Вот и настал мой вечер киношанса! На раздаче «Киноигры» мне досталась канадская актриса с французским гражданством Мари-Жозе Кроз. Как выяснилось, ничего о ней толком не помню и не знаю, хотя знакома с парой крупных фильмов из её фильмографии. Лицо Мари вызвало тёплые приятные эмоции, примерно такие, какие во мне всегда вызывают Наоми Уоттс и Клеманс Поэзи. Но больше всего обрадовалась возможность увидеть чуть больше европейского кино, чем я обычно смотрю. Особенно, французское кино – особая статья кинематографа. А уж ирландское … !  Приятные открытия гарантированы!

Не спеша перебрала фильмы с её участием, остановилась на Вильневе, отложила Вильнева в сторону, отбросила все сериалы и фильмы без внятной аннотации - примерно так выглядел процесс отбора.  Выбирала тему - получилось четыре фильма. И один фильм я выбрала сразу, безоговорочно и не могла дождаться, когда посмотрю его. О нём скажу позже, в самом конце.

Итак, представляю вашему вниманию квартет из фильмов с участием голубоглазой Мари.

№1, «Нашествие варваров», Канада, Франция (2003). Сугубо авторская картина, когда автором сценария и кинорежиссёром выступает один человек – Дени Аркан. Это яркая черноватая комедия с блестящими едкими диалогами, заставляет похахатывать над трагичными моментами человеческой жизни. Тема: постепенное расставание больного человека с жизнью и близкими людьми, и   неизбежное прощание с родителями навсегда. Каст – почти весь плохо знакомый, но прекрасно подобранный.

Герою фильма Реми, пенсионеру, историку, социалисту и распутнику, ставят неутешительный диагноз. Благодаря сыну главного героя, с которым тот находится в постоянном конфликте, к больничной койке  съезжаются друзья. Все герои фильма сближаются. Вместе они проводят незабываемые дни. Героиня Мари - Натали, дочь одной из подруг-любовниц, героинщица со стажем. С её помощью умирающий приобщается к наркотическому кайфу как непознанному ранее удовольствию и средству облегчения боли, когда простые обезболивающие уже не помогают.

Это второстепенная роль, но она несёт в себе большую драматическую составляющую. По крайней мере, чуть ли не благодаря ей одной, а также Сильвен, дочери Реми, я почувствовала всю серьёзность и трагичность фильма. Все остальные юморят! Одновременно высмеивается состояние канадской медицины, полуактивная борьба полиции с наркоторговлей, иронизируют по поводу общественных порядков, карьерных устремлений и современных человеческих взаимоотношений. Немного смазан финал. Смотреть фильм стоит.

№2, «Месть бедняка», Франция (2007), фильм Лорана Бутонна снят по роману Эжена Ле Руа, более чем столетней давности.

Действие фильма начинается как раз в тот самый год, когда лозунг Великой французской революции «Свобода! Равенство! Братство!» потихоньку сдали в утиль, а создатель Первой французской империи Наполеон Бонапарт вынужденно отрёкся от престола. Франция сжалась до первоначальных размеров (внутри её расквартированы коалиционные русские и так далее войска, Александр II диктует что-то сенату и Людовику XVIII). Начался период Реставрации французской монархии, а вместе с ним забрезжило восстановление феодальных прав высших дворянских сословий, примчавшихся из эмиграции за былыми титулами, деньгами и землями. Но это всё не показывают, а показывают как ….

… Весёлая собака крестьянина, живущего с женой и сыном Жако в лесу, помешала графской псовой охоте на оленя. Все аристократические охотники  являются на крестьянский двор, убивают собаку и нападают на её хозяев. Крестьянин на самом деле оказывается отставным полковником наполеоновской армии, сейчас он изгой, но прекрасный воин. Он стреляет в одного из графских слуг и вынужден скрываться; за его поимку назначена бешеная сумма. В конце концов он оказывается в суде, и его отправляют на каторгу. Мать Жако (прекрасная Мари-Жозе Кроз) требует от сына клятвы о мести. Однажды зимней лунной ночью, оказавшись на церковном кладбище, мальчик просит маму и папу забрать его к себе на небо. Но оказался он на церковном кладбище, и был спасён. Слова католического кюре, друга шевалье-заговорщика-революционера, приютившего мальчика-сироту- протестанта и сына преступника, «Только милоседие нас возвышает» проходят лейтмотивом через весь фильм. Знакомые актёрские лица здесь - Гаспар Улье (Жако) или Чеки Карио (шевалье). Мальчик вырос красавцем и героем, как и его отец, и акт мести совершился. Как, не скажу. Достойным образом в условиях социального неравенства, когда дворяне позволяют себе именовать крестьян и прочих граждан скотом, смотрят с презрением, применяют телесные наказания и пренебрежительно разговаривают через губу.

Никогда не думала, что когда-нибудь назову фильм затянутым, но это так. Пасторальная картинка и неспешный характер фильма нарушается иногда быстрыми сценами насилия. Сюжету свойственна лёгкая наивность. С трудом досмотрела, но картина прекрасна как фильм для юношества, полусказка, тут и преодоление, и борьба, и любовный треугольник, множество красивых юных (на тот момент) французов, лет десять назад я бы смотрела его с большим упоением. Хорошая работа художественного цеха украсила фильм и даже номинировалась на какие-то сезаровские призы.

№3, «Балкон с видом на море», Франция (2010). Наконец, мы добрели до фильма, в котором у Мари-Жозе Кроз главная женская роль. А партнёр у неё не кто-нибудь, а Жан Дюжарден!

Сюжет фильма достаточно прост. В наше время, когда во Франции ветшают и продаются родовые гнёзда, безупречный сотрудник агентства недвижимости Марк сделал отличную карьеру. Он живёт в прекрасном доме с зелёными насаждениями и бассейном, женат на  дочери старшего партнёра фирмы, у них растёт дочь, которая как всегда для любого мужчины – похожее на него воплощение идеальной девочки, женщины, которую сам же и создал. Однажды Марк встречает богатую клиентку, приобретающую поместье, в которой узнаёт подругу детства. Ему кажется, что он видит Кати – девочку, в которую был влюблён, когда их семьи жили в Алжире. У них было опасное детство, отец Кати, коммунист, поддерживал, семья Марка покинула страну, и дети оказались разлучены навсегда. Спустя двадцать пять лет несбывшаяся мечта позвала нашего героя …

Прекрасный фильм, сдержанное повествование, тихая история любви, много затаённых переживаний. Примерно посередине фильма происходит сюжетный поворот, придающий истории новый вектор. И если в начале фильма зрителю кажется, что герою придётся делать один сложный выбор, то в конце оказывается, что приходится сделать совсем другой! Стоит пересмотреть.

А вот за то, что представился случай посмотреть следующий фильм, надо быть благодарной судьбе и «Киноигре»!! Не понимаю, как я умудрилась пропустить этот фильм в своё время и почему ни разу не вернулась к нему за два последние два года. Это настоящая жемчужина,  которая не сразу заметна среди блестящего хлама. Его можно сравнить с глотком свежего кристалльно чистого воздуха, от которого, несмотря на привкус горечи, приходишь в тихий восторг, который сменяется грустью.

№4, «Голгофа», Ирландия (2014). Снова авторская картина, киносценарист и режиссёр Джон Майкл Макдона(х), брат моего любимого ирландского драматурга и режиссёра Мартина Макдона(ха).  Интересно, что Джон Майкл хотел стать писателем, но не сложилось, а Мартин попробовал вслед за ним и стал драматургом. Джон – автор фильма «Однажды в Ирландии», Мартин – автор фильма «Семеро психопатов».

Да. «Голгофа». Премьера фильма состоялась на американском фестивале независимого кино «Санденс», а месяцем позже, представленный в программе Panorama в рамках Берлинского кинофестиваля, завоевал приз экуменического жюри.

Нечасто встретишь настолько чёткое и ясное авторское высказывание. Заглавная сцена фильма: крупный план католического священника в исповедальне, и голос прихожанина, признающегося, что в детстве он стал жертвой священника-педофила (популярная сейчас в кино тема, но как она решена!) И поэтому он хочет убить хорошего священника, отца Джеймса. Чтобы это стало шоком для всех. Убийца предупреждает, и даёт ему ещё семь дней, с воскресенья по воскресенье,  чтобы привести дела в порядок. Которые  на самом деле отец Джеймс тратит на то, что продолжает исполнять свой ежедневный долг помощи, утешения и наставления. Семь дней жизни пастыря, которые могут стать последними. «Встретимся на пляже, у воды». Святой отец узнаёт угрожавшего по голосу – это один из жителей его прихода. И вроде бы перед ним стоит выбор: заявить или положиться на волю Божию? Выбор очевиден. Ожидание выстрела приходит к отцу Джеймсу в образах сновидений. А  зрителю остаётся  гадать: кто же убийца? почти до самого финала. Обстоятельства указывают на многих.

В этом фильме сошлись звёзды не менее любимых мною Брендана Глисона и Келли Райлли. Диалог отца и дочери, снова обретающих друг друга.

Здесь остроумные и забавные диалоги - то, что я люблю. Множество сочных характеров и естественной актёрской игры supporting персонажей. Блестящий кастинг!  Есть такое понятие «герой-функция». Мари-Жозе Кроз досталась функция донести позицию автора Джона Майкла Макдона(ха) до зрителя. Она сыграла жену французского ихтиолога, попавшую вместе с мужем в лобовое столкновение на ирландской дороге. Муж погиб, жена выжила. Долг священника свёл с ней во вторник: отец Джеймс отпел её мужа, а она говорила о том, что люди несчастливы от того, что в их жизни очень мало любви. И ещё потом, в субботу. Её героине принадлежит важное высказывание: «Иногда мне кажется, что я не выдержу … но я выдержу».

Мудрый фильм, говорящий предельно просто, иронично и серьёзно о важных и сложных вещах. Сущности веры и души человеческой, бессмертной, если она не умерла при земной жизни. Прощение может воскресить такую душу. «Умение прощать серьёзно недооценивают». И главный вопрос к себе и коллегам: зачем ты стал священником, если это не твоё высшее призвание? Почему ты не бухгалтер? Люди – жертвы других людей. Круговорот не остановить, но можно попытаться. Добро и зло борются в наших душах, и результат этой борьбы выплёскивается в наш мир. А на таких людях, как отец Джеймс, Земля наша держится, как на гвозде. Он не просто пастырь, он мудрый отец всем, наставник, советчик, слушатель и утешитель.

Немного путаюсь, слишком много эмоций и сложных мыслей. Однозначно смотреть всем. Это фильм о руинах человеческого гуманизма. Борюсь с желанием тут же пересмотреть «Голгофу». И сейчас я могу сказать: я люблю, люблю этот фильм!

PS. Я немного сокрушалась, что мне не достался какой-нибудь классик, вроде Майкла Кейна (или Ингрид Бергман в категории «Ж»), но вчера случился небольшой шок: подарок от Всемирного фонда дикой природы мне доставил курьер с внешностью, очень сильно напоминающей внешность Майкла Кейна, только в возрасте лет 57-58. Вот такие москвичи бывают!

Блоги

КИНОИГРА. Прекрасная Мари-Жозе Кроз.

00:59, 29 марта 2017

Автор: Lyubistok

Комменты 75

Аватар

Спасибо. Добавила Голгофу к себе в must see.Barbarian invasion смотрела в оригинале и героиню Мари-Жозе запомнила, хотя Ее роль и была не главной. Балкон с видом на море понравился и оставил грустное послевкусие.

Аватар

Да, "Хороший год" вызывает самые тёплые чувства, понимаешь, как же надо жить. Настроение, действительно, улучшается! Смотрела дважды, в кинотеатре и так

M

Голгофа -фильм светлый, но очень тяжелый все-таки. Я его до сих пор помню. но пересматривать боюсь, очень сильный эмоциональный отклик вызывает. Лоранн Бутонна - а Джорджино вы смотрели? Нашествие и Балкон тоже себе запишу в виш-лист, у нас совпало отношение к братьям Макдонах, так что, надеюсь, эти мне тоже понравятся.

Комментарий был удален

Аватар

Голгофа - прекрасный фильм! И не забывается, хотя я его давненько посмотрела. Про эту актрису я не знала, а сейчас знаю, кто в Голгофе сыграл. Спасибо автору и Кино-игре.

Подождите...