Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Добро пожаловать в веселое кабаре

17
Добро пожаловать в веселое кабаре

"Кабаре"! 

Когда мы говорим об этом мюзикле, то неизменно вспоминаем великий фильм Боба Фосса  с несравненной Лайзой Минелли в главной роли. А между тем мало кто знает, что всё началось не с фильма, а с бродвейского музыкального спектакля. Его премьера прошла 20 ноября 1966 года. Так что нынче “Кабаре” справляет свое 50-летие.

Давайте поговорим об истории "Кабаре"? 

 

Берлин, 30-ые годы..

Почти сто лет назад Берлин, столица c 4 миллионами населения (больше, чем сегодня), была вторым по величине городом мира после Лос-Анджелеса и третьим по плотности населения после Лондона и Нью-Йорка. Метрополией, влекущей к себе людей со всего мира, по большей части представителей творческих профессий. Город  пьянящей свободы и беспредельности отношений  — свободы от предрассудков и условностей, свободы от табу и осуждения, свободы эксперимента, сексуальной свободы...

Неудивительно, что в 20-х годах прошлого века Берлин был популярным местом секс-туризма. Икона английской гей-литературы Кристофер Ишервуд писал: «В отличие от Парижа, где можно было просто купить секс, в Берлине нужно было быть специалистом в сексе: вы желаете девственницу, юношу или женщину преклонного возраста в кожаных сапогах и с кнутом?». Если ты не мог разобраться в своих желаниях, можно было сходить в Институт сексуальных наук (открыт в 1919 году) — первое в мире учреждение по половому просвещению населения — и, соответственно, просветиться, причем бесплатно. И не только это. Берлин был столицей всех, всем и вся.. Здесь даже были бары и клубы, юристы и врачи, гостиницы, парикмахерские и прочие услуги специально для представителей всех сексуальных ориентаций.

Кристофер Ишервуд (на первом снимке слева)

Самого Кристофера Ишервуда в Берлин привела именно эта, специфическая в своей откровенности слава: «Берлин значил — мальчики». В родной Англии c ее пуританскими нравами и законами, автору приходилось таится и скрываться. В Берлине он поселился в районе станции метро Ноллендорфплац, увековечив  атмосферу последних дней Веймарской республики в своем произведении «Прощай, Берлин». Именно эта книга послужила первоосновой для великолепного произведения «Кабаре» .

Лайза Миннелли в фильме «Кабаре» (1972), снятом по берлинским романам Кристофера Ишервуда

Ну что же, продолжим рассказ о Берлине дальше..

Поселился писатель по адресу Мотцштрассе 17, в самом злачном районе города, особенно популярном у геев и лесбиянок. Ну, и по сей день на этой улице работают сразу три гей-бара и несколько магазинов с фетиш-аксессуарами. На углу Мотцштрассе и Калькройтштрассе сегодня находится магазин биопродуктов с претенциозным названием «Эльдорадо». Имя этот хипстерский рай унаследовал от своего предшественника: 85 лет назад здесь находился одноименный одиозный травести-клуб для геев и лесбиянок, куда нередко заглядывала и Марлен Дитрих, и конечно, сэр Ишервуд. Здесь собирались дамы и юноши полусвета, актрисы и певицы, богатые дельцы и бедные искатели приключений, гетеро и гомо.

1929. Марлен Дитрих в смокинге и цилиндре на балу для зарубежной прессы.

Здесь давала концерты группа трансвеститов, которых в перерывах между представлениями мужчины могли за отдельную плату пригласить на танец. Именно этот клуб описывает Ишервуд в заключительной части книги — клуб «Саломея» с танцующими «женщинами».

Фото: madamepickwickartblog.com

 

С приходом нацистов к власти ночные клубы стали прикрывать. Начались внезапные обыски и задержания, запретили танцевать в барах после десяти вечера, потом запретили продавать алкоголь, а вскоре стали требовать от владельцев клубов имена, адреса и телефоны всех посетителей, что для гостей этих заведений было опасно. Их в любую минуту могли навестить представители нацистской власти и увести с собой — в тюрьму, на лагерные работы или сразу на смерть.

 

Безумную эпоху декаденса и разугла сменяет эпоха не менее безумного морализаторства.

Покидая в 1933 году Берлин, Ишервуд писал: «Множество моих друзей в заключении, предположительно мертвы». Розовый треугольник — так помечали заключенных за гомосексуальные связи в концентрационных лагерях. Розовый треугольник из гранита на Ноллендорфплац сегодня — памятник тем, кого преследовал и уничтожал национал-социализм за их сексуальную ориентацию. Сам Ишервуд сжег свои дневники тех неспокойных дней в Берлине, поскольку его часто задерживали и обыскивали, а в дневниках были довольно подробно описаны конкретные люди, указаны имена и адреса.

Клуб «Эльдорадо» до (1932) и после прихода к власти нацистов. Фото: cabaret-berlin.com

* * *

Буквально в десяти метрах от «Эльдорадо», на Калькройтштрассе, находился «Ле Гарсон» — шикарный ночной клуб для лесбиянок, владелицей которого была Сюзи Вановски. Чем была примечательна эта дама кроме того, что содержала одно из самых известных заведений Берлина того времени? А тем, что была любовницей enfant terrible и эми вайнхаус той эпохи — Аниты Бербер, которая давала в этом клубе танцевальные представления в обнаженном виде.

Аниту Бербер можно считать символом полной эксцессов декадентской жизни в двадцатые. Это дикое, но но ужасно симпатичное дитя той эпохи прожило короткую (всего 29 лет), но очень насыщенную жизнь, в которую уместились два брака (оба мужа были геями), множество романов с людьми обоих полов, кинематографический успех не только на родине, в Германии, но и в Голливуде, гастроли по всему миру, слава первой модели и талантливой танцовщицы, а также дикие эксперименты с наркотиками, во время которых кокаин, морфин и виски употреблялись одновременно и ежедневно и которые заканчивались скандалами и драками. Это 30-ые, детка, да.

Анита Бербер, справа портрет работы Отто Дикса. 

Как-то во время очередного выступления, обнаженная, пьяная, перебравшая кокаина Анита набросилась на одного из посетителей, разбила бутылку шампанского об его голову, а после помочилась на него. Берлин, свобода..

* * *

С Кляйстштрассе начиналась «золотая миля» лесбиянок. И для них Берлин двадцатых был мировой столицей. Известно даже, что в метрополии проживало тогда не менее 85 тысяч гомосексуалок. Для дам «в теме» в городе выходили две еженедельные газеты и шесть журналов, было открыто двенадцать клубов по интересам, две лиги конькобежного спорта, три спортивных организации, и, как минимум, пятьдесят баров и ночных клубов, самыми известными среди которых были «Дориан Грей», «Виолетта», «О-ла-ла» и «Верона Лаунж». По этой самой улице лесбиянки обычно прогуливались с целью познакомиться.

На Кляйстштрассе находилось когда-то «Кляйст-казино» — самый старый гей-бар в Европе. В него приходили как простые смертные, так и знаменитости. Тут процветала мужская проституция. Экономический кризис и безработица после Первой мировой войны выгнали на улицы и молодых людей, и отцов семейств зарабатывать на хлеб чем могли, в том числе и телом. Вот  эту эпоху  и описывает Ишервуд.

kleiststrasse

Улица Кляйстштрассе. Справа виден купол станции метро Ноллендорфплац. Фото: akpool.co.uk

Да, в конце 20-х и начале 30-х годов XX века в берлинском районе Шёнеберг в доме по Маасенштрассе 17 жил  странный молодой англичанин. Вставал поздно, шёл на уроки, он подрабатывал преподаванием английского, приходил под утро, да не один, а с подозрительного вида юношами с Курфюрстендам. Часто к негодованию соседей-бюргеров устраивал шумные вечеринки. В общем, вел богемную жизнь. Звали молодого человека Кристофер Ишервуд (Christopher Isherwood).

Излишне говорить, что в 1933 году после прихода Гитлера англичанин поспешил покинуть Германию. Новая власть подобного рода субъектов не жаловала. Ну а через шесть лет, в 1939 году, в Лондоне вышел роман, он назывался "Прощай, Берлин!" ("Goodbye to Berlin"). И его автором был тот самый К. Ишервуд. Канун прихода к власти нацистов, растерянность интеллигенции, еврейские погромы, полная свобода нравов накануне катастрофы. На страницах этого романа мы впервые и встречаем англичанку Салли Боулз (Sally Bowles), девушку без определённых занятий, которая иногда подрабатывает певичкой в злачном заведении – кабаре под названием Кит-Кат-клуб.  Литературной основой «Кабаре» так же стали рассказы из «Берлинских историй» К. Ишервуда о жизни в Германии начала и пьеса «Я – камера» Д. ван Друтена, где центральной коллизией были любовные отношения американского писателя и певицы берлинского кабаре.

Действие в мюзикле разворачивается на фоне прихода к власти нацистов. Молодой писатель влюбляется в артистку кабаре Салли Боулз и предлагает уехать вместе с ним в Париж, но она принимает решение остаться. 

Интересно, что прототипом Салли стала берлинская знакомая К. Ишервуда Джин Росс (Jean Ross).

Она вела такой же образ жизни, как и Салли, но была не певицей, а журналисткой и даже членом Американской коммунистической партии

 

О романе К. Ишервуда вспомнили в начале 50-х. Драматург Джон Ван Друтен (John William Van Druten) сделал из него пьесу, которая шла в нескольких нью-йоркских театрах.

Узнаете? Judi Dench  ‘Cabaret’ at the Palace Theatre, 1968 г.

Идея превратить книгу в мюзикл пришла в голову Гарольду Принсу (Harold Prince) – легенде Бродвея – первому продюсеру "Вестсайдской истории" ("West Side Story"). Сценарист Джо Мастерофф (Joe Masteroff) выбросил из произведения многочисленные непристойности и упростил сюжет. Песни написали бродвейские зубры: композитор Джон Кaндер (John Kander) и поэт Фред Эбб (Fred Ebb). Кстати, среди претенденток на роль Салли Боулз значилась и 20-летняя Лайза Минелли (Liza Minnelli). Однако Г. Принс считал, что в спектакле должна играть британка, и пригласил английскую актрису Джилл Хейворт (Jill Haworth).

Премьера прошла с большим успехом в театре "Бродхёртс" (The Broadhurst Theatre) 20 ноября 1966 года. Особых похвал критики удостоился Джоэл Грей (Joel Grey) – исполнитель роли конферансье. В фильме 1972 года все тот же Джоэл Грей.

Вот  в  самом начале перед вами предстает конферансье. Какое дивное лицо! Оно полно жизни и энергии, улыбка расплылась на нем, безумные глаза с пышными ресницами широко раскрыты. Но.. что же не так с этим человеком? Присмотритесь. Им овладело кабаре. Он стал безжизненным. Под всей так называемой напускной веселостью, правильными аккуратными чертами кроется нечто пугающее. Внешний кукольный облик отражает такую же кукольную внутреннюю пустоту. Он живой снаружи, но мертвый в душе. Белая маска с широко улыбающимся ртом превратилась в лицо, настоящее лицо. Это действительно страшно. Как и сам образ героя. Актер Джоэл Грей получил Оскар за эту роль, и награда его поистине оправдана. Он целиком вжился в образ клоуна-конферансье, отражая его скрытую сущность..

Итак, мюзикл "Кабаре" выдержал более 1100 представлений, получил главную награду театральной Америки – "Tony Awards". И как любой успешный бродвейский продукт, "Кабаре" ожидало неизбежное –встреча с Голливудом. Сценарий был расширен и усложнён:

Салли Боулз в исполнении Лайзы Минелли. Какая потрясающая девушка с наивным и детским взглядом! Ее броский макияж, длинные ресницы сразу же выдают в ней яркую личность с легким отношением к жизни. Когда Брайан приходит в дом, где живет Салли, первое, о чем она спрашивает: нет ли у парня сигаретки. Вот что ее волнует прежде всего. Салли начинает болтать без умолку, ведет себя очень раскрепощенно с незнакомцем, будто давно его знает. Любит выпить, танцует в кабаре, превосходно поет, мечтает стать актрисой, безбашенно кричит, когда проезжает поезд. Чем она интересуется? Всем, что связано непосредственно с ней самой. В эпизоде, когда Салли и Брайан прогуливаются по городу, она просит его рассказать о себе и говорит, что хочет знать всё. Но когда он начинает говорить, она перебивает его, рассказывая о своей любимой кинозвезде и мечте когда-нибудь стать такой же, если ее окончательно не погубят спиртное и постель. Значит, она прекрасно осознает, что такой разгульный образ жизни не самый правильный, но сознательно по нему идет. Высмеивая на сцене пороки, например деньги, она сама же не может устоять перед соблазном в виде дорогих платьев и украшений. Она искренняя, в ней нет злости, но тем не менее, ее зависимость от той жизни, к которой она привыкла слишком сильна. 

Брайан — персонаж благородный, робкий, и в то же время воспитанный и интеллигентный, влюбляется в юную танцовщицу, не устояв перед ее очарованием. Приезжает он застенчивым парнем, но постепенно становится всё более раскрепощенным, и чем дальше, тем больше эта раскрепощенность приобретает не лучший характер. При знакомстве с Максимилианом, он поначалу недоволен его подаркам и благородно от них отказывается. Но в конце концов он перестает противиться, следуя за Салли и даже вступает в половую связь с Максом. Кстати говоря, когда Макс дарит Брайану свитер голубого цвета и говорит, что этот цвет ему к лицу, внимательный зритель уже может догадаться, к чему он клонит, и какие последствия эти слова за собой потянут.

Писатель, богач и дитя, — Арлекин, Пьеро и Коломбина… 

Сумерки декаданса и заря фашизма… 

Режиссёр Боб Фосс постарался передать в фильме предгрозовую атмосферу веймарской Германии. Из бродвейского состава оставили только Джоэла Грея. Главные роли сыграли Лайза Минелли и Майкл Йорк (Michael York), который, кстати, был очень похож на К. Ишервуда в молодости. Наконец, композитор Джон Кaндер специально для фильма написал несколько песен. И среди них эту.

 

Фильм, вышедший на экраны в 1972 году, произвёл сенсацию. 

После съемок киноверсии мюзикла Боб Фосс и Лайза Минелли стали друзьями и сохранили эти отношения до конца дней. Однако у этой дружбы была и обратная сторона: говорят, именно режиссер пристрастил актрису к наркотикам. Лайзе Минелли было 26 лет, когда в 1972 г. мюзикл вышел на экраны и неожиданно сделал ее звездой мирового масштаба. Критики публиковали восторженные отзывы: «Песни, танцы, пластичность, естественность Лайзы Минелли не с чем сравнить и невозможно описать — надо видеть, какая это „от Бога“ актриса». 

Мюзикл Боба Фосса завоевал 8 «Оскаров», 7 высших наград от Британской академии кино и телевидения, 3 «Золотых глобуса» и собрал в прокате больше 42 млн долларов.

А для для Лайзы роль певички Салли оказалась поистине роковой.

Да, новые предложения посыпались на Лайзу Минелли одно за другим. Она снималась в кино и крутила романы с самыми богатыми и родовитыми кавалерами. В 1974 г. она вышла замуж за известного режиссера Джека Хейли, на их свадьбе было 700 приглашенных. Актрису окружали толпы фанатов и мнимых друзей, большее число которых привлекали исключительно ее слава и деньги. Но на бешенной волне популярности и успеха Лайза Минелли попала в такую зависимость от алкоголя и наркотиков, что вскоре это стало для нее огромной проблемой 
Вот уже и съемки в фильме «Нью-Йорк, Нью-Йорк» завершились грандиозным скандалом: жена режиссера Мартина Скорсезе подала на развод, заявив, что он тратит огромные средства на покупку наркотиков для себя и своей любовницы Лайзы Минелли. В конце 1977 г. актриса уже была вынуждена отменять спектакли из-за проблем с кокаином. В следующем году она собралась с силами и отправилась на лечение. Ей все-таки удалось победить свою зависимость и вернуться к нормальной жизни и работе.
Тем временем мюзикл «Кабаре» продолжал свое триумфальное шествие: в 1986 г. он был поставлен на французской сцене и после международных гастролей получил «Мольера» как лучший музыкальный спектакль. В 1987 г. состоялась премьера обновленной бродвейской постановки в «Империал-театре». В 1993 и в 1998 гг. новый мюзикл Сэма Мендеса в Лондоне и на Бродвее выдержал 2377 представлений.

А в 2003 г. Смитсоновский институт включил «Кабаре» в число 8 фильмов, которые необходимо сохранить для будущих поколений. 

В кабаре мы видим праздник и веселье, на улице — нацизм, кровь и фашистские плакаты. В одном из эпизодов показано, как нацисты безжалостно избивают еврея, и в промежутках этого момента мы видим, что в кабаре люди веселятся и улыбаются. Яркое противопоставление двух разных миров. Но еще более яркий эпизод, в котором милый светловолосый мальчик поет такую страшную песню, и народ, словно обезумевший начинает повторять слова все громче и громче. Люди превращаются в толпу, одержимую своим превосходством. 



Финал. Перед нами вновь предстает конферансье, который резко кланяется и уходит, а в зеркальном отражении мы видим людей со свастикой на одежде. Они словно говорят нам, что это далеко не конец, а лишь предвещение начала, катастрофического и страшного.

Фильм действительно необычайно глубокий, несмотря на то, что воспринимается довольно легко. Его атмосфера, актеры, одновременно веселье и ужас завораживают. Киноленту несомненно стоит смотреть, и если вы еще не успели это сделать, то 

«Добро пожаловать в Кабаре!»

 

 

Источник: kulturologia.ру, аааliveberlin.ру, radiorus.ру

Оставьте свой голос:

370
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

GayFriendlyGirl
GayFriendlyGirl

еще есть биографический фильм про Ишервуда - "Кристофер и ему подобные", в гл. роли Мэтт Смитт.

qweewq
qweewq

Как известно, мать Лайзы Минелли Джуди Гарланд тоже была неравнодушна к алкоголю и наркотикам, может это наследственное.

Vinogradinka
Vinogradinka

qweewq, Джуди страдала зависимостью от алкоголя , барбитуратов, наркотиков и транквилизаторов .
Она умерла от передозировки .
Все происходило на глазах маленькой Лайзы, её судьба предрешена была в принципе

nabludatelnizza
nabludatelnizza

Спасибо, автор! Пост необычайно интересный!!!

MarissaBelle
MarissaBelle

Да уж, берлин был тем еще местечком. Даже не знаю, хотела бы я там побывать.

GertrudaSv
GertrudaSv

MarissaBelle, и история ничему не учит. Над людьми все так же властвуют пороки, доводя историю до страшного финала.

st_eva
st_eva

Момент с нацистской песней - очень страшный.

urazovna
urazovna

st_eva, мне очень стыдно это спрашивать. Но подскажите про эту песню и сам момент... правда хочется разобраться.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

urazovna, что именно подсказать?

st_eva
st_eva

urazovna, момент (для меня) страшен тем, что я знаю, что произойдёт потом, кто вырастет из этих мальчиков и девочек, что они будут делать с миллионами невинных людей, объединённые идеей о том, что мир принадлежит им.
Этот момент страшен тем, что идея о своём превосходстве (которую так легко внушить) превращает людей в стадо, безжалостное и жестокое.
Да там вообще весь фильм пугающ - "мир-кабаре" тоже не так уж безобиден - разврат, порок, зияющая пропасть в которую катится страна, а как альтернатива - нацизм, Гитлер с ликвидацией безработицы, подъёмом промышленности... что лучше?

Anita0
Anita0

О, потрясающий пост. И да - в фильме превосходно удалось передать ту гнетущую атмосферу предфашистской Герании, особенно момент с поющим мальчиком, да и вообще. Фильм потрясающий, музыка, игра актеров сама атмосфера того времени. Но я не знала, что Германия 20-30-х была меккой гомосексуалистов, читала, что Берлин был чрезвычайно популярен, но отдельно этой темой как-то не интересовалась.
Большое вам спасибо за такой интересный пост.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Anita0, давно хотела написать об этом.
Так что юбилейная дата, хоть и косвенно, подтолкнула к этому)

irman
irman

то есть лесбиянки открывали лиги конькобежного спорта,а геи дальше ночных клубов так и не ушли?Мужчины так примитивны даже в гомосексуализме?

IceIce
IceIce

О, я кино когда-то смотрела, очень хорошее. Название забыла. Вспомню- напишу

Margot
Margot

А что страшного в песне мальчика? Ну свастика, ну Гитлерюгенд, но без этих атрибутов, это скорее песнь самоуверенного юнца. Или это какой-то страшный гимн?

Astrantia
Astrantia

Спасибо. Обожаю интересные, содержательные и одновременно познавательные посты. Надо пересмотреть фильм.

LENASONA
LENASONA

кто нибудь знает что сейчас находится на этой улице в Берлине? улице Кляйстштрассе? наверное что -то благопристойное

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Ксения Собчак, Максим Виторган и другие на премьере фильма "Рыба-мечта" в Москве
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото
Виктория и Дэвид Бекхэм на благотворительном мероприятии в Майами
Беременная Ирина Шейк в откровенном видео журнала Love
Алсу представила новый клип на песню "Я пойду чуть-чуть поплачу"
Ноябрь-2016: альтернативный взгляд