В посте про Мэрил Стрип была затронута тема про актеров, чьи Оскаровские победы изумили своей нелогичностью при наличии среди номинантов гораздо более интересных претендентов.  Я обещала пост про такие казусы, и вот он. Я прекрасно понимаю, что есть те,  кто считает все далее упоминаемые работы достойными премии Оскар. Поэтому все сказанное - это либо моя точка зрения, либо наиболее часто встречающиеся имена в списках "недостойных Оскара", составляемых в большом числе англоязычными критиками (чаще - и то, и другое сразу).  Со всем изложенным можно сколько угодно не соглашаться, желательно в миролюбивом тоне, но там уж как получится ))  И чтоб перечень не был чистой вкусовщиной посмотрим, а кто был конкурентами наших "недостойных" кандидатов.

На первом меcте у нас чемпион по негодующим упоминаниям - Гвинет Пэлтроу за роль в фильме "Влюбленный Шекспир" (1999). Ее соперницы: Эмили Уотсон за "Хилари и Джеки", Фернанда Монтенегро за "Центральную станцию", Мэрил Стрип за "Истинные ценности", и Кейт Бланшетт за "Елизавету". Кейт  Бланшетт. "Елизавета". Вот честно, не знаю, что здесь можно сказать. Проходная, даже блеклая работа мило проулыбавшейся весь фильм Гвинет против мощной, проникновенной, невероятно запоминающейся  роли Бланшетт? Казалось бы, результат предопределен, ан нет (( Конечно, Бланшетт потом получила свои награды, но все равно очень обидно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь (с). 

Далее идет мой персональный любимчик, моя прелессссть, я бы сказала. Куба Гудинг младший и его работа в "Джерри Магуайре" (1997) - Оскар за роль второго плана. Среди соперников Уильям Мэйси за "Фарго", Армин Мюллер-Шталь за "Блеск", Джеймс Вудс за "Призраки Миссисипи" и Эдвард Нортон за "Первобытный страх". Если бы приз взял Мэйси, Мюллер-Шталь или Вудс я могла бы понять выбор критиков, это очень сильные актеры и номинированы за отменные фильмы. Но середнячок Куба Гудинг младший, который отнюдь не прыгнул выше головы в "Джерри Магуайре" - это просто оскорбление в адрес хорошего вкуса. И если честно, то единственный человек, который на 200% заслужил в тот год эту премию, - это Эдвард Нортон. Своего мятущегося персонажа он сыграл так, что по Голливуду ходит слух, что запись с его кинопроб к этому фильму сразу разбежалась по всем киностудиям, сопровождаемая потрясенными вздохами. Все рецензии сотрясались от потока хвалебных слов, игра Нортона загипнотизировала всех так, что и других-то актеров в этом фильме почти никто не замечал, и я очень советую тем счастливчикам, кто еще фильм не видел, впервые ознакомиться с этой шедевральной работой. А Гудинг.... ну вот кто сейчас помнит, кто это такой, и что такое фееричное он сыграл в своем фильме?

ТА сцена из "Первобытного страха" (смотреть только тем, кто видел фильм, ибо это финал с мега спойлером).

Двигаемся дальше. Да простят меня поклонники Миры Сорвино, но нельзя не признать, что ее Оскар за роль второго плана в "Великой Афродите" (1996) вызвал немалое недоумение. Да, ее соперницы были номинированы не за самые великие фильмы, но более понятной была бы премия Джоан Аллен за "Никсона" или Кейт Уинселт за "Разум и чувство". Я не видела работы двух других номинанток - Кейтлин Кинлан в "Аполлон 13" и Мэр Уиннингхэм в "Джорджии", поэтому их оценить не могу.

"Любимица" сплетниц - Дженнифер Лоуренс и ее Оскар за "Мой парень-псих" (2013). Сразу оговорюсь, что я очень хорошо отношусь к Лоуренс, считаю ее неплохой актрисой, а в "Зимней кости" (ее первая номинация) она вообще на премию наиграла. Но в 2013 году вместе с ней были номинированы такие сильные актрисы как Джессика Честейн за "Цель номер один" и Наоми Уоттс за "Невозможное". Была там еще и восхваляемая критиками за "Любовь" Эммануэль Рива. Большее недоумение, чем приз Лоуренс, вызвало бы только награждение пятой номинантки - десятилетней Куавенжане Уоллис за "Звери дикого Юга".

Хелен Хант и ее награда за фильм "Лучше не бывает" (1998). Тот случай, когда реально не понимаешь, что могло сподвигнуть киноакадамиков сделать такой выбор при наличии среди номинанток Хелены Бонэм Картер с прекрасной работой в "Крыльях голубки", прекрасной Джуди Денч в "Миссис Браун", Кейт Уинслет в "Титанике" и Джули Кристи в "На закате". Такое впечатление, что решили не мучиться, выбирая между отличными актрисами, и дали самой слабенькой.

Очень многие удивляются Оскару Люпиты Нионго за ее дебютную киноработу "12 лет рабства" (2014). Я фильм так целиком и не посмотрела, мне он показался скучным, поэтому судить работу Люпиты не буду. Отмечу только, что в тот год номинировали на Оскар Джулию Робертс за великолепную работу в "Август: Графство Осейдж". Ну да свой Оскар у Джулии уже есть, не так обидно.

Хилари Суонк и ее ВТОРОЙ Оскар (2005 год, "Малышка на миллион" ). Напомню, что у Хелен Миррен, Джулианны Мур, Тильды Суинтон, Кейт Уинслет на тот момент Оскаров не было вообще, а у Гленн Клоуз и Мишель Пфайффер нет до сих пор. Как нет его и у Аннетт Беннинг, великолепно сыгравшей в фильме "Быть Джулией", и номинированной вместе с Хиллари. Оскар по праву должен быть уйти ей, а не боксирующей бой-бабе из не самого выдающегося фильма Клинта Иствуда.

И на закуску голливудская легенда. Когда в 1993 году актер Джек Пэланс объявил со сцены, что Оскар за лучшую женскую роль второго плана уходит Марисе Томей за милую проходную работу в комедии "Мой кузен Винни", по Голливуду тут же пополз слух, что Пэланс был вусмерть пьян и... перепутал имя победительницы )) Конкурентками Марисы в тот год были Джуди Дэвис ("Мужья и жены"), Джоан Плоурайт ("Заколдованный апрель"), Миранда Ричардсон (" Ущерб") и Ванесса Редгрэйв ("Ховард Энд"). Именно к тому. что в конверте было имя Ванессы склоняется большинство критиков. Понятно, что это байка, но весьма показательная ))

Переходим к прекрасным работам, которые все равно могли бы обойтись без Оскара. Готовлюсь ловить тапки, лубутены и кирзовые сапоги, но я не считаю правильным вручение Оскара в 2013 году Дэниэлю Дэй-Льюису за роль в фильме "Линкольн". Это хорошая крепкая работа, но это и ТРЕТИЙ Оскар Дэниэля. Тогда как среди номинантов был выдающийся актер Хоакин Феникс с прекрасной работой в фильме "Мастер". И снова всплывает это страшное слово "переоцененность". Почему большой талант одного оценивается втрое сильнее большого таланта другого? По поводу "ущемления" остальных номинантов (Хью Джекман за "Отверженных", Брэдли Купер за "Мой парень-псих" - вообще спасибо, что номинировали, и Дензел Вашингтон за "Экипаж") у меня претензий нет )))

Да простит меня потрясающий Томми Ли Джонс, сыгранный им шериф в отменном боевике "Беглец" (1994) был прекрасен. Но в тот же год Рэйф Файнс создал своего инфернального Амона Гета в "Списке Шиндлера" и обязан был брать награду за эту роль. А ведь рядом еще отирался чудесный юный ДиКаприо в "Что гложет Гилберта Грейпа" и Джон Малкович в "На линии огня". Видимо, по ежедневничку Киноакадемии просто пришло время поощрить Томми, поэтому на качество работ его конкурентов просто закрыли глаза. 

Шер (1988) год получила свой Оскар за отлично сыгранную роль в бесспорно качественном ромкоме "Во власти луны". Но премию все-таки более логично было отдать грандиозной Гленн Клоуз в ставшем культовым триллере "Роковое влечение".

Почти все англоязычные критики единодушны в своем негодовании: Оскар за лучшую мужскую роль в 1999 году никак не мог достаться Роберто Бениньи ("Жизнь прекрасна"). Он по праву принадлежал Эдварду Нортону в "Американской истории Х". Наверное, проигнорировать страдающего в концлагере героя  в пользу брутального и страшного скинхеда с бронебойной харизмой Киноакадемии показалось кощунством.

Из сомнительных "старичков" первым приходит в голову Арт Карни (кто?) за роль в фильме "Гарри и Тонто" (wtf??). Среди его конкурентов Альберт Финни ("Убийство в Восточном экспрессе"), Дастин Хоффман ("Ленни"), Джек Николсон ("Китайский квартал") ииииии Аль Пачино ("Крестный отец-2"). Да-да, за Крестных отцов Оскара у Пачино нет. Пойти что ли нетленку "Гарри и Тонто" посмотреть?

Ну и можно я по блату протащу одного своего любимчика? Я бы отобрала Оскар Джеффа Бриджеса ("Сумасшедшее сердце") в 2010 году и отдала Джереми Реннеру за потрясающую работу в "Повелителе бури". Вот. Но это всё моя пристрастная любофф к нему, Бигелоу и этому фильму.

И на закуску несколько картин, получивших Оскар как лучший фильм года. И для сравнения их конкуренты. Можно сколько угодно рассуждать об отдельно взятых положительных моментах многих картин, но есть фильмы, бесспорно создающие и определяющие историю мирового кинематографа. Но и им далеко не всегда везло в плане признания киноакадемиков. Во избежание обвинений, что я недооцениваю прекрасные фильмы сразу отмечаю, что речь не о том, что им НЕ надо было давать Оскар. А о том, что вместе с ними были номинированы не просто другие хорошие фильмы, а картины, которые теперь мы считаем шедеврами и достоянием мирового кинематографа. А выводы... да нет никаких выводов, просто факты.

1942 год. Обладателем премии Оскар становится фильм "Как зелена была моя долина" (все сразу его вспомнили, правда ведь?)) Конкурент - "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса (американский фильм номер 1 по мнению многих компетентных критиков).

1978 год и "Энни Холл" Вуди Аллена, хорошая работа талантливого режиссера. Одна из многих. В конкурентах "Звездные войны". Та самая первая часть, по сути ставшая новым словом в кино и создавшая целую вселенную, которая до сих пор живее всех живых. Но не повезло.

1980 год стал триумфальным для драмы "Крамер против Крамера", собравшей награды за лучший фильм, режиссуру, актера в главной роли и актрису в роли второго плана (не считая прочих наград). Фильм отличный и в дальнейшем в истории кино отнюдь не затерявшийся. Но ради фанфар в адрес этого произведения был полностью проигнорирован такой шедевр как "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы. Думаю, справедливо было бы поделить между двумя этими фильмами награды за фильм и режиссуру.

1981 год. "Обыкновенные люди". Но а как же "Бешеный бык" - один из шедевров Скорсезе с невероятным Робертом Де Ниро в главной роли?

1990 год. "Шофер мисс Дэйзи" выигрывает у "Рожденного четвертого июля" и "Общества мертвых поэтов". Ну не знаааю....

1995 год и абсолютная победа "Форреста Гампа" как лучшего фильма с лучшим режиссером и актером в главной роли. Я не люблю этот фильм, но я вообще мелодрамы не выношу, при этом признаю, что картина в высшей степени качественная. Но, дамы и господа, у него в конкурентах были "Побег из Шоушенка" и "Криминальное чтиво"! По мне так лучшим фильмом должен был стать "Побег из Шоушенка" (нумер 1 по рейтингу на imdb, кстати), а режиссером Квентин Тарантино. Сколько мы видели умильных политкорректных мелодрам до и после "Форреста Гампа"? И кто сможет отрицать, что безумное "Криминальное чтиво" - это просто открывшееся в 90е окно в абсолютно новый кинематограф. 

1998. "Влюбленный Шекспир". Не хочу обижать фанатов этой мелодрамы, но опередить "Спасение рядового Райана" Спилберга? Как написал один из критиков: "Да это даже не лучший фильм про елизаветинский период в Британии, вышедший в тот год". Помните "Елизавету" с Бланшетт?

А теперь сугубое имхо, протащенное по блату. В 2003 году победителем в категории "лучший фильм"стал мюзикл "Чикаго", хотя до сих пор почти все критики пишут в своих подборках "неправильных" Оскаров, что награждать надо было "Пианиста" Полански. А вот ни фига, наградить надо было "Властелина колец: Две башни", лучший из трех фильмов этой серии! Поспешно прячусь от гнева любителей драмы и серьезного кино.

И несколько примеров культовых фильмов, не получивших номинации на Оскар за лучший фильм. Чем больше читаю про историю премии, тем яснее понимаю, что для меня это шоу про красивые наряды на красной дорожке, а не про награждение лучших из лучших. Итак: "Однажды в Америке" Серджио Леоне, "Злые улицы" Мартина Скорсезе, "В джазе только девушки" Билли Уайлдера, "Поющие под дождем" Джина Келли, "Леон" Люка Бессона, "Сияние" Стэнли Кубрика, "Психоз" Альфреда Хичкока, "Бешеные псы" Квентина Тарантино,   "Бойцовский клуб" Дэвида Финчера.

P.S. Серию "Оскаровских" постов завершу постом про выдающихся актеров, у которых нет Оскара. Любопытно посмотреть, за что их номинировали (или НЕ номинировали, это еще интереснее) и кто уводил у них из-под носа вожделенные премии. То есть попробуем объективно ответить на вопрос ну почему же некоторых гениев обижают, лишив Оскара.

Блоги

Оскар, которого могло бы и не быть

18:54, 22 января 2017

Автор: Lizbeth

Комменты 316

P

Согласна во многом, а "Оскар" Пэлтроу и его отсутствие у Файнса aka Амон Гет - вечное олицетворение фразы "WTF???" Но я бы сказала, что у Суонк оба "Оскара" вполне заслуженные, там огроменная работа проделана и актриса она отличная. Другой вопрос, что за две маскулинные роли, но у нее и типаж сам по себе специфический, не Золушка она. Второе - Реннер меня не впечатлил нигде, вкл. "Повелителя буря". Возможно, что я его не воспринимаю как хорошего актера в принципе. И в заключение скажу непопулярную вещь , но я очень люблю фильм "Жизнь прекрасна". Несмотря на тематику, он светлым получился. И два "Оскара" в тот год Бениньи считаю правильными. Стоило их ему дать только ради его пробежки по креслам и сверхэмоциальной речи с дичайшим акцентом)))

Аватар

Робертс надо было давать оскар за "август" однозначно Дэй-Льюис три оскара,вот кто хозяин голливуда))! Гвинет Пэлтроу мне очень понравилась в Шекспире,хотя я ее не люблю,но фильм получился очень милый и запоминающийся.P.S. как старо она выглядит на тех фото,а ведь ей там 26 лет всего. за Файнса обидно,такой актер и все без оскара( Хилари Суонк в том году надо было давать оскар за платье! Повелитель Бури крайне на любителя,ну прям очень на большого,кто 100% в теме и любит ничегонепроисходящую унылость.

Аватар

Я бы ещё однозначно отобрала Оскара у Риз Уизерспун 2006 года.

Аватар

потрясный пост! пошла восполнять пробелы, столько фильмов не видела! спасибо, Лизбет!

Аватар

Готова выслушать обвинения в плохом вкусе, но ни Спасение рядового Райана, ни Властелин Колец, ни Пианист (а уж тем более актёрская игра Броуди в нём) не произвели на меня впечатление. Чикаго с удовольствием пересматриваю иногда, ничем не хуже фильма В джазе только девушки или Кабаре - стильный, не приторный мюзикл с отличными актёрами и режиссурой на все времена. Файнс, Гражданин Кейн и Звёздные войны своё признание получили и так. Тарантино вообще нельзя давать Оскара - он, безусловно, затем культовый и талантливый режиссёр/сценарист (один из моих любимых), но неисправимый постмодернист. Это всё равно что дать Нобелевскую премию по литературе Берроузу или Сорокину. Форрест Гамп - отличный фильм, из тех, которые можно смотреть в любое время всем, и в начале жизни, и в старости. Такой, где понимаешь, что никогда не рано и не поздно просто жить. Побег из Шоушенка - более специфичное кино, на мой взгляд, для тех, в первую очередь, кто преодолевает кризис среднего возраста. Криминальное чтиво, при всей моей любви к нему в юношестве - просто стильное кино, в лучшем случае ни о чём. В худшем - о том, что бандитизм - это легко и весело, особенно, если у тебя крутая блестящая пушка. Хилари Суонк свой Оскар за эту роль, на мой взгляд, всё же заслужила, и фильм серьёзный и глубокий. Эдварду Нортону за роль скинхеда просто ни у кого бы не поднялась рука дать премию. В целом, Эдварда Нортона и Джереми Реннера я считаю одними из самых недооценённых актёров. У обоих есть в копилках множество сильных актёрских работ в непопсовых проектах.

Подождите...