Дюнкеркская операция - событие в мировом масштабе неоднозначное, как ни крути. В районе города Дюнкерк были блокированы часть британского экспедиционного корпуса, французы и остатки бельгийской армии. Черчилль и Адмиралтейство приняли решение своих вывезти. Для этого были привлечены как армейские корабли, так и малые корабли гражданские - маленькие корабли Дюнкерка - около 700 судов, которые помогли спасти своих. Также помогли и союзники (об этом в фильме не упоминается, но помогал французский флот, а также бельгийские моряки, которые тоже вывозили из окружения солдат).

Гитлер приказал не приближаться к Дюнкерку ближе, чем на 10 км и не использовать танки. Поэтому отступлению войск мешали в основном артиллерией среднего калибра и атаками с воздуха. Разумный ход, позволивший сохранить технику и не устроить подобие Курской дуги, когда пехота шла на танки. Тем более, что тут результат был бы плачевным для союзников. Впрочем, это был 1940 год, до Курской дуги было еще далеко, и даже целый год до "22 в субботу ровно в 4 часа".  

Ситуация под Дюнкерком могла бы развернуться по другому, но надо понимать, 3000 000 - это огромные потери для британской армии, и их было решено избежать. Эвакуация проходила в условиях жесткой бомбежки, однако даже погода была на стороне союзников - достаточно плохая, чтобы были некомфортные летные условия и достаточно хорошая, чтобы эвакуация с воды могла продолжиться. Вывезли многих, в т.ч. почти сто тысяч войск союзников (цифры разнятся, но я решила ориентироваться на больший результат). Однако, при этом около 50 тысяч французов оказались в плену, т.к. операция сосредотачивалась, конечно же, на спасении британцев, своих, а не союзников. Впоследствии союзные войска так и не смогли прийти к единому восприятию этого события: для французов осталось ощущение, что их кинули. Британцы воспринимают это как потрясающую операцию спасения. По мне так правы обе стороны. 

Я вспоминаю начало великой отечественной, как в "котлы" типа Вяземского попадали миллионы и там же гибли, и думаю, что Дюнкерк - это операция, это отношение к людям, на которое стоит ориентироваться. Мне кажется, нам этого не хватало - отношения к войскам не как к штрихам на карте, а как к людской массе солдат, где жертв лучше избегать там, где это можно. Возможно, именно поэтому победу в Великой отечественной я считаю подвигом народа, но не командования. Командованию, по моему очень скромному мнению, явно не хватало заботы о своих, вот этой мысли, которая проходит через всю операцию Дюнкерк: "Мы своих не бросаем!" Мне кажется, Твардовский довольно четко высказал послевоенные метания о неспасенных солдатах:

Я знаю, никакой моей вины 
В том, что другие не пришли с войны, 
В то, что они — кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том же речь, 
Что я их мог, но не сумел сберечь, 
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Собственно, и фильм об этом - о том, что воюют испуганные мальчики, которые уже внутри войск разбиваются на группы "свои/чужие", которые хотят выжить и звереют от этих попыток, маленькие мальчики, внезапно оказавшиеся в аду и не готовые к этому. Вся вторая мировая построена на крови этих маленьких мальчиков. И, конечно, сами мальчики еще не обтесанные годами войны, они зачастую не могут сберечь кого-то, кроме себя, они и воюют совершенно по-идиотски: начали стрелять, бросил ружье, втопил бежать. Но у них есть командование, которое так или иначе помнит о них. И помнит, что может их сберечь.

Нолан довольно неприкрыто показал, что своими в данном случае для командования являются британцы, а вот союзники - они как бы даже и не свои совсем, они нужны как помощь. Это совсем не единый фронт сражений, и я рада, что Нолан не стал скрывать этот спорный исторический момент.

Картина на самом деле для военных фильмов нехарактерная, по крайней мере для наших военных фильмов. Я заметила, что в большинстве случаев сюжет советских военных фильмов строится вокруг концепции: "Умри, но сделай!" (кроме одного, где концепция: "Война- это ад на Земле, иди и смотри на него!"). Дюнкерк же живет в другом ритме: "Сделай и выживи!"  - потому, как мне кажется, зрителю может не хватить некоторого катарсиса. 

Однако атмосфера фильма совершенно потрясающая, держит зрителя в напряжении с первой и до последней секунды, Нолан показал не просто этот животный страх выживания - постоянного выживания, больше ничего - собственно, этим и является задача солдата в войне: выжить и убить. Он, как мне кажется, зашел глубже, отразив некие коллективные внутренние терзания, в которых некий средний солдат существует весь свой путь на войне. 

Мне понравилось многое: то, что нет одного главного героя - их много, разные, могут отличаться, могут быть схожими. То, как фильм избегает шаблонов, мне кажется, он крайне нетипичен для своего жанра. В нем нет зверства, но при этом показано, что человек может озвереть. В нем есть много боли, быстрых смертей, нелепых смертей, но нет смакования жестокости. В нем нет жизни и смерти, есть смерть и выживание как обыденность. Помимо прочего потрясающий визуальный ряд, который сопровождается крайне ненавязчивым и уместным музыкальным сопровождением (спасибо Циммеру).  И это тот случай, когда каждый актер на своем месте - им всем веришь.

Дюнкерк - хороший качественный фильм. Он не будет моим любимым фильмом о войне никогда, но он будет в списке многих лучших. Я ждала его выхода очень долго, я не разочаровалась. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Дюнкерк

13:28, 22 июля 2017

Автор: lisenok

Комменты 113

Комментарий был удален

Аватар

Прекрасная рецензия, спасибо. Я еще отмечу, что картинка визуально прекрасна. Хоть скриншоты делай с экрана.

Аватар

Кому интересно, на ютуб канале Newrockstars сейчас выложили видео с объяснением истории операции Динамо с военной хроникой. Минут на 10, но информативное.

Аватар

Интеселлар меня тоже разочаровал до смешного))

Аватар

С чего такое внимание к этому фильму? Уже третий пост. Такое чувство, будто эти посты, создаются с целью устроить срач. Всегда одни и те же люди бегают из поста в пост и, начинают, что то писать про советское руководство, советских солдат.

Подождите...