Сегодня мы окунемся в мир литературного прошлого,  потому что пост полностью посвящен экранизациям русской классики и советскому режиссеру Леониду Пчелкину.

О биографии режиссера известно довольно мало.  Леонид Аристархович Пчелкин – режиссер художественного и документального кино и театра. Родился в селе Купино, жил в Ярославле, был на фронте в Великую Отечественную войну. Закончил Щуку - Театральное училище имени Бориса Щукина и режиссерский факультет ГИТИСа, режиссер Мосфильма. Специализация Леонида Пчелкина - экранизации. Вспомнила его "Кражу" по пьесе Джека Лондона и поразившую сцену с раздеванием и обыском героини Анастасии Вертинской. И почти свежий сериал девяностых "Петербургские тайны" по роману Всеволода Крестовского, он был режиссером части серий. Бессменным актером почти всех главных фильмов Пчелкина является тот, кого и представлять не нужно - Иннокентий Смоктуновский.

Удачно экранизировать литературные произведения - задача не из легких, задача из самых трудных. Театр русской драмы на экране - можно было и так озаглавить пост. Представлю фильмы в хронологическом порядке их создания. Это такие двухсерийные классические чудеса, любовь в четырех действиях.

"Поздняя любовь" Александра Островского. Сцены из жизни захолустья в четырех действиях.

В ролях: И.Смоктуновский, А.Каменкова, Р.Нахапетов, Е.Ханаева, Е.Проклова, В.Невинный.

(Не)возможность выбора. Две семьи, Маргаритовых и Шабловых, живут в одном доме. Были времена, когда адвокат Маргаритов был самым известным московским адвокатом. Но подлый писарь выкрал у него важный документ и продал должнику. Репутация Маргаритова была погублена, он мгновенно обнищал. Единственное  богатство - любящая и заботливая дочь Людмила, влюбленная в старшего сына соседки и хозяйки дома Николая Шаблова. Николай - юрист, но прожигает жизнь и крохи материнских денег  в бильярдной, начали угрожать кредиторы и "яма". У Шаблова есть любовный интерес - Варвара Лебедкина, вдова богатого человека, "птица райская". В разгар своих неудач, Николай Шаблов узнает о любви  Людмилы и ее готовности жертвовать всем, абсолютно всем ради него. Именно в этот момент Маргаритову улыбается удача, богатый купец поручает пропащее дело по старому векселю на большую сумму и обещает  хорошие комиссионные. Маргаритов окрылен перспективой восстановления доброго имени, возрождения адвокатской практики и заработком. Теперь у него хранится тот вексель на имя Лебедкиной, вот только Варвара очень не хочет платить.

Завязанный в крепкий узел конфликт оборачивается душераздирающей, невозможной драмой. Кроткому любящему сердцу предстоит выбор между двумя самыми дорогими ему людьми. Фильм тронул до глубины души. Очень живо представила себя на месте главной героини и то, что в жизни не исключена такая ситуация. Не смогла выбрать, но и так как Людмила, в исполнении Анны Каменковой, поступить не смогу. Актеры справились так, что даже если не учитывать силу первоисточника, фильм тянет на маленький шедевр. Родион Нахапетов - именно такой, кто одним своим существованием и хмурым и отчаянным взглядом способен помучить искреннее женское сердце, Евгения Ханаева - необыкновенная характерная актриса. Елена Проклова здесь чудо как хороша, отличная роль.

"Дети солнца" Максима Горького. Пьеса в четырех действиях.

В ролях: А.Демидова, И.Смоктуновский, Е.Симонова, Б.Ступка, Н.Гундарева, А.Лазарев, Б.Невзоров, Е.Цыплакова.

Красота и неизбежность. Содержание фильма описать нелегко. Если вкратце, это несколько дней из жизни семьи русских интеллигентов, живущих в период Первой русской революции, во время холерного бунта. Милые, умные люди с добрыми сердцами, с идеалистическими мыслями и разговорами, с яркими чувствами и красивыми словами, ведут себя "не как господа". А предреволюционное время требует жесткости и решительных поступков. Каждый из героев терзается чем-то. Павел Федорович Протасов хочет размышлять и заниматься только наукой, но от дела отвлекают домочадцы, слуги, работники, влюбленная в него богатая  купчиха. По мягкости характера он ничего не может решить и ничем помочь. По сути, он – взрослый ребенок, эгоистичный, но восхитительный. Его жена Елена, Елена прекрасная, устала от невнимания мужа, поглощенного химическими опытами, и проводит дни в компании художника Вагина. Сестра Протасова Лиза болезненно воспринимает несправедливость и грубость жизни, раз за разом отказывая безответно влюбленному в нее ветеринару Чепурному. Ветеринар скрывает в себе целый мир переживаний, решительность и способность на поступок. Все они варятся в котле из разнообразных отношений с купцами-фабрикантами, мещанами, крестьянами, мастеровыми.  Никто не понимает друг друга и окружающих людей разных сословий. И самих себя понимают с трудом.

Вот такой смысл вкладывал писатель в слова "дети солнца": "но мы, мы, люди, дети солнца, светлого источника жизни, рожденные солнцем, мы победим темный страх смерти! Мы – дети солнца! Это оно горит в нашей крови, это оно рождает гордые, огненные мысли, освещая мрак наших недоумений, оно – океан энергии, красоты и опьяняющей душу радости!"

Максима Горького называли нормальным русским идеалистом. Этими чертами своей личности он наделил многих своих героев. Но как автор он сначала дарит надежду, а потом отбирает. За фасадом из демонстрации характеров персонажей и душевных метаний незаметно готовится трагедия. Когда она происходит, за кадром, уже нет возможности ничего исправить. Хотя фильм не теряет заявленной легкости, вторая серия сражает, тихо убивает. Интересный факт - Иннокентий Смоктуновский был и исполнителем главной роли Протасова, и сценаристом фильма.   Алла Демидова, Наталья Гундарева, Богдан Ступка - прекрасны, как всегда на недосягаемой высоте, создали яркие чувственные образы.

"Сердце не камень" Александра Островского. Комедия в четырех действиях.

В ролях: Е.Яковлева, И.Смоктуновский, О.Табаков, А.Ташков, Н.Гундарева, С.Садальский, В.Невинный.

Дело о наследстве. Старик, купец-миллионер Прокоп Каркунов решает составить завещание и оставить часть состояния своей жене Вере Филипповне, а остальные миллионы раздать бедным и нищим, чтобы те отмаливали перед Богом его многочисленные грехи. У него есть беспутный племянник Константин, который стремится заполучить наследство дяди целиком. Молодой приказчик Эраст соглашается помочь племяннику, скомпрометировав Веру, которую сам глубоко любит, в глазах ее мужа. Ситуация очень  любопытная. Молодая и красивая Вера Филипповна – полная противоположность Каркунова, хитреца и любителя покутить. Чистая, скромная и очень набожная. Смысл ее жизни  - деньгами и утешением помогать нуждающимся и быть преданной старому мужу, заедающему век юной жены уже 15 лет. Муж требует  клятвы, что жена после его смерти никогда не выйдет замуж, тогда в награду ей достанется огромное состояние. А тем временем в сердце Веры просыпается любовь...

Если говорить на языке метафор - Вера горит как яркая свеча в темноте ночи, Эраст отражает свет этой свечи. Оба окружены умными корыстными мужчинами и женщинами с мелкими примитивными страстями. Крылатое русское "сердце не камень - тает" означает откликаться на любовь, на это способно любое, и мягкое, и черствое сердце.

Выдающиеся роли Елены Яковлевой и Иннокентия Смоктуновского, одни из самых ярких. Прочла, что Яковлева выделяет именно эту свою роль из всех других и фильм "Сердце не камень" считает лучшим в своей карьере. Все появления Натальи Гундаревой на экране - яркий фейерверк, Олег Табаков - это Олег Табаков, и этим все сказано. Заодно вспомнила, какой хороший актер Андрей Ташков, и "Сашку", и "Подростка".

Очень я ценю экранизации, особенно на родном материале. В школьном возрасте пересмотрено очень многое, архивные телеспектакли старых МХАТа и БДТ, а тут представилась возможность посмотреть и написать об этих трех фильмах. Хочется сказать, что все они отличаются точным и бережным прочтением классики. Думаю, именно в этом состоит индивидуальный почерк режиссера Леонида Пчелкина – взять текст и проиллюстрировать его способом кино. Ни прибавив лишнего, ни убавив важного. Но в этих фильмах присутствует сдержанность, деликатность. Немного не хватает внешнего накала драмы и чувств, они все запрятаны глубоко внутри. Все сделано с тихой любовью.

Актеры – главное украшение этих экранизаций. Собран лучший актерский цвет, составлены ансамбли из настоящих звезд советского экрана. Трудно что-то заявлять кроме этого, потому как мастерство актеров выше всяких оценок. Несколько лет назад пересмотрела все постановки Международной Чеховской лаборатории, такой театр в четыре зрительских ряда в небольшом подвальном помещении на Библиотечной улице.  В один из вечеров среди зрителей "Дяди Вани" оказались иностранцы. После спектакля они не переставали восхищаться  внутренним переживанием роли, особенно, глазами актёра Андрея Невраева. "Его глаза, его глаза…невероятно, невероятно!". Думая об исполнительском мастерстве Гундаревой, Демидовой, Яковлевой, Богдана Ступки, вспоминаю тот случай. Их поразительные глаза живут и передают всю гамму чувств, играют собственную драму.

До сих пор нахожусь под впечатлением от просмотренного, по фильму в день три дня подряд, не могу привести свои чувства в порядок. Не нахожу достаточно нужных слов для точного описания ценности того, что посмотрела. Эмоций много, но точно их не описать, слова выходят сухие. Если вы не против жанра, любите читать, смотреть проникновенное кино, смотрите обязательно! Киноигра напомнила, как ценю и Чехова, и Горького, и остросюжетного Островского.  Его творчество стало актуальным, как и в XIX веке, открылось второе дыхание капитализма, и на передний план вышли дельцы, купцы и мещане. Но и призрак Максима Горького нет, нет, а покажется. Светлые души главных героев Островского и новые люди идеалиста Горького, неизбежно будут выглядеть белыми воронами, но своим благородством они осветят и украсят собою мир.  Спасибо!

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Режиссеры. Леонид Пчелкин.

13:51, 21 сентября 2017

Автор: Listopad

Комменты 28

Комментарий был удален

Аватар

Какие красивые кадры, лица. Зачиталась, большое спасибо.

Аватар

С премьерой! Родион Нахапетов тоже - режиссёр и фильмы у него человечные, все от качества выбранного материала в основу сценария зависит. "Не стреляйте в белых лебедей" - моя боль. По поводу "Поздней любви" такой опыт - в детстве увидела и поняла, что это же я, буду, наверное ... как эта "тетенька". Год назад пересмотрела - это чувство немного ушло.

M

Все вы передали, не переживайте. Я читала, как фильм смотрела , захватывающе и волнительно. Конечно я все это смотрела, но посмотрю ещё, обязательно.

S

Спасибо огромное за пост и воспоминания о таких шедеврах нашего кино! Мне очень нравится, что Пчелкин переносит произведения на экран такими, какими их задумали авторы. Бережно и с трепетом. Я бы сделала их просмотры в школах обязательными! Не только прочитать, но и тут же посмотреть фильм и обсудить, написать отзыв, сочинение.

Подождите...