Наверное, я со своим отзывом поплыву против потока, так как добрая часть рецензий крайне положительная, а кто-то даже смело называет этот фильм лучшим ужастиком года.

Между тем, у меня есть смягчающее обстоятельство, и оно таково: я читала книгу, считаю ее одним из лучших произведений Кинга. Конечно, я не ожидала, что фильм будет до буквы ей следовать, а некоторые ее фрагменты вообще никогда и никем не будут отсняты, просто потому что - читавшие поймут. Но я хотела атмосферы книги, а особенно хотела, чтобы не потерялась психологическая подоплека сюжета.

Но давайте начнем с книги. Я не бралась за эту книгу, потому что никогда не боялась клоунов, скорее была к ним равнодушна. Единственный клоун, который мне действительно нравился - был Никулин. Последний из тех, кто хотя бы не бесил своей примитивностью - клоун из Cirque du Soleil. И злобный товарищ Пеннивайз вызывал у меня скорее раздражение, чем ужас. К чему читать, думала я. Но Стивен Кинг как всегда оказался не так уж прост.
В романе первую книгу Заики Билла сравнивают с Брэдбери. А по мне, так само произведение "Оно" можно сравнить с "Вином из одуванчиков" и "Лето, прощай!" - только искаженным кривым зеркалом. С ног на голову. Брэдбери пишет о детстве, и можно утонуть в мягкости его описаний, Кинг тоже рассказывает о детстве, но о другом, ужасном, кошмарном, где монстры на каждом шагу, и - самое страшное - эти монстры вовсе не клоуны, не прилетевший с далекого космоса звездец всеобщего счастья. И Пеннивайз по сути не обычный монстр, основа его поведения - не жрать маленьких детей, а провоцировать взрослых будить в себе самое паскудное, он - серый кардинал всех страшных событий Дерри. "Хотите знать правду, Джексон? Этот город смердит!" Самые страшные монстры - родители, те, которые норовят залезть под юбку дочери или избить ее до посинения за то, что смеет вызывать такие желания, те, которые из-за страха строить свою жизнь или остаться одинокими, готовы удавить ребенка гиперопекой - это все во его же благо, как вы можете!, и те, которые настолько уходят в свое горе, что забывают о детях, жаждущих любви и ласки. Все эти дети жаждут. Стараются заслужить, корят себя за ненависть и злость к тем, кого любят. Все они растут травмированными, с истерзанными душами. В этой книге такой простор для психодиагностики, что каждому второму можно смело что-то приписать. А каждого первого отправить на реабилитацию. Оно затронуло всех.
Это потрясающий роман о боли и ужасе, но мистика здесь всего лишь фоном для основной, социальной драмы. 

Что же касается фильма, то вышло, как я и боялась - совсем наоборот. При том, что книга разбита на две части, в первую не влезло большинство коротких историй, которые собирают и нагнетают социальную драму. Все очень упрощено и выхолощено. Многие моменты заменены киноштампами, к чему брать книгу, когда есть проверенные методы показать школьную травлю, например? В итоге, социальная драма весьма слаба, она, безусловно есть, но служит бледным фоном для основной клоунады. Которую, кстати, тоже урезали - далеко не все было показано, очень смутно понятно, что это за Пеннивайз, чья суть по фильму - выползать иногда к деткам, пугать их и убивать. Ну, честно говоря, очень жаль, что ничего больше от него не осталось. 

Однако, у фильма есть свои плюсы, и довольно большие: это операторская работа и кастинг. Оператор снимает довольно четко, поплывших моментов нет, спецэффекты местами детские, но так и должно быть, если фильм о детях, они хорошо передают детское мировосприятие и детские страхи. 

Пеннивайз в исполнении Скарсгарда прекрасен, несмотря на то, что у персонажа другая трактовка. Билл, я твоя фанатка отныне, ты выжал из этой роли максимум, и получилось очень хорошо и страшно. Более того, каждый из детишек играет просто отлично - каждый! Любой взрослый в кадре настолько вторичен, что им не веришь. Например, отец Беверли в своей роли откровенно слаб, как будто он боится показать то, что нужно по сюжету. При этом сама Беверли шикарна.  За каст я готова поставить девятку, потому что дети очень стараются, как будто живут ролями. 

Но, на самом деле, разочаровалась я не сразу, первая часть фильма хороша, там раскрывают персонажей, пусть и через клишированные моменты, но стараются, при этом хорошо балансируют на игре ужаса и юмора, но где-то с середины фильма все как будто спохватываются: осталось не так много времени, а уже надо сворачивать сюжет - и дальше все идет в спешке, все традиционно для фильмов ужасов разбредаются, пугаются, попадают в неприятности, выпутываются, снова разбредаются, снова попадают в неприятности - и далее по кругу. Примерно в это же время перестает быть страшно. Примерно с этого же момента количество штампованных приемов нарастает. Плюс возникает ощущение, что на раскрытие каких-то тем не хватило времени, например, мазками показывают равнодушие жителей к бедам детей. В семье Билла вообще родителей показали мельком, мать только играла в самом начале, а потом ее как будто и нет. И так далее - таких моментов много, когда ты понимаешь, что хотят сказать, но тебе не хватает подробностей.

Но я не отговариваю вас идти. Фильм неплохой, я бы даже сказала, хороший. Просто это опять не тот Кинг, которого я читала. Знаете, как обычно нечитавшие говорят: Кинг - это ужасы и мистика. Но это неправильно, конечно, он все это использует, но книги в первую очередь о людях. А фильм - он не о содержании, а больше об антураже. Поэтому в финале остается неприятный привкус. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Оно

15:39, 9 сентября 2017

Автор: lisenok

Комменты 104

Комментарий был удален

Аватар

мда. читаю коменты и в шоке. ну мб тому що в 4 года на немецком "Чужого" глянула, мне норм.

Аватар

А я как человек, можно сказать, со стороны, считаю что очень даже хорошо все получилось, в духе Кинга. Почему со стороны? Потому что я , как любитель ужастиков, очень долго пыталась проникнуться к Кингу, прочитала очень много у него, но увы так и не сложилось. Так вот, мое объективное мнение, может проникнуться ужасом книг я и не смогла, но атмосферой прониклась точно, и на мой взгляд Оно ( образца 2017) это 100% ый Кинг. Вот эти все нестрашные скелеты, воскресшие из мертвых, маленький городок, убийство/унижение/притеснение детей, инцест- все это идет красной нитью через практически все его книги. И поэтому я достаточно хорошо отнеслась к фильму, так как что главное в экранизации? Передать смысл/атмосферу книги- тут это все есть. И вот лично для меня как раз таки второстепенным был ужастик, я прекрасно видела что создатели вынесли на первый план- страдания детей. Возможно все эти клише и штампы были для тех людей кто шел на фильм как на проходной ужастик, не зная о чем это и откуда. Я, знакомая с творчеством Кинга, увидела его книгу.

Аватар

Хорошая рецензия. Вы и правы, и не правы при этом. Особенность книги в том, что там эпизоды настоящего и прошлого - чередуются. В фильме же прошлое и настоящее разделены очень четко - на 2 фильма. О природе зла дети думают по-другому, нежели взрослые. Поэтому, показать через детскую историю весь философский смысл - очень сложно. Возможно, в полной мере это невозможно. Но сюжет представлен отлично. И кое-что донести удалось. Мне кажется, что финальная битва показано менее выигрышно, чем битва в доме, когда они в первый раз осознают, что все вместе могут победить Оно. Нерва в первой битве было больше. Хотя и финальное чукалово - прекрасно. Особенно Ричи. "Ты виноват. Ты нас сюда притащил. Ты все придумал... И теперь нам придется убить этого гребанного клоуна". По-настоящему меня расстроило лишь то, что слишком мало внимания было уделено - раскрытию причин, по которым пропажи детей как будто бы никто особ не замечает. казалось бы - пропало уже около 5-6 детей, а город до сих пор не в панике и не набит агентами ФБР - раскрытию образа Генри и его банды. хопс - и страшный Генри сам выглядит побитой собачешкой рядом с папашей. мне кажется, эта сцена должна быть в начале, чтобы показать, как зло возникает из страха. Согласна полностью про актерскую работу детей. Все дети прекрасны. Но поскольку они вряд ли пока способны создавать детальные образы - находить краски, жесты и штрихи, стоит отдельно поблагодарить постановщиков и режиссера. То, как Стэнли (хороший еврейский мальчик) на секунду помедлил, чтобы поставить велик на подножку, в то время как остальные свои просто побросали (гои, что с них взять) - это было прекрасно.

Аватар

я не совсем согласна с мнением, что нужно снимать, как в книге. не получится. можно в паре предложений заключить столько смысла, сколько в кино не объяснить и за 20 минут. "Оно" монументальное произведение, с непередаваемой атмосферой, созданным миром, философией и яркими персонажами. фильм, как мне кажется, должен ухватить мысль, выгодно её преподнести в своём жанре и вызвать желание познакомиться с первоисточником. Пеннивайз вышел шикарным, клуб неудачников тоже. но ~1200 страниц никак не уместить в 2 фильма. я ждала экранизацию 10 лет, и, честно говоря, осталась довольна. думала, будет хуже. а если просто о фильме - достойный фильм-"ужастик". обожаю жанр хоррор, смотрю практически всё, что выходит. и "Оно" сделан неплохо в плане нагнетания и страха.

Подождите...