Привет! Я снова со своей любимой темой. Хочется мне обсудить историческое кино)  Ну, конечно же, этот пост  появился не без повода. Через  2,5 года канал Россия-1 запустил продолжение эпичного сериала о Екатерине II,  первую часть которого мы обсуждали с вами здесь. Чтобы сразу пояснить ситуацию, напишу: я смотрю абсолютно  все, что снимают о XVIII веке,  даже то, что не нравится, мне это нужно для работы. 

На этот раз к названию «Екатерина» создатели присовокупили  слово «Взлет». «Екатерина. Взлет» (видно, «киноэпопея»  продолжится  главами  «Екатерина. Полет» и «Екатерина. Посадка»). Кстати, режиссером фильма в этот раз выступил Дмитрий Иосифов. Это тот, который играл Буратино в детском мюзикле.

Название второй части  как будто предполагает  преображение главной героини из  отверженной Великой Княгини в сильную и амбициозную Императрицу огромного государства, в женщину с железным характером, умеющую держать удар и преодолевать любые трудности. Естественно, неискушенный зритель, знающий реальную историю, может наивно подумать, что продолжение о взлете карьеры самой известной российской Императрицы.

Премьера сопровождалась грандиозной рекламой, которая была запущена задолго до выхода второй части. Грядущую премьеру обсуждали на киносайтах, в утренних и вечерних телевизионных программах, безудержно хваля первую часть, и обещая бомбическое содержание (по словам самой Марины Александровой) и все самые интересные вехи истории России екатерининского периода во второй части.

Могу сказать одно: бомбический сюжет удался на все сто и даже больше.

                                            **************************************

В первой серии мы переносимся в 1768 год. Екатерина  правит уже 6 лет. Значит, ей 39. И зритель ждет, что вместо милой  худенькой девочки, какой она была в первом сезоне, ему  предстанет ну… хотя бы какой-то другой образ. Постарше, что ли…  Грим? Или другой типаж актрисы? – нееее, не слышали. Перед нами все та же молодая тщедушная Марина Александрова, внешность которой не изменилась ни на йоту.  

Но вот что реально поменялось в главной героине – это ее характер.  В первой части она боялась поднять глаза – видно, Императрица Елизавета подавляла ее своим величием))  А в новой части она уже сама Императрица. В исполнении актрисы метаморфоза поразительна. Царица дерзкая – как пуля резкая. Теперь она хищно  щурит глаза,  все время орет и хамит окружающим. А когда не орет, то говорит с таким надрывом, что если представить такой тон в реальной жизни – становится страшно))  А порой героиня впадает в черную меланхолию,  она всегда грустная и замороченная,  улыбка на лице ее – большая редкость. Вот уж воистину – если улыбнется такая Императрица – то рублем одарит.

Но, вернемся к сюжету…  Итак, мы в 1768 году. Братья Орловы и поручик))) Потемкин в «таврических степях» - да-да,  вы правильно прочитали - они там в экспедиции, все вместе. Дерутся с татарами (или с турками… - тут авторы не поясняют), оба Григория получают ранения – Орлов саблей по голове, Потемкин – серьезное ранение в грудь. Но подумаешь, проколота грудь…  Орлов отправляет Потемкина с депешей к Царице в Петербург, и Потемкин  истекая кровью скачет из «таврических степей» до Петербурга… 

Алексей и Григорий Орловы (почему-то все главные действующие лица ходят исключительно в форме, причем разноцветной, хотя братья служили в одном полку):

Здесь наоборот – слева Григорий, справа - Алексей

Первые кадры с Императрицей мы видим в… ванной. Она стоит абсолютно голая в ванне, в которой плавают розовые лепестки, вся в печали. А женщина,  омывающая  царственное тело говорит ей: «Ну же, Ваше Величество, ведь вы хотите встретить его бодрой и горячей?» (на этом месте я зарыдала в первый раз =)) Императрица скучает… Она вся горит от тоски и разлуки с Орловым, и говорит об этом  без исключения каждому придворному… Она ждет возлюбленного, планирует обвенчаться с ним сразу после его возвращения, и объявить наследником престола их незаконнорожденного сына Алексея.  Для чего ребенку готовят уже покои во дворце.  Об этих планах тоже знает все окружение царицы. Раненый поручик  Потемкин прибывает в столицу и вручает Императрице письмо от Орлова.  По сценарию тут они встречаются впервые, и сердобольная Екатерина  выделяет ему комнату рядом со своей, чтобы поручика уже вылечили, наконец, от ранения…  В этой комнате он лежит достаточно долго, находясь на грани жизни и смерти. А после выздоровления он даже не возвращается на войну, куда в реальности он в 1768 только отправился, а живет при дворе, занимает должность "смотрителя шитья" (wtf???),  влюбленный безответной любовью в Екатерину.

"Поручик" Григорий Потемкин:

Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин:

А тем временем назревает война с Турцией. Ну, как назревает…  В перерывах между печалью Императрица созывает какой-то Совет. (Мне сложно понять что это за Совет – туда входит и Н.И. Панин, который занимался внешней политикой и С.И. Шешковский, который руководил Тайной канцелярией =)))), и еще человека два, личности которых идентифицировать не удалось). Императрица призывает к войне, ее дружно отговаривают, но ей неймется…  Она снова грозно повышает голос…  Таких Советов показывают несколько, и вот, на одном из них… Внезапно. Екатерина объявляет что к войне турок подстрекает Польша,  поэтому она вызвала из Польши короля, и он уже в пути и со дня на день будет в Петербурге.

Польский король. По вызову Екатерины. Будет в Петербурге.  (Король, как мы помним, бывший посол Польши в России Станислав Понятовский, с которым у Екатерины был роман). И что вы думаете? Король действительно прибывает. Причем, на въезде во дворец его со спутником едва не выкидывают из кареты дюжие гвардейцы.

Встреча короля и царицы эпична. Он сразу же подходит к ней и начинает вспоминать прошлое, целует ее щеку, шею, она начинает прерывисто дышать. Король  напоминает Екатерине об умершей дочери, потом они как-то резко переходят к политике, и…. Екатерина хватает короля рукой за горло и шипит ему в лицо, что знает о его гнусных происках…  Король бледнеет, потом начинает синеть, но неожиданно обстановку разряжает доносящаяся из соседних покоев залихватская громкая музыка.  Двери в кабинет распахиваются и царственные особы лицезрят сиятельного графа Орлова с корзиной цветов в окружении цыганского табора, который танцует, поет  (ни дать, ни взять – Сергей Сергеевич Паратов из «Жестокого романса», да простят меня за это сравнение актеры из этого замечательного фильма). 

Российская Императрица и польский Король беседуют о политике:

Екатерина бросается к Орлову, дальше сцена откровенных поцелуев. Король, еще не пришедший в себя от железной хватки Императрицы, теперь вообще  в полном замешательстве.  А тут еще и цыгане в экстазе танцуют  между этими тремя персонажами…  Но Станислав еще не подозревал что его ждет дальше. Орлов, оставив Екатерину, резко спрашивает Короля что ему тут нужно, хватает бедолагу за грудки и чуть ли не вызывает его на дуэль. Король готов принять вызов, и говорит, что поляк «рождается с саблей в руке» - на что Орлов отвечает: «Так с саблей и вылазите из мамкиной п… » - но Екатерина вовремя перекрыла этот словесный фонтан… Орлов расценил это как призыв к действию – взяв Екатерину на руки, и унес ее прямиком в спальню, оставив в кабинете всю публику.

Но увы… С Орловым происходит осечка. Не смог он ничего.  Видимо, удар саблей по голове сделал свое черное дело. Он делится бедой с братом (с Алеханом, тем, который будущий Чесменский герой). Потом едет в публичный дом, где берет у женщины с низкой социальной ответственностью возбуждающее снадобье, которое выпивает залпом. Ночью возвращается во дворец. Дальше эпичная сцена любви. Саму любовь, к счастью, не показывают. А показывают какую-то даму, сидящую в соседнем  с царской спальней покое, которая слышит душераздирающие стоны и крики, которые перемежаются  вскриками: «Гриииишааа!!!!», «Каааатяяяя!!!».  

Хочется сказать, что тема сексуальной потенции графа Григория Григорьевича Орлова, без преувеличения, является одной из центральных в сериале. По замыслу создателей фильма Орлов стал неспособным выполнять свои мужские функции. Екатерина обсуждает эту тему со своими статс-дамами и фрейлинами (хотя, разобрать кто есть кто я не могу).  У самих братьев Орловых эта тема ключевая. Каждое утро младший брат спрашивает старшего, мол, как оно? Григорий хмурится, громко  сопит, на что Алехан отвечает утешительно: «Не грусти, брат, вот я знаю знахаря, который тебе поможет. Стоять будет так, что будь здоров!» (я не шучу) Сцены в постели периодически показывают, из чего зритель может сделать вывод, что знахарские снадобья не помогают :( Но вскоре все исправится, все будет классно, потому что из спальни снова будут доноситься крики, а офигевшая прислуга в соседней комнате будет переглядываться и рассуждать, что все, слава Всевышнему,  наладилось.

Наследник Павел в исполнении Павла Табакова, не любит мать со всем пылом, который только способен показать актер. А она не любит его. И на протяжении всех серий они почти вообще не разговаривают нормально – как кошка с собакой). В какой-то момент Павел вытаскивает пистолет и в истерике целит в лоб Екатерине

Великий князь Павел Петрович целится в лоб матери :

Юный цесаревич Павел

А еще при дворе живет другой сын Екатерины, который от Орлова, и  которого Императрица официально в присутствии всего двора объявила наследником престола. Кстати, в фильме он носит фамилию Орлов, а не Бобринский. Алексей и Павел дружат и одинаково сильно ненавидят мать. Она тоже не пылает к ним любовью. Но зато обеспокоена продолжением рода. Для чего с помощью своей распутной фрейлины развращает Павла (на всякий случай: в 1768 году ему 14 лет). А Алексея осматривает медикус, со знанием дела обсуждая размер и вид детородного органа мальчика (в 1768 году ребенку было 6 лет).

 Орлов, Екатерина и С.И. Шешковский, который ни на шаг не отходит от царицы в течение всего фильма:

Из вышеназванных персон в фильма фигурируют граф Н.И. Панин, граф К.Г. Разумовский,  И.И. Бецкой, С.И. Шешковский, И. Кулибин. Есть какой-то Митрополит, которого несколько серий подряд Орлов и Екатерина упрашивают дать разрешение на брак, причем в такой хамской форме, что Митрополиту даже не по себе. А еще  семья Холмогорских узников, заточенных еще Елизаветой, которых Екатерина с Павлом навещают погожим летним денечком.

Екатерина и изобретатель И.Кулибин:

Иван Петрович Кулибин:

И, снова крутой поворот сюжета! При дворе появляется помещица Д.Н. Салтыкова. Та самая, московская помещица, которая зверски замучила десятки своих крепостных. Что она делает при дворе в Петербурге, спросите вы?  А я вам отвечу: она приехала сообщить Екатерине о смерти ее первого любовника С. Салтыкова, которого должны похоронить в ее имении Троицкое. И не важно, что они не имели друг к другу никакого отношения, а в 1768 году Сергей Салтыков был жив, здоров,  по крайней мере, настолько, что  выполнял дипломатическую миссию за границей.  Фамилия-то одна у них, так что, какие могут быть вопросы??? Секунду погрустив от печального известия, императрица предложила Салтычихе взяться за культивирование американского картофеля, и даже подарила инструкцию по выращиванию дивного овоща (справедливости ради, при Екатерине в 1765 году действительно был Указ о разведении картофеля). Позже, возвращаясь из Холмогор, Екатерина лично навещает имение Салтыковой, смотрит чудный урожай картошки, а в это время, прогуливаясь по парку, свита узнает о зверствах помещицы. И ее тут же арестовывают на глазах Императрицы без ее приказа (при этом  Императрица стоит, хлопая глазами, и вообще не понимает что происходит).

Помещица Д.Н. Салтыкова – «Салтычиха»

Портрет Д.Н. Салтыковой, "Салтычихи":

В перерывах между сценами любви и страстями показывают какие-то реальные исторические события: Императрице прививают оспу (в следующем кадре оспина уже заживает); младший Орлов разводит рысаков; в какой-то момент Екатерина выбирает дизайн Георгиевской ленты (а в следующей сцене она уже в ней), где-то идет война с Османской Империей, и одна фраза о свободе крепостных крестьян прозвучала из уст Екатерины. Но реальные события показаны фрагментарно, они кажется совсем не связаны между собой, если бы  лично я о них не знала, то ни за что не поняла бы, о чем речь. Причем, абсолютно все вышеописанное происходит летом 1768 года. Как это возможно? – спросите вы. Но тут мне ответить нечего :(

А вот это пейзаж из фильма. Как будто играешь в компьютерную игрушку... 

Думаю, дорогие Сплетницы, вы сполна погрузились в XVIII век. Сериал еще не закончился, и кто знает, что там уготовили зрителям сценаристы в последних 4-х сериях? Это вопрос вопросов)

Реакция зрителей и отзывы

Фильм снят при поддержке Министерства культуры и транслируется на федеральном канале. Он  позиционировался и позиционируется сейчас  как исторический, биографический. В рекламе и многочисленных передачах упор делается на «историю великой Императрицы». В нескольких статьях  я находила  мнения профессионалов (допускаю, что они комментировали положительно еще до выхода серий):

"Нам всегда интересно знать свое прошлое, прошлое своей семьи, ее происхождение, ее корни", — отмечает Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.

"И Екатерина, и Елизавета воспринимаются в определенном окружении. Это окружение создавалось ими самими, эта была их любовь, их привязанность, их вкус", — объясняет Ольга Таратынова, директор ГМЗ "Царское Село".

На сайтах, естественно, мнения зрителей разделились.  БОльшая часть аудитории воспринимает сериал «на ура!», и это абсолютно  их личное дело, дело вкуса. Если бы не одно «но». Подавляющее большинство поклонников сериала (среди которых очень много молодых людей) принимают все за  настоящую историю.  А если кто-то  пытается критиковать – то часто поклонники приводят аргумент, что это художественное кино, и что история наука субъективная, все равно никто не знает правды, а потому можно показывать как угодно. И что гораздо приятнее смотреть на красивую Марину Александрову или Сергея Марина с современной стрижкой и современным сленгом (он играет Орлова), чем на тех, кто изображен на подлинных портретах. Париков по-прежнему нет, по словам одного из создателей, «чтобы зритель мог различить героев».

Безусловно, есть и те, кто возмущен таким безобразным и безосновательным искажением исторических фактов.  Критики тоже очень много.

Каким должно быть  историческое кино?

Сейчас очень часто я вижу обсуждения фильмов об истории. Чего стоит нашумевший «Викинг», о котором тут много писали! А ведь еще грядет «Матильда», много сериалов на историческую тему, да много чего сейчас снимают…

Когда я смотрю любые исторические фильмы, тем более, по любимой эпохе, то сама чувствую себя занудой. Вот все-то мне не так))  Я человек эмоциональный, начинаю закипать от искажения фактов, но потом сама себя останавливаю. Понимаю, что художественное кино – это не документальный материал. Что там допускается художественная вольность. Что многие люди вообще не вдаются в мелочи и подробности, и многие даже не знают их. Недавно прочла такое мнение: «Голливуд снимает целые саги об истории и вольно интерпретирует факты, и по всему миру это смотрят, а у нас все только критикуют».   

Есть разные исторические фильмы, и фильмы по мотивам истории. Историко-биографические, историко-приключенческие, батальные, экранизации  исторических романов.  И вот сейчас, на волне просмотров фильмов, я задумалась – как вообще можно регламентировать историческое кино? Ведь есть право художника видеть так, как он хочет, когда речь идет не о документалистике. А с другой стороны – если фильм позиционируется как история РЕАЛЬНЫХ людей, да еще и тех, о которых очень много известно, которые как-то повлияли на развитие государства, науки, культуры, военного дела – правомерно ли намеренно искажать достоверно известные факты о них? Ведь исторический фильм, помимо развлекательной функции, выполняет еще и функцию образовательную, и  зрители  заранее настраиваются на то, что будут смотреть о настоящих исторических персонах, многие знают историю. Поэтому потом и обсуждения такие жаркие, когда не соблюдаются даже элементарнейшие факты, и показывают то, чего не может быть по определению. А для тех, кто не знает события,  все происходящее на экране – безусловная правда… И искаженный образ эпохи так и сохраняется в их сознании.

Для меня ответ очевиден:  можно художественно обрабатывать сколько  угодно, придумывать диалоги (которых мы реально не можем знать),  вводить в историческое кино вымышленных персонажей, как в «Гардемаринах», но канву событий, хронологию, дух эпохи, быт, моду, манеры – все это сохранять НУЖНО!  И уж, конечно, имена, фамилии, титулы, события, касающиеся реальных лиц сохранять обязательно. Трудно? А тогда не нужно называть фильм историческим, и тем более, биографическим. Пусть будут просто приключения. Или фильм по мотивам.

Что думаете, Сплетницы?

Подпишитесь на наш
Блоги

"Екатерина. Взлет". Анатомия сериала и чуть-чуть о историческом кино

03:21, 5 марта 2017

Автор: Kato1729

Комменты 99

Аватар

Писала как-то про это всё: "Екатерина" https://www.kinopoisk.ru/user/5273350/comment/2249667/ "Екатерина. Взлет" https://www.kinopoisk.ru/user/5273350/comment/2510993/

Аватар

Спасибо за пост! Прочитала с интересом. Первый фильм смотреть не стала по причине как раз осовременивания. А второй теперь и начинать не буду. Обидно за историю нашу в кино.

Аватар

С таким интересом прочитала! Спасибо вам!

M

Екатерина очень много курила, но это не отражено в сериале. Видимо, для воспитания молодого поколения в стиле сдачи норм ГТО.

Аватар

Включила случайно сей кинематографический шедевр. Посмотрела 5 мин, за это время аж два страстных перетраха, причём у разных персонажей. Время 21 вечера с копейками, федеральный канал. Мимо комнаты бегали мои дети, заруливали заинтригованно на охи-вздрохи. А без тонны плотского ламура нельзя было обойтись, господа сценаристы и режиссер?

Подождите...