Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Итоги и казусы 71-го Каннского кинофестиваля

48
Итоги и казусы 71-го Каннского кинофестиваля

Позавчерашние новости))

Церемония закрытия Каннского кинофестиваля началась со слов: «Искусство – единственная возможность остаться в вечности».

Вечность оценивается дорого. Бюджет Каннского фестиваля в среднем составляет  20 миллионов евро. Из них 20 тысяч евро – стоимость "Золотой пальмовой ветви", выполненной из 24-каратного золота, каждая ветвь состоит из 19 лепестков. За ветвью поднимаются по лестнице Дворца Фестивалей, которые называют "ступеньками славы". Ступенек - 24.

В последние годы не утихают разговоры о том, что кинофестиваль потерял атмосферу свободы и переживает кризис. Художественный руководитель Тьерри Фремо прилагает все усилия, чтобы Каннский кинофестиваль, оставаясь международным кинофестивалем класса "А", при этом лоббируя интересы французского кинематографа и кинотеатров, сохранял связь с мировой киноиндустрией. Последнее удаётся не очень, так как Netflix из-за нежелания показывать свои фильмы в кинотеатрах покинул главный киносмотр. Трудно представить, что в 2018-м году фестиваль не увидел  фильмы, которым суждено стать ярким кино-тв-событием года, подобные прошлогодней сюрреалистичной "Окче" Пон Чжун Хо, о дружбе свинки Окчи и девочке Мичо, высмеивающей политику транснациональных корпораций, с Тильдой Суинтон и Джейком Джилленхоллом в главных ролях.

Безусловным событием 71-го Каннского кинофестиваля стало то, что режиссер Кристофер Нолан в честь 50-летия фильма "2001 год: Космическая одиссея" показал эту картину Стэнли Кубрика  с носителя в виде 70-миллиметровой пленки без цифровых трюков, отредактированных эффектов или ревизионистских правок, а в США возобновлён её кинотеатральный показ.

С премьеры "Дом, который построил Джек" Ларса фон Триера (о серийном убийце женщин и детей, которому удавалось скрываться от полиции больше десяти лет в самом сердце Америки) убежала половина зала, а вторая половина осталась в растерянности от просмотра. Ларс фон Триер – постоянная персона нон-грата или объект обожания, в зависимости от ситуации, представляет свои фильмы в Каннах в 10-й раз, и его снова ненавидят до тошноты. Теперь Ларса обвиняют в жестокости к несчастному маленькому утёнку, которого он погубил в своём фильме (с чем можно согласиться - животные не должны гибнуть ради искусства, остаётся надеяться на кинотрюк и то, что утёнок выжил), люди тоже пострадали, морально. Мэтт Диллон - исполнитель роли убийцы - плакал по вечерам после каждого съёмочного дня. И прекрасная Ума Турман.

 

Второй трейлер - пострашнее, удар по эмоциям:

 

Теперь о победителях.

Конкурс короткометражных фильмов. Лучшим стал "Все эти создания" Чарльза Вильямса. Мальчик-подросток пытается разобраться в своих воспоминаниях о таинственном заражении и в отношениях со своим отцом.

Программа Cinefondation, в которой участвуют молодые режиссёры - ученики киношкол, завершилась приятно для нас: первый приз завоевал короткий метр "Лето электрического Льва" Диего Chespedes  из Чили, а второй приз был разделён между китайским и российским фильмами - это "Календарь" Игоря Поплаухина, Московская школа Нового кино. Синопсис российской короткометражки: на первый взгляд она просто обычная женщина. Но каждые пару месяцев ее нормальная жизнь заканчивается. Тайком от близких, она отправляется в далекое путешествие. Что у нее на уме, и какова цель этого путешествия? Посмотрим.

Программа "Особого взгляда", жюри возглавлял Бенисио Дель Торо. Участники этого конкурса награждаются за день до  Церемонии закрытия Каннского кинофестиваля. Гран-при программы - "Граница" Али Абасси. Приз за лучшую режиссуру - спорный "Донбасс" Сергея Лозницы. Режиссёр не смог присутствовать на церемонии награждения, но прислал обращение.

Основной конкурс 71-го Каннского кинофестиваля. Азия Ардженто вышла на сцену для награждения Лучшей актрисы и с ходу резко и смело заявила о движении "харвигейт". "Хочу напомнить всем, что Канны были его охотничьей площадкой. И что ноги Харви Вайнштейна здесь больше не будет". Таких как он ещё много, "вы сидите в этом зале". (Бездушные люди при этом отметили, что без пирушек и вечеринок, которые самый известный в мире продюсер закатывал на широкую ногу, ночная праздничная жизнь Канн потускнела).  

Но в киноиндустрии есть и другие мужчины. Самал Еслямова, испытавшая сильное физическое и эмоциональное напряжение на съёмках "Айки", будто подтверждая своей ролью незавидную долю женщины, обретающую чувство собственного достоинства и сильный голос, искренне благодарила режиссёра за свою награду. Конкуренция среди актрис в этом году была невероятно высокая.

 

Два режиссёра отсутствовали на премьерах своих фильмов по "политическим причинам", один из них – по уголовному делу, второй -  из-за своей антиправительственной деятельности. Фильм первого получил приз за лучший саундтрек, фильм второго - за лучший сценарий.

Как раз во время вручения  приза  за  Лучший сценарий на сцене возникло непонимание и словесная перепалка. Были вручены сразу два  - сценаристке Аличе  Рорвахер итальянского  "Счастливый Лазарь", и Надер Сейвар (и отсутствующему Джафару Панахи) - создателям иранского фильма "Три лица", которые написали лучшие истории по мнению жюри. Кто-то кому-то (на сцене были три-четыре женщины, в том числе Кьяра Мастрояни, и двое мужчин, один из них французский сценарист Робер Гедигян) не дал договорить, и его приструнили. По статистике, речь женщин прерывают в пять раз чаще, чем мужскую речь!))

Стоит обратить внимание на фильм "Счастливый Лазарь" женщины-режиссёра-сценариста Аличе Рорвахер. Оригинальный и драматургически новаторский, поэтичный фильм-притча. Нищая деревушка в несколько десятков человек выращивает табак. Местная маркиза, живущая в поместье с антиквариатом и сыном, несчастна и выжимает из нищих, но счастливых жителей все соки. Деревенский юноша Лазарь привык видеть в людях только лучшее и доброе, он завязывает дружбу с юным маркизом и наивно помогает тому инсценировать собственное похищение, чтобы выманить у матери денег ... В главных ролях - Адриано Тардиоло и Лука Чиковани.

 

Симпатичная ситуация сложилась при объявлении Лучшего дебюта (performance) кинофестиваля: в этой категории победитель выбирается среди всех программ киносмотра.

 "Девушка" (Girl). Ему же вручили и приз ФИПРЕССИ. Это фильм о девушке, которая мечтает стать балериной. Проблема заключается в том, что девочка - это мальчик, и, конечно, ему трудно) траблы) не дождавшись операции по смене пола, он решает проблему просто: берёт в руки ножницы… Интересно, что идея фильма режиссёру-сценаристу Лукасу Донту пришла после общения с одной юной балериной, и вот так он воплотил её мечты на экране - с помощью розового юноши-трансгендера в исполнении Виктора Полстера. Режиссёр и исполнитель главной роли, оба - молодые люди, нежно обнимались и целовались прямо в зале, а затем и на сцене. Перфоманс любовной парочки был встречен аплодисментами и повышенным одобрением публики!

Приз жюри ушёл фильму "Капернаум" Надин Лабаки, приз вручали Гэри Олдмен и Леа Сейду. Картина поднимает тему насилия в ливанских семьях, нищеты, миграции и беженцев и рассказывает о мальчике-подростке, который сбегает из дома, попадает в тюрьму, защищая 11-летнюю сестру от замужества, и обвиняет в суде собственных родителей. "Я обвиняю их в том, что они родили меня на свет, и хочу, чтобы им запретили иметь детей". Вполне себе заявка на Оскар для иностранного фильма. Исполнителю роли 12-летнего Зайна почти прочили приз за лучшую мужскую роль, который в итоге достался Марчелло Фонте в фильме "Догмэн" Маттео Гарроне.

Актёр минут 10 отказывался принять награду, им и Роберто Бениньи было разыграно небольшое представление.

Лучший режиссёр. Павел Павликовский ("Ида") появился в Каннах с новым фильмом "Холодная война". Фильм о любви, разделённой железным занавесом. Люди искусства, музыкант Виктор и певица Зула не могут розорвать свою связь и не решаются быть вместе по одну из сторон условной для сильных чувств границы между государственными идеологиями.

В 1968-м году Жан-Люк Годар ("На последнем дыхании", "аленький корабинер", "Безумный Пьеро", "Моцарт - навсегда") повис на занавесе Каннского кинофестиваля и сорвал демонстрацию фильма "Мятное фраппе", а в 2018-м вышел на пресс-конференцию по скайпу и получил Специальную Золотую пальмовую ветвь за картину "Образ и речь".  Съемки картины заняли около двух лет. Фильм состоит из пяти глав и фрагментов из фильмов, цитат, обрывков мыслей, живописных полотен, поэтических строк, голосов, музыки (есть даже песня В.Высоцкого и тема Шнитке). В последней главе режиссёр исследовал современный арабский мир.  Короткая история, основанная на книге "Счастливая Аравия", так называли страны Среднего Востока известные путешественники XIX века. Действие  разворачивается в местной стране, где отсутствует нефть. Правительство страны решает устроить псевдо-революцию, чтобы подчинить себе другие арабские страны… Война не заканчивается никогда. Картина "Образ и речь" (или "Книга изображения") снята без единого актера, но в ней присутствует рассказчик. Трейлер очень необычный ... вряд ли кто-то что-то понял ...

 

Гран-при кинофестиваля – американский "Чёрный клановец". Спайк Ли уверенно разрабатывает тему расизма на материале одноимённой книги: афроамериканский сотрудник полиции, используя средства связи, а также подставное лицо, внедряется в ряды расистской группировки и возглавляет её (Вашингтон и Драйвер - в главных ролях).

Так как на церемонию закрытия приглашают команды фильмов, которым гарантированно вручат призы, думаю, к завершению вечера японец Хирокадзу Корэ-эда уже понял, что Золотая пальмовая ветвь будет принадлежать ему.  

"Магазинные воришки". Бедная японская семья  живет благодаря  пенсии бабушки и иногда подворовывает в магазинах. Возвращаясь домой после очередной кражи, глава семейства Осаму подбирает на улице маленькую девочку Юри. Бедность не мешает дружной семье жить счастливо. Однажды герои видят объявление о пропавшей девочке, и с этого момента их привычному миру начинает угрожать опасность ...  Фильм о том, что семьёй нам могут стать случайные люди.

 

Два сильных фильма - китайский "Пепел  - самый чистый белый" и корейский "Горение" остались без наград.

Фильм закрытия Каннского кинофестиваля – "Человек, который убил Дон Кихота". Терри Гиллиам ("Король-рыбак", "12 обезьян") работал над фильмом около 20 лет, 8 раз подступался и бросал, и вот проект увидел свет. В его основе  лежит переосмысление романа Сервантеса в фантастическо-комедийном ключе. Парень из 21-го века (Адам Драйвер) попадает в 17-е столетие, знакомится с идальго Дон Кихотом в исполнении Джонатана Прайса, становится его оруженосцем и узнаёт, кто убил литературного рыцаря. В одной из женских ролей снялась Ольга Куриленко (Ксения Собчак и Валерия Гай-Германика комментировали тв-трансляцию Церемонии закрытия. Первая из них сказала, что путает Ольгу Куриленко с нашей известной моделью, даже топ-моделью, имени которой не может вспомнить. Видимо, имелась в виду Ирина Шейк. Зато Ксения делала интересные предположения, в каких именно брендовых марках совершили свой выход на красную дорожку кинозвёзды, и часто ошибалась)).

Итоги Каннского кинофестиваля - всегда компромисс. После скандала c Netflix, обструкцией с новой картиной Триера, принуждения всех фильмов-участников фестиваля заключать предварительные договоры с французскими прокатчиками, отмене предварительных показов для прессы и запрета сэлфи на красной дорожке и Лестнице Дворца фестивалей, художественный руководитель Каннского кинофестиваля Тьерри Фермо доволен результатами киносмотра.

Главное, чтобы за внешним блеском кинофестиваля не потерялась суть избранных им фильмов. Заметно, как много фильмов посвящено детской и юношеской теме ("Капернаум", "Дом, который построил Джек", "Счастливый Лазарь", "Магазинные воришки", "Айка", "Все эти создания" и "Девушка"). В связи с этим многие критики достали из запасников термин «достоевщина»: наследие Фёдора Михайловича Достоевского всегда кстати, и идея романа «Братья Карамазовы» «вся гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка» злободневна всегда. Из несчастного изломанного детства происходят многие беды мира.

71-й Каннский кинофестиваль запомнится самым красивым жюри. Самое красивое жюри:

Спасибо за новые фильмы!

Обновлено 21/05/18 23:22:

O.M.G. "Маленький карабинер"!!!

Оставьте свой голос:

1127
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Skarletty
Skarletty

Отличный пост! )) спасибо.

Обязательно посмотрю всю Азию.

Надин Лабаки почему-то очень люблю. Она простая, но очень понятная. Душа в ее фильмах есть. И красивая конечно, хоть там и пластика присутствует.

Жюри шикарное в этом году. Леа Сейду выглядела прекрасно.

А что там с фильмом Ноэ?

Skarletty
Skarletty

забавно, я до сих пор, как сейчас, отлично помню как Роберто получал Оскар. Как прыгал по спинкам кресел. Как рвался к Софи )) А ведь это было так давно. И какой он тогда чудесный фильм снял. Легкий и тяжелый одновременно.

Blue-jeans-white-shirt
Blue-jeans-white-shirt

Skarletty, Ноэ, кстати, тоже победил в рамках двухнедельника режиссеров, а также его фильм купила кинокомпания A24, что даёт гарантию на широкий прокат. "Кульминация" была признана лучшим его фильмом и одним из лучших, показанных в Каннах.

Skarletty
Skarletty

Blue-jeans-white-shirt, отлично! рада! )) ждем.

Lyubistok
Lyubistok

Skarletty, пожалуйста! у меня нет фаворита в этом году, всё очень ровно (если не считать возмутителя Триера вне конкурса), хотя с Каннами всегда так. Скорее, "Лазарь" и "Воришки", ну, и "Айка" - "потому что"

Mallorie
Mallorie

Канны - это такая неприятная миниатюра мира, что вызывают не интерес. а отвращение... НА красных дорожках позируют полураздетые проститутки (вернее, уже почти раздетые, судя по динамике обнажений), увешанные драгоценностями, на каждом углу вечеринки, заливающиеся спиртным, у причала яхты, забитые яхт-герлс и плейбоями, а в кинозалах между тем демонстрируют фильмы про несчастных , голодных и угнетенных, которые ежедневно борются кто за кусок хлеба, кто за капельку любви.
Так что высокопарная фигня про искусство - это не на этой планете и не в этом месте.

AbigailCharles
AbigailCharles

Mallorie, кстати да.

Эсфирь
Эсфирь

Mallorie, как точно сказано
Действительно, большинство фильмов как на подбор: опять черные, борющиеся за свои якобы притесненные права, трансгендеры, раздавленные утята, несчастные гастарбайтеры...
А в зале на все это смотрят расфуфыренные полуголые девицы в прокатных драгоценностях
Сюр да и только

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Эсфирь, всегда так было, еще с Древнего Рима.

Lyubistok
Lyubistok

Mallorie, вот, в этом и лицемерное противоречие! Фестиваль открывает нам фильмы, это кинорынок, "маст хэв" хотя бы один раз в жизни для каждого кинематографиста. Знаю людей отрасли, которые далеки от разгула!

Listopad
Listopad

Mallorie, в первый раз Канны вызывают интерес, во второй - отвращение

santabarbara_
santabarbara_

Mallorie, так девы там для рекламы, думаете 5-10 "полураздетых проституток" с Красной дорожи -это вся аудитория фильма? То что только их выходы освещают и обмусоливают на сплетнике говорит только о том, что сплетницам интересны выходы именно этих как вы выразились проституток, а не каких-нибудь уважаемых кинокритиков, публицистов и тп людей их мнений о фильмах

justius
justius

Меня Сейду и Стюарт в жюри несколько смущали, ведь средние же актрисы, чтобы судить номинантов, теперь поняла, почему их взяли - за красоту. ))

AbigailCharles
AbigailCharles

Хотелось бы посмотреть "Айка" но боюсь что морально сложно будет смотреть.

Lyubistok
Lyubistok

AbigailCharles, мне кажется, не будет морально сложно. Всё-таки Дворцевой не выключает свет в своих фильмах, документалистика гораздо тяжелее. "Айку" уже окрестили устаревшей за реалии, но история матери-одиночки не может быть устаревшей

AbigailCharles
AbigailCharles

Lyubistok, а что имеется ввиду устаревшей за реалии?

Lyubistok
Lyubistok

AbigailCharles, фильм снимался 6 лет, в реальности Москва изменилась. Хотя вряд ли эти изменения сильно повлияли на жизнь мигрантов

AbigailCharles
AbigailCharles

Lyubistok, понятно. Я ориентируюсь на мнение Долина и трейлер. Антон пишет про "боль и ошарашенность" от фильма. Я мама маленьких детей и временно не могу смотреть фильмы где мама бросает ребенка и мечется с грудным молоком и ... ну понимаете в поисках работы или где детей обижают/ теряют, например "Нелюбовь" не смогла посмотреть. Понимаю что так скоро одну "Свинку Пеппу" буду смотреть :-) но вот есть такой барьер изнутри почему то.

Lyubistok
Lyubistok

AbigailCharles, кстати, Долин чуть ли не единственный, кто из наших официальных критиков написал рецензию на "Айку" сразу после премьеры, её показывали накануне закрытия, все уже расслабились)) Понимаю! это ваша болевая точка и личное табу, у меня тоже такие темы есть. Тогда не смотрите пока, потом, когда окрепнете. Героиня будет с ребёнком))

AbigailCharles
AbigailCharles

Lyubistok, аж выдохнула:-)
Хочу еще "Пылающий" посмотреть.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Торт-люстра, торт-облако и другие самые впечатляющие свадебные торты знаменитостей
SPLETNIK.RU празднует 11-летие: награждаем блогеров (часть четвертая)
В сети обсуждают "новые" необыкновенно пухлые губы Беллы Хадид
Wanted: осенне-зимняя коллекция Dark Wonder, "Л’Этуаль"
Меган Маркл и принц Гарри на церемонии открытия "Игр непокоренных"
Тест: кто вы во вселенной SPLETNIK.RU
Алеся Кафельникова позирует полностью обнаженной в новой фотосессии
Видео дня: самые яркие высказывания принцессы Дианы
Мария Кожевникова, Наталья Подольская и другие гости показа Humariff
Госпожа Бибер: Хейли Болдуин собирается сменить фамилию
Виртуальная церемония SPLETNIK.RU: награждение звезд
Поездки за границу, baby shower и выбор имени: какие правила придется соблюдать беременной Меган Маркл
Дениз Ричардс поделилась милой фотографией троих дочерей
Счастливы вместе: Хайден Панеттьери путешествует с новым возлюбленным Брайаном Хикерсоном
SPLETNIK.RU празднует 11-летие: письмо издателя
Меган Маркл и принц Гарри на открытии военного мемориала и на "Играх непокоренных"
Битва платьев: Полина Гагарина против Ани Лорак
Шэрон Стоун объяснила, почему больше не надеется на мужчин и выбирает жизнь матери-одиночки