Опубликовано пользователем сайта

Про кино

Киноигра: Юрий Богатырев

69
Киноигра: Юрий Богатырев

Единственный российский актер в Киноигре, подхваченный в другом посте, не самый мой любимый, но тем не менее, попробую отработать миссию достойно.

Во-первых, 2 марта Юрию Богатыреву исполнилось бы 70 лет, по этому поводу в фейсбуке кинокритика Ирины Павловой появился пронзительный пост, который, в общем-то, и сподвиг меня на то, чтобы все же отстоять Богатырева в Киноигре. Пост я приведу ниже, т.к. он очень длинный, но кому интересно - почитайте, очень душевно.

Я не особо люблю Богатырева, как я уже сказала в начале, но то, что этот актер - особое явление в нашем кино, я не могла не заметить даже своим неприязненным взором. Откуда взялся неприязненный взор? Из советской детской программы Будильник, где я ожидала веселой движухи, а вместо этого Богатырев голосом маленького мальчика читал мне рассказ Зощенко про елку.

В пять лет я этого не оценила и затаила обиду. После этого каждым своим появлением этот актер вызывал у меня закономерный рефлекс. Но тут случилось неожиданное  - на студенческой вечеринке парни вдруг сели  и сказали, что сейчас мы будем смотреть мегакрутой фильм про настоящих мужчин. Ну ОК, я села и приготовилась к прекрасному. И тут на экране появился ОН.  Говорят, Михалков не хотел брать его в фильм, не хватало ему в Богатыреве мужественности (...) , он поставил ему условие похудеть для роли, и Богатырев сделал это, получил роль - и сыграл идейного красноармейца Егора Шилова в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих" - одну из своих лучших ролей в одном из лучших фильмов Михалкова.

Тут я должна признаться, что пост несколько жульнический, т.к. по правилам Киноигры я должна была бы посмотреть хоть один новый фильм с Богатыревым, но дело в том, что я все его лучшие киноработы видела, некоторые совсем недавно ("Родню" вот впервые посмотрела полностью только не так давно), а за эти выходные посмотреть что-то новое с ним я уже не успела. Так что прошу прощения.

Но зато старый фильм   "Свой среди чужих, чужой среди своих" в целом укладывается в концепцию нашего проекта - именно после него я посмотрела на Богатырева другими глазами. Нет, я не стала его фанаткой, но я поняла, что он прекрасный актер. У Богатырева была довольно специфическая внешность - эти надутые губы придавали ему вид обиженного ребенка, поэтому именно в ролях не от мира сего инфантильных, персонажей он был предельно органичен (Манилов в "Мертвых душах" или Сергей Павлович Войницев в "Неоконченной пьесе для механического пианино", да и писатель из Ералаша тоже оттуда же).

Но безмерное мое уважение он заслужил тем, что постоянно выходил из зоны комфорта - тот же Шилов, например, или Штольц из "Обломова" - это совсем не интеллигентные мямли, рассуждающие о прекрасном. Это такие вот канонические настоящие мужчины - мужик сказал - мужик сделал. И будь я режиссером, Богатырев был бы последним актером, которого бы я позвала на такую роль, однако он их играл и играл прекрасно.

Наконец, еще одним интересным персонажем в исполнении Юрия Богатырева для меня стал негодяй Ромашов во второй экранизации "Двух капитанов". Эта книга в детстве стала для меня открытием, я тяжело продиралась через первые страницы, но когда втянулась, не могла оторваться, поэтому я очень пристально и пристрастно смотрела экранизацию. Так вот увидев Богатырева в роли Ромашова, я возрадовалась - я же его не любила, а тут паззл сложился (ССЧЧСС я еще не видела тогда), но, наверное, именно этой ролью Богатырев тогда произвел на меня впечатление. Не так, как Шилов, и тем не менее. Спустя много лет я не помню, кто играл там главного героя, не помню Катю, женщину, за которую шла такая битва, но я помню Ромашова в исполнении Богатырева, потому что при всем отвращении, которое вызывал его герой, эта его огромная любовь к Кате, которая и толкала его на всякие гадости, впечатляла гораздо больше, чем чувства положительного героя.

Последней ролью Богатырева стала роль короля в довольно (для меня) проходном фильме "Дон Сезар де Базан" с невозможно красивой Анной Самохиной и Д'Артаньяном Боярским в главной роли. У фильма на КП неплохой рейтинг, но я такое кино не люблю. Впрочем, Богатырев как всегда играл прекрасно - самоиронично и трогательно даже. Когда он умер, ему и 42 не было, это ведь очень рано, но успел он довольно много, и это просто замечательно.

А теперь, собственно, тот пост Ирины Павловой, после которого, вы, наверное, все написанное выше посчитаете любительским бредом, да и пусть) Я в целом ради него Богатырева в Киноигре и подхватила.

Пост из фб Ирины Павловой к 70-летию со дня рождения Юрия Богатырева

В начале 1989 года, не дожив двух месяцев до собственного 42-летия, умер актер Юрий Богатырев.
На протяжении предыдущих 14 лет это лицо, состоявшее, кажется, только из ясных светлых глаз и больших детских губ, взывало с экрана к добру и справедливости, заранее зная, что глас его - глас вопиющего в пустыне.
Ни прежде, ни потом наше кино таких лиц не знало, и Богатырев словно для того и появился, словно оттого и был так недолго, чтобы загадать загадку и оставить её без ответа.
Он не принадлежал ни к одному из известных дотоле актерских типов. Это был уникальный феномен, и как всякий уникум классификации не поддавался.
Он не создал себе в кинематографе устойчивого имиджа, не был ограничен рамками амплуа, словом, не тащил за собою шлейф героев определенного социального или человеческого типа, усердная и планомерная разработка которого, обыкновенно, и приносит актеру кинематографическую известность (хотя мало чья популярность была вровень популярности Богатырева).
Каждый из его персонажей был дитя человеческое, которое могло вырасти и в умного, и в доброго, и в дурака, и в гения, и в злодея, и в героя - по обстоятельствам и воспитанию. Едва ли не все они были своего рода "перевертышами", когда за очевидностью, как за маской, обнаруживалось иное лицо, на поверку тоже вполне могущее оказаться маской, скрывающей третью сущность, и так до бесконечности. Он словно вобрал в себя весь генотипический спектр человечества, и извлекал из этой бездонной генной памяти то, что востребовалось конкретным мгновением и ситуацией.
Природа сама толком не разобралась в том, кто же все-таки был ею создан. Почти двухметровый гигант, который с одинаковой легкостью становился суперменом со стальным взглядом и круто играющими на скулах желваками, как Егор Шилов, рыцарь без страха и упрека ("Свой среди чужих, чужой среди своих"), и млеющим от экстатического восторга трепетным идиотом вроде Манилова ("Мертвые души") или Сержа Войницева ("Неоконченная пьеса для механического пианино"). О, восхитительные богатыревские кретины, недоумки Саяпин ("Отпуск в сентябре") или Предводитель дворянства ("Очи черные"), готовые в один миг перетекать из формы в форму, переходить из состояния в состояние!
Богатыреву равных не было в умении изумленно открыть рот, зажмуриться в сладчайшей улыбке, и громко зарыдать от обиды или умиления, а через мгновение громко заржать от удовольствия. Правда, доведенные до отчаяния, подобно Стасику из "Родни", они могли в отчаянном сражении за попранное свое достоинство, устроить жутковатое танцевальное ристалище, обратив в поле боя даже танцплщадку в захудалом провинциальном кабаке. А его циничный злодей и карьерист Ромашов ("Два капитана") внезапно приоткрывал такую силу мучительной, сжигающей страсти к женщине, такую неутоленность чувства, что ею и впрямь можно было оправдать что угодно.
Он - единственный из всех известных мне актеров - умел произносить старинное восклицание "О!", означающее что угодно - за которым ничего не следовало.
"О!" - и всё.
Но благодаря ему, я впервые поняла, как это делали наши предки, ухитряясь не фальшивить. "О!".
Прекраснодушные застенчивые интеллигенты Богатырева совершенно непонятным образом оказывались теми "стойкими оловянными солдатиками", с которыми мир может делать что угодно и не может сделать ничего. Это были интеллигенты без грана фальши, чистопробные - со всей способностью к наивному восхищению жизнью и со всей готовностью к сопротивлению пошлости, такие как писатель Филиппок ("Объяснение в любви") или доктор Андрей Львов из "Открытой книги".
Богатыревские интеллектуалы на экране умели думать, не насупливаясь в демонстрации процесса мышления, его трагические герои, такие как Тишков ("Две строчки мелким шрифтом") страдали с такой необыкновенной полнотой и самоотдачей, что вызывали фантомную боль даже в человеке, утратившем душу.
А не знающая удержу и узды витальная энергетика красавца Андрея Штольца ("Несколько дней из жизни Обломова") мгновенно, как в стену, упиралась в воспоминание о рыдающем пухлогубом мальчике в башлыке, которому предстояло быть перелепленным в этого жизнерадостного столичного денди.
Богатырев от природы наделен был феноменальным актерским "инструментарием", он сам был фантастической пластичности "материалом".
Это тело могло быть отлитым из стали, и с мужественностью Егора Шилова или русского траппера Сергея из "Последней охоты", с их пружинистой ловкостью и складностью мало кто мог бы соперничать. Это тело могло быть изваяно из ваты, и демонстрировать принципиальное отсутствие суставов и позвоночного столба. Его голос, обладавший всеми оттенками звукового спектра, мог от низкого благородного баритона взмывать к визгливому фальцету, старчески-надтреснуто дребезжать, звучать глухо и бесцветно или, напротив, по чеховскому определению, быть "жирным и сочным барским голосом".
Универсальность его была поразительна и, пожалуй, роли, в которой бы нельзя было представить себе Богатырева, просто не существовало. Он, текучий как вода, с легкостью принимал форму любого сосуда, ему было чем ответить на любой запрос - острой ли характерностью, интеллектуальностью ли, глубинным ли драматизмом.
С ним из фильма в фильм работал Никита Михалков (Богатырев был единственным бессменным участником периодически обновляемой "труппы Михалкова"), с ним пять картин подряд сделал Виталий Мельников, он вообще был одним из тех немногих московских актеров, которого любили снимать едва ли не все ведущие режиссеры "Ленфильма", где как раз универсальность и интеллигентность были в цене.
Актерство - не как человеческое качество, а как профессия - в Юрии Богатыреве нашло необычайно яркое воплощение. Если бывают в природе люди, способные вмещать в себя весь объем этого понятия, то Богатырев, несомненно, был именно из их числа.
И, возможно, краткость его земного бытия - прямое свидетельство того, как это прекрасное и страшное занятие выжигает, вычерпывает до дна человеческую жизнь.

ПОСТСКРИПТУМ
Мне позвонил Юра Богатырев.
- Ты что делаешь?
- Ничего.
- А приезжай в "Европейскую"?
- Не, не могу, у меня пацан приболел.
- Эх, жалко. Мы сейчас с Колей Бурляевым у Мельникова снимаемся, "Чужая жена и муж под кроватью", по Достоевскому. Коле сняли номер в "Европейской", а меня туда-обратно должны были, с поезда на съемку и снова на поезд. А всё поменялось, Бурляева увезли сниматься, а меня нет, и номер мне достался. Вот, сижу один, как дурак, в люксе, жду, когда меня заберут, накуриваю полную пепельницу окурков. А приехала бы - на крышу бы сходили...
- Юр, а почему тебе-то номер не заказали? Ты ж до "стрелы" тоже где-то должен быть после съемок? Не по улице же болтаться... Как-никак, народный артист.
- Да ну... народный... Блатной-хороводный. Они меня спросили, Юрий Георгич, а вы, наверное, к маме после съемок поедете? Я и говорю "да"...
- А они что, не знают, что мама на Гражданке живет, у муньки в жопе? От нее до поезда час добираться?
- Ну что ты к людям вяжешься? Они же как лучше хотели!
…Богатырев обычно звонил мне по ночам: вернется со спектакля, примет душ, выпьет водочки, сварит и съест килограммовую пачку пельменей, и набирает знакомый питерский номер.
Я в это время только-только уложу ребенка, перестираю всё белье, приготовлю что-то на завтра, попишу немножечко текст, который должна была сдать еще вчера, и засну. И потому на звонок в 3-4 часа ночи прыгаю в ночной рубахе, босиком, с матюгами вполголоса, и шиплю в трубку: Богатырев, трам-тарарам, совесть у тебя есть, а?
"Дружба, Ирочка, - понятие круглосуточное!" - красивым барским баритоном отвечает мне телефон. И начинается "беседа при ясной луне" часиков, этак, до пяти утра...
Однажды звонок раздался позже обычного: около пяти. Я опять в ночнушке, босиком, переступаю по холодному полу и готовлюсь зашипеть, когда голос Васьки Рослякова говорит мне в трубку: Ира, Юрочка умер!
- Вася, ты - мудак, и шутки у вас с Юркой - мудацкие! - рычу я и шваркаю трубку. Но телефон звонит снова и Вася уже в голос рыдает. Я ору, как резаная, на весь дом; вскакивает сонный Павлов с воплем: "Кто?!". Я, захлебываясь слезами, говорю... Павлов тоже орет: "Нет, не ври!". Васька, плача, всё время что-то объясняет, но я ничего не понимаю, и только когда Павлов перехватывает у меня трубку, становится ясен смысл того, что говорит Росляков: надо пойти к Юриной матери, которая живет через три дома от нас, и сказать ей, они все боятся ей звонить...
Впервые в жизни Павлов пасует перед ситуацией и наотрез отказывается меня сопровождать... И он прав: про то, что было там, мне и сейчас вспоминать неохота...
Юра... мы были знакомы гораздо меньше времени, чем прошло со дня твоей смерти... но я помню всё наше с тобой как сейчас... Я помню как сейчас и нашу с тобой ужасную последнюю встречу, за которую я грызу себя вот уже 28 лет, не переставая. И твои последние слова, сказанные мне...

Юра, я люблю тебя!
И я жутко скучаю по тебе все эти долбаные 28 лет!

Оставьте свой голос:

659
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

MrMagpie
MrMagpie

И тут я поняла, что из всей фильмографии Богатырева три фильма, которые мне очень нравятся, снял Михалков. Что ты с собой сделал, Никита?

Skarletty
Skarletty

MrMagpie, я потому никогда не вступаю в полемику про Михалкова. Я очень люблю и уважаю его за те фильмы. что он подарил нам в советский период. Современные работы даже не смотрю, но и те его творения не хочу унижать. Они прекрасны. Золотой фонд нашего кинематографа, нравится это кому-то или нет. Гениальные работы, с гениальными актерами, которые смотреть не устаешь.

MrMagpie
MrMagpie

Skarletty, для меня его последние фильмы - это просто адский трэшак. Но ведь снял же он относительно недавно те же "Жмурки" - отличный фильм. У него хорошая роль в фильме "Мне не больно". Такое ощущение, что он реально где-то в какой-нибудь усадьбе (типа той, что в "Неоконченной пьесе...") подхватил барские замашки

Skarletty
Skarletty

MrMagpie, я не смотрела. я не насилую свои глаза и уши. и уж тем более не хочу потом изрыгать негатив. с большой осторожностью отношусь к современному росс кинематографу. с большой. потому в основном я довольна тем. что смотрела.

"Жмурки" в целом не мой стиль, но я смотрела.

Это вирус - "барщина" )))

marianna8339
marianna8339

Skarletty, Жмурки, это же просто- стеб)). Я смеялась от души. Вот это тот фильм, в котором , как и в американских фильмах , не жалко убитых, они не воспринимаются, как человеческие жертвы. Обычно в наших фильмах этого жанра нет этой легкости.

Skarletty
Skarletty

marianna8339, я знаю, но все-равно не люблю отсылки к 90-м. насмотрелась воочию и на стеб, и на прочее в те годы. Так что тема не по мне. Отторжение и неприятие всего, что слишком сильно говорит о тех временах.
Я и "Брат" потому не люблю. Это прям кожей чувствуется. Это время, эти все...
Не, лучше даже не затрагивать эту тему ни всерьез, ни в шутку )))

marianna8339
marianna8339

Skarletty, ну вот, Брат, там, как раз все очень серьёзно, там- жалко. Не буду больше затрагивать. )

Skarletty
Skarletty

marianna8339, вот я и говорю "ни всерьез, ни в шутку" не люблю ))) такое неприятное время было. еще фильмы о нем смотреть. неее.... увольте.

Sniff
Sniff

marianna8339,
А последняя сцена в жмурках, с Михалковым?! Это же шедевр стеба!!
Жмурки обалденный трэш!

JG
JG

MrMagpie, Жмурки он не снимал (Балабанов вроде?), только играл там.

MrMagpie
MrMagpie

JG, да, точно) Продуктивно у него с Балабановым получалось сотрудничать

Misa
Misa

MrMagpie, Жмурки - фильм Балабанова. У Никиты Сергеевича есть удивительное сочетание самоиронии как актера и полного ее отсутствия в качестве режиссера. Как это в нем уживается, я не пойму никогда. Но за ранние фильмы и актерские работы вроде Генри в "Собаке Баскервилей" я его никогда грязью поливать не буду. Он для меня режиссер получше старшего брата на самом деле.

MrMagpie
MrMagpie

Misa, еще раз извините за ошибку с режиссером, бесогон попутал)
Если убрать современную киношушеру, Михалков мне тоже кажется талантливее брата. Для меня Кончаловский не снял чего-то равного да вот хоть упомянутым в посте трем фильмам Михалкова

Skarletty
Skarletty

Misa, " самоиронии как актера" - вот в Статском советнике у него не было самоиронии. Слишком много его там было, слишком. Любимая тема затронута и Никита Сергеич разошелся )))

Misa
Misa

Skarletty, не было, да, а вот в том же Прожекторе все же была. Портят его эти имперскии амбиции, к сожалению( И на его фильмы наложили огромадный плохой отпечаток. Они у него всегда были - в ССЧЧСС эти дворянские флешбеки прямо михалковские, но его что ли держали в узде или как-то меньше было самоуверенности, а вот последние опусы смотреть тяжело( Жаль, потому что ССЧЧСС Михалков снял всего в 30 лет - и сразу так красиво выступил. И потом ежегодно выдавал шедевры, пока не случилось гм...

Skarletty
Skarletty

Misa, пока не случился кризис среднего возраста, может быть? Тоже не могу этого понять.
Придерживаюсь версии возрастной проблемы.

jilli
jilli

Skarletty, согласна на все 100% раба любви, свой среди чужих..это шедевры!

irman
irman

а я очень люблю эти рассказы в исполнении Богатырева и Назаровой.Все так красиво сделано.Это бумажные куклы были?Или театр теней,как это называется?

Skarletty
Skarletty

irman, я не очень любила тоже, но у меня почему-то он в памяти не отпечатался как ведущий этой передачи. Не знаю почему. У меня он в первую очередь Шилов, затем Стасик, а потом Штольц! Как он ночью застукал Обломова и тоже решил навернуть тарелку супа. Ух! Эпизод классный.

irman
irman

Skarletty, эээээ.....я это фанатка Ментовских войн (тут я видимо должна самоубиться на свежем воздухе) для меня Шилов это Роман Шилов)

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Итоги года — 2018: лучшие зарубежные фильмы
Дарья Мельникова и Артур Смольянинов стали родителями во второй раз
Гламурный casual: Меган Фокс в леопардовой шубе и рваных джинсах на шопинге в Лос-Анджелесе
Модный дайджест: от Меган Маркл в запросах Google до сюрприза фанатам сериала "Династия"
Надежда Оболенцева, Юлианна Караулова и другие на предновогодней вечеринке ювелирного бренда
Наталья Водянова повеселилась на вечеринке в Ереване в элегантном платье местного бренда
"Ангел" Victoria's Secret Тейлор Хилл опубликовала селфи без макияжа и рассказала о борьбе с акне
Кайли Дженнер в прозрачном платье снялась в семейной рождественской фотосессии
Надежда Михалкова, Александра Бортич, Гарик Харламов и другие на премьере фильма "Полицейский с Рублевки"
Бьюти-дайджест: от Кары Делевинь в рекламе Dior до самых популярных бьюти-запросов года в Google
Папа на все руки: Брэдли Купер сводил дочку на развивающие занятия в Лос-Анджелесе
Тренд дня: учимся сочетать разные принты вместе с Сарой Джессикой Паркер
Энн Хэтэуэй, Ума Турман, Джессика Честейн и другие на бродвейской премьере спектакля "Убить пересмешника"
Мелания Трамп посетила детский госпиталь в преддверии Рождества
Битва платьев: Диана Крюгер против Рози Хантингтон-Уайтли
Кендалл Дженнер стала самой высокооплачиваемой моделью 2018 года по версии Forbes
СМИ: Джон Майер флиртует с Кортни Кардашьян и готов закрутить роман
Лили-Роуз Депп и Летиция Каста снялись для обложки французского глянца