Самал Еслямову признали лучшей актрисой 71-го Каннского кинофестиваля за роль в фильме режиссёра Сергея Дворцевого "Айка".

Съемочная команда фильма «Айка»

В картине рассказывается история нелегальной мигрантки из Киргизии Айнур (Айке), приехавшей на заработки в Москву.

Если не хотите знать подробности фильма, пропустите следующие 4 абзаца

Фильм начинается с московского роддома – молодой роженице, кыргызке приносят ребёнка на кормление. Как только медсестра выходит, девушка оставляет новорождённого одного в палате, а сама бежит в туалет, через окно которого сбегает. В Москве тем временем небывалый снегопад – город стоит, все коммунальные службы работают в усиленном режиме.

Айка идёт через весь город пешком "домой" – в тёмный, сырой и пахнущий подвал, где живут нелегалы, каждый за своей шторкой. Телефон девушки постоянно звонит – её разыскивают кредиторы. Пытаясь открыть свою точку по ремонту одежды, она взяла в долг на швейную машинку, но в итоге прогорела.

Попытки заработать ничего не дают – Айке не платят ни за ощипку кур, ни за уборку снега, ни за мойку посуды, ни за любую другую грязную работу. Мир, где даже к домашним животным порой относятся лучше, чем к нелегалам с просроченной регистрацией, очень к ней суров.

Весь фильм героиня, лихорадящая и истекающая кровью (она страдает от послеродового осложнения), отчаянно пытается выжить, пока ей не приходит в голову мысль – продать ребенка и расквитаться с долгами.

Идея фильма "Айка" пришла к Сергею после того, как режиссёр наткнулся на газетную заметку о том, что в Москве было брошено 248 детей, рожденных нелегальными мигрантками из Средней Азии.

"Я русский, но рождённый в Казахстане. Я знаю, как там женщины трепетно относятся к детям, меня очень заинтересовало – что толкнуло этих девушек так поступить? Какие жизненные условия у них сложились, что им в итоге проще бросить ребенка? Что вообще заставляет людей переступать базовые человеческие законы? Чем глубже входил в эту ситуацию, тем больше понимал, как мало знаю об этой жизни, и как много хочу о ней рассказать", – поделился Дворцевой.

У фильма "Айка" непростая судьба: он снимался шесть лет, а то и больше, практически 80 процентов материала вошедшего в кино, переснимали. Причин тому как минимум две.

Во-первых, необычный режиссёрский стиль Сергея Дворцевого. "Дело в том, что я со своей командой работаю по принципу творческой лаборатории. Представьте, что в ней растёт большое дерево под названием "фильм", мы помогаем ему расти, заботимся о нём как можем, но куда оно вырастет, мы не знаем. Я и сам не знал, чем закончится моя картина", – рассказывает автор.

Вторая причина затянувшихся съемок – это антураж картины. В ней всё время идёт снег. "В первом сценарии у нас была весна, солнце, но когда мы начали работать, решили, что нужен снег", – рассказывает Сергей.

Мой оператор Йоланта Дылевска, с которой я работал и на "Тюльпане", тоже сказала, что снег – это Шекспир, и мы решили впустить Шекспира в нашу картину. В итоге за предпочтение снимать во время снегопада я расплачивался несколькими годами, – говорит он. – Снег начал диктовать свою историю".

"После того как мы сняли первые 20 минут, я почувствовал, что наша Айка зажила своей собственной жизнью, – рассказал режиссёр на пресс-конференции.

"Я понял, что у неё есть свой характер, свои мотивации, свои взгляды на жизнь и своя правда. И понял, что в фильме всё происходит не так, как хочу я, актеры или оператор, а так, как хочет она - Айка. Наш съемочный процесс подчиняется ей, она была хозяйкой. Наша задача была лишь в том, чтобы быть чувствительными, прислушиваться к ней и смотреть к чему это приведёт".

Самал Еслямова, сыгравшая Айку, стойко терпела все мытарства и прожила каждую секунду в кадре, и в итоге критики самого престижного в мире кинофестиваля вручили ей приз за лучшую женскую роль.

До Самал ни одна актриса Казахстана не была удостоена приза Каннского кинофестиваля. В предыдущие годы приз  за лучшую женскую роль получали: Бьорк, Изабель Юппер, Пенелопа Крус, Шарлотта Генсбур, Жюльет Бинош, Кирстен Данст, Джулиана Мур, Диана Крюгер, Хелен Миррен, Мерил Стрип, Изабель Аджани.

О Самал известно, что она родилась 1 сентября 1984 года в селе Аралагаш Аккайынского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан. Фильм «Айка» – всего лишь вторая полнометражная картина в ее творчестве.

Родители актрисы - мама Гульмайра и папа Ильяс, проживают в Петропавловске. 

В детстве Самал мечтала стать журналистом: "Так получилось, что в университет не смогла поступить, не хватило нескольких баллов до гранта. Рискнула отдать документы в колледж искусств, хотя считала, что быть актрисой – несерьезное занятие".

Воспоминания одноклассницы Самал: "С первого класса, как я ее помню, она была артистичной. Когда мы вместе все подружки собирались, она всегда, что-нибудь да показывала. Любила пародировать певцов, таких как Алсу и Алла Пугачева. Ей нравилось играть на домбре". 

В 19 лет она сыграла одну из главных ролей в фильме Сергея Дворцевого “Тюльпан” (2008), и это была её дебютная работа. По сюжету у Самал была роль молодой замужней женщины, живущей в юрте. Жительница степей встречает из армии младшего брата и помогает ему найти свой путь в жизни.

В то время девушка была студенткой Петропавловского колледжа искусств: "Я просто увидела объявление в холле музыкально-драматического театра, что “Казахфильм” приглашает на кастинг, и пошла. Меня спросили даже, умею ли я доить корову… Потом поинтересовались, какие бы роли хотела играть, ответила честно – только главные! “Эка, шустрая девица”, – смеялся тогда Дворцевой. Через три месяца неожиданный звонок с киностудии – приезжайте, вы прошли. У меня шок. Помчалась в Алматы. Предполагала – буду исполнять роль возлюбленной главного героя. Но Дворцевой меня ошарашил! Должна была играть мать троих детей… Я жила в юрте в степи с чужими детьми, заботилась о них по-настоящему, как мать. Съемки проходили в Бетпак-Дале, в Карагандинской области. Никаких условий для жизни, и 50 градусов в тени! Но Дворцевой лишь одной фразой поднимал дух: “Вы же актриса!”"Мы сразу поняли друг друга, а сейчас достаточно только его взгляда... Нужно уметь тонко чувствовать режиссера и улавливать ритм фильма"...

"[На съемках фильма "Тюльпан"] я поняла, что счастье не зависит от других людей или обстоятельств. Счастье создаешь ты сам. Поняв это, на съемочной площадке стало легче. Режиссер говорил, что мне удалось стать тем источником теплоты в суровой жизни степи, что требовала роль".

Фильм  завоевал главный приз конкурса «Особый взгляд» в Каннах, приз молодёжного жюри, приз министерства образования Франции. 

В Москве молодая актриса с первого раза поступила в ГИТИС на режиссерский факультет, в актерскую группу (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), и успешно его окончила в 2011 году.

Ее непохожесть на других, естественность, простота и упрямство покорили режиссера “Тюльпана” с первого взгляда. Cценарий "Айки" Дворцевой писал уже специально под нее – ему по душе психофизика этой загадочной девушки из Северного Казахстана.

С 2004 года актриса живет в Москве, и успела полюбить этот город. "Приглядывались мы друг к другу долго. Москва – разная. Но я бы не хотела жить там всю жизнь, сейчас в столице России – моя работа. Я надеюсь вернуться в Казахстан, но пока в родной стране не могу получить то, что мне надо, – профессиональное развитие. Я безумно люблю Северо-Казахстанскую область! И до сих пор очень скучаю по родным местам".

https://www.inform.kz/fotoarticles/20180520110453.jpg

Надеюсь, что  у это скромной и загадочной девушки в жизни будет много интересных ролей! 

И напоследок, жизненные принципы Самал: "Используйте все шансы, ведь завтра их может не быть, прислушивайтесь к интуиции и не бойтесь совершать решительные поступки, отбрасывая страхи. А дальше жизнь будет сама вести в нужном направлении, главное – выбрать правильную дорогу!"

Источник: caravan.кз, лента.inform.kz, ria.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Самал Еслямова ("Айка"). Познакомимся поближе

19:21, 20 мая 2018

Автор: YBelaya

Комменты 76

O

Не от хорошей жизни гастарбайтеры едут в Столицы! Как будто им нравится вот так жить, они хоть что-то делают чтобы семью прокормить, родных, а не сидят на диванах и строчат мерзкие комментарии. К сожалению, безысходность, бессилие и беспомощность толкает людей на ужасные поступки;(

Аватар

YBelaya,спасибо за замечательный пост. Впервые актриса из Казахстана удостоена этой высокой награды. в шоке от комментс. (Не) люди, ЧТО У ВАС В ГОЛОВЕ ТВОРИТСЯ? В вас же не осталось ничего человеческого. Это же как вас жизнь обидела, что в вас столько желчи и яда? Это же как глубоко несчастным и бездушным нужно быть, чтобы такое писать? Гастарбайтеры виноваты в маленьких пенсиях? Виноваты ВОРЫ У РУЛЯ! Как говорится, да простит вас Бог.

Аватар

Мне понравился Тюльпан, он сумел задеть струны моей души, а Самал ещё тогда поразила своей какой-то теплотой. Я очень рада за Самал и за этот успех, за Дворцевого!

J

Я так понимаю, режиссер хочет сказать, что на такие поступки несчастных женщин толкает жестокая Москва - дескать, это не Айка монстр, это все жестокая столица. Но не силой же их привозят в Россию и заставляют жить и трудиться в скотских условиях, на Родине я так полагаю, условия и возможности еще менее радужные, только блюсти себя в Киргизии пришлось бы согласно традициям, а здесь вдали от родного аула можно вкусить свободы. А вот привезти домой ребенка считается позором, поэтому и бросают малышей добрые Айки. У нас сотрудница удочерила девочку среднеазиатской внешности, которую младенцем извлекли из мусорного контейнера. А Самал желаю исполнения мечты - пусть возвращается в родной Северный Казахстан, нечего себя насиловать Москвой, приглядываться, притираться, если душа рвется домой...

Аватар

Не бывает казахов - гастарбайтеров, в Казахстане настолько я знаю все хорошо с уровнем жизни. К нам сюда едут узбеки и киргизы с таджиками , почему тогда на главную роль взяли Самал ? Не могут казахи знать всю мигрантскую кухню изнутри , логичнее было бы найти актрису из упомянутых выше стран

Подождите...