Ёдзи Ямада  — японский кинорежиссёр, известный миру по кинофильмам из серии «Мужчине живётся трудно» (48 эпизодов, снятых с 1969 по 1995 гг.) и самурайской трилогии (Сумрачный самурай, Скрытый клинок, Любовь и честь), весьма популярной в начале 2000х годов не только в Японии, но и по всему миру. (с) Википедия

Я изо всех сил надеялась получить в лотерее европейского режиссера, т.к. азиатское кино не находится в моих фаворитах. Но, как всегда, все пошло совсем не так и мне достался японец Eдзи Ямада. Вызов принят - подумала я и пошла шерстить список его работ. Вот тут меня постигла вторая "проблема". Основная масса работ режиссера снята либо на около военную тему (вторая мировая война), либо на тему самураев. Я не очень люблю тему самураев, она мне просто не близка, ну, а фильмы про тяжелую жизнь во время войны для меня вообще стоят особняком. Это тяжело и очень эмоционально для меня. Стараюсь без крайней необходимости такие фильмы не смотреть. Я и без просмотра фильмов на эту тематику прекрасно понимаю на сколько тяжело бывает людям в такой период и через что они проходят, спасибо рассказам бабушек о том, через что им прошлось пройти во время войны, плюс в детстве смотрела очень много наших фильмов о войне. И вот чем старше становлюсь, тем сильнее стараюсь избегать тяжелых тем в кино иначе потом долго приходится приходить в себя. А вот Едзи Ямада эта тема оказалась очень близка. Родился он 13 сентября 1931 года и думаю хорошо помнит все ужасы военного времени для простого населения. И хотя военные годы он провел в Маньчжурии, но после капитуляции его семья вернулась в Японию. Понятно почему военная тематика занимает большое место в его творчестве. 

Но конкурс есть конкурс. И как Skarletty и предупреждала - пришлось выйти из зоны комфорта. Поэтому я решила посмотреть один фильм на военную тематику, один про самураев и узнать мнение режиссера про современную Японию. Мой выбор пал на фильмы Кабеи, Сумрачный самурай и Токийская семья.

В силу обстоятельств, возможности смотреть фильмы в один заход практически нет. Поэтому фильмы я смотрела по два дня каждый и возможно из-за этого что-то упустила. Поехали.

Кабеи. Фильм снят в 2008 году, имеет оценку на imdb 7.6. Я, конечно, не проверила все 78 его фильмов, но в подавляющем большинстве своих фильмов он трудился еще и как один из сценаристов. Кабеи не исключение. Фильм основан на реальных событиях.

Во времена жесткого внутреннего террора, когда Япония готовится вступить во Вторую мировую войну, муж главной героини попадает в лагерь из-за своих политических взглядов. Кабеи, оставшаяся одна с двумя детьми, не дает себе сдаться: назло всем — правительству, родному отцу, всему миру,- она не отказывается от мужа. Ее жизнь превращается в пример незаметного, непафосного, лишенного идеологии героизма, когда нужно накормить детей, послать в тюрьму теплое кимоно, сходить на собрание жильцов… И все это так, чтобы окружающие не заметили, насколько тебе тяжело. (с) Кинопоиск

Кабеи - имя, а точнее прозвище, придуманное главной героине ее мужем. Классический фильм про женский подвиг в тяжелые для семьи времена. Здесь в качестве декораций выступает вторая мировая война и обстановка в стране, связанная с этими событиями, но подобная история, вполне, может произойти и в совершенно мирное время. Япония усиленно готовится к войне, людям предлагают "затянуть пояса" и пожертвовать в пользу армии деньги, драгоценности и просто красивые вещи. Богатые богатеют, бедные беднеют. История на все времена. Все, кто не поддерживают милитаристскую политику империи, рискуют получить пожизненный срок. Муж главной героини, ученый и писатель Шигеру, как раз и попадает в тюрьму по статье "за отсутствие патриотизма", а по-просту считает, что Японии не стоит нападать на другие страны и ввязываться в войну, хотя правительственная пропаганда и обещает скорую победу над "мерзкими" американцами. На этом фоне и развивается история главной героини.

Муж в тюрьме, денег не хватает даже на еду, на руках две дочери, которых нужно как-то поднимать и дом, который нужно содержать. Рядом постоянно зудящий отец, которому стыдно за кого вышла его дочь и в каких условиях она проживает. Стыдно на столько, что мысль подкинуть денег на прокорм дочери и внучек, ему в голову просто не приходит. Но это другая культура и другое время, когда слова честь не пустой звук. Ведь из-за ареста зятя папе пришлось покинуть пост высокопоставленного чиновника в полиции, хотя и живут они в разных провинциях.

Первое время вся семья верит, что папу скоро выпустят, когда выяснится, что это всего-лишь недоразумение. Дети пишут письма папе о простых ежедневных вещах, о том как прошел день и что нового они узнали в школе. Но даже в такой ситуации женщина не только не опускает руки, но и не теряет присутствие духа. И жизнь вроде бы продолжается. Кабеи находит работу, соседи помогают чем могут. У мужа остался верный ученик, который приходит на помощь семье своего учителя и со временем становится ее частью. Ученик, конечно, ну чисто персонаж аниме Хаяо Миядзаки. Весь такой романтичный вьюноша, которого со временем покоряет своим жизнелюбием Кабеи. 

Вместе они пытаются помочь мужу выйти на свободу. Кабеи добивается свиданий с мужем и как может пытается облегчить его жизнь в тюрьме, не забывая и о своих дочерях. Кажется все и так хуже некуда, но спустя год в тюрьме, заболевает и умирает ее муж. На том моменте, когда семья узнает об этом я лично плакала. Момент очень пронзительный. И это где-то первая треть фильма. Дальше мы наблюдаем дальнейшую жизнь этой сильной женщины. Как бы не было плохо, но жизнь то продолжается, даже, если умер муж. В ней еще будет место и новым радостям и простому счастью. Главная героиня обладает широкой душой и удивительной способностью обогревать всех вокруг. Люди ее любят и с удовольствием тянутся к ней. Действие фильма разворачивается плавно, хотя фильм и наполнен событиями. Здесь и взросление дочерей, и взаимоотношения с родственниками, и даже дядя-тролль уровня Эурона Грейджоя.

Не смотря на тяжелую завязку и печальные события фильма,  на трудности, с которыми сталкиваются герои фильм очень теплый и светлый. И мне он очень понравился. Здесь есть и место юмору. Хотя японский юмор, конечно, весьма специфичен - встал из-за стола, поскользнулся и упал "засветив" всем дырку на носках. Или - ехал на велосипеде, обернулся и упал в канаву. Фильм искренне советую к просмотру.

Сумрачный самурай. Фильм был выбран чисто из-за оценки - 8,1 на imdb. Считается лучшим фильмом Ёдзи Ямада. И это совершенно заслужено. Вот описание с кинопоиска.

История Сэйбэя — скромного самурая низшего ранга и его семьи, живших в эпоху смуты. Сэйбэй победил в поединке противника деревянным мечом, и когда об этом распространилась молва, он против воли оказался вовлеченным в конфликт внутри самурайского клана и теперь получает приказ сюзерена убить такого же, как и он сам, вассала.

Фильм великолепный и захватывает с первых минут. Посмотрела я его на одном дыхании. Здесь достаточно подробно показывается жизнь самурайских кланов. Чем живет клан, чем занимаются самураи, иерархия и т.д. Фильм рассказывает историю жизни самурая самого низкого ранга Сэйбэя Игути. Жизнь, у него, как можно догадаться, очень не простая. Жена умерла. На его плечах две маленькие дочери, дряхлая выжившая из ума старушка мать и куча долгов, оставшихся после лечения жены. При этом жалование у него 50 коку риса в год, что является очень и очень низким достатком. Для справки 1 коку - это примерно 150кг риса, примерно столько риса употребляет 1 взрослый человек в год. В общем беден он на столько, что ему даже пришлось тайком продать свой самурайский меч, чтобы оплатить похороны жены, а это большой позор для самурая.

Но опять же, голод и беднота не повод впадать в уныние. Мы видим как проходит день Сэйбея. С утра он идет на работу, вечерами спешит скорее домой, игнорируя предложения коллег пойти выпить и поглазеть на баб. Кстати именно за эту его некомпанейность коллеги и одарили его обидным прозвищем сумрачный самурай. Сэйбэй хоть и катастрофически беден, зато настоящий отец, мужчина и человещиче! Каждый вечер после работы он находит время, чтобы заботится о дочерях и матери, сажает что-то в огороде, а ночи на пролет клеит клетки для сверчков, чтобы хоть как-то подзаработать. Действие фильма происходит во второй половине 19 века и для этого времени Сэйбэй обладает очень прогрессивными взглядами на воспитание дочерей и вкладывает правильные понятия о жизни в их головы. Когда старшая дочь говорит, что может вместо учебы шить и помогать содержать семью, то папа объясняет ей на сколько для девочки важно образование. 

Однажды Сэйбэй встречает подругу своего детства Томоэ, которая совсем недавно рассталась с мужем-алкашом, который к тому же ее еще и бил, и теперь живет в семье своего брата. Видно, что эта встреча приносит обоим массу удовольствия. Томоэ начинает помогать с дочками и по дому. Но потом ее муж, который к тому же находится в иерархии клана далеко не на последнем месте, в доме ее брата оскорбляет Томоэ и ее семью, а также в пьяном угаре вызывает ее брата на поединок. Сэйбэй решает заступиться за друга и принимает вызов вместо него. Поединки в клане запрещены, но он все-равно происходит и Сэйбэй унижает Тоётаро Кода победив его деревянной палкой вместо меча. Вскоре внутри клана происходит переворот, после которого многие самураи получили приказ покончить с собой. Вот так. Без лишней суеты. 

Но один единственный самурай решает, что как-то это неправильно и справедливо решает, что если новое руководство клана хочет его смерти, то пусть придут и убьют его сами. Все-таки на столько это далекая от нас культура, что я весь остаток фильма думала, почему это пришло в голову, только одному?

Поскольку слухи о поединке и мастерской победе Сэйбэя все-таки дошли до руководства, а хорошие самураи стремительно заканчивались, то на эту суицидальную миссию и  решили отправить Сэйбэя. Он, конечно, пытался отказаться, но тогда ему пригрозили приказом покончить с собой. 

Фильм получился динамичный и захватывающий. Я не хочу писать чем он закончился. Тут есть и над чем подумать, и чему по умиляться, и чем удивиться. Фильм о настоящем человеке для которого ответственность, честь и правда не пустой звук. За Сэйбэя переживаешь Отдельно хотелось бы отметить игру Хироюки Санада, воплотившего образ бедного, но гордого самурая. Я очень советую этот фильм и сама планирую посмотреть остальные две части трилогии, но только позже, когда у меня будет чуть больше, чем полтора часа свободного времени перед сном. Дописываю пост вообще из последних сил, пытаясь не заснуть. Не стоило тянуть до последнего вечера бггг)))

Третим по счету был отсмотрен фильм Токийская семья. Мне понравилось его описание на кинопоиске и захотелось узнать чем же так сильно "разочаровалась Томико" и к чему это привело.

Описание с кинопоиска. Старая супружеская пара Сюкити и Томико Хираяма живут на маленьком острове во Внутреннем море. Они едут в Токио к троим детям. Старший сын Коити работает в больнице, дочь Сигэко работает в салоне красоты, младший сын Сюдзи работает в сфере сценического искусства. Дети просят родителей отдохнуть в Токио, но родители не хотят там оставаться. Однажды Томико навещает Сюдзи и знакомится с его невестой Норико, и вроде бы всё хорошо, но посетив дом Коити, Томико страшно разочаровывается.

Дети выросли и улетели из родительского гнезда в большой город. Несколько лет спустя уже пожилые родители решаются съездить к ним в гости в Токио. Путь не близкий, да и большой город после деревушки на острове где все друг друга знают... Но долгожданная встреча с детьми стоит того. Наверное. 

Родителям есть чем гордиться! Двое из троих детей успешны в жизни и счастливы. Младший, конечно, оболтус, хотя и самый любимый у мамы. Старший сын Коити уважаемый врач, у дочери Сюдзи свое дело - небольшая парикмахерская, младшенький Сюдзи занят непойми чем и вообще позор всей семьи. Так думает отец. Также про Сюдзи думают и старшие брат с сестрой. Мать просто любит всех. Фильм начинается с приезда родителей, встретить которых на вокзале было поручено младшенькому, но он перепутал вокзалы и пока катался туда-сюда, папа махнул рукой и прыгнул в такси. Вообще весь фильм все вокруг, кроме мамы, каждые 15 минут напоминают каким все-таки безответственным оболтусом вырос Сюдзи.

Дочь, вообще, зубоскалка, каких поискать, весь фильм ноет, какой у нее брат безалаберный. В общем пол фильма Сюдзи шпыняют, стыдят, дают поручения, которые он "не выполняет" и за это снова шпыняют. Отец весь фильм мрачнее тучи, мама неунывающая оптимистка, а Сюдзи просто старается не оставаться с папой наедине. Папа тот еще фрукт. Алкоголик в завязке, который попил в молодости маме крови. За это Сюдзи его не любит.

Все ничего, но плавно образ красивой семьи в глазах родителей начинает рушиться. Родители приехали погостить буквально на неделю, останавливаясь на день-два у каждого ребенка. Сначала поселились в доме старшего сына. Но время на родителей нашлось только у невестки. У сына все сплошь смертельно больные высокой температурой пациенты, поэтому все попытки провести время с родителями срываются и срываются. Сами понимаете, уважаемый врач все-таки. В общем вместо прогулки по городу и обеда в ресторане просидели родители в четырех стенах и уехали гостить к дочери.

Дочь парикмахер и владелица салона, совмещенного с маленькой квартиркой размером с наши балконы. В общем "бизнес леди" без минуты свободного времени. Да тут еще как на зло дождь зарядил, какие прогулки? В общем опять посидели в комнате. Правда муж во время сориентировался и отвел папу в баню. Мама посидела и посмотрела в окно, т.к. дочь занята-занята-занята, салон постоянно осаждают толпы вип-клиентов. Попутно старшие снарядили Сюдзи сводить родителей в ресторан с угрем, а как мы знаем из недавнего поста про еду в Японии, это очень не дешево. Ну и провести все-таки экскурсию по Токио.

В общем дочери в какой-то момент приходит в голову гениальная идея - отправить родителей в пригород в отель на две ночи. Пусть отдохнут по настоящему, развеются, познают все блага цивилизации в отдельно взятом номере и вид из окна там ничего. Да плюс у ее клиентки там муж работает, поэтому будет скидка. Сложившись деньгами со старшим братом отправляют родителей в вояж на две ночи. Кажется теперь то все счастливы и довольны? Вот только родители чувствуют себя брошенными и выдержав одну ночь возвращаются к дочери. А там выясняется, что у нее важное мероприятие и родители тут не к месту. В общем старики остаются почти на улице и решают, что мама поедет на ночь к Сюдзе, а папа к старому другу, который давно звал в гости, ведь сын у него важный начальник отдела и живет в большом доме. Встретившись с другом в баре выясняется, что и сын у того никчемный, да еще и подкаблучник. Папе стыдно, поэтому он всем говорит, что тот начальник отдела, а он прораб в типографии. Да и гостей водить ему невестка не разрешает, тем более с ночевкой. Попутно друг восхищается детьми нашего героя и говорит, что у него то точно есть повод для гордости. В общем на этой ноте алкоголик в завязке и развязался. Напился, чуть не подрался в баре и на рогах вернулся ночью к дочери проспаться.

Зато у мамы с Сюдзи все прекрасно. За ужином он знакомит маму со своей милейшей девушкой и сообщает, что хочет жениться. Мама счастлива. На радостях оставляет невестке пухлый конверт с деньгами, но просит не говорить сыну, пусть это будет ее заначкой на черный день.

Мама в отличном настроении возвращается к старшему сыну собирать вещи и отчаливать к себе на остров. Там встретила папу с бодуна, сообщила, что теперь она по настоящему счастлива, а то, что она предыдущие 2 часа фильма улыбалась во все 32 зуба, это было так... В общем не успев сообщить подробности ее хватает удар и ее отвозят в больницу. Прогнозы врачей не утешительны - мама ночь не переживет. Там собирается вся семья, только Сюдзи снова задерживается. Все снова ворчат по этому поводу. В больнице папа выясняет у невестки, что оказывается старшего сына на работе есть кому заменить и если они едут в отпуск или надо куда-то по делам, то нет проблем, о пациентах есть кому заботится. В общем понятно, что в итоге только у Сюдзи нашлось время на своих родителей. К утру мама умирает и все понимаю, что нужно снова пилить в родную деревню на поезде, на пароме, на собаках. В общем не близкий путь. И тут снова у всех дела, только Сюдзи с невестой смогли поехать с папой. Сын с дочерью приезжают только в день похорон и тут же уезжают. Дочь попутно пыталась поделить мамины вещи - кимоно, запасы парчи и прочие цацки. Была пристыжена и уехала домой с пустыми руками. А Младшему снова намекнули, что хорошо бы остаться с папой на первое время и помочь, ведь больше некому, все заняты. Хотя у него тоже есть постоянная работа. В общем все поняли, что на самом деле хороший сын у них только младшенький. А поездка вышла грустной из-за чего у папы резкий приступ ухудшения скверного характера, но в конце они с младшим сыном нашли примирение. Но лучше бы никуда не ездили. Так бы и разочарований было меньше и мама была бы жива, так думает папа.

Честно, к просмотру не советую. Думаю по отзыву это видно ))) Хотя фильм мне и понравился, но все равно не советую. Показалось, что фильме много различных клише. Хотя смерть мамы это было внезапно, да. Ну и просто грустный он... горький какой-то. Актеры играют просто как бревна. Но возможно это особенность азиатского кино. Диалоги ужасны. Я, конечно, досмотрела до конца, хотя пришлось смотреть два дня и мне даже хотелось узнать чем же закончится, но если бы не конкурс, то я бы выключила.

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Ёдзи Ямада

19:08, 5 сентября 2017

Автор: Svetlana_

Комменты 35

Комментарий был удален

Аватар

Отличный почт! Все фильмы мои любимые!

Аватар

я бы не смогла третий фильм смотреть, меня тема родителей так трогает( слишком грустно было бы. спасибо за пост!

Аватар

Кстати , всем , кто хочет узнать как на самом деле живут и жили японские женщины. И те , кто хотят узнать какие на самом деле японские гейши , и как они и отношение к ним в Японии менялось во времени , смотрите фильмы Кэндзи Мидзогути. В Японии принято было назначать режиссеров на производство фильмов тех , или иных жанров и тематики, так вот Кэндзи Мидзогути с самого начала карьеры назначили в режиссеры фильмов о женщинах. Посмотрите , составите себе представление о реальной Японии, его фильмы снимались не для иностранцев , а для внутреннего пользования.

Аватар

Советую посмотреть японскую комедию "Бояки" режиссера Макото Вада. Улетный японский юмор )

Подождите...