Как говорилось в одном фильме "Зритель любит детективные фильмы".А современный зритель  любит детективные сериалы.CSI,Шерлок,Морская полиция,Лучше звоните Солу,Как избежать наказание за убийство,Форс Мажоры...Уверена,что каждый может добавить в этот список еще пару-тройку названий,лично Вас заставляющих анализировать улики и переживать за судьбу героев.Поэтому сегодня пост посвящен тем кто был первым и задал такую высокую планку,что не всем сегодняшним дотянуться.

Но начну я не с того что было на экране,а с того что было за ним и до того как прозвучала первая команда "Аction"/"Начали".А как это часто бывает,началось все с книги.И не просто книги,а серия невероятно популярных детективных романов,автор которых стал признанным классиком этого жанра еще при жизни.И тут возникает дилемма.Потому что рубрика называется "Про кино" и очевидно что ее читатели хотят узнать о кино,а не о литературе.Так что тем кто "зритель"-автора звали Эрл Стэнли Гарднер,а серия романов была о адвокате Перри Мейсоне.И дальше смело проматывайте этот пост до вот такой гифки:

Договорились?Отлично,там и встретимся.

А для тех кто "читатель"-несколько слов о первоисточнике,без которых,и это мое мнение,история не будет полной.

Эрл Стэнли Гарднер

Адвокат,прославившийся своими яркими выступлениями в суде,бросает успешную 20 летнюю юридическую практику и становится писателем. Очень известным и популярным писателем(как Джордж Мартин или Стивен Кинг в наши дни).Почему?Возможно потому что пишет о том в чем досконально разбирается и о том что так искренне любит.Юриспруденция во всех ее проявлениях ,включая главное предназначение-восстановление справедливости.Вне зависимости от статуса,профессии и благосостояния.Справедливое воздаяние-это то чем занимаются герои его книг и главную и основную работу в этом направлении осуществляет конечно же Перри Мейсон-адвокат не просто представляющий клиента в суде,а сам проводящий частные расследования с целью поиска того что может открыть правду и свершить правосудие.Хотя сам Гарднер утверждал что образ Мейсона собирательный-все кто знал писателя уверены что главный прототип он сам. Даже уйдя из адвокатуры Гарднер продолжил бороться за то во что верил,в 1946г. основал и был 15 лет непременным участником "Суда последней надежды"-правозащитной организации по пересмотру вынесенных смертных судебных приговоров

Перри Мейсон унаследовал от своего создателя бойцовый характер,веру в справедливость и умение превращать судебный поединок в драматический спектакль(а также слабость к мясу с картошкой).Но один в поле не воин,даже такой ,который говорит про себя:"Я наемный гладиатор. Я должен сражаться, за это мне платят" И Перри Мейсон далеко бы не продвинулся без своей секретарши Деллы Стрит (с которой у него отношения,которые Шелдон Купер назвал бы "отношениями Шредингера") и частного детектива Пола Дрейка(которого Перри умудряется загрузить работой даже тогда,когда сам в отпуске на Гавайях).Когда эта троица берется за дело-окружной прокуратуре в лице главного прокурора Гамильтона Бюргера и полиции в лице лейтенанта Трэгга(а иногда сержанта Холкомба)-остается только в очередной раз приезжать по звонку "мы тут случайно труп нашли",понимая, что эти случайные находельцы трупов станут большей головной болью чем собственно поиски убийцы(Трэгг) и требовать у судьи разобраться с незаконными и показушными методами этого адвоката,который  нарушает,прячет,укрывает,подтасовывает,вводит в заблуждение,отвлекает внимание и вообще!...(Гамильтон Бергер).

"Дело о...бархатных коготках, о собаке которая выла, о сонном моските, о бродяжке-девственнице,о племяннице лунатика,о заикающемся епископе,о небрежной нимфе" и много еще о чем и о ком вел дела этот гладиатор от закона.85 дел и 40 лет литературной жизни превратили Перри Мейсона в героя,чья популярность в англоязычных странах вполне сравнялась с Шерлоком и Пуаро.Так или иначе в любви к этому герою объяснялись многие:Труман,Эйнштейн,Папа Иоанн ХХIII,Оззи Осборн посвятил ему песню "Perry Mason".Само собой не могла обойти вниманием такую личность и киноиндустрия.Студия Warner Brothers купила права на несколько книг и сняла несколько фильмов.Но,следуя принципу "я художник-я так вижу",пыталась снять по детективному роману то мелодраму в стиле нуар,то комедию положений,то вестерн. Не удивительно что фильмы провалились в прокате ,а Гарднер возненавидел Голливуд до глубины души.Радиопостановки романов тоже не принесли спокойствия в душу писателя.Он решил что больше никому не даст издеваться над своим героем.Время шло,наступил 1955 год,на сцену вышел младший брат кино-телевидение.А Гарднер все таки хотел дать Мейсону экранную жизнь.Прошлые попытки привели к однозначному выводу:хочешь сделать хорошо-сделай сам.И Гарднер основал собственную продюсерскую компанию для производства TV-шоу.Но,поняв что одному не справиться-обратился к другу и агенту Корнуэллу Джексону.Который к тому же был женат на не просто умной женщине,а бывшей популярной актрисе,со связями в теле и киноиндустрии и которая в юности изучала юриспруденцию в Университете Алабамы.Гейл Джексон стала душой компании "Paisano" и ее движущей силой(кстати,в роли Деллы Стрит Гарднер видел только её,но Гейл отказалась)И началось создание сериала,который войдет в историю.

 

Привет,дорогой "зритель"!Спасибо что подождал-дальше только про кино.Обещаю)

Что сделать,чтобы перенести на экран популярную и любимую многими серию книг о виртуозном адвокате?Первое-написать сценарий.Сам автор этих книг прекрасно осознавал,что писать о адвокате Мейсоне  романы он умеет,а вот писать о нем сценарии-нет.Значит,надо найти того кому это по силам.Поиски шли долго и безуспешно.Гарднер трепетно относился к своему детищу,а все привлеченные сценаристы превращали его живые,реальные истории о людях,служащих закону и справедливости, в мелодраматические сопли или рекламные картонки законопослушного образа жизни.Все строгому писателю было не то и не так(говорят,он отверг более 18 сценариев).Пока ,наконец,в компанию не пришел... еще один адвокат.Бен Брейди был нанят как ассистирующий продюсер,в помощь к Гейл Джексон.Именно он установил жесткие рамки -каким должен быть Перри Мейсон:"Он думает,он расследует,он изучает.Он не нахальный всезнайка.Мы должны видеть его думающим.Актер должен играть взглядом,а не действием."Дело сдвинулось с мертвой точки.Гарднер был доволен результатом.Забегая вперед-он лично проверял и корректировал все сценарии и ни один эпизод за 10 лет создания сериала не выходил на экран пока он не был им одобрен.А писала эти сценарии группа из 31 автора.Даже поговорка такая была:"Самая трудная работа в Голливуде-это писать сценарии о Перри Мейсоне"

Итак,сценарий есть-пора искать актеров.И опять проблема-нет подходящего кандидата на роль Мейсона.Смотрели многих,известных и нет,но всем чего то не хватало.Зато нашли актера на роль прокурора Гамильтона Бергера-постоянного противника Мейсона в суде.Но..актер Реймонд Берр не хотел играть Бергера.Он хотел играть Перри Мейсона.И предложил продюсеру Гейл Джексон сделку-он пробуется на роль Бергера если ему разрешат пробы на роль Мейсона.Идет,сказала Гейл,но придется похудеть на 23 килограмма.Берр согласился.Когда он вернулся ,похудевший и подготовившийся играть,со слов свидетелей,произошло следующее:Гарднер,случайно бывший в тот момент в комнате,вскочил на ноги с криком "Это Перри Мейсон!!"Скурпулезный,педантичный,суровый автор романов сказал актеру:"За несколько минут Вы ухватили образ Мейсона,который я пытался описать 20 лет!" Так зритель получил самого каноничного из всех Мейсонов,а создатели сериала-актера,ставшего сердцем команды,в немалой степени благодаря которому их шоу в Голливуде называли "самой счастливой компанией".

Уильям Хоппер то же пробовался на роль знаменитого адвоката.А когда победителем стал Берр-был приглашен на роль его друга и помощника-частного детектива,главы детективного агентства, Пола Дрейка.Уильяма это не расстроило.Он был удивлен,что его вообще взяли.Потому что он был сыном Хедды Хоппер.Нам это имя ни о чем не говорит,а вот в Голливуде 50-х ее знали все.Бывшая успешная актриса,ставшая не менее успешной светской репортершей(и поверьте,Рита Скитер от зависти сжевала бы свое прытко пишущее перо вместе с чернилами).Женщина с железным характером,которую половина Голливуда любила так же сильно как другая-ненавидела(выбрать нужную половину было просто-все зависело от того вывешивала ли Хедда Ваше грязное и тщательно спрятанное белье на главной магистрали города или нет)Собственно,именно это и было первым,что сказал Уильям ,как только вошел-Вы ненавидите мою мать! Гейл пожала плечами "Ненависть это слишком сильно.Я просто ее не люблю."...И следующие 10 лет Уильям Хоппер провел воплощая на экране образ Пола Дрейка-осторожного следователя,крутого парня( со слабостью к шоколадному мороженому),ловеласа,большого ребенка и верного друга.

Делла Стрит- идеальная секретарша идеального адвоката(хотя сама Делла когда слышит об идеальности адвоката насмешливо поднимает бровь ,вздыхая "если бы")И идеальную актрису на эту роль продюсеры знали.Как знали и то,что звать ее бесполезно.Потому что она счастлива в идеальном браке(который продлится 46 лет,до самой смерти супруга) и растит троих идеальных детей.Но..звезды опять сошлись на небесах как надо -идеальная актриса позвонила сама и попросила роль Деллы.Барбара Хейл безупречно воплотила на экране образ верной помощницы Мейсона.Всегда в тени и всегда рядом."Одно лишь её присутствие делает нас всех лучше,чем мы есть"-сказал о ней исполнитель роли прокурора Бюргера-Уильям Тэлман.

Сам Уильям Тэлман был вполне доволен своей ролью Гамильтона Бюргера.Когда репортер спросил его о том, что он чувствует, проигрывая Мейсону в суде неделю за неделей, тот ответил:"Бюргер не проигрывает. Как может окружной прокурор проиграть, если речь идет о том, что бы не осудить невиновного?Правосудие – вот основной интерес прокурора Бюргера".Стоит отметить,что получил он роль представителя закона после того как Гейл Джексон увидела его в фильме The Hitch-Hiker,где он играл параноидального психопата-убийцу.

Другой представитель закона,практически постоянно вынужденный в своей работе натыкаться на Перри Мейсона-это лейтенант полиции Артур Трэгг.В книге это стройный,подтянутый красавец,ровесник Мейсона,не уступающий ему ни в уме ,ни в желании найти и наказать виновного.Однако,когда 67 летний Рэй Коллинз пришел на пробы-все заинтересованные лица дружно сказали Да!.Даже фанатично требующий точного соответствия всех юридических аспектов сериала с реальностью Эрл Стэнли Гарднер молча закрыл глаза на тот факт, что в таком возрасте, в настоящей полиции,лейтенант уже давно был бы отправлен на пенсию.Вот что значит актерское мастерство и уверенный,авторитарный голос.Да что там убежденные продюсеры.Когда 18 лет назад Рэй прочел на радио постановку Орсона Уэллса "Война миров"-больше миллиона жителей северо-востока США кинулись эвакуироваться,спасаясь от марсиан.Талант.

Итак,два года тяжелого труда,но все пазлы на своих местах,снята пилотная серия и телекомпаниям дали понять,что Перри Мейсон готов явить себя миру.

NBC была первой,но CBS сделала предложение "от которого нельзя отказаться"-контракт на 500000$ для Гарднера и компании+половина прибыли+креативный контроль над сериалом.Продано!

Сериал начали снимать весной 1957 года.Бюджет каждой серии составлял,в пересчете на сегодняшние деньги 4,3 миллиона$.В первом сезоне было 39 эпизодов.В остальных 8-ми от 28 до 30 серий.То есть сезон Перри Мейсона стоил дороже сезона Игры Престолов)).Каждый эпизод занимал от 9 до 11 дней на производство,6 дней на непосредственно съемку,2 выходных.Актеры работали в напряженном ритме и больше всего доставалось Мейсону-Берру,ведь его герой присутствовал в 90% сцен и произносил большую часть диалогов.Актер жил на студии 6 дней в неделю и вставал в 3.30 утра,чтобы заучить текст-12 страниц каждый день(он не пользовался карточками-подсказками до последних 6 месяцев съемок последнего сезона).Если Реймонд мог себе позволить переселиться на студию,Барбара-Делла Стрит этой возможности не имела,потому что была женой и мамой.Каждый вечер она отправлялась домой и каждое утро ни свет ни заря возвращалась обратно-порой приезжая в пижаме,потому что сил и времени переодеться не было.Но усилия актеров окупились сторицей-любовь зрителей и номинации на Эмми,две из которых стали наградами в 1959 году Берру за лучшую мужскую роль,Хейл за лучшую женскую роль второго плана.

Что же еще сделало шоу "Перри Мейсона" таким успешным?

Он был первым сериалом,где сценарий был сосредоточен не на самом убийстве,а на его расследовании-поиске улик и раскрытии дела.Каждая серия делилась на 2 части-в первой происходило само убийство-во второй Перри Мейсон защищал клиента и находил виновного.В конце серии главные герои-Перри,Делла и Пол собирались вместе,чтобы обсудить как было раскрыто дело.Уверена ,Вы уже вспомнили в каких сериалах до сих пор используется подобное построение сюжета.

Ну,а эта картинка уж точно знакома всем ,кто хоть раз смотрел детективы:

Именно в сериале о Перри Мейсоне впервые было так отмечено место преступления.

А мелодия из заставки  Park Avenue Beat Фреда Штейнера-стала самой узнаваемой в мире и до сих пор ее играют музыканты

 Компанию что создавала сериал,называли "компанией с большим сердцем".Гейл Джексон,сама бывшая актриса,привлекала к съемкам сериала тех,про кого забыла киноиндустрия.Кто то был болен,кто то еле сводил концы с концами,кто то просто скучал о любимой работе-Гейл старалась найти им роли."Это не альтруизм.Они все прекрасные исполнители и каждый из них привносил в сериал что-то интересное и жизненно важное, какую-то новую грань, даже если эта грань у кого-то была только одна, но своя, непохожая ни на что"-говорила она.Кроме того сериал стал началом успешного творческого пути для многих молодых актеров-Роберт Редфорд и Берт Рейнольдс играли свои первые роли именно здесь.

За время съемок вся команда стала одной семьей-они делили и беды и радости,не раз выручая друг друга.А еще они ценили чувство юмора и хорошую шутку.Пальма первенства здесь безусловно за Раймондом Берром и Уильямом Тэлманом.Например однажды Барбара Хейл упомянула,что хотела бы поставить в гримерной маленькое растение,чтобы хоть как то скрасить ее вид.На следующий день Раймонд заботливо вручил ей горшок с растением.На следующий день он дал ей другое растение.Следующий день-еще одно.И еще одно.И еще. И еще.Кульминацией стал день,когда Берр арендовал все растения и цветы в цветочном магазине,нанял грузовик,привез все это на студию и разместил в гримерной Барбары."Это были джунгли-мне пришлось буквально вползать в гримерную на четвереньках"-вспоминала она.Но Берр все таки сомневался в том что привнес в жизнь Барбары необходимое количество зелени и поэтому потратил целую ночь на изготовление лаймового желе,что бы утром наполнить им в гримерной все что только можно-от раковины и цветочных горшков-до спичечного коробка и пудреницы.

Но все хорошее когда нибудь заканчивается. Шоу,изменившее не только жизни актеров и зрителей,но и само производство сериалов, выходило 9 сезонов.Последняя серия вышла 22 мая 1966 года.Перри,Делла и Пол разрабатывают стратегию для нового дела."Я думаю мы должны начать с самого начала"-говорит Перри с улыбкой и сцена и серия заканчиваются. 

И они начнут с начала и вернуться через 20 лет.Но это будет уже совсем другая история....

Всем хорошего времени суток и спасибо )

Подпишитесь на наш
Блоги

Бархатные коготки,кукла-непоседа,воющая собака или шоу для адвоката.

11:52, 15 декабря 2018

Автор: HelenaS

Комменты 18

A

У меня сегодня очень долго грузится Сплетник.

A

Автор спасибо, не читала, не смотрела и даже о таком не слышала,

A

Автор спасибо, не читала, не смотрела и даже о таком не слышала,

Аватар

Прочитала все части о Мейсоне, после книг смотреть сериал было просто невозможно, все как-то по-другому представлялось.

Z

Спасибо! В молодости прочитала всего Гарднера :) очень нравилось :) сериал ещё не смотрела.

Подождите...