Не слишком серьезный пост на горячую ныне тему. Личное мнение, не более.

Итак, на этой неделе многие сплетницы поучаствовали в знатных холиварах на тему сексизма в советском кино и мультиках. Этот пост - продолжение темы, но, скажем так, альтернативный взгляд. Я на самом деле согласна, что женский вопрос в большинстве советских фильмах подавался с довольно патриархальной точки зрения - но это было точным отражением жизненной ситуации. Если бы в тех же "Девчатах" красавица Анфиса, позволяющая себе в такой глуши крутить романы с мужчинами до брака, не осуждалась бы большинством женщин, это было бы враньем. Если бы в замечательном фильме "Одиноким предоставляется общежитие" все девчонки-лимитчицы мечтали не выйти замуж, а построить блестящую карьеру на этом унылом заводе - это было бы тоже неправдой. Но наше кино тем и замечательно, что снимались очень разные фильмы для разных аудиторий. И в некоторых из них женщины совсем не ставили себе целью номер один, два и три устройство личной жизни.

В первую очередь мне вспомнился прекрасный фильм Марлена Хуциева "Июльский дождь" (1966 г.). Главная героиня фильма Лена  в тех же "Девчатах" прослыла бы гулящей женщиной - ведь она откровенно, так сказать, сожительствует со своим молодым человеком (молодой Александр Белявский, ах....)  и не стремится непременно выйти за него замуж. При этом она его вроде любит, но у нее есть сомнения, она человек думающий, неспокойный.

Конечно, это не глухая деревня - Лена живет в Москве и вокруг нее сплошь научно-техническая интеллигенция, поэтому ее друзья окружение воспринимает такое положение вещей нормально, в отличие от, например, ее мамы, которая все же высказывала пожелание, чтобы Лена уже сходила в ЗАГС, чтобы все было "как у людей", но для Лены главное - самой быть уверенной в том, что она делает, она не зависит от мнения окружающих и не особо на него оглядывается. В конце концов Лена с этими отношениями все же определяется......Кстати, этот фильм и сейчас смотрится очень современно, его вообще смотреть одно удовольствие, потому что он, конечно, совсем не только про Лену - это просто я вспомнила про эту историю, когда говорили про женщин в кино. А на самом деле  он про людей 60-х, не только молодых, про время, когда война закончилась еще совсем недавно, и ее следы еще совсем свежи, и про многое другое, что сильно выходит за рамки этого поста.

Еще один хороший фильм на женскую тему - "По семейным обстоятельствам" (1977 г.) режиссера Алексея Коренева (кстати, отец актрисы Елены Кореневой). Сюжет, я думаю, многие знают, фильм часто показывают и многие фразы из него стали крылатыми. Но если вкратце, то - молодая семья живет с мамой жены, и ее отношения с зятем не назовешь безоблачными. Все в этой семье активно работают, поэтому когда у молодых родителей появляется дочка, встает вопрос - кто же будет с ней сидеть?

 Дочка, конечно, попыталась подкатить к маме на предмет уйти с работы и как классическая бабушка взять на себя внучку, но встретила жесткий отпор - бабушка совершенно не собирается бросать свою работу, где она занимает высокий пост, и сидеть дома, поэтому молодые родители выкручиваются как могут. Кроме того, семья начинает размен квартиры, что в советское время было не так легко провернуть, а бабушка неожиданно выходит замуж и сама получает бонусом свекровь в блестящем исполнении Евгении Ханаевой. Вообще в этом фильме все актеры шикарные, даже в эпизодах.

И мне кажется, местами он перекликается с "Москва слезам не верит" из предыдущего антисексистского поста - и там и тут одна из героинь - женщина, которая вырастила одна дочь и сделала успешную карьеру, и она,  конечно, хочет устроить свою личную жизнь, но не ради того, чтобы достичь какого-то успеха, поставить галочку в анкете, а просто потому, что хочет жить с мужчиной в любви.

"День счастья" (1963 г.) режиссера Иосифа Хейфеца еще один фильм из 60-х. Я вообще люблю кино этого периода, оно зачастую такое пронзительное и человечное что ли. В этом фильме главный герой - врач в исполнении Алексея Баталова влюбляется в замужнюю женщину Сашу (Тамара Семина). Ее муж - геолог, а сама Саша - домохозяйка, и вся ее жизнь - бесконечное ожидание мужа из экспедиций. Несмотря на то, что Саша любит мужа, и он вполне неплохо зарабатывает, ее угнетает свое бесполезное существование - она хочет приносить пользу, делать что-то важное, иметь какое-то дело жизни, совершенно не связанное с семьей. Поэтому когда из-за трагических событий на работе мужа их семья все же распадается, Саша не бежит выходить сразу замуж за героя Баталова (хотя он, конечно, предлагает) - для нее это не выход из личного тупика. Она устраивается учительницей в деревенскую школу, чтобы вернуть себя прежнюю. И герой Баталова, кстати, относится к этому с пониманием, хотя совершенно непонятно, как они смогут дальше строить свои отношения на таком расстоянии.  Это, конечно, довольно идеалистичный фильм, в духе 60-х, но такая история и такой женский характер в нашем кино тоже были.

Ну и в заключение мультик - "Василиса Микулишна" (1975 г.), режиссер Роман Давыдов. Конечно, тут в первую очередь есть литературная основа - это экранизация былины, но былина весьма показательна - главная героиня выручает своего любимого мужа, которого обиженный князь Владимир посадил в темницу. В результате она оказывается смелее и хитрее князя, и ей удается освободить своего громадного сильного мужа с помощью отнюдь не женских уловок. Очень стильный и милый мультик про умную женщину, которая живет в мужском мире, играет по его правилам и выигрывает!

Подпишитесь на наш
Блоги

Самостоятельные женщины в советском кино

16:45, 15 января 2017

Автор: Misa

Комменты 113

M

Сёмина в фильме - ослепнуть можно! Баталова видела близко и общалась: такой же как и его герои - мягкий добрый интеллигентный, тактичный. Давно смотрела фильм. Мне показался надуманным.

B

Ух ты какой красавец молодой Фокс

Аватар

спасибо Вам за "Июльский дождь", села смотреть)

Аватар

Июльский дождь очень нравится. напоминает фильмы французской "новой волны". а вообще я очень люблю фильмы с сильными женскими характерами.

Аватар

Я еще вспомнила героиню Веры Алентовой из фильма Время желаний, самостоятельную, сильную и неоднозначную. И Папанов в этом фильме потрясающий.

Подождите...