Пожалуй, из четырёх сезонов, лето - это самый неблагоприятный месяц для просмотра кино. Во-первых, погода полностью руководит досугом – в тёплые летние вечера приятнее живое общение с близкими и любимыми под аккомпанемент охлаждённого вина, а не пассивное лежание/сидение перед экраном. Во-вторых, сама киноиндустрия весьма скупо одаривает киноманов качественными плодами своих усилий. Лето ­– это пора блокбастеров, франшиз и ванильных ромкомов. Зато осень-зима – благодать для киноманов.

И, тем не менее, последние недели принесли мне знакомство с 3 фильмами, впечатлениями от которых мне хотелось бы поделиться.

По хронологии моих просмотров, этот фильм Франсуа Озона должен был идти в конце, но по суммарному зачёту впечатлений он стоит на первом месте.

Франц (2016)

Но для начала вопрос – можно ли не любить то, что делает этот французский режиссёр? Мне кажется, что Красота – его второе имя. Он красив внешне и, судя по тому, как и что он снимает, он красив изнутри. 

Сюжет разворачивается в 1919 году в маленьком немецком городке. Перед нами девушка Анна (Паула Бер), оплакивающая смерть своего жениха Франца, погибшего на войне. Она живёт с его родителями, которые стали родными для неё, регулярно ходит на кладбище, где ухаживает за могилой того, кто так и не стал её мужем. В одно из таких посещений она замечает, что кто-то оставил букетик роз, а спустя несколько дней видит молодого незнакомца, склонившегося над могилой Франца. Так в её жизни появляется Адриен, загадочный француз, которого по законам времени стоило бы рассматривать как врага, однако по законам сердца семья погибшего видит в нём нить связи с их любимым Францем. 

Что мы знаем об Адриене? Он - музыкант. Он аристократично привлекателен. Хотя это заслуга не столько персонажа, сколько актёра Пьера Нине с неземными внешними данными. Мне он напомнил Сальвадора Дали в молодости.

Кстати, утончённость и рафинированность Адриена способны ввести зрителя в заблуждение. На вопрос о том, как они познакомились, он даёт обрывочные сведения, самым ярким из которых является их совместный поход в Лувр, где они застывают перед картиной Мане с откинувшимся назад мужчиной. Недосказанности, которыми изобилует фильм, создают двоякость происходящего - зрительское заблуждение накладывается на режиссёрскую истину. Мы думаем одно, но Озон приготовил для нас другое. Подвох завуалирован его фирменной эстетикой - музыкой, вниманием к простой и вместе с тем завораживающей повседневности, к языку тела, к глазам персонажей. Он может снимать походку или взгляд так, что оторваться невозможно.

В своих предыдущих кино-отзывах я уже признавалась в своей слабости к чёрно-белому кино, снятому в наше время. Франц в этом смысле стал для меня отдушиной. Пьер Нине и Паула Бер крайне органичны в чёрно-белой палитре, иногда даже забываешь, что они – твои современники. Ей очень идут шляпки и платья с заниженной талией. Ему – костюмы-тройки. Правда иногда герои плавно выходят из чёрно-белого кадра и попадают в цветной. Например, когда Адриен вспоминает моменты общения с Францем (посещение Лувра, обучение игре на скрипке) или когда герои испытывают короткие приливы радости и счастья во время прогулки по живописной пасторальной местности.

Фильм поэтичен и музыкален. То героиня читает Адриену «Осеннюю песню» Верлена на французском, которую она услышала от Франца, то звучит ноктюрн № 20 Шопена, который Адриен исполняет по просьбе родителей Франца на его скрипке.

Во время просмотра я поймала себя на мысли, что, если разбирать весь фильм по косточкам, то в нём наберётся много клише, но они так мастерски обработаны и преподнесены, что даже на хорошо знакомые приёмы растопить зрительские сердца реагируешь полным восхищением.

Фильм цепляет не только своей темой, исключительной операторской работой (за которую Паскаль Марти получил премию «Сезар»), волшебным музыкальным сопровождением, но и превосходной, деликатной игрой всех актёров.

Неизвестная мне ранее Паула Бер могла бы затмить многих популярных актрис-сверстниц из американской кузницы талантов, но прелесть европейского кинематографа как раз и заключается в своей закрытости, индивидуальности и самобытности. Хотела бы я видеть Марину Вакт или Людивин Санье в крупнобюджетных фильмах? Сомневаюсь. Мне нравится обращаться к европейскому авторскому кино, когда перестаёшь верить Дженифер Лоуренс, которая кочует по разным эпохам и сбрасывает шкуру разных персонажей со скоростью света (хотя пора увлечением этой актрисой у меня всё же была). Или, например, Марион Котияр и Пенелопа Крус. Понятное дело, что Голливуд меняет материальное благосостояние этих актрис в лучшую сторону, но он также меняет и их творческий почерк - в худшую. Лучший, на мой взгляд, кинопроект последних лет – Молодой Папа стал таким, каким он полюбился миллионам зрителей из разных уголков мира, из-за того, что самый талантливый европейский кино-художник нашего времени, Паоло Соррентини, пригласил Джуда Лоу сняться с уникальными европейскими актёрами, а не наоборот. Британский актёр раскрыл новые грани своего актёрского эго, потому что рядом были самобытные итальянцы, испанцы и французы. 

Простите, что отвлеклась от Франца. Я бы рекомендовала смотреть этот фильм на языке оригинала с субтитрами, так как использование французского и немецкого является важным инструментом в передаче духа времени. Сама картина - это завуалированная метафора отношений двух стран после Первой Мировой.

Хотя продвинутые критики сравнивают этот фильм с Хичкоковским Головокружением, по настроению и по своей музыкальности он, скорее, напомнил мне немецкого Феникса (2014) с замечательной Ниной Хосс.

Жена смотрителя зоопарка (2017)

Один из тех немногих фильмов, выход которого я отслеживала с начала лета. Я очень хорошо отношусь к Джессике Честейн. Мне кажется, что она не из тех, кто соглашается на любой проект, сулящий кассовые сборы и успех. Она производит впечатление избирательной и очень требовательной к себе особе.

Мой интерес к картине также подогревал тот факт, что фильм основан на реальных событиях, и что в нём рассказывается история не только о людях, но и животных. Немецкая оккупация Польши в 1939 году положила конец Варшавскому зоопарку, который радовал как детей, так и взрослых с 1928 года. Много животных погибло от бомбардировок. Хищников и слонов застрелили по соображениями безопасности. Однако часть животных удалось спасти, и по договорённости зоолога-смотрителя Яна Жабинского с директором зоопарка они были вывезены в Германию до окончания войны.

Мой отзыв на Жену смотрителя зоопарка будет короче, чем на Франца, так как сильных эмоций он во мне не вызвал. 

Уже через 10 минут мне было понятно, что Антонина Жабинская должна была быть исполнена не Джессикой Честейн. К концу фильма, конечно, привыкаешь к её воплощению, но в самом начале я как зритель почувствовала, что она не вписалась в роль. Я не вчитывалась в биографию этой отважной женщины, но, судя по фильму, она была застенчивой и мягкой по характеру. Честейн оказалось непросто переключиться с регистра волевой и несколько стервозной особы из Miss Sloane.  Почему-то представилось, что Наоми Уотс или Эми Адамс могли бы справиться с этой ролью в определённой степени лучше. Возможно, раствориться в персонаже Джессике помешала её сосредоточенность на польском акценте, который во время съёмок она оттачивала с педагогом по речевому мастерству. Я разделяю недоумение критика из Variety, что эта попытка придать фильму достоверность за счет искусственного акцента не увенчалась успехом. Получилась какая-то лингвистическая какофония: рождённый в Германии персонаж Даниэля Брюля на удивление разговаривает на совершенном английском, муж Антонины - Ян в исполнении фламандского актёра Йохана Хельденберга имеет свои особенности произношения, которые не совпадают с польской версией английского у Честейн.

Сама по себе история зоопарка и подвиг семьи Жабинских безусловно способны растопить самое жёсткое сердце. Во время оккупации зоопарк по приказу нацистского зоолога Лутца Хека стали использовать как свиноферму. Под предлогом, что свиней нужно чем-то кормить, Ян Жабинский предложил Хеку использовать пищевые отходы из соседнего Варшавского гетто в качестве корма. Жабинский на своём грузовике под кучами органического мусора вывез более сотни евреев, которых под покровом ночи он и его жена размещали в пустующих вольерах и подземных туннелях бывшего зоопарка. Финальные титры говорят о том, что из 300 спасённых евреев только двое погибли.

Редко какая рецензия на этот фильм обходится без сравнения со Списком Шиндлера. Из общего – разве только факт человечности, ставшей подвигом. На этом сравнение заканчивается. Где-то я наткнулась на определение этого фильма как диснеевской версии Холокоста, которую можно показывать даже детям. Точнее не сказать.

Самый эмоциональный момент вообще не связан ни с евреями, ни с нацистами, ни с Холокостом. Героем трогательной сцены в начале фильма становится задыхающийся умирающий слонёнок, которого героиня Честейн реанимирует при помощи искусственного дыхания.

На мой вкус, фильм получился каким-то сахарным и кошерным. Некоторые детали ставили под сомнение реальность разворачивающихся событий. Сложно было поверить в то, что скрывающиеся в погребе евреи стали бы в здравом уме разрисовывать стены звёздами Давида и выдавать тем самым своё присутствие в тайном укрытии. Таких моментов в фильме несколько. Они мне показались совершенно абсурдными и ненужными. Стоит просто забить фамилию Жабинских в поисковой строке, чтобы понять, что история их жизни в своей оригинальной, сырой версии являет собой пример готового сценария, для которого не нужны ни приукрашивания, ни преувеличения.

Пожалуй, самое сильное впечатление произвёл Йохан Хельденберг. Замечательно сыграл отверженного, скромного, любящего свою семью, преданного своему делу, смотрителя зоопарка. 

Their Finest / Их звёздные полтора часа (2016)

К британскому кино я неравнодушна, а когда в главной роли Джемма Артертон, то я сразу вношу фильм в свой блокнотик. В качестве соучастника просмотра я выбрала сестру, для которой имя Артертон - пустой звук, зато на имя Сэма Клафлина её сердце отзывается так, что слышно даже мне. Я не буду отрицать его симпатичность, но почему-то он у меня прочно ассоциируется с гипер-подвижными бровями Эмилии Кларк, которая не могла сдержать свою выдающуюся мимику в приторной драме До встречи с тобой и тем самым очень отвлекала меня от красивого лица Клафлина.

Итак, драма Their Finest в широком контексте повествует о жизни в разгар Второй Мировой Войны. В узком - о попытке британского министерства информации поднять настроение своей нации и убедить США  вступить в войну, создав кино-пропаганду “о доблестях, о подвигах, о славе” британского народа. Деятели культуры хотят, чтобы британцы не падали духом, а янки, проникшись военным пафосом, решили поддержать британских солдат и записаться в добровольцы. 

Дело поручено молодому и угрюмому сценаристу Тому Бакли (Сэму Клафлину). Несмотря на особенности своего непростого характера, он вовремя осознает, что на войне все средства хороши и обращается за помощью к Кэтрин Коул, задача которой - написать женские диалоги и рассказать о трудностях военного времени с женской позиции.

Бакли и Коул работают бок о бок, не всегда гладко, но результативно. Вместе они создают сценарий, отвечающий требованиям министерства информации. Фильм имеет несколько слоёв: драма (личная жизнь героини, её взаимоотношения с Бакли), комедия (за смешные моменты ответственен несравненный Билл Найи, исполняющий роль актёра, чьи амбиции находятся в рассвете, а карьера и слава - в зените) и сатира (мы попадаем в закулисье кинематографа в военный период). 

Their Finest кому-то может показаться скучным. В нём отсутствует голливудский размах и масштаб. Зато присутствует настроение  того периода - страх и неуверенность не исключают желания жить, работать и любить. У режиссёра этого фильма, датчанки Лоне Шерфиг, есть свой стиль. Как и драма о взрослении Воспитание чувств (An Education), Their Finest снят в лучших традициях ретро-драмы. 

Джемма Артертон, как всегда, играет сдержанно-сентиментально. Её взаимоотношения с Бакли, их частые препирания, неловкие попытки сближения и какая-то наводящая тоску симпатия друг к другу напомнили мне экранизацию Томаса Харди Вдали от обезумевшей толпы с Кэри Маллиган и Матиасом Шонартсом. Но, увы, Их звёздные полтора часа имеют совершенно иной конец. Моя сестра была очень удручена раскладом. Она находится ещё в том волшебном возрасте, когда можно обидеться на фильм за то, что планы режиссёра на её любимого актёра не совпали с её собственными.

Я же замечу, что буду с нетерпением ждать следующего фильма с Сэмом Клафлином, так как после этого я избавилась от навязчивого видения бровей Эмилии Кларк, но зато у меня появилось опасение, что на этого актёра наведена порча, так как он уже в который раз резко обрывает своё присутствие на экране.

P.S. То, что все три фильма в данном обзоре имеют отношение к войнам, - абсолютное совпадение.  

Подпишитесь на наш
Блоги

Кино-пост: о недавно увиденном

00:14, 19 июля 2017

Автор: mar_adentro

Комменты 14

Аватар

Жена смотрителя зоопарка - мимими, но кино плоское и пластмассовое, совершенно пустое. Честейн и звери чудесные, конечно. Франц ужасно понравился. Their Finest еще не смотрела, спасибо за наводку! посмотрю обязательно, неровно дышу к Артертон и подобному хронотопу))

Аватар

За Франца отдельное спасибо, скачав его не ожидала от него ничего особенного, но начав просмотр просто утонула в фильме на 2 часа..очень гармоничная работа...все в ней к месту...актеры...музыка...и черно белый цвет.

L

О, даже и не знала, что у озона новый фильм, надо глянуть, люблю его) Жена смотрителя... уже по трейлеру было ясно, что очередная американская хня, не даются им подобные фильмы, имхо Про европейских актеров в точку, я недавно посмотрела фильм "шоколад" французский, про клоунов, шла смотреть на Омара Си, это который звезда фильма 1+1, а вышла потрясенная игрой джеймса тьерре, как выяснилось, внука Чарли Чаплина. Фильм не шедевр может, но посмотреть стоит)

Аватар

Озон именитый режиссер,и его работы не проходят стороной,все что связано с животными,я смотрю глотая слезы..вот такая я впечатлительная

Аватар

Франц - один из лучших фильмов, что я посмотрела в 2016, волшебное кино, как передан дух времени! "Из звёздные полтора часа" мне доставил огромное удовольствеи, правда в лучших традициях, Джемма и Сэм там такие очаровашки, а конец... да... Очень люблю Джессику, но в Зоопарке она была слабым звеном почему-то, наверное слишком красивая )))))

Подождите...