С удовольствием читаю посты сплетниц про обратную сторону разных профессий и вот решила написать свой первый пост на ту же тему. Я десять лет проработала в российском кинематографе и хочу поделиться изнанкой этого бизнеса, тем самым развеяв миф из мультика “профессий много, но  прекрасней всех кино”.

Когда новички приходят в кино, они либо сливаются после первого проекта, что говорит об их нормальности, либо остаются на годы, и это конечно диагноз. Подумайте сами: официально съемочный день длится двенадцать часов, но из за переработок очень часто приходилось вкалывать по 14-16 часовой день.  Мой самый длинный рабочий день длился 27 часов, из которых поспать удалось часа два максимум. При этом нормированных выходных нет: все графики составляются с учетом занятости актеров, которые  в попытке заработать все деньги мира снимаются сразу в нескольких проектах  одновременно. Однажды Тимура Бемамбетова спросили, в чем разница между  съемками в России и Голливуде, и он ответил: “Голливудским актерам вечером не надо на спектакль”. Любой киношник прекрасно понял, что имелось в виду.  Перед российским вторым режиссером порой стоит нереальная задача свести графики нескольких актеров, которые вроде хотят сниматься в кино, но при этом один уже в то же время снимается в шоу с дельфинами, другой должен обязательно научиться летать на трапеции под куполом цирка, а вечером обоих актеров спектакли. Подобная занятость отражается на рабочем графике съемочной группы:  забудьте о двух выходных днях в неделю. Хорошо, если один будет, а то бывает, что выходной ставят раз в десять дней и реже.  И в этот выходной вы продолжаете работать: закупать костюмы или реквизит, выбирать объекты для съемок и так далее.

По сути дела на время сьемок вы выпадаете из социума, включая личную жизнь. Вас не будет на дне рождении лучшей подруги, крестинах племянника или годовщине свадьбы родителей. Молодой человек, если он не из кино, скорее всего уйдет от вас после первого проекта, что в общем-то неудивительно. Мало кому нужна женщина, уходящая на работу в семь утра и возвращающаяся за полночь. И даже когда вы дома, о сексе pечь даже не идет. B вашей голове решается более серьезная дилемма: потратить десять минут на то, чтобы помыть голову  или поспать. И второе в большинстве случаев перевешивает. Зато вы мастерски овладеете десятком способов скрыть грязные волосы. Скорее всего в вашем гардеробе появится огромное количество шапок, бейсболок и платков, которые вы никогда до этого не носили.  Если учесть что ваши коллеги страдают  той же дилеммой, то грязная голова и небритые ноги станут нормой, а не чем-то постыдным.  Вы всерьез будете восхищаться коллегой, потратившей час времени в единственный выходной, чтобы сделать маникюр. Впрочем у вас всегда будут идеальные брови благодаря гримерам, которые в перерыве прихорашивают коллег. 

Помню, мы снимали рядом с бизнес центром, и мы c коллегами наблюдали, как накрашенные, хорошо причесанные девушки на каблуках и в красивых пальто шли на работу. Дело было зимой, и наш аутфит выглядел следующим образом: термобелье, свитер, еще один свитер, горнолыжные штаны и сверху видавшая виды куртка. Ну и конечно валенки или угги, надетые на две пары носок. 

Когда снимаешь на улице зимой, особенно где-нибудь в лесу, то о красоте речь не идет. Даже в минус пять промерзаешь насквозь за каких-нибудь сорок минут. Поэтому натягиваешь на себя все, что налезает, лишь бы не мерзнуть. У меня однажды была адская съемка в -25, так я надела горнолыжный костюм, а сверху норковую шубу. И все равно бегала греться каждые полчаса. Как в таком виде ходить в мобильный туалет, это отдельная история. В общем вполне понятно, что на съемочной площадке разговоры в основном не о лаковых туфлях, а о преимуществах валенок перед уггами и о том, кто где покупал термо стельки. Зато о комплексах, работая в кино, забываешь практически мгновенно. Иногда едешь вечером в метро и понимаешь, что люди смотрят на тебя с недоумением, потому что выглядишь ты как бомж. А тебе все равно, потому что завтра выходной, и ты чувствуешь себя героем, пережившим еще одну неделю съемок.  Бывали ситуации, когда едешь с коллегой, художником по костюмам, и вдруг вы начинаете обсуждать  какую-нибудь девушку в вагоне, дескать ее зеленые брюки не подходят к голубому пальто. А потом вы смотрите друг на друга и начинаете ржать, потому что цвет вашей куртки не определит уже никакой глаз-алмаз, ибо вы в ней проползали весь день в болотах Подмосковья, и она стала больше похожа на тулуп кинолога, испытавший на себе зубы десятка овчарок.

В момент работы в кино мне нравился график фрилансера тем, что можно было два-три месяца вкалывать, а потом был месяц или два перерыва, во время которого можно поехать отдохнуть или просто валяться на диване. Многие киношники ездят на зимовку в Индию, где живут до следующего проекта. Помню, что для меня было странно, как можно ходить на работу каждый день, да еще в один и тот же офис, где сидят одни и те же люди. Скукота же. 

Плюс кино в том, что появляется возможность побывать в местах, о существовании  которых ты даже не подозревала. Некоторые объекты звучат страшно, например тюрьмы, но мне было интересно посетить  и такие места, потому что, надеюсь, другого случая у меня не будет. Иногда случалось попасть и на закрытые заводы, военные полигоны, государственные учреждения, где время остановилось еще до развала Cоветского Cоюза. Ну и конечно особая радость, когда съемки проходят в экспедиции то есть в другом городе или стране.

В кино приобретаешь огромное количество знакомств, причем порой совершенно сумасшедших. Например я однажды готовила проект в подмосковном городе, и мне выдали в помощники местного криминального авторитета. Поскольку ему в офисе сидеть не надо было, он меня и возил меня по городу и окрестностям  в поисках объектов для съемок. Причем разговор с ним складывался следующим образом: “Ой а что это за холм?”  “Это асбестовое производство. Мы в девяностых там людей закапывали”.  Кстати, когда кино закончилось, этот авторитет сказал мне и моей помощнице, что, если у нас когда-нибудь c кем-нибудь возникнут проблемы, то надо позвонить ему и он “порешает”. Я после этого так своему парню и сказала, чтобы он особо не выпендривался, потому что у меня теперь связи в криминальном мире, и я могу его в любой момент того… в асбест закатать. 

В общем на съемках можно познакомиться  и с олигархами, и с бандитами, и с генералами. И порой можно увидеть изнанку других профессий, что заставляет тебя пересмотреть взгляды на многие вещи. Например, я никогда не понимала мужской стриптиз. Ну как можно уважать мужчину, трясущего своих барахлом перед пьяными тетками.  И вот однажды мы снимали в женском стриптиз клубе. Дело было днем, когда клуб закрыт, и нам разрешили пользоваться местной гримеркой. В общем я перепутала дверь и зашла в другую гримерку, а там вповалку спали красавцы-танцоры и уборщицы из Узбекистана. Естественно ни о каких сексуальных отношениях там речь не шла, просто все так упахались за ночь, что сил ехать домой не осталось ( не уверена, что у большинства из них и дом-то был). И вот было  нечто щемяще-трогательное в том, что красавец, которого прошлой ночью хотели раздеть десятки теток, и женщина, моющая туалеты, в конечном результате  прикорнули друг у друга на плече.  Не скажу, что после этого зауважала стриптизеров, но по крайней мере стала более толерантнее.

Теперь об актерах. Их в большинстве своем съемочная группа не любит. Почему? Да потому что для нас они причины бесконечных проблем и неудобств. Девяносто процентов известных актеров опаздывают. Причем по райдеру им обычно подают машину к подъезду, и все равно они заставляют себя ждать по часу а то и дольше. Помню одну певицу, которую ждали на съемках сериала несколько часов прежде, чем она удосужилась поднять трубку и сообщить, что она на Кипре.  Она видите ли забыла, что у нее съемки! Что это значит для рядового киношника? Ну, во-первых, сорванный день, а значит надо перепланировать  съемочные графики. И тут как раз оказывается, что сегодня был последний день, когда актер, играющий главного героя, мог сниматься, так как завтра он улетает сниматься в Aфрику.  Ассистент по актерам звонит агенту  и слезно уговаривает поменять билеты в Африку на другой день. Агент соглашается при условии, что новые билеты будут в бизнес класс, а не эконом. Потом выясняется, что в квартире главных героев начинается ремонт. И тут уже локейшн менеджер вступает в битву, предлагая владельцам дополнительные деньги и всяческие блага. Чтобы съемки все-таки состоялись, мы возим чьих-то бабушек с дачи в Москву и обратно, чтобы можно было попасть в квартиру. Заодно таскаем бабушкины сумки с картошкой на пятый этаж без лифта. В общем из за одной безответственной актрисы десятки людей вынуждены унижаться и вымаливать кого-то отложить каникулы, командировки, ремонт и так далее. Кроме того наши новоявленные звезды ужасно капризны. С момента их появления на съемочной площадке начинается ужас: вот актрисе срочно нужен бутерброд с сыром, но не с таким, какой ест вся съемочная группа, а обязательно из молока буйволиц-девственниц.  Пока ассистент бежит в Глобус Гурмэ, "звезда" спокойно сжирает дешевый сыр, а дорогой забирает себе домой. У меня был случай когда актриса орала чтобы ей отдали полупустую реквизитную банку лечо, потому что "я звезда, и вы все тут для того ,чтобы создавать мне комфортные условия".  Халява это, по-моему, главное, зачем многие актеры вообщем приходят на съемки. Выпрашивается в подарок все: от реквизита, купленного на рынке, до брендовой одежды. При этом сами актеры не считают нужным даже коробочку конфет принести.

 Конечно, старая гвардия актеров это совсем другое дело. Их съемочная группа обожает, и ради их комфорта расшибаются в лепешку. Помню, как восьмого марта Игорь Костолевский поехал в цветочный магазин и купил каждой женщине на площадке по розе. А Светлана Немоляева приходила на съемочную площадку со своими тапками,  чтобы не пачкать пол. Такие артисты никогда ничего не просят, с удовольствием болтают со съемочной группой, приглашают на свои спектакли. У меня остались очень хорошие впечатления от Любе Толкалиной. Я в тот момент работала ассистентом по реквизиту, и ей приглянулась какая-то вазочка, которая, по ее словам, подходила по интерьеру в ее квартире. Ваза была копеечная, поэтому я без проблем отдала ее актрисе. Уходя она сказала, что в следующий раз тоже что-нибудь мне подарит. Я конечно была уверена,  что она забудет. Но через неделю или две, когда у нее был следующий съемочный день на проекте, она нашла меня на площадке и подарила ворох элитной косметики. Но это за десять лет практики единичный случай.

Теперь поговорим о личном. Киношники в основном встречаются друг с другом, потому что человек из вне обычно не выдерживает графика. В большинстве своем романы, cлучившиеся на съемочной площадке, там же и заканчиваются. Киношники - народ кочевой. Сегодня ты и твой мужчина работаете вместе, завтра у тебя полугодовой проект в Геленджике, а у него в Сибири. Часто бывает, что вы пересекаетесь с бывшим на очередном проекте, и с вами работает еще одна его бывшая девушка. Ни скандалов, ни ссор это не вызывает: все к этому относятся философски. С актерами романы бывают реже, но не потому, что они не хотят снисходить до обслуживающего персонала.  Как раз наоборот: актеры порой с большим удовольствием ухаживают за женщинами из съемочной группы, но как я уже говорила, их просто не вопринимают всерьез. Ну как можно пойти на свидание с мужиком, который пришел на съемки без трусов. Как это выяснилось? А он просто во время переодевания не постеснялся снять брюки и расхаживать по гримерке, в чем мать родила,перед 18-летней костюмером.

А еще один актер, секс символ советского кино, все совал девушкам бумажки со списком анализов, которые надо сдать перед тем, как заняться с ним сексом. Причем делал он это мастерски. Начиналось с того, что он подходил к потенциальной жертве и говорил: “ Ну что, как жизнь? Как здоровье?”. Жертва отвечала, что дескать все ок, вот только спина побаливает. И тут актер говорил, что спину забрасывать нельзя, надо обязательно провериться у врача. Девушка из вежливости соглашалась, хотя прекрасно знала, что спина болит от того, что она десять раз туда-обратно бегала этому актеру за чаем. В общем Актер Актерыч продолжал настаивать на том, что надо обязательно сдать анализы. Девушка покорно соглашалась,  лишь бы отвязаться. И вот тут он из кармана доставал бумажку и запихивал жертве в руку, дескать вот тебе список анализов, которые надо обязательно сдать. И уходил. А девушка открывала бумажку, и там список анализов на половые инфекции типа хламидий и герпеса. Естественно бумажка отправлялась в мусорку.  Но при следующей встрече Aктерыч мягко интересовался, сдала ли она анализы, чтобы он мог пригласить девушку к себе в гости. И ведь не пошлешь его, а то устроит скандал и сорвет съемку, а значит твоего долгожданному выходному конец.  Поэтому приходилось врать, что анализы сданы, нашли молочницу и тебе теперь месяц глотать таблетки. При таком раскладе актер на месяц пропадал, а там глядишь уже и конец проекта. Единственная отрада, что ты не одна такая бедолажка: твои коллеги женского пола вне зависимости от возраста, внешности и веса получили такие же "приглашения" в спальню звезды не первой молодости. 

Теперь о зарплатах в кино. Они небольшие и  нестабильные. Очень часто попадаются недобросовестные продюсеры, не выплачивающие зарплаты. Ну и к тому же, когда проект заканчивается, надо искать новую работу, так что бывает  сидишь на попе по несколько месяцев.  Хотя, если ты востребованный специалист, работающий без передышки, хорошего тоже мало: это реально сказывается на здоровье. А в кино нет скидок на болезни. Простудился - встаешь и идешь на работу, потому что никто, кроме тебя, не сможет повторить грим актера или восстановить декорацию. И никто не отложит съемку из за твоей простуды или пищевого отравления. А значит ты приходишь на работу и в перерывах между дублями отлеживаешься в костюмерке или машине. Замечено, что даже во время эпидемий гриппа съемочные группы не болеют, наверное, потому что организм дает установку “нельзя болеть”.  Зато когда съемки заканчиваются, все сваливаются с простудой и хроническими заболеваниями. 

Самое обидное в российском кинематографе то, что ты порой выкладываешься по полной, спишь по три часа, забываешь поесть, а в результате кино получается полное г… И ты думаешь: “ А вот оно того стоило?”. Ты пропустила новогоднюю елку своего ребенка,  не приехала на день рождения мамы, не присутствовала на крестинах племянника  и так далее. И все это ради дурацкого сериала про ментов, который и смотреть не хочется. 

В общем после десяти лет в кино я в один день собрала вещи и переехала жить в Дубай. Теперь сижу в офисе и совершенно не переживаю по поводу графика с девяти до шести. О том, как бросить все и переехать в Эмираты, будет отдельный пост. А пока совет всем тем, кто хочет попробовать себя в кино: если вы молоды и хотите приключений, то дерзайте, но обязательно держите в голове запасной план. Если вы не актриса, продюсер,  оператор или режиссер, то ваша карьера и соответственно зарплата  очень ограничены в росте. Но отличные друзья и полное осознание того, что вы можете все, обеспечено. За один проект можно научиться красить автомобиль, cтроить декорации, узнать, где в Москве достать настоящие дверные отмычки.  Вы встретитесь с котом-каскадером, чья зарплата выше вашей только потому, что он умеет перебегать дорогу перед едущей машиной. Вы научитесь определять оттенки, о которых никогда раньше не слышали. Так, например, вы точно будете знать, что в этом сезоне моден не просто абстрактно розовый, а оттенок “бедра испуганной нимфы”, но никак не “дети Эдуарда” или “парнасская роза”. Ну и, конечно, будьте уверены, что ваша машина, одежда и детали интерьера "снимутся" в кино, потому что киношникам всегда что-то надо, и это что-то всегда ищется у коллег и друзей. Я вот даже умудрилась сдать на съемки родительскую собаку и малолетнего племянника. Собаку сначала правда стошнило в игровой машине, а потом она описалась на руках у актера, но ей повезло: хороший дядька попался, даже не орал. 

Блоги

Профессий много, но прекрасней всех кино

16:47, 19 марта 2018

Автор: Annitsa

Комменты 124

Y

Спасибо огромное за пост!работа видать тяжелая, но написано с таким юмором!больше всего смеялась над тулупом кинолога, котом-каскадером и оттенком "бедра испуганной нимфы". С нетерпением жду пост про переезд в Дубаи.

Комментарий был удален

Комментарий был удален

E

а скажите паулина андреева такая капризная?

Аватар

Про график это да-а. Помню, пришла просто в массовку в Главкино, проект, то ли - "Хочу к Меладзе", то ли "Танцуй". Сбор в метро в 08 утра, повезли... Стопили 00.30, это была жесткая жесть, а не день. Обещали до 21.00, а потом дубль/дубль/дубль. Рабочий день 16,3 часа. И перерывы крошечные, все под софитами, в жаре и "держим лицо". Потом думала, за такую массовку Оскар за роль второго плана, как минимум, положен!))

Подождите...