Есть особенная категория фильмов, которые оставляют свой след не только в зрительских сердцах, но и в массовой культуре. Эти шедевры хочется разбирать на детали, кадры, цитаты. И они всегда создают уникальное настроение, которое преследует тебя некоторое время после просмотра. Именно о таких фильмах и будет моя новая рубрика. Это не рецензия в ее изначальном смысле - скорее, ряд ассоциаций, отсылок и пара способов сделать жизнь немного похожей на кино:)
Есть ли более подходящий фильм для старта, чем "Амели"? Трудно поверить, но в наступающем 2018 году ему исполняется 17 лет - целая юная жизнь! Я скептично отношусь к французским фильмам, "Амели" - тоже не самый любимый, но невозможно не признать, что у него есть своя аура (отчасти, нечто похожее можно уловить в "Долгой Помолвке", "Науке Сна", "Париж, я люблю тебя" и "Черная кошка, белый кот"). Cамое сладкое: в "Амели" невероятно много деталей, подобранных тщательно и нестандартно. О них мы и поговорим!
Первое, что замечаешь, когда смотришь этот фильм - активная цветовая гамма: серый и желтый фильтр подчеркивают настроение героини, а красные и зеленые вещи, окружающие ее, служат театральным фоном для необычных событий.
Похожая гамма была в фильме "Пенелопа":)
Любопытно, что эти два цвета очень хорошо раскрывают характер Амели: агрессивный красный показывает ее порывистость, активность, обостренное чувство справедливости, а спокойный зеленый - мягкость, нежность, натуральность. Конечно, носить сочетание этих цветов рискнет далеко не каждая, но, если подобрать оттенки одинаковой интенсивности - может получиться оригинальный образ. Вообще, весь стиль главной героини считается образцово-французским: каре, удобная обувь, свободные силуэты, предельная естественность и немного самоиронии.
В фильме неоднократно появляется тема живописи - Амели ассоциирует себя с безымянной девушкой с картины Ренуара "Завтрак гребцов", которая сидит и наблюдает за кем-то... Героиня фильма пытается анализировать картину, применяя старый способ: она внимательно смотрит на изображение и рассказывает как представляет историю каждого на картине. Кстати, подобный метод распространен у профессионалов, потому, что он учит замечать мельчайшие детали. Изучать живопись и скрытые в ней послания, ничуть не менее интересно, чем читать детектив!
Но все-таки, гораздо больше на экране мы видим отсылок к картинам другого художника - Михаэля Сова.
Михаэль прославился своими ироничными картинами, где животные ведут себя как люди, а люди являются карикатурными персонажами. После выхода "Амели" о художнике узнал и массовый зритель. Узнаете некоторых персонажей?))) Гном и крокодил тоже были в фильме, в эпизодах.
Еще одним вдохновителем для режиссера фильма был Juarez Machado, чья экстравагантная, эротичная живопись подсказала цветовые и декоративные решения для "Амели". По сути, если смешать живопись Сова и Мачадо - мы получим полную визуальную концепцию фильма. Кстати, работами Хуареса оформлена парфюмерная линия Eisenberg:)
Амели - внимательная девушка и постоянно находит интересные вещи. Первой такой находкой становится чужой "секретик" (в английской традиции подобные штуки иногда называют shadow box), хозяина которого девушка находит, путем немалых усилий. Согласитесь, отличная тема - иногда делать такие "капсулы времени", например, с любимыми игрушками и памятными вещами!
Иногда "секретики" оформляют в рамки и они служат украшением комнаты.
Другая находка Амели - это альбом с неудачными фотографиями из автоматов для моментальных снимков. Девушку буквально завораживает эта коллекция и она решает присвоить себе альбом. Ох, как я ее понимаю! Я сама коллекционирую странные фотографии - и чем они старше, тем лучше). В антикварных магазинах и на блошиных рынках-вернисажах всегда есть торговцы этим добром. Один из преподавателей на моей работе собирает открытки со смешными надписями, которые люди отправляли открытым письмом. Это интересное и увлекательное хобби и коллекция, которая почти не занимает места.
С фотографиями связана и другая проказа Амели: чтобы расшевелить своего отца, погрязшего в меланхолии, девушка крадет его любимого садового гнома и просит знакомую стюардессу фотографировать гнома в разных уголках Земли. Получившиеся снимки Амели подбрасывает папе и тот оживает, желая разгадать эту тайну. Между тем, историю про гнома Жан Пьер Жёне не придумал - в середине 90-х годов флешмоб с кражей гнома и последующими открытками "от него" устроили в Англии)))).
Многие заядлые туристы, кстати, подхватили эту идею и тоже фотографируют какую-либо игрушку на фоне разных достопримечательностей. В инстаграме есть несколько забавных страниц в таком стиле.
Что-то мне подсказывает, что и популярность садовых гномов возросла после успеха фильма)))
Нельзя не упомянуть чудесную музыку, которую до сих пор миксуют и используют на все лады. Последний пример - оригинальную мелодию Yann Tiersen - "Comptine d'un autre été" использовал в своем треке Jasper Forks - "J'aime Le Diable". А уж заглавную музыкальную тему («La Valse d’Amelie») использовали сотни раз - в передачах про Париж она идет по умолчанию)))
Особенно приятно то, что "Амели" и еще несколько вышедших в двухтысячные годы картин и книг стали залогом "зеленого света" для уличных музыкантов по всему миру. В Англии похожий эффект был после выхода книги и фильма "Уличный кот по имени Боб" - где главный герой - как раз уличный музыкант. В Москве с этого года значительно прибавилось музыкантов на улицах и в метро - у нас стартовал чудесный проект "Музыка в метро", иногда даже знаменитые исполнители спускаются в подземку и бесплатно дарят свое искусство людям. Кстати, одна из самых любимых мелодий, которую часто можно услышать у уличных исполнителей... как раз «La Valse d’Amelie»!
"Амели" продолжает вдохновлять не только музыкантов: художники, оформители витрин и кафе, стилисты - этот фильм проник во все сферы жизни. Кафе "Две мельницы", где работала героиня Амели и секс-шоп, где подрабатывал главный герой буквально озолотились после выхода фильма.
Некоторое время назад на Бродвее поставили красочный мюзикл по мотивам фильма. Отзывы критиков были неоднозначны, но абсолютно все хвалили сценические декорации, во многом сохранившие дух фильма!
Очень здорово, что исполнительница главной роли - актриса Одри Тоту смогла построить успешную карьеру, без бесконечной эксплуатации образа своей знаменитой героини. Одри сейчас 41 год (а ее экранному возлюбленному "Нино" - Матье Кассовицу уже 50!), она красива, успешна, у нее часто выходят замечательные фильмы и она не стала заложницей одной роли, что ей многие предсказывали. Однако, образ Амели Пуллен навсегда вошел в историю кинематографа и очень полюбился зрителям по всему миру. Мне кажется, что секрет успеха в том, что многие взрослые скучают по ощущению волшебства, которое исчезает, когда мы становимся старше. А "Амели" учит как раз детскому взгляду на мир, это настоящий гимн мелочам, которые и составляют нашу жизнь. Если посмотреть трезво - Амели - это одинокая официантка с психическими проблемами, периодически нарушающая закон и лезущая в жизнь окружающих. Но кому нужен этот трезвый взгляд, когда играет аккордеон, ты влюблена и хочешь видеть в окружающем мире хоть каплю чуда? Позволю себе процитировать другой прекрасный фильм: "Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа..."
Напоследок, хочу поделиться замечательной короткометражкой он Жана Пьера Жёне. Фильм "Пустяки" о том, что сам режиссер любит и ненавидит (именно с подобных описаний героев начинается "Амели").
♥Всем волшебной недели!♥
Настроение: Амели
13:53, 11 декабря 2017
Автор: starwatcher
Комменты 62
мой любимый фильм!
Чудесный пост!
Любимый фильм который дарит настроение. Люблю пересматривать момент когда Амели ложечкой сахарную корку. Балдею, вобщем, как и от всего фильма))
Не люблю этот фильм, не могу его смотреть без щемящей боли в сердце, потому что никогда не была и уже не стану такой, как Амели.
Прекрасный пост! Очень атмосферно))