Есть фильмы, которые напоминают мне жестяные коробки. Когда-то в них лежало печенье или конфеты, а потом они превратились в шкатулки для хранения всякой всячины – ненужной, но милой сердцу. При одном только виде такой банки, на тебя накатывает ностальгия, и неважно, что содержимое, весь этот драгоценный хлам, принадлежит совсем чужому человеку. 

Такая ассоциация пришла мне на ум, когда я начала просмотр фильма Maudie (2016).

Я вообще неравнодушна к фильмам, в которых запечатлена ретро-атмосфера 30-60х годов. Я словно заглядываю в эту коробку воспоминаний. Что-то подобное я уже испытывала при просмотре замечательного мини-сериала “Милдред Пирс” с Кейт Уинслет в главной роли.

Фильм “Моди” открывается кадрами, которые сразу настраивают зрителя на то, что перед ним развернётся какая-то непростая история. Болезненно скрюченными пальцами женщина водит по стене кистью с краской. Короткая сцена нарушает хронологию, так как она забегает вперёд. Далее мы узнаем подробнее, кто эта женщина и почему она рисует, превознемогая боль. Женщину по имени Моди исполняет удивительная актриса Салли Хокинс. Совсем недавно, я писала о её деликатной игре в очередной сказке Гильермо дель Торо “Форма воды”. Если вы не слышали имя этой актрисы, запомните его, так как вне сомнений она будет одной из главных претенденток на Оскар. 

Но до того, как случится Оскар и повлечёт за собой волну массового признания, позвольте мне напомнить, что в Голливуде есть уникальная категория «тихих» талантов. Если они женского рода, то очень часто от софитов и приедающегося появления на глянцевых обложках их спасает нестандартная внешность. Я никогда бы не назвала Салли Хокинс некрасивой. Стоит посмотреть на неё в «Жасмин» и в «Не отпускай меня», чтобы понять, насколько она миловидна и какие красивые у неё глаза.

Просто у Салли есть одна отличительная черта – чтобы сыграть героиню с какими-то психическими или физическими особенностями, ей не нужно проходить через ритуалы кардинального изменения внешности. Вот взять хотя бы Шарлиз Терон, Блейк Лайвли, Николь Кидман. Ещё до того, как мы успеем оценить непосредственно их талант вживания в образ, средства массовой информации уже приковывают наше внимание к их жертвоприношению для съёмочного процесса – набор веса, накладные носы, уродующие дорогостоящие творения хирургов, неряшливые парики, мешковатая одежда и т.п. А вот Салли Хокинс не создаёт дополнительных инфоподов, и, как следствие, она неинтересна журналистам. 

Но она не может быть неинтересна зрителю. В фильме «Моди» она исполняет роль реальной женщины, канадки Мод Льюис (1903-1970), которая, несмотря на свой недуг, оставила очень яркий отпечаток – свои рисунки. 

С раннего возраста Моди страдала ревматоидным артритом. Сначала внешние проявления этого заболевания были несерьёзными. Зритель знакомится с героиней, когда ей уже было около 30 лет. Она была немного сутула и худощава. В основном болезнь сказывалась на её походке – она прихрамывала и волочила ногу. В фильме сочувствие к Моди вызывает не столько её физические слабости, сколько отношение к ней её ближайших родственников. После смерти родителей её брат решает продать родительский дом и перекинуть груз ответственности за сестру на плечи их тёти, у которой доброта и ласка в дефиците. Девушка решает сама стать хозяйкой своей жизни. Она откликается на объявление торговца рыбой, он ищет помощницу по хозяйству. Так в её жизни появляются Эверетт Льюис и его миниатюрный дом размером с однокомнатную квартиру, который стал милее тёткиного просторного особняка. 

В биографии Мод Льюис нет детального описания её отношений с Эвереттом и особенностей жизни с ним. Создатели фильма (Айлинг Уолш и Шери Уайт) заполняют этот пробел, не жалея сердец зрителей. Благодаря первоклассной игре Итана Хоука (ещё один «тихий» талант), очень легко возненавидеть Эверетта Льюиса за его топорность, жёсткость и мрачность.

Он шугает Моди, постоянно критикует её за попытки привнести жизнь в убогое жилище, затыкает ей рот, даже пытается несколько раз вышвырнуть её на улицу. Снести подобные выходки женщине помогает найденная в доме банка яркой бирюзовой краски и кисточка.

Сначала она начинает рисовать деревья, птиц и бабочек на стенах, потом находит ненужную фанеру и превращает её в холст. Удивительно, как серость её будней, ограниченность жилого пространства и бессердечность Эверетта трансформируются в яркие, солнечные и по-детски наивные рисунки. 

В скором времени, вопреки антитезам романтики, Эверетт и Моди становятся мужем и женой. Оба понимают, что они очень разные, но нужны друг другу. Интересно наблюдать, как Моди всё же удаётся сглаживать острые углы в поведении мужа. Сначала он скептически относился к её увлечению и высмеивал фигурки зверей, которых она рисовала. Однако слава о маленькой женщине, живущей в скромном домике на пыльной дороге в канадской провинции Новая Шотландия, быстро распространилась по стране и за её пределами. После того, как президент Никсон заказал у неё 2 картины для Белого Дома, к ней начали стекаться репортёры и желающие купить открытки с её рисунками.

Еле вмещающий своих хозяев дом превратился в лавку. У дороги поставили знак, что здесь продаются картины Моди, а маленькие окна заставили образцами её художеств.

Смотреть этот фильм сложно, потому что в нём достоверно передана контрастирующая  с физическим недугом героини грубость тех, кто здоровее и сильнее её. Но, с другой стороны, в фильме есть лёгкость, потому что Моди превратила жестокость и несправедливость внешнего мира в ясное небо, в ярко-зелёную траву, в тюльпаны, в весёлых коров и забавных кошек. 

Несмотря на то, что занятие Моди облегчило в значительной степени нищенское существование пары, они так и не смогли переехать в более просторный дом. Скромные условия были спрятаны под многочисленными рисунками, которые украсили не только стены, но и мебель. 

Моди умерла в 1970 году в возрасте 67 лет. Её муж Эверет скончался 9 годами позднее от ранения, которое он получил от грабителя, пробравшегося в их скромный домик.

В 1984 году полуразвалившееся жильё Льюис было выкуплено муниципалитетом Новой Шотландии, отреставрировано и перевезено в Художественную Галерею в Галифаксе, где находится постоянная экспозиция работ Мод Льюис.

Кому я бы порекомендовала смотреть фильм Maudie? Всем тем, кто не сторонится глубокой эмоциональной вовлечённости, кто не стесняется закончить просмотр фильма с припухшими от слёз глазами. За все эти переживания вы будете награждены мощной актёрской игрой, а точнее – вживанием в персонажа. Слово «игра» здесь неуместно. Позвольте мне шепнуть вам на ушко, что Салли Хокинс именно в этом фильме, а не в «Форме воды», выдала всю свою актёрскую мощь. И если вдруг она окажется на сцене с золотой статуэткой, я не просто искренне порадуюсь за неё, но и сразу пойму, что члены академии косвенно выражают ей свою признательность за роль в «Моди». 

         

Подпишитесь на наш
Блоги

Об одном хорошем фильме или как Салли Хокинс снова удивила меня

16:30, 6 декабря 2017

Автор: mar_adentro

Комменты 38

Аватар

Первый раз увидела ее в "Happy-Go-Lucky", она удивительная...Обожаю такие "тихие таланты", спасибо за прекрасную рецензию - Вам надо это делать за деньги:))

Аватар

Уже остыла к этой эпохи). Фильм поставлю в очередь - но почему то уверена, что ваша рецензия лучше фильма)))) так иногда бывает, что хорошая рецензия (текст) несут больше, чем Сам продукт (книга, фильм, спектакль и т д)

R

Замечательный пост, спасибо! Мне очень нравится Салли Хокинс, она особенно хороша в Happy Go Lucky. В ней есть какая-то ненавязчивая притягательность и она безусловно талантлива.

Аватар

Заинтересовал фильм, посмотрю. Посмотрела после одного из ваших постов «Я - это любовь» и мне он очень понравился.

Аватар

Очень интересно, как раз, как я люблю:) Видно, она сильная женщина, раз продолжила, не смотря на мужа, со стержнем такая. Да и вообще притереться, может даже, изменить немного взрослого человека. Вода камень точит:) А "Форму воды" можно посмотреть где-нибудь (помимо торрентов) , еще месяц до премьеры в РФ.

Подождите...