Балет в России больше, чем балет. Эта громкая фраза отчасти справедлива. Императоры Николай I, Александр II, Александр III, И, разумеется, Николай II очень любили классический танец (некоторые из них и балерин, но только никому не говорите об этом). В советский период балет не потерял популярности у первых лиц государства – Сталин, Брежнев были завсегдатаями Большого театра. Нынешнего нашего президента больше интересует спорт, нежели искусство, а вот премьер-министр часто мелькает в царской ложе, чаще всего с супругой (кстати говоря, на балете не спит). Большой Балет стал визитной карточкой страны, если и есть русские бренды, которые знает весь мир, то Большой театр – один из них. Bolshoi – то слово, которое знают иностранцы, не владеющие русским языком от слова совсем.

Мир балета достаточно закрытый, связано это, прежде всего с тем, что танцовщики изолированы от окружающих на протяжении практически всей своей творческой жизни: в училище занятия у станка дополняются общеобразовательной программой и «хореографической теорией» - у детей практически нет свободного времени, а если и выдастся часок-другой, они проведут его с однокурсниками. Небалетным детям очень сложно понять балетных – их головы забиты разными вещами. Дисциплина, занятия у станка, растяжка, всяческие ограничения (о да, из учебного заведения запросто могут отчислить за лишний вес) – всё это изолирует будущих артистов от «нормальных» людей. После училища юноши и девушки поступают на службу в театр – и там, в зависимости от количества спектаклей в афише, у них будет максимум два выходных в неделю (официальный ток вообще один. В Большом – понедельник, в Стасике – вторник). Про праздники тоже придется забыть, на Новый год серия Щелкунчиков обеспечена. И опять таки артисты балета репетируют по шесть часов в день, потом спектакли, гастролируют по другим театрам, участвуют в конкурсах – вся их жизнь крутится вокруг искусства танца. И круг общения у них специфический – люди, так или иначе имеющие отношение к балету (сотрудники театров, продюсеры, импресарио, балетные критики, чуть реже журналисты из глянцевых журналов, коллеги, танцовщики других направлений). Замкнутое пространство, если сравнивать, к примеру, с актерами драматического театра.

Балет окутан самыми разными мифами, секретами и загадками. А люди очень любят, когда им приоткрывают завесу тайны. Валерий Тодоровский в своем новом фильме «Большой» занимается как раз этим. Рецензий на этот фильм много, но я советую почитать Татьяну Кузнецову – в отличие от всех кинокритиков она балетный человек, и  знает, о чем пишет. Здесь же поделюсь своими впечатлениями от просмотра.  

История банальна – одаренная провинциальная девчушка поступает в МГАХ, где ее ждут все прелести балетной жизни. К ней очень хорошо относится ректор заведения, в училище у нее появляются друзья. Она – одна из лучших студенток на курсе, наверняка попадет в Большой после выпускного спектакля. Но жизнь порой складывается не совсем так, как мы себе рисуем в мечтах.

Фильм снят в лучших традициях Тодоровского – много музыки, красивые планы, яркие персонажи. К моей великой радости, штампов практически нет. Режиссер отказался от истории борьбы и соперничества, когда в ход идут все средства (не было порезанных пачек, стекла в пуантах) – за этим вам к Дарену Арановски. В «Большом» показана история типичного артиста, танцующего в кордебалете, как будто рассказанная режиссеру и сценаристу из первых уст. «Я была лучшей на курсе, одаренная сверх меры, в училище пахала, аки конь, главную партию на выпускном давали, а прыжок-то какой…» - так и видится мне артистка балета на пенсии (которая наступает, кстати, в 38 лет), делящаяся подробностями своей жизни за бокалом вина (а может чего покрепче).

Фильм снят неплохо – да, всем понятно, что резать хронометраж пришлось по живому,  вероятно, осенью нас ждет сериал. Много правды: пути ребят из училища после выпускного расходятся, далеко не все связывают свою жизнь с танцем. Рек слез можно было бы избежать, если бы и дети, и родители (!) прислушивались к мнению педагогов и воспринимали отказы и отчисления нормально, а не как личное оскорбление. Терзания о том, что «лучше бы я жил нормальной жизнью» тоже присутствуют – и это правильно. Но есть и откровенная ерунда, от которой брови взлетали к Аполлону и его квадриге. Первые лица государств, если и вмешивались в балетную рутину, так максимум, чтобы дать указания, кого можно отправить на зарубежные гастроли, а кого не стоит. Уж в балетное училище они не лезли никогда – не тот масштаб. Да, девушка, станцевавшая главную партию на выпускном спектакле, имеет больше шансов сразу попасть в театр, но на выпускном спектакле жизнь не заканчивается. Театры устраивают конкурсные наборы – да, с улицы никого не возьмут, но если артист одарен невероятно и обладает феноменальной техникой – двери для него будут открыты. Дисциплина в театре хоть и не такая строгая, как в училище, но хамить педагогам-репетиторам или режиссерам, ведущим спектакль, не принято – кордебалет вообще о таком мечтать не может. Приглашенная звезда репетирует и танцует партию, на которую его/ее позвали, но кто ж ему даст составы утверждать. Совместный генеральный прогон для двух балерин вообще поверг в шок. Ляпы эти подпортили ощущение от просмотра, но в целом, фильм приятен и неплох.

Актеры со своими ролями справились (Алиса Фрейндлих великолепна, Николя Ле Риш играл самого себя, конечно, но делал это здорово, главная героиня напоминала мне Екатерину Крысанову), МГАХ и Большой театр нужное настроение зрителю обеспечили.  Но вот самой истории не хватило «одержимости»: главная героиня как будто и не мечтает о Большом балете, вообще непонятно, почему этот театр так манит, почему тысячи родителей отдают детей в балетные училища, прекрасно осознавая, что их ребенка ждут непомерные физические и психологические нагрузки, суровейшая дисциплина, что век артиста короток и тому подобное. Возможно, этот недостаток исправят в полной версии, в формате многосерийного фильма, там же нам «раскроют» и других персонажей, которых явно урезали для большого экрана. Но смотреть сериал я, пожалуй, не стану – в фильме я увидела все, что мне было нужно, а история не потрясла меня настолько, чтобы я захотела погрузиться в нее и изучать ее в деталях.

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Большой. Версия Тодоровского

14:53, 16 мая 2017

Автор: ShampagneGirl

Комменты 61

Аватар

По поводу ваших "несогласий". Первые лица государства могут вмешаться во все. Или очень близкие к первым лицам государства люди. Примеры? "Поразительные" восхождения и падения Волочковой и Баскова, Винокур и даже Цискаридзе. Хрен бы Волочкова осталась примой, если бы не покровительство ее поклонников - но как покровительство кончилось, так ее и погнали, причем довольно грубо. Басков в 22 года пел Ленского на сцене Большого. Басков! Ленского! На сцене, где Ленского пели Лемешев и Козловский. О том, как стала солисткой Анастасия Винокур - ходят вполне определенные слухи: ее отец прямо просил дочку продвинуть (продвинули в итоге только до солистки). А Цискаридзе (великий танцор, да) сел в кресло "вагановки" против устава этого заведения - благодаря дружбе с женой Чемезова. Так что вы меня удивляете, когда говорите, что легендарный педагог не могла пойти к своему покровителю в высокий кабинет и попросить об одолжении. Приглашенные звезды первой величины вполне могут высказать пожелание о составе участников (а уж о втором составе - это вообще малость - и того легче). Так же вполне нормально объяснено, почему Ольшанская оказалась в кардебалете. После того, что произошло на выпускном спектакле (а особенно после - с героиней Фрейндлих), стало ясно, что Ольшанская хоть и талантливая, но нестабильная, на нее нельзя положиться. Поэтому кардебалет. Кроме того, именно с кардебалета зачастую начинается карьера даже тех, кто все-таки танцевал главную партию на выпускном спектакле. Просто мест даже простых солисток может и не быть. И к тому же это очень хорошая проверка - стабилен ли человек, дисциплинирован ли, готов ли побыть "просто солдатом". Вишнева вон еще учась в училище получила сольную партию. Но в театр была принята лишь простой балериной, только через сезон стала солисткой. Так что судьба Ольшанской - очень даже достоверна. Она подвела руководство училища. Поэтому и стояла пятым лебедем в третьем ряду.

Аватар

С десяти лет обожаю рассказ Юрия Короткова "Виллисы". Потом посмотрела фильм Танцующие призраки. И влюбилась в этот фильм. Фильм снимался в такое суровое время. Вышел в 92г. В главных ролях Анна Пономарева и сын Игоря Ясуловича Алексей; и моя любимая Ирина Метлицкая, Юрий Яковлев, Ирина Купченко, мой обожаемый Виктор Авилов, Алексей Серебряков. Очень реалистичный срез о жизни выпускниц балетного училища. Очень и очень рекомендую как и этот фильм, так и рассказ. Тем более Юрий Коротков сам снимал. Больше он фильмов не снимал. А вот написал очень много. Я еще люблю у него Аварию-дочь мента с юной Оксаной Арбузовой (впоследствии ставшей женой Ивана Охлобыстина), Дикую любовь с юной Ксенией Качалиной, 9 роту, также он писал сценарий с Валерием Тодоровским и Ренатой Литивиновой, и с Иваном Охлобыстином Мусорщика. В общем очень люблю его творчество. В общем я бы побежала в кино еще в день премьеры, но подружка просила подождать. Поэтому только вот приехала из кинотеатра. Фильм очень напомнил мне Призраков. Та же девочка Юля, бедная семья и возвращение домой перед гос экзаменами, та же шокирующая бедность, Кризис в любви и в себе перед самым важным выступлением. Но история осовременнена. Александр Домогаров и Алиса Фрейдлих отлично сыграли. Их истории мне понравились. Сама главная героиня нет. Она как то бывает груба и не логична. А вот Юлии из истории 92г абсолютно верилось и даже чем то хотелось завидовать. Зато ее соперница и подруга интересная девушка и какие же отличные данные. А еще лично мне бросалось в глаза, что главная героиня сильно старше 18лет. Посмотрела в инете-ей 28лет, вот на них она выглядит. А вот девочка, которая ее играла в детстве, очень талантлива. А вообще, я решила сводить на этот фильм маму, мало что сейчас выходит в кинотеатрах, куда можно ее сводить. Когда фильм закончился-в зале была гробовая тишина, как то очень резко...

Аватар

Самое забавное, что главная героиня получила предложение на пробы в вконтакте и долгое время думала, что это чья-то шутка

Аватар

Вы знаете, моя сестра учиться в МГАХ. Моя семья очень далека от мира балета, поэтому когда сестра в три года увидела балет по телевизору и заявила, что хочет стать балериной, то мама только улыбнулась и все. Никто не воспринял это всерьез) некоторое время спустя около дома открылась балетная студия для детей, и мама записала туда сестру для общего развития. Осанка, фигура, хобби. Довольно быстро сестру перевели в старшую группу, а потом и вовсе главный преподаватель - бывшая балерина большого - разглядела в сестре что-то и предложила заниматься с ней еще и отдельно. и постепенно балет занял все ее мысли. Остаться без балетного урока было самым страшным наказанием. Дальше она захотела пробоваться поступить в МГАХ. Никто опять таки супер серьезно к этому не отнесется. Даже наоборот, никто в ее успех не верил, папа и вовсе был против. Решили, ну пускай попробует, не получится и пойдем жить дальше и готовиться к юрфаку))) Балетный мир - сложный, тяжелый, жестокий. Никто такого для своего ребенка у нас не хотел. Однако, она поступила с первой попытки и теперь учится там уже 4 года. Стоит первая в классе, принимала участие в постановках большого - Марко Спада, Щелкунчике и других, ездила на гастроли, принимала участие в открытии параолемпийских игр и прочее прочее. Занимается также частно. Балет у нее 7 дней в неделю. Очень сложно, очень тяжело. Но она упорно идет вперед. Остаться без балета для нее - самый страшный сон. Когда особенно тяжело родители предлагают все бросить, но она ни в какую - хочет танцевать. Я к тому что далеко не все родители мечтают с пеленок увидеть своих детей олимпийскими чемпионами или там артистами балета. Иногда желания маленького человека настолько яркие и страстные, что он идет к своей цели как маленький танк и остановить его невозможно, как бы тяжело ему не было, как бы не стирались ноги в ошметки, как бы не болели суставы и как бы не были строги тамошние преподаватели.

Аватар

Во время просмотра фильма Юля Ольшанская в некоторых сценах мне внешне напоминала Номи Мэлоун)) хотелось в видеоряд и сценарий добавить некого драйва, экшена, интриг, шоу, динамики,эмоций- создать эдакий Show Girls Большого))

Подождите...