Есть фильмы, глядя на название которых ты невольно откладываешь их просмотр. Знаешь, что обязательно посмотришь, но вот не прям чтобы сегодня.

И вдруг наступает это не-сегодня и ты думаешь: "Не, ну надо же, а ведь такое можно было и вчера посмотреть." А иногда фильм бывает настолько непревзойдённым, что ты умудряешься упрекнуть саму себя в том, что не пошла в кинотеатр раньше, будто сеанс в первый прокатный день позволил бы тебе насладиться ещё больше.

Но у меня же было оправдание самой себе! Какой режиссёр в здравом уме назовёт своё творение Three Billboards Outside Ebbing, Missouri?! Ответ — никакой, кроме Мартина Макдона! 5 лет назад он снял очень симптоматичный фильм под названием «7 психопатов», вообще-то по факту можно расценивать, что их было 8, просто один притаился за камерой.

И вот вам — пожалуйста. Этот гениальный психопат снимает очередную картину про какие-то 3 плаката, да ещё и даёт топографическую справку об их месторасположении. А ничего, что многие из потенциальных зрителей даже в Америке не были? Многие даже не знают, что количество звёзд на флаге США соответствует количеству штатов. И, конечно же, они не знают, что один из 50 называется Миссури, не путать с Миссисипи.

Что ж за мода-то такая у незаурядных режиссёров выбирать места, куда наш Макар уж точно телят не гонял! Я начинаю грешным делом подумывать — не Фрэнсис ли Макдорманд так влияет на режиссёров с лабильной психикой. Сначала братья Коэн отправляют её в Северную Дакоту и называют фильм в честь города Fargo, потом Макдона сочиняет историю о вымышленном городке Эббинг в штате Миссури.

Если отбросить шутливый тон, то мне кажется, что во всей этой привязке к географии разворачивающихся событий есть подоплёка. Макдона расценивает место действия как полноценного героя и соучастника событий. Вы запоминаете образы Вуди Харрельсона, Сэма Роквелла, Фрэнсис МакДорманд и… город Эббинг. Неважно, что такого места в действительности на карте не существует. Это собирательный образ сердцевины США, именно так называют земли, к которым, среди прочих, относится штат Миссури, — heartland. Когда речь идёт об этом регионе, лучше выкинуть из головы гламурные кино-образы Нью-Йорка — это вам не «Секс в Городе» и не «Волк с Уолл-стрит». На живописных просторах Среднего Запада принято снимать кино о людях, занятых серьёзными проблемами.

У героини Макдорманд, Милдред Хейс, серьёзная проблема — её дочь изнасиловали и убили. Прошло уже несколько месяцев, а виновники не найдены.

У полицейских Диксона (Сэма Роквелла) и Уиллоуби (Вуди Харрельсона) тоже проблемы — Милдред Хейс на 3 билбордах на сельской дороге вывесила громогласные объявления, суть которых в том, что гадёныши-копы не шевелятся и не ищут преступников.

Эти яркие красные билборды рдеют над всем маленьким городком Эббингом, нарушают покой простых жителей. Равнодушных нет. 3 красных стяга со смелыми словами — начало войны амазонки Милдред Хейс против равнодушия и бездействия местного полицейского участка. Для тех, кто ещё не уловил жанровое своеобразие фильма, подсказкой звучит самый первый саундтрек Картера Бёрвелла «Mildred Goes to War», который сразу позволил мне провести аналогию с легендарным High Noon («Ровно в полдень») с Гэри Купером и Грейс Келли, а также с “Хорошим, плохим, злым” с Клинт Иствудом. В том, что “3 билборда” — это вестерн, я убеждалась по мере просмотра всё больше. И наличие шерифа не есть главное тому объяснение.

Один из первых образов, приходящих в голову при упоминании вестерна — мужчина-ковбой средних лет в шляпе, с зажатой в зубах сигаркой, ловко проворачивающий два пистолета и с затаённой усмешкой вставляющий их в свои боковые карманы.

У Макдона это: нервно кусающая ноготь героиня средних лет Фрэнсис Макдорманд, вместо шляпы — бандана, вместо 2 пистолетов — 3 билборда, которыми она выстрелит «пуффф» в сердце полицейского участка.

Где стандартно разворачивается действие вестерна? На живописных просторах (равнины или горная местность) и улице в городе N.

У Макдона тоже есть живописная местность (равнина, на которой стоят билборды) и улочка, между полицейским участком и рекламным офисом.

Какая идея движет главным героем вестерна? Месть/расплата, виновный должен быть наказан, честь восстановлена. У Макдона: Милдред Хейс метит в двойную цель — выставить непрофессионализм полицейских на всеобщее обозрение в отместку за их разгильдяйство и найти преступника, совершившего злодеяние.

Какова характеристика главного героя вестерна? Это больше положительный герой или отрицательный? В ответе на вопрос кроется своеобразие этого жанра: действия главного героя тяготеют к противозаконным, но при этом зритель ему сочувствует и оправдывает его поступки.

У Макдона героиню Милдред Хейс можно назвать без тормозов. От неё достаётся всем, кто не согласен с её виденьем. Может и палец просверлить, и между ног вдарить. Но мы на её стороне.

В вестерне очень часто спорное поведение главного героя раскалывает общество на два лагеря — осуждающих и сочувствующих. Мартин Макдона рисует этот раскол яркими красками. Война нескольких персонажей вовлекает как в воронку весь город. Кто-то готов закидать машину Милдред яйцами, а кто-то готов скрыть от полиции причастность этой женщины к поджогу и дать ложные показания.

Наконец, вот вам ещё одна маленькая деталь, характерная для вестерна, которая тоже во всей красе представлена в «3 билбордах» — выпадающий из окна человек.

Далее переходим к тому, почему я считаю фильм Макдона главным кино-событием года и в общем-то его лучшим творением.

Как уже было понятно по его предыдущим фильмам, бунтарство — второе имя этого ирландского режиссёра. Его бунт заключается в борьбе со штампами и правилами. Он снимает фильм, где 3 главных героя. Название картины неслучайно содержит это число. В первую треть фильма у вас нет сомнений, что главная роль у Фрэнсис Макдорманд, в середине фильма закрадываются подозрения, так как на передний план выходит Вуди Харрельсон, а конец фильма — это бенефис Сэма Роквелла.

И никто из этих персонажей не обделён, для каждого из них сценарист, он же режиссёр, Макдона прописал своё уникальное развитие. Более того, каждый действует как спусковой курок: задавая вопросы на билбордах, Милдред целится в двух полицейских, но попадает только в одного — в героя Харрельсона, он активизируется, пересматривает свои планы на жизнь и, предприняв решительный шаг, заставляет второго полицейского (Роквелла) выйти из амплуа последнего придурка и изменить себя. Встав на новую дорогу, а точнее — сев в автомобиль, бросив ружьё в багажник, герой Сэма Роквелла держит путь в Айдахо. За рулём едет Милдред. И здесь мы подходим к гениальной (не побоюсь этого слова) концовке фильма, которую многие называют открытой. Я согласна с таким утверждением только на 50%. Незаконченной осталась только одна из двух задач героини Макдорманд, про которые я написала выше. Вторую цель она достигла — она привела двух полицейских в режим ON. Именно в последней сцене в машине мы наконец-то видим Милдред расслабленной и с улыбкой на лице. Те 3 билборда не вернули её убитой дочери, но они изменили 3 людей. Эта борьба, которую она развязала, в первую очередь помогла ей самой — через спорное для некоторых решение повесить плакаты она уже отомстила абстрактным убийцам и не нашедшим их полицейским. Действие, а не инертное оплакивание, вывело её из скорби. 

Открытость финалу придаёт устоявшийся в жанре детектива алгоритм — совершивший преступление человек (или группа людей) должен быть пойман и наказан. В этом смысле такие фильмы, как «Под покровом ночи» и «Ветреная река» вознаграждают зрителей, жаждущих торжества справедливости. Но «3 билборда» — это не детективная и не криминальная история. События этого фильма раскрываются на уровне внутреннего конфликта, при котором происходят изменения в сознании героев и трансформация их образов. Героиня Милдред, которую в самом начале фильма мы увидели преисполненной решимости отомстить за смерть дочери предстаёт в конце как человек, поставивший необходимость мести под вопрос. 

Мне кажется, что для самого режиссёра этот фильм важен именно своей завершённостью, поскольку в нём закрываются темы, начало которым он заложил в «Залечь на дно в Брюгге» и в «7 психопатах» (не в них ли были предприняты первые шаги уделять равнозначное внимание трём персонажам?)

Другое достижение Макдона в «3 билбордах» – это диалоги (и монологи Харрельсона). Текст написан так блистательно, что ещё в кинотеатре хотелось заучить его наизусть. Мне кажется, что последний раз, когда я испытывала схожий восторг от складной абсурдности и самобытной яркости реплик, был при просмотре фильма Коэнов «После прочтения сжечь». Правда, Макдона не ограничился ироничным тоном диалогов, он добавил важный драматичный пласт – письма, написанные героем Харрельсона (их тоже 3!).

Собственно, пришла пора сказать пару слов восхищения актёрами.

Ох, как много достойных актрис в Голливуде! Но как мало таких, которые не приобретают повседневной манерности из-за своих профессиональных успехов и побед. Фрэнсис одна из них. Достаточно посмотреть с ней пару интервью, чтобы понять, что даже в жизни — она своя в доску. Но я уверена, что режиссёрам с ней может быть непросто. У этой женщины слишком сильный стержень, его не спрячешь, она и не пытается. И вот этот стержень, я полагаю, может конфликтовать с мужчинами. Прочитав интервью Макдоны, я убедилась в своей правоте. У них действительно были моменты разногласий. Он объясняет их первым опытом сотрудничества (с Харрельсоном и Роквеллом их связывает предыдущий фильм). Кстати, от этого притирания фильм только выиграл. Героиня Макдорманд дышала воздухом воинственности, она не искала компромиссов, в своей скорби по дочери она была одна против равнодушного мира. Интересная деталь — она не репетировала сцены.

Харрельсон — непревзойдённый актёр, которому удаётся за относительно короткое пребывание на экране создать незабываемый и сильный образ. Добавлю, что фильм стоит смотреть на английском не только ради великолепных диалогов, но и ради крутого южного произношения актёра.

Сэм Роквелл, на мой вкус, способен этой ролью закрепить за собой звание самого харизматичного придурка в истории кино. Он настолько органичен в своих странностях, что я начинаю подозревать его в отсутствии серьёзности и в настоящей жизни.

В заключение я хотела бы сказать, почему отсутствие имени Макдона в номинации «лучший режиссёр 2018» не так уж трагично и вполне объяснимо. Стоит всего лишь обратить внимание на другие 7 номинаций, за которые «3 билборда» может получить награду. И если сравнивать режиссёра с пастухом, то благополучие его овец (да простят меня актёры с таким сравнением) должно быть для него главным. То есть возможный Оскар в руках Макдорманд, Харрельсона или Роквелла вполне смахивает на благополучие. Не меньшим утешением может служить признание  способностей Макдона как сценариста — его имя в списке кандидатов значится. Ну да, Академия пожадничала номинацией за режиссуру. А чему удивляться? В их рядах уже давно поселилась Вредность. К тому же у меня есть смутное подозрение, что не все могут простить ему количество произнесения слова f*** и его производных в фильме «Залечь на Дно в Брюгге».

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

3 билборда и 3 главных героя: мой отзыв на фильм Макдона

23:03, 6 февраля 2018

Автор: mar_adentro

Комменты 54

Аватар

Потрясающе написали!

I

Так совпала, что я включила фильм и параллельно открыла сплетник, а тут этот пост. Очень хороший фильм, с интересными сюжетными линиями. Скорбь, чувство вины, самоубийство шерифа, очень круто.

Аватар

Потрясающий фильм, охота его пересмотреть! Образы шикарные, я просто сидела и мечтала, чтобы он не заканчивался подольше.

Аватар

Теперь мой любимый фильм! Влюблена в таких женщин: сильных, независимых, принципиальных, в поисках справедливости и бесстрашных- героини!

Аватар

Прекрасный пост-рецензия для данного шедевра! Вот оно настоящее киноискусство: постановка, съемка, игра актеров. Браво!

Подождите...