После фильмов  “Возвращение” и “Елена” я занесла А. Звягинцева в свой виртуальный список “Обязательно к просмотру”. Признаюсь, я не разделила восторг, окружавший выход “Левиафана”. Возможно, после хвалебных отзывов и рецензий ожидала большего.

Да, отдельные кадры “Левиафана” врезались в память (как и кадры других фильмов Звягинцева), но сюжет показался  искусственным. Кто-то назвал фильм притчей. Не знаю. Притча предполагает иносказание, здесь же многое слишком прямолинейно.

“Нелюбовь” - единственный фильм Звягинцева, который мне посчастливилось посмотреть в кинотеатре. И я ещё раз убедилась (простите за очевидную банальность), что большой экран и атмосфера кинозала позволяют воспринимать кино на другом уровне.

Небольшой кинотеатр в дальнем пригороде Парижа. Поздним вечером в полупустом зале фильм шёл на русском языке с  французскими субтитрами. После сеанса я вышла на пустынную улицу и заплакала почти в голос. Мне трудно, особенно по прошествии времени, понять, почему. Но я отчётливо запомнила темноту, морось, сильное ощущение горести и чего-то непоправимого.

Потом я долго вспоминала фильм. Обсуждала с друзьями. Спорила с сестрой.  Прочитала несколько интервью с режиссёром. Пыталась осознать свои эмоции.

Как же я поняла фильм?

Герои фильма, Женя и Борис, - обычные люди, ничего инфернального в них нет. Как нет в фильме ужасных поступков. Есть ужасные слова, послужившие триггером трагедии. Слова женщины о ребенке, адресованные мужу на пороге развода.  Слова, которые, на мой взгляд, не стоит понимать буквально. Эти слова не равны себе, они всего лишь отражают внутреннее недовольство, раздражение, желание уязвить собеседника. В интервью “Новой газете” Звягинцев подтверждает мои мысли: “Наша героиня заявляет, что у нее и не было к мужу никакого чувства: забеременела, так и покатилось. Но можно ли верить словам женщины? Тем более в состоянии нервного срыва.”

Для меня, это очень понятная, больная тема. Я часто срываюсь на окружающих и в гневе не контролирую свои слова. Помню, когда читала “Похороните меня за плинтусом”, мне становилось страшно: я узнавала себя в персонаже полубезумной бабушки.

При просмотре мне показалось, что субтитры передают смысл, но не отражают уровень словесной агрессии, что может повлиять на восприятие фильма. Возможно, я ошибаюсь, поскольку недостаточно хорошо знаю французский язык.

Что происходит с человеком, когда он начинает разговаривать таким языком. Что это? Отсутствие самоконтроля? Недостаток культуры? Традиции агрессивного поведения?

В том же интервью режиссёр отметил, что ему было важно обозначить временные рамки происходящего в фильме. Время закона Димы Яковлева и военного конфликта на востоке Украины. Важно ли это для понимания фильма? Не знаю. Могу скорее предположить, что грубость, агрессия в семье, и в других межличностных отношениях - это не только отражение текущих событий, но и отражение истории страны. Войны, революции, резкие изменения в экономике и идеологии, - всё влияет на психическое здоровье, создаёт модели поведения, которые наследуются следующими поколениями. Помните, как агрессивна и неадекватна мама Жени, бабушка пропавшего мальчика?

И если вернуться к другой бабушке из “Похороните меня за плинтусом”, возможно, она была бы другим человеком, если бы не было войны, не было смерти ребёнка в эвакуации? Павел Санаев в интервью, данных после выхода одноимённого фильма, отмечал, что не принял экранизацию, поскольку режиссёр не понял, что его роман о большой любви. Пусть уродливой, но любви. Просто бабушка не умела любить по-другому.

Вот и в “Нелюбви”, на мой взгляд, героиня несомненно любит своего сына.

Неслучайно в объектив камеры попадает уютная комната ребёнка. Неслучайно этот факт отмечает и следователь. Но в ней, как и во многих реальных женщинах, живёт неудовлетворенность своей жизнью, подпитываемая мыслями о том, что она достойна большего, что  она ещё не любила, что она может все изменить и начать все заново.

Откуда возникают эти чувства, мысли? Это эгоизм? Что делать? Наверно, вопросы для психологов. Но я неоднократно видела в реальной жизни, как такая внутренняя бомба разрушает семьи. Понятно, что под осколки в первую очередь попадают дети.

В последних кадрах фильма в героине, бегущей по тренажёру, я не увидела аллюзии на Русь-птицу-тройку (упомянутую во многих рецензиях), я увидела застывшее от горя лицо женщины, потерявшей ребёнка.

Предполагаю, что пост может показаться кому-то слишком серьёзным, кому-то - слишком банальным, но надеюсь, что истинных сплетниц интересует жизнь во всех её проявлениях.

В тексте использованы цитаты из интервью Андрея Звягинцева Новой газете «Агрессия и неприятие сожрут нас с потрохами», 29.05.2017. Отличное интервью.

 В конце поста приведу дорогие мне слова Звягинцева из вышеупомянутого интервью: “Что же касается нашей истории в целом — не думаю, что любви не было. Она была. Она будет. Потому что мы не черно-белые, и наши чувства — такие головокружительные качели. Порой сами не знаем, на какую высоту способны взлететь. “

Подпишитесь на наш
Блоги

Ещё раз про “Нелюбовь”

06:50, 10 декабря 2018

Автор: Brodododo

Комменты 259

Аватар

я давно уже задаюсь вопросом, откуда в людях эта неудовлетворенность? я достоин большего! большего чего??? почему раньше такого не было? сейчас тебе доступно все! иди развивайся, гуляй, туси, создавай семью хоть в 70 лет - никто ни с лова не скажет. но откуда куча этих людей, женившись начинают через пару лет рефлексировать? может оттуда, что эгоизма слишком много в людях? и реально никто любить не умеет, прощать? жизнь не сказка. а быт сжирает многое. но люди почему то каждый живет с позицией "а чойта я должен-должна?". и рушат все.

Аватар

хорошее кино, тяжёлое. Я только хотела написать, что совсем не согласна с последним, про лицо женщины. Пох ей. И было, и сейчас. Искать его стала только потому что она типа цивильная дамочка. Ну и просто ясно, что надо информировать органы первой, а то заподозрят. Про "бы" - да. у людей разные обстоятельства. В которых надо оставаться человеком. Кому-то повезло больше. но это не значит, что теперь можно измываться над слабым. В лице женщины я как раз увидела нелюбовь. Ну про яйценосца без комментариев. Это не отец, ну русский народ вообще это не понимает. У нас мать только женщина, а папа если на рыбалку сводил один раз - уже отец. На самом деле много проблем показано в этой истории. А Вы, я считаю, просто переложили СВОИ эмоции от увиденного на женщину - вот она не сказала зрителю в лоб: "мне плевать", и от этого зрителю легче додумать, что она страдает. Иначе совсем страшно, дно. А так и есть.

Аватар

А французики, что пишут/говорят про фильм???

Аватар

не люблю Звягинцева и вряд ли когда-нибудь проникнусь хоть симпатией. НО у него мне нравится атмосферность и построение кадров, стилистика безысходности - чисто эстетически. а главный выбор, как режиссера, идти по пути наименьшего сопротивления и просто выдавливать из зрителей жалость по каплям - на Творца и Гения это никак не тянет. не надо большого таланта, чтобы макнуть человека в зловонную жижу, а вот снять действительно хорошее кино с выдержанным балансом света и тьмы не каждому дано.

Аватар

Считаю Звягинцева переоцененным режиссером. Интеллектуал-манипулятор. Слишком рационален, не увлекает своим танцем, потому что не танцует, а выстраивает свой материал из кубиков. Грамотно выстраивает, управляет эмоциями людей, потому что в таком жанре эмоции предсказуемы. Когда смотрю его фильмы, взгляд цепляется за нарочитые красивости в кадре. Нелюбовь выключила после такого эпизода: люди пришли смотреть квартиру, мать дает подзатыльник сыну, "скажи здрасьте" - "здрасьте". "Мужик растет" - говорит визитер. На что мать отвечает что-то типа: ага, мужик, плачет двадцать раз на день. Блин, какой шаблон и трэш, конечно, как ещё показать эту женщину кроме как такими тупыми словами перед посторонними людьми. Дальше посмотрела на перемотке чутка и выключила. Спасибо, нинада. Не зашло.

Подождите...