Что вы ждёте от фильма, который собираетесь посмотреть? Признайтесь, ведь, если речь идёт о творении вашего любимого режиссёра, даже ваш предвзятый настрой неравнодушного зрителя не помешает вам до последнего надеяться, что Мастер снова сможет вас удивить. Это в нас говорит ребёнок. Мы верим, что кинематограф способен произвести чудо даже в эпоху нашего тотального визуального пресыщения.

Кино — это искусство, но в отличие от полотен великих художников или слов великих писателей у него есть срок годности. И чем более создатель-режиссёр полагается на технически сложные приёмы, тем быстрее его фильм утратит свою ценность. Поэтому удержаться на плаву в бушующем мире спецэффектов и прогрессирующих сочетаний цифр с буквой D становится возможно благодаря умению сценаристов и режиссёров соткать самодостаточную и увлекательную историю.

Мне посчастливилось в рамках кинофестиваля в Ситжесе опередить фанатов Гильермо дель Торо и посмотреть его очередную сказку The Shape of Water. Я сразу признаюсь, что считаю этого человека кудесником и готова прощать ему многие огрехи, указывать на которые ­– задача для более продвинутых и независимых критиков.

С первых кадров становится понятно, что нам расскажут и покажут сказку. Но ведь сказку нужно озвучить. Кто станет повествователем? Думаете сам режиссёр?! Нет. У него несколько иная роль. Вы посмотрите не него! Вы видели лицо этого выдумщика, его нереалистично большие глаза за толстыми линзами его очков? Он стареет, седеет, а его глаза выдают натуру Гарри Поттера. Он виртуозно справляется с камерой. Его талант состоит в том, что он фантазирует не только для других, но и для себя. Так что оставим это «дитя добра и света» в кресле режиссёра. Рассказ будет вести мужчина с голосом, который заставит вас поудобнее устроиться в кресле и почувствовать себя необремененными взрослыми заботами. Говорить он будет о женщине.

Знакомство зрителя с Элайзой (Салли Хокинс) происходит в её скромной и ветхой квартирке. С первых кадров мы узнаём о её незамысловатом быте. Она отворачивает кран ванны, идёт на кухню, кладёт в кипящую воду яйца, ставит ручной таймер, возвращается в ванную, сбрасывает халат, опускается в воду. И здесь у меня произошло чёткое осознание разницы между сказкой для детей и сказкой для взрослых. В первом варианте психосексуальное развитие Золушек, Белоснежек, Рапунцелей остаётся за кадром. Во втором варианте мы поставлены перед фактом — у героини есть либидо, а значит и сексуальные потребности. Теперь догадайтесь, почему я завела эту тему, когда речь шла о воде и ванной.

Когда потребности удовлетворены, героиня возвращается на кухню, съедает яйцо, забавной обувной щёткой до блеска натирает свои туфли и покидает квартиру. Стоит сказать, что визуальная картинка, сопровождающая эту рутину, прекрасна и совершенна. Внимание цепляется за каждую деталь интерьера. Стиль съёмки напоминает фильм-нуар, но ещё чаще видна игра режиссёра в ассоциации с атмосферной Амели.

И хотя действие разворачивается в американском Балтиморе, иногда будет казаться, что вот-вот и вы увидите кусочек Монмартра. Французскость фильму задаёт романтичная La Javanaise в исполнении Мадлен Пейру, а поддерживает это волшебное настроение музыкальное сопровождение, подобранное и написанное утончённым Александром Деспла. Музыка в этой картине — не просто аксессуар, это способ передавать эмоции и переживания главной героини. Она нема, но очень музыкальна. Ей нравится отбивать чечётку на пару со своим другом-соседом, одиноким и стареющим Джайлсом (Ричард Дженкинс).

Игра Салли Хоккинс очаровывает, проникает в самое сердце и наводит на мысль о том, что она станет главной претенденткой на золотую статуэтку (и, надеюсь, заслуженно её получит). Эта роль — удача как для актрисы, так и для режиссёра. Для него — потому что он узрел в ней способность передать широкий спектр переживаний, которые застывают в гортанях людей, лишённых способности говорить. Для неё — потому что ей выпала уникальная возможность сбросить с себя амплуа актрисы второго плана и стать солисткой в сказочном действе.

Размеренная и устоявшаяся жизнь Элайзы меняется, когда на её работе (уборщицей) в секретной научной лаборатории она видит, что объектом таинственного исследования становится необычное подводное существо, привезённое из Южной Америки. Здесь, конечно, хотелось бы спросить сеньора дель Торо, не вдохновился ли он сюжетом романа русского писателя-фантаста А. Беляева? С другой стороны, планомерно ли задавать такой вопрос, если сам Беляев почерпнул историю о человеке-амфибии в романе Жана де ла Ира «Человек, который может жить в воде»?

По законам жанра скромная Элайза не лишена любознательной храбрости. В этом смысле героиня Формы Воды — выросшая Офелия из Лабиринта Фавна.

Она прикасается рукой к стеклу аквариума, и из глубин появляется Ихтиандр, чей внешний вид может соперничать с гуманоидами нави из Аватара. Однако героиню ничуть не смущают ни растопыренные жабры, ни странные фырканья. Напротив, в этом человеке-амфибии она видит родственную душу. Она знакомит его с привычным ей языком жестов, приносит ему варёные яйца, включает для него её любимые пластинки. Выражаясь просто, она влюбляется.

И опять же по законам сказочного жанра намечающуюся идиллию между принцессой (кто сказал, что ей должна быть обязательно разговорчивая красавица?) и принцем (вот здесь и пригодится фраза, что мужчине достаточно быть симпатичнее обезьяны) нарушает злодей. Кто как ни Майкл Шеннон может первоклассно сыграть амбициозного, жёсткого госслужащего, стоящего на страже секретной миссии, цель которой — утереть нос Советскому Союзу.

Хотя зло в данной картине фигурирует достаточно отчётливо, оно, тем не менее, блекнет на фоне доброты, которая защитным облаком окружает главную героиню. У неё есть и коллега-подруга, искромётно исполненная Октавией Спенсер, и добрый сосед, и профессор-врач из лаборатории, так неожиданно протянувший ей руку помощи. Как же это в стиле Гильермо дель Торо раздавить гений зла гением добра!

В очередной раз восхищает внимание режиссёра к цвету и текстуре. Действие фильма разворачивается на суше, но оттенки морской воды оставляют свой след и в одежде героев, и в деталях интерьера, и даже в еде. Создаётся впечатление, что до всего дотронулась влага и оставила после себя бархатистый слой водорослей и ила.

Удивляет и другое. Дель Торо преподносит мастер-класс на тему, как разбавить сюжет элементами мюзикла и при этом не выдать вторичный продукт.

Вот Элайза сидит за столом, смотрит на того, кого любит, в её душе проносится вихрь печали. Фоном звучит лиричная мелодия вальса. И вот она уже не на своей кухне, а в чёрно-белой мечте с красивым концертным залом, где играет оркестр, а она кружится в танце с человеком-амфибией. Ну конечно, зрители вспомнят и Ла Ла Лэнд, и Артиста, и даже диснеевский вальс в исполнении Красавицы и Чудовища. Быть может, таков и был замысел создателя — не скопировать других героинь в паре со своими кавалерами, а обобщить их всех, объединить их всех с Элайзой в стремлении верить в мечту, в которой невозможное становится возможным благодаря чарам любви.

Завязка и развязка фильма не претендуют на оригинальность. Сила Формы Воды в уникальной визуальной составляющей, великолепной актёрской игре и волшебному видению мастера-режиссёра. Он продолжает смотреть на взрослый мир через волшебные очки и заставляет нас хотя бы на 2 часа стряхнуть всю взрослую спесь, скепсис, разочарованность и нырнуть в изумрудные воды, где танцуют немая женщина и человек-амфибия.

Дорогие читатели, перед тем, как перейти к моей подписи, я хочу выразить благодарность всем тем, кто не проходил мимо моих постов, оставлял комментарии, соглашался, хвалил, критиковал. Все ваши слова и отклики помогли разбудить во мне много лет дремавшую потребность писать. Мне нравится это делать. Я решила превратить это в хобби и создала свой сайт, где в более удобном формате будут храниться мои рецензии (также там есть мои отзывы, написанные на английском языке, и ссылка на специально созданный для этого инстаграм). Я не ухожу со Сплетника, потому что вы делаете его уникальным. Теперь я просто буду подписывать свои посты именем, которое  дала своему сайту.

Ваша Marina Condal

(marinacondal.com)

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я посмотрела Форму Воды (и почему я буду подписывать свои посты)

15:04, 6 октября 2017

Автор: mar_adentro

Комменты 46

K

Я люблю дель Торро и как режиссера и после истории с Хоббитами, как человека. Спасибо за пост. Правда я старалась читать между строк, чтобы не сильно познакомиться с сюжетом заранее

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Аватар

Удачи вам! Вы отлично пишите.

Аватар

Спасибо за рецензию, ва так "вкусно" написали, что точно посмотрю, мне должно понравиться)

Подождите...