Михаил Михайлович Козаков, знаменитый актер и режиссер, моя давняя любовь. Даже удивительно, что я раньше ему пост не посвящала, но мне просто было даже неудобно - это такая глыба, а потом подумала - некоторым актерам тут посвящены сотни постов, а некоторым ни одного.  Вот Козакову пока ни одного поста посвящено не было, даже когда он умер. Хотелось бы это исправить.

Я не буду излагать его биографию и этапы творческого пути - это все за меня может сделать Википедия. Напишу просто немного про то, за какие роли и проекты я его люблю. Не все, конечно, все не влезут, но основные.

"Покровские ворота".

Фильм, который я могу смотреть с любого места и в любое время, и он никогда не надоедает, хотя знаешь его уже наизусть. Идеальный актерский ансамбль, где каждый его участник создает живой и яркий образ, не перетягивая одеяло на себя, а 20-летний Олег Меньшиков играет юность самого Козакова - легкого, ироничного и невероятно обаятельного молодого человека. А как Костик читает стихи! Прямо видно, что этому его учил сам режиссер.

Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

И в своих книгах, и в интервью Козаков неоднократно говорил, что он долгие годы мечтал снять "Покровские ворота", но ему никак не давали запуститься с этим фильмом. И ради этого ему пришлось несколько раз сыграть Феликса Эдмундовича Дзержинского, которого он играть не хотел по идейным соображениям. Однако сыграл и получил за это ряд государственных наград, в том числе и от КГБ, Говоря об этом, он постоянно оправдывается, хотя на Кинопоиске у тех фильмов довольно высокий рейтинг, а внешне Козаков действительно был очень похож на Железного Феликса.

Ну и главное на самом деле, что благодаря этим ролям мы в итоге получили этот шедевр про "высокие, высокие отношения!", поэтому лично я считаю это наступание на горло собственной песне абсолютно оправданным.

"Обыкновенная история"

Телевизионная версия знаменитого спектакля "Современника" по произведению Гончарова с Олегом Табаковым и Михаилом Козаковым в главных ролях. 2 с небольшим часа чистого удовольствия. Как нам повезло, что этот спектакль все-таки был отснят на пленку! Козаков с этим его циничным прищуром и неповторимым голосом и Табаков с его умением играть юношескую восторженность составили просто безупречный дуэт, пересматривать который я могу сколько угодно. Жалею, что Михалков в своего "Обломова" на роль Штольца взял не Козакова, а Богатырева. Мне кажется, Козаков - идеальный Штольц был бы.

"Безымянная звезда"

Еще одна режиссерская работа Козакова. Он вообще успешно состоялся как режиссер и очень придирчиво выбирал себе пьесы для экранизации, поэтому прямо вот провальных работ у него просто нет, есть очень хорошие, есть шедевры. "Звезда", на мой взгляд, получилась прекрасная. Актерские работы прекрасны все без исключения - Вертинская, молодой Костолевский (каждый раз плачу в конце фильма), превосходная Крючкова в роли мадемуазель Куку и, конечно, сам режиссер в роли циничного прожженого мерзавца, обладающего тем не менее настоящей харизмой хозяина жизни. Роль непростая, персонаж-то отрицательный и против него невозможно трогательный в этой роли Костолевский, но Козаков сделал его таким, что я при всем очаровании бедным учителем все равно смотрела на его героя с восхищением. Да, порочный и циничный, но ведь тоже хорош!

"Человек-амфибия"

О, да, Педро Зурита. Не первая роль молодого Козакова в кино - первая была тоже отрицательная в фильме знаменитого Михаила Ромма "Убийство на улице Данте", где молодой Козаков невозможно красив. После нее он и проснулся знаменитым и в интервью потом говорил, что даже тогда, будучи молодым, понимал, что это аванс, который придется отрабатывать. И отрабатывал его потом всю жизнь, так же как и роль Гамлета в спектакле у Охлопкова, которого он сыграл в 20 с небольшим лет.

А вот это - образец советского приключенческого кино по книге знаменитого фантаста Беляева - с юной Анастасией Вертинской и красавцем Владимиром Кореневым в главной роли. Все девушки Советского Союза влюбились в голубоглазого Ихтиандра, все мужчины - в русалку Вертинскую, а мне в детстве в душу запал злодей в шортиках Педро Зурита, который такой демонический и темпераментный злодей в противовес романтичному и тонкому Ихтиандру. Ну и настоящий красавчик там со взором горящим. Козаков потом много иронизировал над этой ролью, в том числе и над шортиками, в которых он там рассекает, но и признавался, что все на съемках были в юную Вертинскую влюблены. И он тоже. Без взаимности. Впрочем, богатая личная жизнь Козакова - это отдельная тема. Только официальных браков у него было 4, включая как положено странный брак с девицей много моложе уже на склоне лет. Он вообще был очень сложный и неоднозначный человек, но он постоянно стремился двигаться вперед и развиваться и постоянно мучился сомнениями, сожалениями, угрызениями совести. Это все видно по его автобиографии - ее не назовешь легким чтивом.

"Здравствуйте, я ваша тетя" и "Соломенная шляпка"

Комедийный дар Козакова в этих фильмах проявился в полной мере. Первый фильм - вообще шедевр и квартет Калягин - Джигарханян- Шкловский - Козаков - это то, ради чего его можно смотреть сто раз. И еще отдельно дворецкий Гафт. Я уверена, что про него как раз отдельно писать не надо, ну его все знают. А жеманный фрик с замашками лица нетрадиционной ориентации, которого Козаков воплотил в фильме "Соломенная шляпка" - это его личная актерская победа. Ну очень смешной персонаж получился, хотя сам фильм я и не особо люблю.

Стихи

В последние годы Козаков снимался в такой страшной ерунде, что просто даже и называть стыдно. На Кинопоиске в его фильмографии 2000-х годов есть фильмы, рейтинг которых не доходит даже до 2!!! Какая-нибудь "Любовь-морковь" на этом фоне так даже и приличный фильм. Но зато он был очень известен своими моноспектаклями. Наряду с Сергеем Юрским, Аллой Демидовой и Алисой Фрейндлих он был одним из самых известных актеров, читающих стихи. Я очень люблю пересматривать и переслушивать на Ютьюбе, как он читает того же Пушкина. Я уже про это говорила. Когда каждое слово встает на свое место и встает красиво. И я, опять же, очень рада, что после него остались эти записи, это его наследие, по которому его помнят и любят очень многие. А в заключение опять процитирую Ирину Павлову, которая, собственно, и напомнила мне о желании сделать пост о Козакове вот этой историей, изложенной в Фейсбуке к его дню рождения 14 октября. Я очень надеюсь, что Ирина не против того, чтобы я тащила сюда ее посты, ну они заслуживают более широкой аудитории, чем фейсбук. А копирайт я честно указала.

Михмих мне однажды читал стихи на пари, на заказ.
Несколько лет тому назад он выступал у меня на ММКФ, в Белом зале Дома кино, в день юбилея Арсения Тарковского читал его стихи, имел как всегда, громадный успех у публики, после которого просто так садиться в машину и ехать домой ему не хотелось. Ему хотелось общаться.
Мы сидели в кафе около Белого зала, болтали о том-о сем, и я спросила Михмиха, не боится ли он во время выступлений забыть часть стихотворения.
Он ответил: «Это невозможно! Это же мой хлеб!».
У него было хорошее настроение, ему хотелось рюмку коньяку.
Мне тоже хотелось, но Машей Чугуновой, которая и договаривалась о деталях этого выступления, я была строго-настрого предупреждена: ему нельзя ни капли. Не только по медицинским показаниям...
Но ему отказать было невозможно и его остановить было тоже невозможно.
И он взял нам по соточке.
«А хочешь - пари?» - спросил он меня своим волшебным, «старинным», богатым голосом.
Пари - это я всегда.
«Давай так: ты произносишь любую строчку любого стихотворения - он сделал паузу и добавил:
- Ну, приличных, я имею в виду!»
Видимо, он в этом смысле мне не вполне доверял.
- Вот ты произносишь первые слова, а я заканчиваю всё.
- Хочу! - я аж задохнулась от предвкушения, как я его сейчас «уем»!
- На что спорим?
- Нуууу... не знаю...
- Вот что. У меня с собой денег больше нет. Следующую сотку берешь ты, если проспоришь.
А если выиграешь, то тоже ты, а я тебе потом отдам.
- Ну Михмих... ну меня же убьют потом... - заныла я.
- Не бэ. Никто тебя не убьет. Поехали.
И началось!
Он влет подхватывал все, что бы я ни извлекала из глубин памяти.
Он всё - ну абсолютно всё помнил.
И очень быстро - прямо на глазах - пьянел. И от этого становился только азартнее.
Через минут 15 вокруг собралась толпа. Аплодировали. Он толпу не замечал: привык.
Я вообще ничего, кроме него и его голоса, замечать не могла...
Часа два продолжалось это фантастическое пиршество искусства.
Он сам и был - искусство. Настоящее. Большое. Сегодня такого уже не делают.
Я, разумеется, проигралась вдрызг. Соточка. Потом еще одна...
Потом он сказал: «Всё. Хватит. Пора и честь знать».
Встал, пошатнулся, укрепился на ногах и пошел. Я семенила рядом - провожала.
Он был красив необыкновенно. Прям. Горд.
На прощанье сказал: «Поняла?»
Я кивнула.
Он, уже через плечо, садясь в машину, бросил: «Авось, еще увидимся».
И больше я его живым не видела.
А его голос - волшебный, бархатный, не сегодняшний, продолжает звучать.
Уже без него.

Подпишитесь на наш
Блоги

Признание в любви к Михаилу Козакову

21:38, 22 октября 2017

Автор: Misa

Комменты 115

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

M

Прямо слезы потекли на последней истории. Представила себе этого , раненого возрастом , тигра. Те же любимые роли, те же предпочтения- море удовольствия. Спектакль пересмотрю, напомнили, спасибо.

Подождите...