Я обещала сделать такой пост, когда мы в каком-то кинопосте обсуждали наше кино тех лет. Я ни в коем случае не киновед и не кинокритик, просто люблю наше кино и мне обидно, что для многих лихие 90-е ассоциируются с киношлаком про бандитов и шлюх. Потому что в нашем кино, как и в голливудском, всегда среди вороха нелепых неурядиц можно найти интересные и стоящие фильмы. И "святые" 90-е в этом плане не исключение.

Но сначала немного о шлаке, куда ж без него. 1990-е стали расцветом "творчества" режиссера Анатолия Эйрамджана, предвестника нашего современника Сарика Адреасяна. Вот за эти все ужасные стыдные кооперативные снятые на коленке за 3 копейки фильмы с голой Татьяной Васильевой и хохохо роковым мужчиной Ширвиндтом надо сказать спасибо этому режиссеру, который в те годы наклепал кучу дешевой пошлятины со знаменитыми и иногда даже хорошими! актерами в главных ролях. Время было тяжелое, актерам надо было зарабатывать, поэтому не берусь никого осуждать, но для многих 90-е в первую очередь связаны вот с этими "Бабниками" и "Импотентами", которых хочется забыть и развидеть. А я расскажу о фильмах, которые хоть и несут флер того времени, но все равно по-своему могут быть интересны. Мой пост вряд ли вместит все хорошие фильмы, потому что я упомяну в основном те, которые смотрела. Новых режиссерских имен в нем, кстати, не будет - все герои поста творят и сейчас с переменным успехом, просто в 90-е у них был, наверное, расцвет творческой энергии.

Начнем с Валерия Тодоровского, который дебютировал в кино как режиссер ровно в 1990-м году фильмом "Катафалк", который я не смотрела. В 1991 году он снял замечательный фильм "Любовь", где снимались в том числе Евгений Миронов и Дмитрий Марьянов. Они разыгрывают две непохожие друг на друга истории отношений молодых людей, одна из которых легкомысленная, а вторая даже и трагическая. Причем если для Миронова эта роль стала первой по-настоящему звездной работой (хотя и не была дебютом в кино), то для Марьянова она, к сожалению, так и осталась одной из самых интересных в фильмографии.

При этом я не могу сказать, что этот фильм очень депрессивный, хотя есть несколько не очень веселых моментов, но он все равно пронизан духом молодости и влюбленности, который уравновешивает поднимающиеся невеселые темы. Потом это станет фирменным стилем Тодоровского.

Стартовав так удачно с фильмом "Любовь", Тодровский в 90-е снял еще две замечательные картины. Это "Подмосковные вечера" 1994 года и, конечно, "Страна глухих" 1998-го. Начиная с "Любви", в 90-е я ходила в кино на все его фильмы, в 2000-е и далее уже как-то подостыла, хотя он пока еще не сдулся, просто больше выступает продюсером. "Подмосковные вечера" - современное переложение "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова, не самого веселого произведения. Тут на главную роль Тодоровский позвал одного из главных актеров кино 90-х - мы его еще встретим тут - Владимира Машкова, и для еще незабронзовевшего Машкова эта роль стала финальным закреплением своего статуса секс-символа нашего кино (в "Воре" через несколько лет он его только оправдает в очередной раз), но как раз в этом фильме он и должен быть таким, потому что из-за такого мужчины хладнокровная и спокойная героиня Ингеборги Дапкунайте  (после первых "Утомленных солнцем" она тогда как раз окончательно вышла на первый план)  действительно могла потерять голову. А еще в этом фильме есть блестящая Алиса Фрейндлих, которая по-настоящему отрывается, играя своего не самого приятного персонажа.

Про "Страну глухих" много писать не буду - это как раз очень известный фильм Тодоровского и там есть все эти приметы 90-х - береты на девушках, бандиты, казино и кабаки. Хаматова там действительно полностью меркнет на фоне яркой Дины Корзун и колоритного Максима Суханова, не зря она была недовольна этой работой. Но фильм не становится от этого хуже, хотя я не люблю, когда в кино сюжет связан с бандитами так плотно. Но в 90-е от этого, увы, было практически не уйти, они так или иначе присутствуют в большинстве фильмов.

Дальше я не могу не упомянуть дебютный фильм Сергея Урсуляка "Русский регтайм" 1993 года. Да, это тот самый Урсуляк, который подарил нам "Ликвидацию". Тогда он только-только перешел окончательно от актерской карьеры в "Сатириконе" в полнометражное кино и дебютировал пронзительным ностальгическим фильмом о человеке, который не может себе простить глупую ошибку, совершенную в юности. Фильм кому-то может показаться антисоветским, потому что главный герой мечтает уехать из СССР в Америку, да и бандит там тоже есть. Но для меня в этом фильме на первом плане стоит тема молодости и дружбы.

Главную роль Урсуляк отдал Николаю Добрынину, который блистал тогда в виктюковских "Служанках", а двоих друзей играют молодые Дмитрий Марьянов и Виктор Бакин. Я была на премьерном показе фильма в Киноцентре, где на сцене были все актеры, это была очень душевная встреча. Урсуляк очень гордился тем, что заполучил в свою дебютную картину композитора Микаэла Таривердиева и гордился не зря, музыка в фильме просто прекрасна и сопровождает самые сентиментальные сцены. Потом эта непошлая сентиментальность станет фирменным стилем Урсуляка. В 90-е он снял еще два интересных фильма "Летние люди" по пьесе Горького Дачники в 1995 году, который критика встретила прохладно, а я люблю пересматривать иногда, т.к. мне в принципе нравится такое кино - немного напоминает "Неоконченную пьесу для механического пианино" Михалкова.

И "Сочинение ко Дню Победы" 1998 года, где два ветерана Великой Отечественной войны помогают своему другу выпутаться из неприятной истории, связанной опять с бандитами (куда ж без них!). Но несмотря на этих бандитов, фильм все равно очень душевный, потому что Урсуляк умеет работать с актерами (а какие там актеры - Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов и Олег Ефремов!!!!) и очень бережно относится к темам, о которых говорит без показного ура-патриотизма и тому подобного. И поэтому с ним работают и работали актеры такого ранга, а Владимир Машков и Сергей Маковецкий, которые тогда уже были настоящими звездами, играют второстепенные роли.

В 90-е в пору творческого расцвета вошел Владимир Хотиненко (дада, "Демоны революции" недавний - его творение). В 1992 году он снял фильм "Патриотическая комедия" - забавную сказку, разыгранную где-то на просторах России 90-х. Да, чертовы бандиты в спортивных костюмах там тоже есть, ими командует как раз главный злодей, но они такие карикатурные там, что даже и не раздражают. Очень хороши в главных ролях Сергей Маковецкий и Алексей Серебряков, прекрасен молодой Сергей Виноградов (да, тоже звезда виктюковских "Служанок"), уморительна Лариса Гузеева, играющая, похоже, практически себя.

И очень на месте прямые цитаты и из Чехова, и из замечательного фильма "Неоконченная пьеса...". Я пересматривала фильм недавно- конечно, видно небольшой бюджет и смешные спецэффекты, но в фильме есть душа, пусть даже герой Маковецкого с его пассивностью и фатализмом отнюдь не предел мечтаний для нормальной женщины. И еще музыку написал Александр Пантыкин, который принимал участие в записи первых альбомов Наутилуса. Музыка там замечательная. В те же 90-е Хотиненко снял много интересных фильмов. Упомяну еще два - "Макаров" (1993) с тем же Маковецким, а также прекрасными Ириной Метлицкой и Еленой Майоровой в главных ролях.

Я этот фильм не очень люблю, но как высказывание на тему "тварь ли я дрожащая или право имею" он довольно интересный. И знаменитый фильм "Мусульманин" 1995 года - фильм очень тяжелый и какой-то безысходный, но его тема вообще не теряет своей актуальности сейчас, скорее, наоборот, кажется, что режиссер опередил время. Однако, рекомендовать его всем не буду, смотрится он непросто.

И в заключение упомяну еще один символ 90-х, но не режиссера. Это Олег Меньшиков. Когда я вижу его сейчас в этих его дебильных нарядах а-ля "престарелый....", я каждый раз вспоминаю, КАК я влюблена была в него в 90-е годы. Да, у нас в кино уже пришли Машков, Миронов и Маковецкий, еще снимались великие актеры советских времен, но Меньшиков стоял особняком. Он был настоящей суперзвездой - прекрасный, загадочный и непонятный. И несмотря на не самые правильные черты лица мне он казался настоящим красавцем. Как раз в 90-е он сыграл свои лучшие роли - "Дюба-Дюба" (1992), "Утомленные солнцем" (1994),  "Кавказский пленник" (1996), "Сибирский цирюльник" (1998) и "Восток-Запад" (1999) - это все фильмы 90-х. Они все тяжелые, даже клюквенный Цирюльник. Но от Меньшикова в них просто глаз не отвести.

Конечно, я 100% назвала не все значимые фильмы тех лет, а только те, которые мне запомнились, просто хотелось еще раз выступить в защиту нашего кинематографа, который умудрялся выдавать достойные картины даже в те ни разу не "святые" годы.

Подпишитесь на наш
Блоги

Интересное наше кино из 90-х

16:27, 12 ноября 2017

Автор: Misa

Комменты 209

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...