Вообще премьера фильма в Норвегии была еще аж 13 октября. И вот спустя неделю мы с мужем таки нашли время, чтобы оценить сие творчество. И нас таких в зале было ровно 8 человек. Если честно, то впечатление очень противоречивое, и в нашей семье из двух человек было два кардинально разных мнения при выходе из кинотеатра. 

Конечно, идя на фильм, основанный на книге, есть почти стопроцентная вероятность в сравнении, что книга выиграет. Но с того времени, когда я что-то прочитала у Ю Несбё, прошло уже несколько лет. Пара детективов + тот же распиаренный "Снеговик" меня не впечатлили настолько, чтобы возникло желание время от времени перечитывать. Да простят меня фанаты Харри Холе, но кроме узнаваемого антуража в виде норвежских реалий и географии, мне ничего не понравилось. Не зацепило.

Вышедший энное количество лет назад фильм "Охотники за головами" на основе книги Несбё все-таки понравился, но даже Николай Костер-Валдау и Аксель Хенни в главных ролях не вызвали острого желания тут же бежать в книжный и скупать все подряд написанное этим автором. В то время в Норвегии уже гремели фильмы из серии Varg Veum, снятые по серии детективных романов Гуннара Столесенса (Gunnar Staalesens). Фильмы отличались зрелищностью, трудной судьбой главного героя и наличием Лене Нистрём, бывшей вокалистки поп-группы Aqua, в одной из ролей. 

Так что идя на "Снеговика" я не ждала ничего. От слова совсем. Это был скорее акт пожертвования личным временем и некий реверанс в сторону имен известных актеров. Ну и некая солидарность с норвежцами, которые гордятся тем, что становится известным за пределами их страны. В принципе, их можно понять. Страна маленькая, населения - кот наплакал, почти все сознательное время становления страны провели под "опекой" то Дании, то Швеции, так что хоть что-то, что привлекло хоть какое-то внимание к скромной персоне государства, уже считается поводом для гордости. Так, например, в учебниках по норвежскому для иностранцев есть глава, что же считается "типично норвежским" в глазах, как местного населения, так и "понаехавших; в праздных разговорах "за жизнь" очень приветствуется упоминание чего-нибудь такого, что поднимает национальную гордость (от цвета семги и плюсов системы образования до звезд "блэк-металла", которые как-то даже не в андеграунде, а их концерты легко так транслируются по национальному каналу NRK, эквиваленту российскому Первому, а интервью с ними красуются в газетах государственного масштаба, а все потому что - звезды). 

К чему я все это веду. К тому, что и изначально ясно, что фильм хоть и в норвежских декорациях, но не норвежский. Это американский фильм о Норвегии. И именно это мешало мне смотреть. Как будто кололо в глаза. Причем если бы я продолжала жить в России, то практически уверена, что и Фассбендер, и Вэл Килмер, и Шарлотта Генсбург смотрелись бы очень даже натурально в норвежских реалиях. Но видимо что-то со мной неправильное. Это было на том же уровне, когда что-то свербит при взгляде на Арнольда Шварценеггера в роли русского милиционера "Красной жаре" или Карла Урбана в роли русского спецагента в "Борне", или Дэниэла Крейга в роли шведского журналиста в"Девушке с татуировкой дракона"... Вот и тут когнитивный диссонанс сделал свое черное дело. Не знаю даже почему. Ведь в даже в моем городе каждый пятый на поверку оказывается далеко не этническим норвежцем, а англичанином, французом, курдом, испанцем, поляком, сомалийцем или пакистанцем. А уж про Осло и говорить нечего - населения с гулькин нос, но своя мультикультурная атмосфера. 

Нет, сам Фассбендер, конечно же, не был чем-то чужеродным по роли. Я не являюсь его большой поклонницей, но считаю его неплохим актером. Вот и в фильме у него помятая физиономия, несвежая одежда и больные глаза. Он ловко передвигается из кадра в кадр и, кажется, успевает все на свете: и поваляться на снегу, и порефлексировать на тему своей ущербности, и с ловкостью домушника вскрыть чужие тумбочки, и спасти жизнь Ракель и Олега. В общем, уверена, что моментально нашлись бы сердобольные дамы, готовые пригреть на своей груди это чудо средней пожеванности без лишних претензий и вопросов. 

Ребекка Фергюсон в роли Катрины Братт мне очень даже понравилась. Я не видела ее прежних ролей, как-то прошли мимо меня, но судя по фильмографии, актриса она сейчас популярная. Так что в "Снеговике" Ребекка была вполне органична, не переигрывала, играла видимо то, что вложил в образ режиссер. 

Что же касается остальных актеров, то на самом деле это была какая-то нездоровая концентрация довольно узнаваемых людей для такого фильма. Или была какая-то изначальная задумка сделать фильм супер-хитом? В некоторых даже самых незначительных ролях на пару минут эфирного времени и то светилось какое-нибудь знакомое лицо. Шарлотта Генсбург в роли Ракель особо не впечатлила. А вот Давид Денсик, знакомый мне по сериалу "Борджиа" и шведскому сериалу "Миллениум" ("Девушка с татуировкой дракона"), в роли Идара Ветлисона и Дж.К.Симмонс в роли Арве Стёпа понравились. Очень долго вспоминала, где я видела актрису Софию Хелин, которая сыграла мать маньяка. Не сразу, но вспомнила - в шведском сериале о средневековье "Арн", где она играла главную героиню, и играла очень хорошо. Правда я его и смотрела уже лет 7 назад, потому ответ не сразу нашелся. Еще понравился Джеймс Д'Арси, знакомый по "Облачному атласу". У него была небольшая роль, но внутренняя трагедия персонажа раскрылась. Так что в принципе к актерскому ансамблю претензий как бы нет.

Отдельно стоит фигура Вэла Килмера. Если честно, то даже делая скидку на грим, выглядит он как-то уже не очень. Не торт. Если быть честной, то в принципе фильм ничего не бы не потерял, если бы эту роль сыграл кто-нибудь другой, но и не приобрел бы тоже. Так что сложно сказать - понравился он мне там, или нет. Но нежно лелея воспоминания, каким он был энное количество лет назад, стало как-то грустно.  Ничто не вечно под луной.

Что меня немного вогнало в уныние - это наличие компьютерной графики в моментах, где вполне можно было обойтись без нее, ну или при желании сделать все красиво и не так топорно. То есть сцена, когда Рофто поднимается на фуникулере вверх, где обнаружили тело женщины. Если смириться с тем, что садится герой Вэла Килмера в один тип фуникулера , который движется вверх по рельсам, а потом через секунду оказывается в на канатной дороге, еще можно смириться. То с тем, как поднявшись на вершину горы, Рофто вдруг в порыве гнева машет кулаком вниз на компьютерный Берген с явно нарисованными чайками - как-то не хочется. Это сразу напоминает нарисованный Лондон в фильмах о Шерлоке Холмсе Гая Ричи или непонятный мифический Мурманск в "Загадочной истории о Бенджамине Баттоне". Вопрос - зачем? Зачем сначала снимать детальную географическую точность городов и природы, а потом делать эти финты с компьютерной графикой? Ведь перекрыли же Фрогнер-парк (ну или Вигеланд-парк, привычней говорить по названию района) для съемок, сделали съемки у главного отделения полиции в Осло, съемки на центральном вокзале в Осло и на вокзале и в центре Бергена. Ладно, снять, как сносят полголовы выстрелом в упор, в реальности невозможно, тут графика, хоть и такая явная, необходима, но натурные съемки!? Плюс явная графика в виде неоновой вывески на Родхюсе (Дом Советов то есть, администрация Осло). То есть мозаику внутри заценили и сняли (красиво кстати внутри, помнится довелось нам с мужем поприсутствовать на заседании одного партийного собрания, заодно и экскурсия получилась по кабинетам). Зачем? Просто растяжка была бы не понятна? Обязательно надо было портить официальное красивое здание в кадре уродливым неоновым цветом? Для тех, кто думает, что я придираюсь, ну представьте, если бы в фильме, где действие происходило в вашем городе и на какое-нибудь красивое историческое здание режиссер по непонятной задумке пририсовал неоновую вывеску. Портит ли это фильм в целом? Наверное, все же нет. Но раздражение вызывает.

Видно, что режиссер вроде как старался придать атмосферность фильму и нагнать мрачности и тревожности. Если горы, то такие, чтоб долго петлять, если снег, то бесконечный, если город, то темный и безлюдный, если Фрогнер-парк, то пустынный, если квартиры, то неустроенные. Но если честно, то сама атмосфера психологического детектива как-то не очень сильно давила. Ну детектив, ну мрачняк, но так, чтобы очень страшно? Нет, скорее просто тягостно. Да и тема не новая: очередной герой с проблемами, очередной маньяк с трудным детством и игрушками, прибитыми к потолку, само расследование - немного слито. Параллельная линия о Катрине как будто немного затмила основную. Единственное, что интригу вроде как удержали до конца, но опять же, учитывая ограниченное количество задействованных героев (статистов и просто задействованных на третьем плане каких бы то ни было персонажей - просто бессовестно мало), то убийца - не дворецкий, но близко к этому. 

Если честно, то упоминая некую психологичность и гнетущую атмосферу, я сразу вспоминаю один норвежский фильм, Babycall, с Нуми Рапас в главной роли. Вот там было очень даже ладный мрачняк.  С ожидаемой концовкой, но почему-то не смотревшийся чужеродно или наигранно.  Но это я так, о своем. 

Если отмотать время назад, то норвежцы конечно были жутко рады такой бесплатной рекламе города. Даже такой. В газетах писали , что "Осло - это супергород для съемок, а Норвегия - это суперстрана, чтобы работать", а также и то, что городом было вложено 1.5 миллиона крон в фильм, но и обошлось почти в 40 миллионов крон расходов, таких как например освободить на целый рабочий день целый поезд и пустить его по линии, плюс съемочные процессы в центре города. Да, Норвегия - дорогая страна. 

Кстати и сборы в самой Норвегии, конечно, били рекорд на первой неделе. Оно и понятно было. Помните упоминаемое выше о национальной гордости за то, что хоть немного известно? Но на второй неделе  интерес подзатух, и сборы заметно снизились. И в Америке сборы как-то не очень оправдали себя. И там же фильм, в общем, получил не очень хорошие отзывы при даже некоторой хорошей критике, которая как-то не сильно помогла. Кстати, сам Несбё подчеркивал, что фильм"Снеговик" - это уже не его история, а сам он пару дней назад был удален из списка продюсеров фильма. Сам он отказывается давать комментарии на этот счет.

При выходе из кинотеатра у нас с мужем были разные мнения. Мне фильм скорее не понравился, чем понравился, но своих внутренних демонов я описала выше. Если просто посмотреть на Майкла, то добро пожаловать, но очень прошу -не воспринимайте образ Норвегии из этого американского фильма буквально. А муж охарактеризовал кратко: "Фильм лучше книги". Опять же от того, что Ю Несбё в качестве писателя ему тоже не нравился. 

P.S. Недавно узнала, что один наш знакомый встречался с Несбё на "поговорить". Подробностей, какой там Несбё в жизни, не знаю, знаю только предмет разговора. Обсуждали норвежский сериал "Оккупированные", который был создан на оригинальной идее Несбё. В Норвегии сериал прямо таки бил рекорды по просмотрам, а вот русским было не до смеха. Идея сериала в том, что Норвегия оказалась оккупирована Россией по просьбе Евросоюза из-за ее нефтяных месторождений. Сам сериал обсуждали все кому не лень. Дискуссия и статьи были во всех газетах. В первую очередь из-за незавидной судьбы страны и ее "черного золота", а так же из-за агрессивного соседа под боком. Чисто в познавательных целях посмотрела целых две серии, когда он еще транслировался по тв. Заметила Ингеборгу Дапкунайте и танки на границе. Но в целом было реально скучно. В общем, вроде как скоро запускают второй сезон "пугалок"...

Блоги

Как я смотрела "Снеговик": размышления о Норвегии, кино и прочем...

00:18, 23 октября 2017

Автор: Singato

Комменты 127

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Аватар

"...Арнольда Шварценеггера в роли русского милиционера "Красной жаре" "-Советского(с) Сори не удержалась...

Подождите...