Я всегда старалась не судить те фильмы, которых не видела. И уж тем более, обсуждать и, быть может, даже осуждать присуждение наград тем работам, с которыми не знакома. И не знаю, взросление это, блажь ли это или попросту мне нечем заняться, но в этом году я решила, что к «Оскару», раз уж я все равно его смотрю, сформирую своё мнение о каждом из фильмов, представленных в номинации «Лучший фильм» (все же на все категории у меня времени не хватило, хех).
Сразу оговорюсь, я не кинокритик и на звание не претендую, у меня нет соответствующего образования и так далее, потому все ниже написанное — совершенно субъективное мнение, которое может не совпадать с вашим. Зачем тогда писать пост? Хочется поделиться мнением и услышать чужое мнение (только не кидаться тапками, договорились?)
Кроме того, рассказать о своих впечатлениях я постараюсь без спойлеров.
Итак, поехали. Чтобы не загружать вас пересказом сюжета, который многим
известен, буду прикреплять трейлеры.
Начну с парада «провинциальной Америки». Почему так?
Потому что действие сразу трех фильмов, представленных в этой категории
происходит не в Лос-Анджелесе, не в Нью-Йорке, а в городах, далеких от центра.
И так интересно замечать, как по-разному режиссеры видят такую
Америку.
И серию моих постов-рецензий открывает «Форма воды»
Если бы меня попросили описать этот фильм одним словом, это было бы слово «сказка». Если бы мне разрешили добавить к описанию ещё пару слов, получилось бы
парадоксальное «детская сказка со сценами для взрослых».
Сюжет показался мне достаточно простым и несколько банальным: с первых минут
знаешь, какой будет завязка, какой будет кульминация и какой будет развязка. Я
не говорю, хорошо это или плохо. Это просто факт — сюжет незатейливый, и
никаких неожиданных поворотов лично я для себя не нашла. Но в этом весьма
легко найти плюс: сюжет не отвлекает, если так можно выразиться, от
атмосферы фильма. Впрочем, весьма очевидно, что именно на
атмосферу, ее волшебное очарование и делался упор.
Атмосфера фильма и вправду замечательно выдержана: от начала и до конца. У
этой киноленты есть свой стиль — просматривается почерк мастера, его
создавшего. И если описывать настроение картины ассоциациями, то это —
американский мюзикл с налётом французской утонченности, которая
вуалью ложится почти на все французское фестивальное кино. Главная героиня,
хоть и американка середины 20 века, в первых кадрах стала для меня некоторым
оплотом этого французского настроения, красной ниточкой протянутого через весь
фильм. Но французского в этом супе — щепотка соли и специй, все остальное —
традиции американских мюзиклов, которые будут то тут, то там возникать,
выпрыгивать даже по мере развития сюжета. И нет, герои тут не поют и не
танцуют (ну, может, совсем чуть-чуть — все равно недостаточно,
чтобы это стало настоящим мюзиклом).
В фильме Америка — та самая традиционная послевоенная Америка, где так важны
«американская мечта», космическая гонка и гонка вооружений, где женщины — в
милых платьях, а мужчины — на красивых автомобилях. В целом, вся картинка
показана в приглушённых, нежных тонах, потому ощущение того самого
«американского ретро» не отпустит до конца фильма, и единственный цвет,
который будет показан ярким — голубой. Нетрудно догадаться из
названия фильма, почему именно.
Вода вообще в фильме повсюду, что и не должно быть удивительно: уже первые
сцены включают в себя варящиеся яйца в бурлящей воде, воду в ванной главной
героини, а потом будет вода в заливе, дождь, вода в ведрах уборщиц... в общем,
везде. Куда сильнее удивляет то, что помимо воды в фильме появляется
определённый символ — ключевая, так сказать вещь, которая очень
индивидуализирует фильм. Вне зависимости от того, нравится мне фильм в целом
или нет, мне всегда импонирует наличие вот таких вот небольших символов — в
данном фильме это варёное куриное яйцо. Маленькая деталь, но именно благодаря
таким маленьким деталям многие фильмы становятся вкусными.
Если же говорить о персонажах в целом, то они традиционно сказочные и словно
сбежали из мультфильмов Диснея в фильм-номинант на «Оскар»: на стороне добра —
главная героиня-золушка, у неё есть мышки-помощники,
принц, пусть и весьма своеобразный, и, конечно же, главный
злодей, который любыми способами пытается помешать обрести главным
золушке и принцу счастье, специально или же нарочно.
Что уж сказать, персонажи до нельзя карикатурные, мораль и их поведение
выпячено до невозможности. Главная героиня — это неприметная
мышка-норушка, но в то же время она невероятно особенная, можно сказать даже,
странная настолько, чтобы полюбить «неведому зверушку» причём не только в
платоническом, но и в очень даже физическом смысле. Если говорить честно, то
ничего, кроме как раздражение, она у меня не вызывала, потому что она
слишком не от мира сего — создатели фильма буквально
бросают вам в лицо эту ее странность, непохожесть. Они берут контраст
между ней и обычными женщинами и тычут вам этим контрастом в лицо, хлещут по
щекам, пока вы не произнесете «Да, да, она совершенно особенная, непохожая на
остальных, поехали дальше».
С главным злодеем та же история. У него есть даже пресловутая
квадратная челюсть, как у злодеев из старых фильмов, и в этом мужчине вы
абсолютно не найдёте полутонов. Его злодейства опять же суются вам прямо
под нос. Если подвести итог об образах главных персонажей, можно сказать
следующее: создатели фильма вам не дадут ни единого шанса сформировать
собственное мнение, они буквально его навязывают, и в конечном итоге
отклониться от заданной траектории попросту невозможно, потому что
некуда.
В этом плане второстепенные персонажи (те самые мышки-помощники) показались
мне куда интереснее. Для меня своей яркостью главную героиню абсолютно
затмилась ее подруга в исполнении Октавии Спенсер. Она —
столп юмора этого фильма, в ней нет ни капли этой меланхоличной и инфантильной
«французскости», и именно поэтому я ждала именно ее появления в любой из сцен.
Эта героиня добавляла фильму динамики, которой, к слову, ему очень уж не
хватало.
В итоге, фильм, как бы противоречиво это не звучало, показался мне нудноватым
при том, что сюжет оказался чересчур уж скомканным. Не знаю, как точно
описать, чего именно мне не хватило, но к концу просмотра я осталась с
ощущением, будто пару раз выходила из зала, пропуская какие-то сцены, но, могу
вас заверить, я смотрела фильм от начала до конца, ни на что не
отвлекаясь.
Рейтинг показался мне неоправданным. Скажу кратко, сцены, которые и подняли
планку возрастного ценза до 18+, показались мне лишними, будто не
знали, чем занять время и как заинтересовать фильмом взрослых при наличии
такого сказочно-детского сюжета. И да, тему противостояния маленького
человечка большой страшной системе я тоже увидела, но опять же, раскрыта
она весьма и весьма в банальном стиле, учитывая нарочитую вычурность главных
персонажей.
Кому все-таки может понравиться фильм? Определенно не тем,
кто ищет сочный сюжет. На этот фильм следует идти за атмосферой, сказкой и
красивыми американо-французскими картинками и звуками, по которым может
истосковаться душа взрослого человека.
P.S. Спасибо за внимание тем, кто все-таки дочитает пост до конца, и дайте
мне знать, имеет ли смысл делать такие посты по остальным фильмам в этой
номинации и понравилась ли вам такая вот рецензия от
непрофессионала :)
В преддверии Оскара (рецензии без спойлеров) - ФОРМА ВОДЫ
00:00, 25 февраля 2018
Автор: MARIUKA
Комменты 20
Дорогой автор, спасибо за рецензию:-) Фильм не так пост, как кажется; собственно как и режиссер. Это все равно как картина, покрытая тонким слоем паутины, которая присыпана разноцветной пылью:-) К фильмам Гильермо Дель Торо нельзя относиться как простому кино, это фильм как минимум 4-х смыслов:-)
Помимо вышесказанного, еще не понравилось очередное карикатурное изображение русских. Это типичное "ТОВАРИЩ"!!!! Советы же ни в коем случае не допустят того, чтобы США амфибию в космос запустили.
У вас вышел прекрасный обзор: и содержание, и оформление. Пишите ещё, пжста. Очень интересно читать. К сожалению, по теме добавить нечего, тк фильм не смотрела и не хочется, явно не моё.
До сих пор не могу понять для себя, смотреть фильм или нет. Рецензия у вас очень хорошая.
Вы напечатали мои мысли:) Недоумеваю от высокого рейтинга и оценок этого фильма. По тону рецензии мне показалось, что вы даже смягчили свое общее впечатление. Весь сюжет вторичный и предсказуемый, все строится на любви из серии "встретились два одиночества". И если чувства главной героини хоть и вызывают жалость, но понятны, то божественная рептилия, кажется, до последней сцены фильма в воде вообще не понимал, что у него здесь не лишь бы что, а любовная линия) Околоинтимные и откровенно интимные сцены - это тоже куда-то не в ту степь. Впихнули, чтобы взрослый зритель встрепенулся во время просмотра, а в результате это вызвало непонимание даже среди тех, кому, в целом, фильм понравился. И я совсем не сноб и не ханжа)) Канонический злодей тоже за гранью - злой, потому что злой, и живите теперь с этим. Периодически всплывающий а-ля Ла-ла-лэнд с песнями и танцами, наверное, по задумке должен был добавить очарования истории и ностальгии по тем временам, но эмоционально меня ни капельки не проняло. Из понравившегося - роскошная цветокоррекция, отличная работа художника и качественная передача духа периода холодной войны. Обязательно пишите рецензии на остальные фильмы, у вас отлично получается. И не бойтесь смотреть Прочь, от ужасов там ничего нет)