, безликая и искусственная (кроме песни, посвященной жертвам теракта), но это сделано намеренно, как отражение современной поп-культуры, бездушной и коммерческой

> Если все же решитесь смотреть, внимательно следите за отсылками в диалогах к религии и дьяволу

Обновлено 16/03/19 20:49:

И еще дополню, Ваши комментарии меня вдохновили. Немного о главной мысли фильма. 

Признаюсь, я одну основную мысль вычленить не смогла. Что хотел сказать режиссер и сценарист? Мне кажется, одного ответа нет - мы можем только догадываться и делать предположения:

- известность и слава - это сделка с дьяволом, реальная или метафорическая; эта версия одна из основных, поскольку в фильме много религиозных символов, упоминаний в диалогах (Селеста исполняет песню в память о жертвах под распятием в начале фильма - в конце фильма выступает в ярко-красном, демоническом свете на сцене, пока ей поклоняется огромная толпа фанатов);

- тлетворное влияние ранней/вообще любой известности и поклонения (невинная девочка в начале фильма - разбитая, уничтоженная наркотиками и алкоголем женщина);

- для славы особый талант не нужен, важно оказаться в нужном месте, в нужное время и найти свой запоминающийся образ; продать публике можно даже трагедию (талантливая старшая сестра Селесты остается лишь приложением, тогда как она, средне поющая и танцующая, прославляется); 

- лицемерие звезд, их образы созданы искусственно обученными людьми; внутренняя кухня шоу-бизнеса неприглядна и порочна; за кулисами, за сценой звезды - обычные люди, не боги, часто наоборот - сломленные и слабые; 

- во время теракта Селеста осталась жива лишь физически, но начала умирать/умерла душевно в тот день (на это указывает и ее повторяющийся сон с туннелем);

- фильм как отражение современного общества, с его фанатизмом, болезненным вниманием к трагедиям, любовью к бессмысленным песням, над которыми не нужно думать и переживать.

И это, я думаю, еще не все - каждый может увидеть в фильме что-то свое, он достаточно многогранен, и смысл фильма не преподнесен на блюдечке, так что места для размышлений остается очень и очень много.

Подпишитесь на наш
Блоги

Моя любительская рецензия: Вокс Люкс (без спойлеров)

18:12, 16 марта 2019

Автор: MARIUKA

Комменты 32

Аватар

Интересно рассказали, могу поддаться на Джуда и посмотреть. Насколько я поняла, сюжет не динамичный?

Аватар

В связи с событиями в Новой Зеландии вспомнилась сцена, где несколько боевиков расстреливают людей на пляже, и тоже снимают это на гоу про. Прочитав новости, я испытала чувство дежавю...

Аватар

Отличная рецензия. Спасибо за пост

N

Спасибо за пост. Посмотрела после вашего обзора, до даже не планировала, но интрига про линию с менеджером заинтриговала. )) Фильм - обычная попса в сегменте независимого кино, финт с дьяволом для артхауса, это как две подружки спорящие, что найдут любовь за 2 дня в ромкоме, ддд)). Так что все кто не нашел смысла, его там просто не заложили. Между 2 и 3 блоком пропасть, нет четкого мнения реж, он просто высосал проблему из пальца, потому как в задумке было обос***ь шоубиз, обосновать причину ската Селесты, это самый главный косяк. Это не обязательно должен был быть вау эффект или трагичная сцена, не хватает мнения Селесты на надлом, хотя бы просто фразы, а ее мнения нет, потому что реж его не имеет. Что понравилось: съемка, просто супер, интересные решения, браво оператору. Браво кастинг директору, все актеры выглядят как надо, пропитая Селеста, дочь, Джуд. Отдельное вау за сцены с менеджером. На самом деле только на нем и Селесте можно было бы собрать интересный фильм, про взаимоотношения и крутить эту линию на полную. Я понимаю почему вставили перестрелку, нужно было обосновать начало карьеры не тривиальным способом, + сделать красивые кадры. Но я не понимаю зачем туда впихивать линию конфликта с сестрой, если после ее не развивают. Не понимаю наигранный образ жертвы сестры. Линия дочери вообще только, чтобы показать как звездам докучают с фото в кафе. Короче, мне скорее понравилось, чем нет. Просто слишком намешал, у него все персонажи кроме менеджера не живые люди, такое чувство, что оправдывает чужой успех и труд - везением (это символизм дьявола), высмеивает глупость и бездушность современности, но при этом у него пустой, простой и одноклеточный фильм в своем сегменте . Очень похоже на Неоновый демон, картинка красота неописуемая и на этом все. Время потраченным зря не считаю, увидела Натали, которая все таки застряла в образе черного лебедя.(( Понравился момент с менеджером и барабанщиком, взяла себе на заметку.))

Аватар

спасибо за отзыв. очень подробно всё расписано, как раз очень хочу этот фильм посмотреть.

Подождите...