Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Танцовщица

15
Танцовщица

3 ноября в российский прокат вышел фильм Стефани Ди Джусто «Танцовщица», рассказывающий историю изобретательницы танца модерн Лои Фуллер. «Танцовщица» претендовала на несколько наград на Каннском фестивале, в том числе и на Квир-Пальмовую ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино. Главные роли сыграли Стефани Соколински (также известная сплетницам как Соко и бывшая подружка Кристин Стюарт), Лили-Роуз Депп и Гаспар Ульель. Фильм Стефани Ди Джусто – первая лента, которая рассказывает историю Лои Фуллер. Сама режиссёр, объясняя свое решение снять кино о знаменитой танцовщице, говорит о том, что эта женщина «полностью изменила сценическое искусство в конце XIX века, но её почти никто не знает и не помнит». Её мнение подтверждает исполнительница главной роли Стефани Соколински, которая призналась, что не знала ничего о Фуллер до момента создания фильма.

Итак, привожу краткое описание (без спойлеров), чтобы не портить удовольствие от просмотра: дочь неудачливого фермера-золотоискателя после его гибели от рук конкурентов переезжает в Нью-Йорк, где ее мать содержит католический приют. Девушка мечтает о сцене, потому соглашается и на откровенную фотосессию, и на роль без слов в спектакле. Во время первого выхода на сцену Мария-Луиза Фуллер, пока еще не поменявшая имя на емкий сценический псевдоним Лои, путается в длинном платье и, чтобы выйти из положения, начинает кружиться – так, под восторженные крики публики, рождается новый вид искусства и новая звезда. Стоит отметить, что одной из центральных сюжетных линий в фильме являются взаимоотношения Лои с другой известной танцовщицей Айседорой Дункан (Лили-Роуз Депп). Не могу не согласится со статьей опубликованной в Variety, в которой сказано, что монтаж сцен с танцующей Лили-Роуз Депп выполнен из рук вон плохо. По идее мы должны уверовать, что Лили-Роуз умеет танцевать и быть пластичной, но на деле даже дублерша актрисы , Фанни Сейдж, не спасает положение.

Теперь же хотелось бы остановиться на реальной (насколько позволяют судить источники) биографии Лои Фуллер. Лои Фуллер, настоящее имя которой Мария Луиза, родилась в США. Точная дата рождения Фуллер неизвестна, так как в интервью журналистам она довольно часто меняла детали своей жизни, и в итоге в различных источниках встречаются 8 дат её рождения. Один из вариантов — 1862 год. В своих мемуарах «Пятнадцать лет в жизни танцовщицы» Лои позже напишет, что свою сценическую карьеру она начала ещё маленьким ребенком в школе. Она продолжала свою деятельность и в юном возрасте, играя роли травести, и к 1880-м годам добилась небольшого театрального успеха.

Она была малоизвестной драматической актрисой, когда 16 октября 1891 году при постановке мелодрамы «Quack Medical Doctor» в возрасте почти тридцати лет, сделала для себя открытие. Выступая в крошечной роли женщины под воздействием гипноза, она скользила в полумраке по сцене, подсвеченной огнями рампы, в огромной шелковой белой юбке, чрезвычайно легкой и раздувавшейся от малейшего колебания воздуха. Зрелище поразило зрителей. «Это бабочка!» — воскликнул один из них. «Нет, это цветок!» — закричал другой. И зал разразился аплодисментами. Так случайно было обнаружено, каких неожиданных эффектов можно добиться, умело освещая движущуюся фигуру в развевающихся одеждах. Обыгрывая эту находку, Лой Фуллер создала новый тип танцевального представления. От отдельных номеров, входящих в эстрадную программу, она перешла к концерту, составленному из одних танцев. Сами танцы не были похожи на традиционные балетные или эстрадные. Привязывая к рукам длинные планки, покрытые метрами шелковой ткани, она создавала образы бабочек и языков пламени. Свобода и естественность пластики являлись одной из главных особенностей, противореча навыкам балетного академизма. Близость природе, о которой писали все почитатели искусства Фуллер, проявлялись и в тематике, и в потребности непосредственно передавать эмоции.

В Америке она не может найти импресарио, который бы реально хотел заняться её карьерой, поэтому в 1892 году, с сюитой из пяти танцев, Лой Фуллер едет в Европу. В Берлине она находит нечестного агента, оставившего её без гонорара, но уверенность в своем успехе все же не покидает её: Фуллер обращается к директору Парижской Оперы с просьбой о проведении там своего первого спектакля в октябре 1892 года. Но снова неудача. Поэтому она идет в Фоли-Бержер, не подозревая о «плохой» репутации этого места у почтенной публики, где уже, впрочем, долгое время выступает одна из последовательниц её стиля. Это не последний раз, когда Лой Фуллер действительно придется доказывать, что именно она — это Лой Фуллер. Но доказав это, она в тот же самый день заменяет конкурентку, и очень быстро становится не только кумиром Парижа, но и одной из самых высокооплачиваемых артисток в области театра.

Сначала её танцы были просто пронумерованы: танец номер 1 с белым светом, танец номер 2 — для желтого, и так далее. И только потом она стала придумывать названия, как «Танец огня» или «Танец Лилии». Её программа состоит из номеров «Серпантин», «Violet», «Бабочка», и «Белый танец», и имеет оглушительный успех у критиков и публики. Особый успех имел «Танец огня». Одежды танцовщицы вспыхивали языками пламени, меняя оттенок в свете мощных прожекторов, направленных снизу, сквозь стеклянный пол. Волны огня то вздымались, то опадали. Для воплощения своих идей на сцене Лой Фуллер создает команду электриков, руководить которыми будет её брат.

Еще одну наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Её костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам, удлинённым стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые поставлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздём прораммы парижского варьете Фоли-Бержер. Роден позднее рассматривал единую линия развития Фуллер-Дункан-Нижинский, танцовщиков раскрепостивших движение. Восторженные отзывы о номере оставили Анатоль Франс, считая её танец возрождением античных традиций. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей умевшей по-новому сочетать танец и музыку.

После оглушительного триумфа Фуллер окрестили «Феей света», и даже шутили, что эффект от просмотра её шоу был сравним с употреблением гашиша. После 15 лет на сцене Фуллер, наконец, нашла свое призвание. После того, как Фоли-Бержер закрылись на лето, Фуллер уехала с успешным турне в Лондон и Нью-Йорк. Вернувшись в Париж на второй сезон, она поселилась в квартире, примыкающей к Фоли-Бержер. А к январю 1894 года она уже дала 380 (!) представлений. Что касается движений, то Фуллер использовала простейшие варианты, поскольку танцевальной техникой не владела, да и фигура её, крупная, несколько тяжеловесная, не вполне соответствовала традиционным требованиям, предъявляемым к танцовщицам. Но главным были не сами движения, а эффекты, которые давала движущаяся фигура, окутанная полупрозрачными одеждами.

Будучи прогрессивной женщиной, Лой Фуллер имела огромное количество патентов: на виды костюмов, на использование химической соли в люминесцентном освещении, на химические компоненты для создания цветного геля, на использование зеркал, на стеклянный пол, подсвеченный снизу. Также она была членом французского астрономического общества. Одним из главных достижений Фуллер был концепт синтетического театра, то, к чему пришел и Дягилев, к примеру. «Я хотела создать новую форму искусства, не относящуюся к другим художественным теориям, искусства, дающего душе и чувствам в одно и то же время полный восторг, где реальность и сон, свет и звук, движение и ритм образуют захватывающее единство».

К 1901 году Фуллер уже становится музой Тулуз-Лотрека, Анри-Пьера Роше, братьев Люмьер, Родена и многих других. Однажды Лой приехала в студию на авеню Вилье в Париже, чтобы посмотреть выступление одной молодой американской танцовщицы. Вероятно, она получила приглашение, написанное от руки: «Мисс Дункан будет танцевать под звуки арфы и флейты в своей студии вечером следующего четверга, и если вы чувствуете, что увидеть этого маленького человека, танцующего против волн всемогущей судьбы, стоит 10 франков — почему бы и не прийти».

(Айседора Дункан)
У двух танцовщиц было мало общего. Фуллер была известна и популярна в артистических кругах. Дункан наслаждалась крошечным успехом в Лондоне, но была практически неизвестна в Париже, и влачила почти нищенское существование. В то время как Фуллер скрывала массивный корпус в тоннах ткани, Дункан использовала для танца только лишь тело и простейшие костюмы, избегая различных театральных излишеств, от которых зависели представления Фуллер. Лой была впечатлена увиденным, и сразу же пригласила Айседору в свою труппу, где та смогла бы исполнять свои собственные танцы. Она не могла и представить, что эта миленькая девочка затмит ее и ее наследство, и что именно Дункан будет больше ассоциироваться с новым танцем и с утверждением женской свободы на сцене.

(Айседора/Лили-Роуз Депп)
Публика начнет отождествлять Дункан и Фуллер, и тогда художественный критик Луи Воксель скажет: «Айседора лепит, Лои — раскрашивает. Бесполезно их сравнивать». Они вместе выступали до 1902 года и действительно были друг на друга совсем не похожи. Айседора черпала свое вдохновение в греческой культуре, была воплощением природы и естественности, Лои всегда была связана с технологиями и различными махинациями со светом и тканью. У них были разные представления о личности танцора – для Фуллер была важна не харизма исполнителя, а абстрактные формы, Дункан же возводила личность в культ.

(Лой Фуллер/Соко)
На первый взгляд танцы Дункан проигрывали эффектным моно-спектаклям Фуллер, но это только на первый взгляд, кроме того, наблюдая за свободной пластикой Айседоры, Лои было чему позавидовать и даже затаить злобу. Дело в том, что прекрасная Фуллер страдала болями в спине, нередко ее чуть ли не приносили на выступление и после страдающую от своего недуга Лои обкладывали льдом, так что она одновременно испытывала и боль и сковывающий все ее тело холод. Когда опухоль спадала, Лои мужественно облачалась в костюм и выходила на сцену. О страданиях Фуллер знали все, кто хоть как-то соприкасался с театральной или концертной деятельностью танцовщицы, зрители же видели, как снова и снова на сцене прямо на их глазах возникало непревзойденное чудо. Но чудом была и сама Лои. Так, несмотря на постоянные боли и угрозу в один из дней вообще потерять способность двигаться, она сумела разглядеть в Дункан не молодую и весьма амбициозную конкурентку, такого же как она человека искусства.

Пути двух женщин вскоре разошлись, но, несмотря на все различия между ними, Фуллер поддерживала Айседору и помогла её карьере в Европе, проспонсировав независимые концерты в Вене и Будапеште. Лои открыла свою школу в 1908 году, где ученицам полагалось носить греческие туники, а занятия проходили на свежем воздухе. Своим ученицам она давала причудливые имена: Персик, Бабочка, Улыбка, Шоколадка. В эпоху социального неравенства, это было, вероятно, способом не делать акцент на различном происхождении своих учениц. Но даже несмотря на эту школу, прямых последователей у Фуллер все-таки не осталось.

Часто говорят, что работа Фуллер была более зрелищной, чем революционной. Правда в том, что она не была отличной танцовщицей, и что объектом её исследования было не движение, а эффект от него. Однако, если вклад Фуллер в движение минимален, то нельзя упускать из виду, что её танец был первым, затрагивающим тему пространства и движения.
В завершение, предлагаю посмотреть всем пару видео и гифок.



Оставьте свой голос:

492
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Frauf
Frauf

Лили Роуз в роли Дункан - это трэш, господа...

julia260290
julia260290

Frauf, почему?? она, кончено, красивее айседоры в разы, но в типаж вписалась

Frauf
Frauf

julia260290, Ну, вне зависимости от предпочтений по внешности, Айседора была многогранной личностью, самородком с удивительной судьбой и, думаю, заслуживает, чтобы её роль исполняла глубокая, талантливая актриса, а не деревянная Депп.

julia260290
julia260290

Frauf, странно сравнивать эти женщин в принципе. лили и не претендует занять место айседоры, она лишь примеряет ее роль в фильме на 20 мин экранного времени. и она изображает очень юную айседру, какая там особая глубина в 16 лет??

Zimaaa
Zimaaa

julia260290, А по-моему нет, Айседора по фото и сохранившимся сьемкам производит впечатление крупной женщины, хоть и танцовщица, а у Лили Роуз иногда вид какой-то вообще анорексичный. Плюс Айседора, хоть и не обладала техникой и была самоучкой, но она была от природы очень пластичной, а Лили Роуз деревянная.

julia260290
julia260290

Zimaaa, для своего времени айседора была худой, там дамы в теле ценились. плюс, у лили был образ совсем юной айседоры

justius
justius

Хм, а что они под освещением ЛБГТ-темы подразумевают - легкий флирт, закончившийся обломом? )) Лили-Роуз слишком изящна для роли Айседоры, что касается собственно представленного танца - то исполнение было ничем не хуже оригинала. Я смотрела пару выступлений Дункан - и лучше бы видео не сохранилось.

urazovna
urazovna

Технично, но без души. Меня ее танец не "зацепил"... скажем так :)
Но нельзя не отметить ее талант, воображение, ум. Те технические новации, которые она привнесла. В этом смысле молодец большая!!!

laska2029
laska2029

Когда увидела трейлер этого фильма, была так им заворожена. На деле же фильм оказался абсолютно не интересным, кроме самого танца. Думаю, для того времени это было нечто. Если Соко еще неплохо смотрелась в кадре, то Лили-Роуз как бревно.

PrincessFiona
PrincessFiona

Лили теперь везде, и в рекламе Шанель, и в кино, и на подиуме, и везде она никакая
видела только трейлер этого фильма, но не возникло желания посмотреть его

taurus
taurus

Спасибо за интереснейший пост! Как повернулось колесо фортуны: имя Айседоры знают все, а имя Лу Фуллер, по крайней мере мне, было не известно.

irinas
irinas

красиво.
я бы посмотрела.
но не то, чтобы АХ

medey
medey

Очень интересно, спасибо. Не знала Лой Фуллер, ну про Айседору Дункан русский человек хоть раз в жизни слышал. А как фильм? Критик хвалят Лили-Роуз за игру, вроде бы.

Skk
Skk

Танец на всех видео один: крупная непластичная женщина бешено вращает руками. Приседая в неловких па. Как новатора и техника уважаю, танцовщица аховая

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Страшно интересно: 7 хоррор-сериалов, которые стоит пересмотреть перед Хэллоуином
На ведущую "Эха Москвы" Татьяну Фельгенгауэр напали с ножом в редакции
Неожиданно скромный 37-й день рождения Ким Кардашьян: муж, вилла и соцсети
Готовьте ваши кошельки: Maybelline показали все средства коллекции Джиджи Хадид
Звезда "Игры престолов" Кит Харингтон рассказал о последнем сезоне сериала: "Финал заставил меня плакать!"
Почти 40 женщин обвинили номинанта на "Оскар" Джеймса Тобака в сексуальных домогательствах
Джордж Клуни о детях: "Элла изящна и похожа на Амаль, а Александр смеется громче всех в комнате"
Романа Полански обвиняют в сексуальных домогательствах к 10-летней девочке
Готовимся к Хэллоуину вместе с Натальей Водяновой: модель поделилась идеей праздничного образа
Амаль Клуни поддержала супруга Джорджа Клуни на премьере его режиссерской работы "Субурбикон"
Битва платьев: Дженнифер Энистон против Синди Кроуфорд
Мимими-дня: Кристина Асмус опубликовала видео со своим мужем Гариком Харламовым
Бехати Принслоу поделилась новыми фотографиями своей беременности
Звездный Instagram: подготовка к Хэллоуину и трогательные снимки звезд с детьми
Рианна в розовом наряде отправилась по делам в Нью-Йорке
Елена Перминова с мужем и детьми отдыхает на Мальдивах
Мария Кожевникова "наказывает" себя в спортивном зале до крови: видео
Бейонсе опубликовала новое фото с голым животом