Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Фаворитка мнение историка

47
Фаворитка мнение историка

Историк государства и права Мария-Валерия Моррис рассказывает, насколько точно в «Фаворитке» отображены политические реалии придворной жизни Англии в XVIII веке

Говорить о «Фаворитке» Йоргоса Лантимоса приходится в двух параллельных измерениях: кинематографическом и историческом. Здесь в первую очередь радует сам факт того, что к эпохе и личности королевы Анны наконец-то подошли вплотную (в отличие от переворота 1689 года и тем более от кровавых якобитских войн, полных сильных характеров, смелых надежд и трагических крушений, годы правления Анны Стюарт никогда не были особенно занимательным предметом для романистов и кинематографистов). Но удачно ли применена к этой истории оптика Лантимоса, построенная на современном нам психологизме? Попробуем разобраться.

С визуальной точки зрения картина решительно безупречна: правильные костюмы, убедительно воссозданные эффекты живого освещения, даже променады по дворцовым галереям камера скрупулезно выбирает такие, чтобы в кадр попадали только темная деревянная отделка в стиле первых Стюартов, гобелены (особое пристрастие к которым питал как раз Карл II, дядюшка королевы Анны) и незаметные на первый взгляд, но семантически нагруженные детали — в королевском дворце висит, к примеру, портрет Якова I Стюарта, а вовсе не отца-изгнанника. Декорации фильма к тому же весьма камерны: в тех редких случаях, когда мы вместе с камерой выбираемся за пределы дворца, перед нами оказывается либо клаустрофобический, душный от похоти и несчастья мирок почтовой кареты, либо не менее театральный неподвижный лес, где кроме скучающих придворных повес не встретить никого живого, либо бордель, из которого опять же не выбраться (если, конечно, вы не герцогиня Мальборо и вам не придет на выручку всесильный сановник). И по этим идеально отстроенным театральным павильонам в смятении и ярости мечутся персонажи — именно персонажи, потому что до живых людей им всем, увы, далеко.

И дело тут вовсе не в актерской работе (она блистательна, без оговорок), а в сценарных решениях, весьма далеко отошедших от исторической правды. Никто, безусловно, и не ждал от картины этакого учебника истории и костюмного пересказа дневниковых источников. Но подвох в том, что, когда речь идет о реальных, действительно живших когда-то людях из плоти и крови, отказ от исторической правды чреват и литературным отказом от убедительного развития персонажа.

Анна Стюарт действительно потеряла семнадцать детей (часть — выкидыши, часть родилась мертвыми или погибала сразу после рождения, единственный переживший младенческий возраст сын скончался в возрасте 11 лет), хотя ни о каких кроликах, якобы заведенных в их честь, нам не известно. Она действительно была чрезвычайно близка с Сарой Дженинс (позднее — Сарой Черчилль, той самой герцогиней Мальборо) — сдружились они, когда Саре было пятнадцать, а Анне десять, и пронесли эту близость через десятилетия. Сара действительно оставила об Анне память как о взбалмошной, недалекой особе, руководствовавшейся в принятии решений исключительно личными симпатиями и антипатиями и мало пригодной на роль королевы. Была ли между ними любовная связь — доподлинно до сих пор не известно (слухи об этом, само собой, с наслаждением распускали уже при жизни Анны), но академический консенсус сводится к тому, что все-таки нет. Впрочем, история о крушении давнишней дружбы была бы не менее интересна (и более трагична в каком-то смысле), чем история о крушении любви.

Король Яков II, насколько мы знаем, очень старался быть хорошим, внимательным и любящим отцом. Тот факт, что в 1689 году от него отвернулась не только старшая дочь (в пользу мужа которой он был низложен с трона), но и младшая, стал для него большим ударом. Анна выказывала полное равнодушие к судьбе отца, но обещала по смерти Вильгельма и Марии уступить трон сводному брату и восстановить на троне линию Стюартов. (Обещание это, как мы уже знаем, выполнено не было. Когда Вильгельм овдовел, а Мария не оставила наследников, Анна предпочла согласиться с требованиями Акта о престолонаследии и взойти на престол самой.)

Отрекшись от отца после его изгнания, Анна тем не менее не нашла родственную душу и в лице сестры: та требовала отослать Сару, чей муж подозревался в связях с двором короля-изгнанника, прочь от двора, а Анна демонстративно отказалась это делать. Сестры не разговаривали до самой смерти Марии, и только перспектива католической реставрации впоследствии вынудила Вильгельма и Анну примириться. Таким образом, Сара Черчилль и супруг, Георг Датский, большую часть жизни Анны были ее единственными близкими людьми. Брак с датским принцем, изначально послуживший решением непростого династического ребуса (перед Яковом II стояла задача подобрать для младшей дочери такого жениха, который одновременно был бы протестантом, но при этом не вызвал бы возражений со стороны могущественного союзника — Франции), оказался браком по любви — нежелание Сары Черчилль принять и понять скорбь Анны по смерти супруга внесло немалую лепту в окончательный разрыв их с королевой дружбы.

Браком по любви (хотя, безусловно, сплетни при дворе распускали об обратном) был и союз Абигейл Хилл и Сэмюэля Мэшема — в реальности, а не в фильме они прожили душа в душу до 1734 года. После смерти Абигейл Мэшем, переживший ее на двадцать с лишним лет, так ни на ком и не женился и предпочел остаться без наследников, чем предать память супруги. Историческая Абигейл приходилась кузиной не только Саре Черчилль (та, впрочем, утверждала, что до явления Абигейл ко двору и сама не знала об этом, их общий дед имел 22 выжившего ребенка, и обо всех своих кузенах и кузинах Сара действительно могла быть не в курсе), но и тогдашнему лидеру тори Роберту Харли и первое время помогала ему и его партии из родственных чувств, а вовсе не из страха и честолюбия. Впрочем, довольно скоро они рассорились, и с тех пор Абигейл как могла внушала королеве неприязнь к Харли. Впрочем, особой склонностью к интригам она не отличалась: судя по всему, в фавор к Анне Абигейл попала благодаря мирному и доброму нраву, составлявшему приятный контраст с властным характером Сары, и была вполне искренне привязана к королеве (после смерти Анны она добровольно оставила двор, хотя Мэшем и при новом короле чувствовал себя неплохо, и в дальнейшем вела тихую, замкнутую жизнь). Эпизод с отравлением, само собой, полностью вымышлен.

Тем не менее Сара видела в кузине соперницу (тот факт, что королева не уведомила ее о браке кузины с Мэшемом, привел герцогиню в особенную ярость) и приписывала ухудшение своих отношений с королевой якобы козням Абигейл, а вовсе не тому факту, что с годами они с Анной все хуже и хуже понимали друг друга, а настойчивость Сары в политических вопросах и продавливание политики вигов становились для королевы чем дальше, тем больше в тягость. В попытках заставить Анну разорвать эту связь Сара пошла на множество резких и жестоких жестов — от попытки вынудить Анну удалить Абигейл от двора через парламент (что только дискредитировало Мальборо) до шантажа непристойными стихотворениями, в которых обсуждалась якобы любовная связь королевы с Абигейл, и отказа носить траур по смерти Георга Датского — тем самым Сара давала понять, что считает скорбь Анны по супругу притворной, так как супружеская любовь в сердце королевы якобы пылает отнюдь не к мужу. Все это глубоко ранило Анну, заставило ее утратить всякое доверие к бывшей лучшей подруге и еще больше сблизиться с Абигейл. В 1710 году состоялась последняя личная встреча Сары с королевой. Сара в слезах требовала объяснений разрыву, Анна отказывалась это обсуждать, и Сара под конец пригрозила Анне Божьим наказанием, что, по признанию самой Анны, ранило ее до глубины души и положило конец всяким надеждам на примирение. Герцог и герцогиня Мальборо были лишены придворных постов и на время покинули Англию (впрочем, добровольно, а не по приказу). Однако уже при Георге I они вновь оказались в фаворе.

Эту историю некогда самой искренней и горячей дружбы, которая гниет заживо под гнетом ревности, тщеславия и обоюдного непонимания и мало-помалу отравляет все вокруг себя, «Фаворитка» подает как историю любовного треугольника: испуганная, умирающая женщина цепляется за всякого, кто поманит ее толикой радости, и неизменно оказывается жертвой. С точки зрения теста Бехдель получившаяся чисто женская, камерная трагедия безупречна — но стоило ли брать за основу повествования именно придворные сплетни и настолько уплощать образ Анны? Ведь человеком она была пусть и сомнительных моральных качеств, но сильным и неглупым, да и с управлением страной, если абстрагироваться от личных якобитских симпатий автора рецензии, справилась вполне неплохо. Нельзя ли было рассказать ту же самую историю о тщетном поиске человеческой близости и неизбывном одиночестве во дворце, полном старых призраков, на доказуемом фактически материале? Недурно было бы, к слову, представить нам и самих этих призраков, помимо мечущегося в горячке кронпринца (на него и на его сиблингов нам намекают хотя бы кролики). Преданный дочерями отец, идущий войной сводный брат (в 1708 году была предпринята первая, впрочем, неудачная попытка якобитского десанта), отрекшаяся сестра и умерший возлюбленный — без них трагедия Анны в ее разрыве с герцогиней Мальборо и в самом деле сводится к концу одних манипулятивных отношений и смене их на другие. Никто не спорит с тем, что такой рассказ трагичен и сам по себе, но в жизни все было намного, намного интереснее, сложнее и хуже.

Но, как мы уже заметили в самом начале, та история, которая нам предложена, с эстетической точки зрения рассказана безупречно, и оторваться от нее — тяжкий труд, даже зная, что почти все в ней неправда.

…После смерти королевы Анны Роберт Харли, граф Оксфорд, два года провел в Тауэре, ожидая приговора по обвинению в государственной измене. В итоге его оправдали. Доживал он тихо и умер в забвении. Но Харли был страстным любителем поэзии, да и сам неплохо писал. Сочинения Александра Поупа и других, кому он покровительствовал, тексты народных баллад, собирательством и изданием которых он занимался, и его собственные стихи пережили и его самого, и Сару Черчилль, и Абигейл Хилл.

Так искусство в очередной раз одержало победу над жизнью.

http://postnauka.ru/faq/95054

Анна Стюарт

Анна Стюарт

Герцогиня Мальборо

Баронесса Мэшем

*будущий герцог Мальборо был в долгах и банкротом, но Сара все равно за него вышла. Не смотря на протесты родных с обеих сторон.

*все три дамы вышли замуж за тех, кого выбрали сами (что очень нетипично для того времени)

*Анна и Сара знакомы с детства. Сара старше Анны на 5 лет.

Оставьте свой голос:

938
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

goosik_1
goosik_1

Автор, за исторический экскурс спасибо, но думается мне, что режиссер не пытался показать нам достоверность тех событий. Скорее через те события он пытался показать то, что происходит сейчас. Наверное:-)

Tsar_o4en_priyatno
Tsar_o4en_priyatno

goosik_1, если параллель с современной ситуацией, то это страшно. Инфантильные, самовлюбленные и глупые. Если как женские образы, то опять женщин сделали в фильме ограниченным, глупыми, инфантильными истеричками. Хотя я это разместила, чтобы не было обидно, все таки история интереснее, как и люди в ней сложнее и многограннее.

goosik_1
goosik_1

Tsar_o4en_priyatno, не заметила я истеричек, не заметила инфантильности. Фарс заметила, иронию заметила и намек на политические игры тоже заметила, а об историчности говорить не приходится. Это ведь не документальный фильм.

Alya_7652
Alya_7652
Показать комментарий
goosik_1
goosik_1

Alya_7652, играет режиссер с самим собой и со зрителем. Хочет Оскар - получит и вполне заслуженно.

Alya_7652
Alya_7652
Показать комментарий
goosik_1
goosik_1

Alya_7652, тогда Вам понравится.

Alya_7652
Alya_7652
Показать комментарий
goosik_1
goosik_1

Alya_7652, и нам грозит пальчиком (режиссер) мол не заигрывайте с властью. Там много всего)

Alya_7652
Alya_7652
Показать комментарий
goosik_1
goosik_1

Alya_7652, наш фильм замечательный, но он романтичный, красивые актеры, хорошая история, диалоги Лаврова с Демидовой просто сказочные. Разные жанры.

Alya_7652
Alya_7652

goosik_1, воот. Я ж про что. Да мы вообще разные планеты и это ж хорошо. Но наши ж вот орут, что мы то знаем как цари то жили, величаво,красиво, это были "зажмуриваюсь" такие люди. Благолепные.
А так да,тоже самое просто изобразили каждый в своей манере, как это вообще можно сравнивать?

goosik_1
goosik_1

Alya_7652, да да, благолепие там было еще то:-)))

Alya_7652
Alya_7652
Показать комментарий
goosik_1
goosik_1

Alya_7652, мадам знала толк в украшениях:-)

Alya_7652
Alya_7652

goosik_1, Феликс крал маменькино жемчужное колье, надевал женское платье и в ресторанах для своих этим колье как лассо игрался..и жемчужины по всему ресторану..красиво как, эффектно, он так смеялся)) народ лазил,собирал, честно отдали все,там были такие жемчуга, ,то даже видавшие виды люди узнали маменькино колье на Феликсе. Шалунишка какой..милый,милый.. там такие людские зато у Юсуповых,низкие клети,как представила как отпаривали девки тяжеленными утюгами в этих коморках барынины рюшечки, так что то из этих бывших становиться и не жалко

tangomania
tangomania

Tsar_o4en_priyatno, простите, но как раз женщины в фильме ни разу не такие как Вы написали. Как раз наоборот.

soleil_levant
soleil_levant

Tsar_o4en_priyatno, напротив, образ Сары более-менее достоверен. Она была женщиной большого ума, мужчины-политики ее уважали, хотя естественно, грубить им в лицо она не смела. Была очень умелым лоббистом. Единственный ее просчет - в отношениях с Анной, что подтверждает тот факт, что их дружба была искренней. Ведь если бы она дружила с Анной только из-за того, что она была принцессой. а потом королевой, то приложила бы все усилия, чтобы эту дружбу сохранить. Супруги Черчилли пережили Анну и потеря ее расположения в долгосрочной перспективе на них никак не отразилась. Они, как французские Роганы, любой неуспех рано или поздно оборачивали себе на пользу

Tsar_o4en_priyatno
Tsar_o4en_priyatno

soleil_levant, вот в том то и дело, очень умная Сара. Анна - лавировать между «конкурирующими аристократами», потерять мужа, 17 детей и не спятить. Абигейл тоже очень умная женщина была, и ее муж не стал снова жениться после ее смерти не смотря на отсутсвие наследников. Лесбийство тут вообще мимо кассы. Здесь скорее о дружбе, которая разбилась из-за политических амбиций.

Lora61
Lora61

Tsar_o4en_priyatno, спасибо за единственно толковый пост. Пусть придумывают персонажей и всякую дребедень о них снимают, но зачем придумывать чего не было в истории. Небразованцы на подобных фильмах и книгах учатся истории. Об этом периоде есть хорошая пьеса Скриба «Стакан воды»

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Антон Лапенко встречается с коллегой по сериалу "Чики" Аленой Михайловой

Антон Лапенко встречается с коллегой по сериалу "Чики" Аленой Михайловой

Звездные пары 28358 117
Бьюти-дайджест: от необычной рекламы Gucci Beauty до странного тренда из TikTok

Бьюти-дайджест: от необычной рекламы Gucci Beauty до странного тренда из TikTok

Новости красоты 4847 33
Итоги недели: новые обстоятельства в деле Алексея Навального, вторая волна коронавируса и смерть Тесака

Итоги недели: новые обстоятельства в деле Алексея Навального, вторая волна коронавируса и смерть Тесака

Хроника 11641 57
Филипп Киркоров, Анита Цой, Николай Басков и другие артисты выпустили клип в поддержку Александра Лукашенко

Филипп Киркоров, Анита Цой, Николай Басков и другие артисты выпустили клип в поддержку Александра Лукашенко

Шоу-бизнес 12824 113
Яна Рудковская, Полина Гагарина, Юлия Снигирь, Рената Литвинова и другие на открытии бутика в Москве

Яна Рудковская, Полина Гагарина, Юлия Снигирь, Рената Литвинова и другие на открытии бутика в Москве

Светская жизнь 21358 74
Лето на "Сплетнике": Нюша, Сальма Хайек, Рита Дакота и другие покоряют пляжи

Лето на "Сплетнике": Нюша, Сальма Хайек, Рита Дакота и другие покоряют пляжи

Экстерьер 8234 20
Модный дайджест: от Ирины Шейк в мрачном лукбуке до оптимистичной коллекции Tom Ford

Модный дайджест: от Ирины Шейк в мрачном лукбуке до оптимистичной коллекции Tom Ford

Новости моды 8938 18
Руководство по анальному сексу для начинающих: подготовка и техника
Звездный Instagram: сводки с "Кинотавра" и много фото с детьми
Новые детали: смотрим на обувь и аксессуары в новых лукбуках
"Кинотавр-2020": 5 главных модных трендов фестиваля
"Я хочу тебя на 360": как развивалась история любви Насти Ивлеевой и Элджея
Умер ведущий "Русского лото" Михаил Борисов
Модная битва: Роми Стрейд против Натальи Якимчик
Наталья Водянова и Антуан Арно поженились
Наперекор протоколу и приличиям: 15 раз, когда образы британских монархов стали сенсацией
Кинодайджест: от "пародии" на княжну Романову до нового "Ну, погоди!"
Wanted: 5 средств российского бренда натуральной косметики SmoRodina
"Кинотавр-2020": выбираем лучший образ
5 бьюти-трендов из TikTok, которым лучше не следовать
Битва платьев: Блейк Лайвли против Ксении Собчак
"Кинотавр-2020": Паулина Андреева, Федор Бондарчук, Ксения Собчак и другие на закрытии фестиваля
СМИ: 16-летний сын Александра Лукашенко будет учиться в Москве под вымышленной фамилией
"Кинотавр-2020": полный список победителей
Анна Седокова и Янис Тимма поженились