Как все уже поняли из заголовка, в ходе лотереи Skarletty мне досталось киноискусство Египта. Хотя я была одной из тех, кто отчаянно хотел поведать Сплетнику о скандинавском кинематографе и своих любимчиках в нем, но судьба-злодейка лишила меня такого шанса – перст судьбы указал мне на Северную Африку.

К своей задаче я подошла с tabula rasa: до того сентябрьского дня я не видела вообще ни одного египетского фильма, не знала ни одного египетского актёра или режиссёра. Стыдоба!

Всё, что я помнила из египетских мотивов в популярных или дистрибутированных на Россию блокбастерах – это Мумию, Индиану Джонса да красивые виды Каира из отдельных серий Ночного администратора (да-да, я тоже люблю Тома).

Увы, добыть египетские фильмы в сети крайне сложно – да, Советский Союз дублировал отдельные популярные фильмы того времени с арабского на русский, египетские ленты нередко входили в конкурс Московского кинофестиваля до 1990 года и даже побеждали там ("Уличный игрок" 1983 г., "Жена влиятельного человека" 1987 г., оба реж. Мохамед Кхан), благодаря чему получали возможности дубляжа на русском и проката в кинотеатрах по всему Союзу. Но в целом, по моим рисерчам египетскому кино очень тяжело найти свой путь к российскому зрителю. На просторах рунета почти невозможно найти египетские фильмы после 2010 года с дубляжом или одноголосым переводом, да хотя бы с субтитрами на русском. И особенно обидно, что когда ищешь по названиям, сайты дают на них ссылки, но вместо желанного египетского фильма из описания на сайте в плеере идут совершенно другие американские фильмы. Такое низкое коварство!

Найти что-то реальное египетское тяжело и в англоязычном сегменте сети, и скорее всего это будет фильм без дубляжа и субтитров, на родном арабском языке (про качество картинки я даже молчу). Поэтому желающих приобщиться к прекрасному огорчу – это тот ещё челленж, придётся долго и много потеть.

Мне пришлось заменить триллер-ужастик "Голубой слон" 2014 г. на драму "Нуора" 2015 года, но даже она стала мне мощной проверкой на прочность: в сети её нет в полном виде хотя бы на английском, а ссылки на арабские торренты Роскомнадзор, а потом и браузер мне, естественно, блокируют из соображений безопасности. Я была вынуждена обратиться к друзьям в Тегеране, которые скачали мне "Нуору" со своих торрентов на арабском языке с субтитрами на фарси и залили на стрёмный посреднический файлообменник, где я через анонимный VPN с трудом скачала его себе. Так как арабским я не владею, а фарси у меня на уровне еле-еле Upper Intermediate, я заранее прошу о помиловании: дорогие сплетницы, проявите сочувствие к бедолаге, которая поняла диалоги фильма процентов на 70, и, возможно, что-то напутала по содержанию. Я честно каюсь, но сделала всё, что было в моих силах.

Начну как раз с "Нуоры" 2015 г. – самого свежего фильма подборки (ориг. "Nawara", реж. Хала Халил, лучшая женская роль на кинофестивале в Дубаи 2015).

Это драма о женщине тяжёлой судьбы по имени Нуора. Она работает подёнщицей у элиты Каира. Каждый день по дороге на работу Нуора наблюдает детскую нищету и боль её соседей по кварталу и роскошные виллы её работодателей. Всё меняется, когда наступает революция 2011 года.

Фильм идет больше двух часов, и почти всё это время  Нуора (Менна Шалаби – очень популярная египетская актриса кино и сериалов с богатой фильмографией) либо льёт горькие слезы, либо до смерти напугана, либо из последних сил натягивает ангельскую улыбку, чтобы скрыть свои собственные страдания и внушать надежду страждущим вокруг неё.

У Нуоры есть жених Али, который живёт со своим больным отцом в такой же антисанитарной нищете - без воды, тепла. Возлюбленные не могут пожениться, потому что для регистрации брака у них нет денег на госпошлину и им негде жить, им негде даже встречаться и целоваться, потому что мусульманское общество запрещает не расписанным М и Ж целоваться на улице. Но Нуора не унывает и не теряет времени и хладнокровия: убирая виллы бывших депутатов она крадет из сейфа наличность, чтоб на неё выйти, наконец, замуж и обрести дом, но оказывается втянутой в денежные разборки египетских ОПГ и нуворишей. Словом, женщина небывалой силы духа не живёт, а выживает. Тяжёлый тягучий фильм о тяжёлой женской участи в кипящем котле политики, беззакония и человеческой жестокости.

Сквозной линией фильма (помимо любовной и страдальческой) является общественное разочарование революцией на площади Тахрир 2011 года (когда столкнули президента Мубарака). 

Люди ждали демократизации, национализации богатств, улучшения уровня жизни, но годы шли, лица менялись, а люди так и сидели без денег, работы и перспектив на счастье. Фильм стоит посмотреть, потому что при всей чернушности сюжета и затянутости событий, он пронизан надеждой и верой в светлое будущее. Рекомендуется как пилюля оптимизма для тех, у кого стакан наполовину пуст.

Следующий фильм – драмеди "Чёрный мёд" 2010 г. (ориг. "Assal eswed", реж. Халед Мари).

Двухчасовая комедия о том, как тридцатилетний американец Мазри, родившийся в Египте и эмигрировавший в США в 10-летнем возрасте, переживает экзистенциальный кризис 30-летия и после смерти обоих родителей ощущает тоску по корням и земле своих предков. Как все американские одинокие недотёпы среднего возраста, он летит в Каир в надежде увидеть родные улицы, поностальгировать о беззаботном детстве, найти приключения на свое мягкое место. И как это всегда бывает с американскими туристами, находит в Каире он именно последнее из списка – потеряв все свои документы и деньги, Мазри не знает, как ему вернуться домой в Америку без паспорта, где жить и что есть без единого доллара в кармане.

Главная роль в фильме отдана Ахмеду Хельми – суууупер востребованному актеру, продюсеру и сценаристу в Египте. Его герой со смазливой (по египетским меркам) и одновременно нелепо-комичной мордашкой, хрупким телосложением, маленьким ростом и дурацкими окулярами попадает во всевозможные замесы с местными бандюками, несколько раз рискует быть застреленным в разборках и похищенным рэкет-кланами, просит еду на улице и встречает добрых женщин, дающих осиротевшему Мазри временный приют и материнское тепло в своей семье.

В целом, «Чёрный мёд» – это иногда смешная комедия, временами напоминает старый добрый «Евротур», временами – явный Болливуд, а временами появляется ощущение, что ты смотришь "Брат", и перед тобой кавказская (или арабская) версия Данилы Багрова. В этом фильме вы увидите всё то, что знакомо нашему народу по нищим голодным криминальным 90-м – всё то же испытывают простые египтяне всё ещё в 21 веке, и это страшно именно от бессилия и того, что люди не шутку, но боюсь, там гораздо больше правды, чем вымысла.

И, наконец, завершающий аккорд египетской симфонии – старенький чёрно-белый «Крик кроншнепа» 1959 г. (ориг. Doa al karawan, реж. Генри Баракат, номинация Берлинского кинофестиваля 1960 г.).

Простая сельская девушка Амна (Фатен Хамама) переполнена решимостью мстить мужчине. Что самое интересное – не своему! Мужчина этот (Ахмед Мазар) обманывал старшую сестру Амны – клялся в любви, обещал жениться, развратил и бросил, несчастная девушка погибла, а Амна тоскует по старшей сестре. И хотя мать Амны считает, что погибшая заслуживала смерти, потому что опозорила свою семью, и теперь у самой Амны нет шансов на достойного жениха, но главная героиня уверена: виновен только любовник и в лучших традициях Фёдор Михалыча за свое преступление он должен понести наказание.

Главная героиня устраивается горничной в его дом и несколько раз пытается отравить мужчину, конечно, безрезультатно. Как это часто бывает в классических мелодрамах, сам хозяин – чёрный ловелас и змей-искуситель –  очень быстро пал жертвой очарования Амны и оказался безвозвратно в нее влюблённым, робко намекал ей на чувства и надеялся на взаимность. Но Амна не забывает, зачем она пришла в этот дом – она решает мстить, разбивая сердце безнадёжно влюблённого своей холодностью и безразличием.

Отдельно отмечу – этот фильм сплетницы при желании могут посмотреть без проблем – он легко гуглится, есть онлайн в добротном советском дубляже, смотрится легко, но с «бразильскими страстями» – заламыванием рук, вытиранием слез, долгими обменами молчаливыми взглядами – всё, что присуще историям про запретную любовь – всё здесь вы найдете.

Этим он мне сильно напомнил вечерний контент выходного дня телеканала «Россия 1»:

как зайду к своей бабушке – вечно идут однотипные фильмы про бедных «золушек», переезжающих из провинции в Москву, прямо на вокзале их доверчивых обворовывает местная шпана, и пока она шла по проспекту в слезах, ей      тут же встретился молодой, успешный, красивый одинокий олигарх на мерседесе, который безвозвратно в нее влюбляется и потом ищет ее неприступную по всей белокаменной.

Я не являюсь любительницей мелодрамы, но конкретно эта – старая добрая классика жанра – если вы поклонница такого кино, то «Крик кроншнепа» точно достоин вашего времени.

По моим общим ощущениям, несмотря на высокий зрительский рейтинг всех трёх фильмов на IMDb (от 7 и выше), должна сказать, что эта 7 скорее арабского уровня, она не равна 7 тех же британских, французских или американских фильмов. Что в старых, что в фильмах после 2010 г. есть общее увлечение сюжетностью и некоторое игнорирование таких компонентов фильма, к которым мы привыкли в европейском и американском кино: например, музыке не уделяют внимания совсем, её не используют для нагнетания кульминации или для олицетворения эмоционального состояния героя; не создается какой-то атмосферности, почти не встречались натурные съёмки – практически ничем не разбавлены голые длинные диалоги, бесконечные разговоры, постоянные уходы-приходы героев из комнаты в комнату, плотное взаимодействие действующих лиц. Можно, я на минутку представлю себя кинокритиком и скажу прямо: за счет этих факторов фильмы теряют свое полнометражное «лицо» – они бы не смотрелись как дешёвые телефильмы, если бы площадки съемок выходили за пределы тесных павильонов. Но, как я понимаю, все упирается в бюджет – бюджеты всех фильмов сегодняшней киноигры в сумме не дотягивают даже до половины бюджета последнего Фединого шедевра про «Пришельцев в Чертаново».

Спасибо всем, кто дочитал мою нудятину до конца. Спасибо Skarletty за приглашение к участию. Она выступила моим рулевым  к созданию моего первого поста на Сплетнике. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра: Египетские страсти

16:59, 15 ноября 2018

Автор: mashilda_glam_bestofthebest

Комменты 11

Аватар

Спасибо за пост. Увы, по неведомой мне причине я его не увидела вовремя. Вы конечно проделали большую работу! Мой вам аплодисменты! Это ж надо так выкрутиться из ситуации. Людям куда более простые страны попались и то они не публикуют ничего. Настоящий герой! Фильмы заинтересовали. Особенно первый. Мне нравится смотреть работы, отражающие современную действительность. Это как-то отрезвляет. Жаль фильм не найти нигде. Но может со временем.

Аватар

мне очень понравился ваш отзыв. видно вы с душой подошли к делу. второй фильм я бы посмотрела ^^

Аватар

Вы меня просто потрясли добыванием фильмов! А египетское кино я примерно так себе и представляла, как вы описали ) ПыСы. О, вспомнила, Омар Шариф, а то у меня в голове крутилось весь пост, что есть какой-то очень известный египетский актер )

Аватар

Отлично написано вы прям кинокритик и герой конечно

Аватар

Просто хочется сказать, Вы - молодец! С таким трудом найти фильмы, отсмотреть... Интересная эта Киноигра: совершенно не представляю, какое кино может быть в Египте, да и во многих других странах. Есть возможность расширить свой кругозор.

Подождите...