Поскольку пост об оскароносцах 1976 года стал моим дебютом на Сплетнике, то не обошлось без блина комом: я сделала публикацию вне очереди и не полностью.   С вашего разрешения, дорогие сплетницы, спешу исправить ошибку (подливаю на сковороду масла, а в тесто молока ))) и продолжаю рассказ о лауреатах Оскара-1976. Напоминаю также, что мои впечатления о главном фильме той  церемонии (им стал "Пролетая над гнездом кукушки" ) вы можете прочесть, пройдя по ссылке  http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/152825_oskar-1976-proletaya-nad-gnezdom-kukushki

Итак, в список претендентов на получение заветной статуэтки в номинации "Лучший фильм", кроме шедевра Милоша Формана были включены еще 4 картины: «Барри Линдон", "Собачий полдень», «Нэшвилл» и"Челюсти".   Каждая из них стала новаторской и породила массу последователей в своем жанре.

Сразу оговорюсь, что не являюсь поклонницей  триллера как жанра, поэтому легендарный ужастик Стивена Спилберга "Челюсти" рассматривать подробно не буду. Да, Спилберг виртуозно создает атмосферу постоянной и нарастающей угрозы, и, используя полный набор приемов пугания, доводит зрителя до полного изнеможения. Да, макет гигантской акулы-людоеда, сделанный задолго до эры компьютерных технологий, и сегодня впечатляет. Да, музыкальная тема считается  одной из самых известных в истории кино.

Неслучайно же картина получила награды за монтаж, звуковые эффекты и музыку... Тем не менее,  для меня фильм "Челюсти", при всем моем уважении к его создателю,  является образцовым примером эдакого "смотрива" (знаете, есть чтиво, а есть смотриво), и то, что он побил все рекорды посещаемости  в первый же уикенд и стал одним из кассовых фильмов, лишний раз это подтверждает.

http://vgif.ru/gifs/147/vgif-ru-20241.gif

Фильм Роберта Олтмена «Нэшвилл»  на мой взгляд, в первую очередь, будет интересен любителям кантри-музыки ( в течение 2,5 часов в нем звучит 27 песен!), но если вы не относитесь к ценителям этого жанра, то вряд ли он зацепит. Хотя  'I'm Easy' ( Оскар в номинации "Лучшая песня"), которую написал Кит Кэрредайн, очень хороша, как и ее автор и исполнитель в то время! 

Сюжет фильма незамысловат: идет предвыборная кампания, и кандидат в президенты от малоизвестной партии приезжает в  столицу американской народной музыки город Нэшвилл, где в это время проходит музыкальный фестиваль. Кандидат встречается с воротилами шоу-бизнеса и звездами кантри-музыки и  пытается заручиться их поддержкой. Звезды тщеславны, инфантильны и погружены в собственные, по большей части мифические, проблемы. Воротилы всячески отнекиваются от совместных предвыборных мероприятий, но потом все же соглашаются. Молодые девушки пытаются пробиться на большую сцену фестиваля любыми способами, но попадают всего лишь на предвыборный концерт. Добропорядочные жены поют в церковном хоре и одновременно страдают от деспотизма недалеких богатеньких мужей, при этом ловко заметают следы, договариваясь о свидании с любовниками - приезжими певцами... et cetera, et cetera. В финале режиссер собирает всех героев на одной сцене, и по законам жанра свершается трагедия: фанатик стреляет в популярную певицу, которую уносят за кулисы. Зрители, тем не менее, не расходятся и на фоне огромного американского флага поют песню "It don't worry me": пускай говорят, что я несвободен, меня это не волнует...

В фильме всего  24 героя, но главных нет. И хотя этот прием считался  новаторским в кинематографе того времени, для меня он стал ощутимым минусом картины, так как проблемы взаимоотношений персонажей раскрыты слабо и  схематично.  

Тем не менее, 'Нэшвилл' входит в Национальный Реестр Фильмов США, в который  ежегодно вносится двадцать пять фильмов, имеющих наибольшее культурное, историческое или эстетическое значение. Но тут уж, как говорил  Салтыков-Щедрин: одному нравится арбуз, другому - свиной хрящик!

И, наконец, два последних  номинанта.

Фильм Стенли Кубрика  об авантюристе Редмонде Барри, который стремится во что бы то ни стало проникнуть в высшее общество, получил четыре награды и был признан эталоном так называемого костюмного кино.

"Барри Линдон" - это вольный пересказ романа английского классика Уильяма Теккерея о простом  деревенском парне Реймонде Барри,  который становится дворянином Барри Линдоном. Но режиссер уходит от авантюрного жанра и превращает историю человека,  который, легко меняя убеждения, устраивает свою жизнь,  в настоящую трагедию о том, что за все придется отвечать.

Хронометраж фильма 3 часа. Но  за все время просмотра я ни разу не поймала себя на мысли, что он затянут, настолько завораживает визуальный ряд, музыкальное сопровождение и замысловатая драматургия! Недаром, ох недаром  операторская работа, а также декорации, костюмы и музыкальная адаптация получили   своего Оскара. 

Действие картины происходит в XVIII веке. И Кубрик рисует  это время с документальной точностью, при этом полностью отказываясь от павильонных съемок, предпочитая только в подлинные локации: парки и поместья  Ирландии, Шотландии и Англии и тогдашней ФРГ.

Вместе с оператором Джоном Олкоттом (именно его заслуги были оценены «Оскаром») Кубрик по максимуму отказался от осветительных приборов в пользу естественного света. И поэтому многие интерьерные сцены снимались специальной оптикой лишь в свете свечей. 

Кадры "Барри Линдона" как ожившие картины Гейнсборо, Хогарта, Конст:)... По этому поводу даже ходили слухи, что вся одежда персонажей подлинная. На самом деле, художник Милена Канонеро использовала лишь несколько реальных исторических костюмов, приобретенных на аукционе, а большинство нарядов было сшито специально, и на это ушло около двух лет! 

Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение фильма, также получившее Оскар. Будучи большим знатоком музыки, Кубрик не стал привлекать композиторов, и сам выбрал произведения, характеризующие эпоху и главную тему фильма. Отсюда Бах и Моцарт, Вивальди и Паизиелло, ну и конечно, Гендель, чья "Сарабанда" стала лейтмотивом картины.

Сегодня фильм считается шедевром и вершиной творчества Кубрика, но в свое время многим зрителям и критикам он показался скучным. 

И последняя картина из номинации Лучший фильм-1976. Это драма  Сидни Люмета "Собачий полдень",  основанная на реальных событиях, произошедших  в Бруклине. Фильм получил 6 номинаций и лишь одну награду, которая досталась Фрэнку Пирсону за  сценарий.

Сюжет.  Жаркий летний день. Трое парней решают ограбить банк, но с самого начала все идет не так. Сначала один из них убегает, осознав, что не сможет стать соучастником преступления. После выясняется, что накануне все деньги были сданы,  в банке  одна мелочь, и грабители берут в заложники всех сотрудников. Очень скоро о готовящемся преступлении узнает полиция, ФБР, пресса, и ограбление превращается  в настоящее шоу. В качестве публики - толпа зевак, которая требует все новых зрелищ, и их получает, когда для вразумления главаря Сонни на сцену выводят его мать, жену, а потом и любовника, ради которого, собственно, и замышляется грабеж (ему нужны деньги на операцию по смене пола)...

Главные роли  друзей-преступников блистательно исполняют Аль Пачино (Сонни) и   Джон Казале (Сэл). Кстати, актеры дружат и в жизни.

От Аль Пачино просто глаз не отвести, такой класс мастерства и виртуозного внутреннего перевоплощения он показывает! Его герой не вызывает презрения или жалости, ему сочувствуешь  и понимаешь... Под стать другу и Казале: немногословно, практически на одних крупных планах он  безукоризненно играет  психически неустойчивого и неуверенного в себе человека.

Как по мне, по силе игры Аль Пачино ничуть не уступает Джеку Николсону. И очень жаль, что  в Америке он не получил ни «Оскар», ни «Золотой глобус». Зато  спасибо Европе: за роль Сонни актер удостоен  премии Британской киноакадемии и награжден главным призом фестиваля в Сан-Себастьяне.

Забавная деталь из истории съемок. Как водится в кинематографе, дикую жару снимали в очень холодную погоду. И статисты были вынуждены сосать кубики льда, чтобы из рта не шел пар! Я, кстати, обратила внимание, что артисты в кадре странно потеют: лицо все мокрое, а рубашки подмышками и на спине сухие. Правда, потом прочитала, что потение))) было тонким режиссерским приемом: грабители, берущие банк, покрываются потом лишь когда нервничают. А настоящее значение высокой температуры выяснится в конце фильма: пот, вызванный бруклинской жарой и никудышными нервами, сменится прохладной испариной на лбу трупа. Жара действительно убивает, но как здорово!

Ну и еще один подзабытый факт. Лучшим иностранным фильмом на Оскаре-76 стал советский «Дерсу Узала» по одноименной книге Владимира Арсеньева об искренней дружбе русского исследователя тайги и ее коренного жителя. Режиссер Акира Куросава, в главных ролях Юрий Соломин и Максим Мунзук. Музыка Исаака Шварца.

Фильм красивый, но очень грустный! И когда в финале Дерсу погибает, такая печаль берет!

Ну и пыс-пыс, как говорила горгона Надюха. А может, нам разыграть такую же игру, только с советскими и российскими фильмами?

Подпишитесь на наш
Блоги

ОСКАР 1976. Продолжение

16:25, 23 января 2018

Автор: grafinyaju

Комменты 16

M

Спасибо, всегда интересно узнать чье-то мнение. Что касается Челюстей - не забывайте. что 40 лет назад этот фильм был прорывом. Сейчас этого уже не ощутить, все уже повторено миллион раз и стало почти штампом. Пачино за все роли заслуживает Оскара, но все-таки Николсон победил заслуженно в этом году.

Аватар

Да, если б можно было поделить Оскар за мужскую роль, то дала бы его и Пачино, и Николсону. И спасибо за обзор )

Аватар

Спасибо, заинтересовал собачий полдень

S

Только недавно смотрела Дерсу Узала. Случайно переключала каналы и остановилась на Соломине, и .... не смогла переключить. Раньше еще в детстве смотрела. Хороший фильм!

Аватар

Трудно отдать голос, когда два из пяти фильмов просмотрены. Но Дерсу Узала помню как сейчас. Прекрасное кино. Жаль вы обошлись лишь парой предложений... Наверное Кубрика посмотрю из этой подборки. По фото и по вашему описанию понятно, что кино стоящее.

Подождите...