Хочу поговорить о стимпанке. 

Начнем?

Небесный замок Лапута

Альтернативная реальность, соответствующая началу XX века. В руках девочки по имени Сита находится Летающий Камень. За ним охотятся агенты правительства и пираты, потому что Камень представляет огромную ценность. Пытаясь скрыться от преследователей, Сита встречает Пазу, своего ровесника, работающего в шахтерском городке. Вместе дети выясняют, что Камень — ключ к таинственному летающему острову Лапуте…

Одна из первых работ великого Хаяо Миядзаки до сих пор впечатляет, причём не только картинкой, но и сюжетом, и постановкой. Какой ещё фильм начинается с того, что главная героиня падает с дирижабля?

А впереди её ждут воздушные пираты во главе со смешной бабушкой-атаманшей, смертоносные, но добрые внутри роботы, погони на локомотивах и аэропланах. И, конечно, летающий город Лапута — вершина стимпанковских технологий.

В отличие от волшебного «Ходячего замка», «Лапута» — более «правильный» стимпанк. В нём совсем мало волшебства — разве что камни левитации, да и те можно при желании списать на неоткрытый минерал. Чудеса в «Лапуте» создаются руками людей, как и подобает фильму об эпохе, когда все беззаветно верили в прогресс.

Город потерянных детей

Один из самых моих любимых фильмов http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/128578_gorod-poteryannykh-detey

Абсурдный, восхитительно странный фильм французских чудаков-режиссёров Марка Каро и Жан-Пьера Жёне. Это история о тёмном городе, где много бездомных сирот и мало надежды. Здесь орудует секта киборгов, похищающих детей, злой профессор строит безумные планы, советуясь с мозгом в колбе, а по дну моря ходит водолаз, потерявший память.

Жёне и Каро специально стилизовали фильм под работы Терри Гиллиама, особенно «Бразилию», но добавили ещё больше старомодной эстетики, ржавых труб, винтовых лестниц и непонятных механизмов.

В результате получился самый необычный и атмосферный стимпанк-фильм в нашем списке. Что характерно, в нём нет никакого «викторианства», и это правильно. В конце концов, родина Жюля Верна — Франция.

Стимбой

XIX век, Англия. Юный изобретатель Рей Стим получает посылку от деда, известного ученого. В посылке — таинственный «паровой шар», уникальный механизм, за которым ведет охоту влиятельный фонд О`Хара. Уходя от ищеек фонда, мальчик попадает в Лондон, готовящийся к пышному проведению Всемирной выставки.



Мало кто может предположить, что вскоре драматические события превратят праздник торжества технологий в индустриальный кошмар. Сможет ли Рей уберечь бесценное изобретение от цепких лап злодеев, принести мир в свою семью и спасти британскую столицу от техногенной катастрофы/

Кацухиро Отомо, создатель прославленного аниме «Акира» и сценарист «Метрополиса», создал чистый и незамутнённый образец жанра. Ни слова об атмосфере, «элементах» и отдельных образцах техники. «Стимбой» включает всё, на чём стоит представление о стимпанке.

Место действия — Лондон, время — XIX век. Герои — изобретатели, создавшие исполинскую ходячую крепость и чудо-двигатель. Машины — исключительно паровые. И даже унаследованный от киберпанка социальный посыл в «Стимбое» заметен. Техника, созданная во имя науки, оказывается интереснее всего торговцам оружием. Может быть, прав безумный старик, предлагающий уничтожить это чудо прогресса.

Дикий, дикий Запад

Два суперагента 70-х годов позапрошлого века, располагающие технологическими штучками, спасают президента США Гранта от злодея-изобретателя Лавлэйса, ведущего борьбу за обладание южными штатами. Обозленный на весь мир, безногий калека при отсутствии детородного органа окружил себя целым гаремом красавиц, чем, вероятно, постоянно поддерживал в себе накал ненависти.

Один из суперагентов — лихой и обаятельный чернокожий стрелок Джим Уэст, а другой — Артемус Гордон, белый джентльмен с манерами англичанина. На их стороне и знойная красотка Рита, плененная гигантским механическим пауком.

Западные критики разгромили этот фильм, и их можно понять.

Тут и не всегда удачные на первый взгляд шутки  , и мужчина, постоянно переодевающийся в женщину, и переигрывающий главный злодей, и гигантский паук, которого заставил вписать в сценарий помешанный на пауках продюсер. Кассовый провал этого фильма (а также «Лиги выдающихся джентльменов») — одна из причин, почему в Голливуде снимают так мало стимпанка.

Но «Дикий, дикий Запад» всё равно остаётся самой смелой попыткой сделать стопроцентный стимпанковский фильм. В нём хорошо показан воображаемый мир, населённый леди, джентльменами и безумными инженерами, которые создают гигантские и чересчур сложные паровые машины. И всё это подаётся с иронией и юмором — удачных шуток в «Диком, диком Западе» всё же больше, чем неудачных.

А мне- понравилось.

Ходячий замок

Его знают все.

В России аниме Хаяо Миядзаки считают образцом японской культуры, но в Японии он слывёт тем ещё «западником». Его знаменитейший «Ходячий замок», к примеру, поставлен по одноимённой книге англичанки Дианы Уинн Джонс. Но, хотя по части сюжета экранизация вышла почти точной, книга со стимпанком связана очень слабо. Это именно Миядзаки решил сделать акцент на винтажной эстетике, одежде и технике викторианской эпохи. И замок в его изображении стал больше похож на сложную машину, а не чудо волшебства.

Из сплава запада и востока, стимпанка и фэнтези родилась роскошная история о мире, где магия не просто сосуществует с техникой, а неотделима от неё. Да, «Ходячий замок» — не стопроцентный стимпанк, но его роль для жанра огромна. Тысячи людей именно благодаря ему заинтересовались ретро-фантастикой, да и аниме заодно.

Тайна острова Бэк-Кап

Фильм чеха Карела Земана — классика стимпанка, вышедшая в те времена, когда о таком жанре и не слыхивали (1958 год!). Немудрено, ведь фильм снят по мотивам произведений Жюля Верна, откуда авторы стимпанка и позаимствовали внешний антураж XIX века, полного экзотической техники. И эта самая техника тут едва ли не в каждом кадре.

Но особенно впечатляет общий видеоряд, который стилизован отчасти под фильмы «отца» фантастического кино Жоржа Мельеса, отчасти — под книжные гравюры из первоизданий Верна. В общем, когда фильм в начале 1960-х добрался до Америки, он не зря стал номинантом «Хьюго». А недавно писатель и критик Джон Райт окрестил ленту Земана «Святым Граалем стимпанка».

Атлантида: Затерянный мир

atlantis-the-lost-empire

Атлантида… Мечтою найти легендарный затонувший в пучинах океана остров грезили многие смельчаки. Но только юному картографу Майло Тэтчу повезло: в 1914 году в его руки попал таинственный дневник, указывающий путь к Затерянной империи. И вот уже самая могучая подводная лодка в мире под командованием неустрашимого капитана Рурка выходит в открытый океан.

Майло и его спутников ждет множество незабываемых приключений, превосходящих все похождения капитана Немо: схватка с морским чудовищем, древние загадки, буйство стихий, мистические силы и даже встреча с цивилизацией атлантов! И это лишь малая толика того, что ждет героев на их пути к тайнам великой Атлантиды.

Этому диснеевскому мультфильму не повезло в прокате. Он вышел в эпоху, когда рисованная анимация на Западе начала уступать место компьютерной и подобные проекты, даже созданные студией Disney, перестали окупаться. Но сам мультфильм этого не заслужил. Это очень детальная и увлекательная смесь традиционной сказки про Атлантиду и «жюльверновской» фантастики об исследователях и необычной технике в духе XIX века. А её в мультфильме предостаточно: тут и подлодка странной конструкции, и «машина-крот» для копания тоннелей… Для полного воплощения фантазий Верна не хватает только вертолёта-гиганта и полёта из пушки на Луну.

Лига выдающихся джентльменов

Прославленный авантюрист Аллан Куотермейн вступает в борьбу с международным террористом по прозвищу Фантом и за собой ведёт целый выводок столь же примечательных джентльменов — капитана Немо, вампиршу Мину Харкер, человека-невидимку Родни Скиннера, тайного агента американского правительства Тома Сойера, бессмертного Дориана Грэя и доктора Джекила, время от времени перерождающегося в мистера Хайда. Дело в том, что Фантом собирается захватить бразды правления миром в свои руки, и для этого ему нужно поссорить нации между собой, развязав войну миров. А наши выдающиеся герои совместными усилиями должны обезвредить бандита…

«Лига» — это прежде всего отличный комикс Алана Мура, а уже потом его не столь удачная экранизация. Сценаристы упростили историю Мура до обычного супергеройского кино. Только вместо парней в трико мир губят и спасают персонажи приключенческих романов XIX века. Мур объединил их в знак уважения эпохе, а фильм превратил его идею в типичный «мэшап» вроде «Ван Хельсинга» и «Страшных сказок».

И всё же «Лига» — один из главных фильмов стимпанка. Всплывающий из океанской пучины «Наутилус» выглядит величественно, а Шон Коннери весьма хорош в своей последней роли — пожилого Алана Куотермейна.

Изгнанник

Last%20Exile%20Ginyoku%20no%20Fam%20-%2003%20-%20Large%2010[1]

Авторы стимпанка любят полёты, но нигде им не уделяется столько внимания, сколько в сериале «Последний изгнанник». Всё интересное здесь происходит на гигантских летающих авианосцах, бороздящих небесные океаны. Воздушные битвы в «Изгнаннике» ведутся по строго регламентированным правилам и напоминают морские бои XVIII века: корабли сходятся бортами и обмениваются выстрелами. И даже ружья у солдат — на паровой пневматике. Основное средство передвижения в «Изгнаннике» — не дирижабли, а «ваншипы», «корабли-микроавтобусы», чем-то похожие на самолёты времён Первой мировой. На них воюют, на них путешествуют, ну а главные герои, Клаус Барка и Лави Хэд, даже участвуют в гонках ваншипов.

Но главное в «Изгнаннике» не техника, а герои — лётчики, механики и капитаны воздушных флотов. Аниме буквально переполнено романтикой авиации и любовью к небу.

Небесный капитан и мир будущего

Действие разворачивается в Нью-Йорке 1939 года. Молодая журналистка узнает о том, что всемирно известные ученые пропадают при невыясненных обстоятельствах. Объединившись с опытным пилотом и искателем приключений, она пытается нарушить планы сумасшедшего, стремящегося завладеть миром.

В отличие от стимпанка, дизельпанк и прочие «таймпанки» — не сложившиеся литературные жанры, а просто идеи для воображаемых миров (к слову, почти все эти «панки» выдумал Уильям Стоддард, один из создателей настольной ролевой системы GURPS). Книги, созданные с прицелом на «правила» дизельпанка, можно пересчитать по пальцам. А широко известных фильмов и вовсе два: «Железное небо» (с натяжкой) и главный фильм дизельпанка — «Небесный капитан». Хотя формально он не «паровой», не упомянуть его нельзя.

От стимпанка картину отделяет более поздняя мода и чуть более современные машины. Но в целом это та же ретро-фантастика, обыгрывающая любимые темы писателей начала XX века. Безумные учёные, желающие уничтожить мир, гигантские роботы и странные летательные аппараты — это, пожалуй, уже не Жюль Верн, но ещё Александр Беляев.

Почётные упоминания

Если вы продвинутый знаток стимпанка и всё перечисленное смотрели не раз, обратите внимание на мультфильмы, малоизвестные в наших краях: аниме-сериал «Паровые детективы» (1998) и французский мультфильм «Аврил и поддельный мир» (2015).

Также достойны упоминания вещи, которые к чистому стимпанку не относятся, но близки к нему, что называется, по духу:

«Путешествие в машине времени» (1979)

«Метрополис» (2001)

«Стальной алхимик» (2009–2010)

«Опочтарение» (2010)

«Хранитель времени» (2011)

«Легенда о Корре» (2012—2014)

Метрополис

А в следующий раз разговор у нас пойдет о сказках. 

Будем создавать соответствующий празднично-новогодний настрой))

Источник: mirf.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

10 главных фильмов и мультфильмов стимпанка

18:36, 20 ноября 2016

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 34

R

"Небесный капитан и мир будущего" все-таки дизель-панк, а не стим-панк.

I

Шагающий Замок обожаю

Аватар

Есть ещё мультфильм "Механика Сердца", весьма своеобразный такой.

Аватар

Блин, а мне безумно нравится Лига выдающихся джентельменов... пересматриваю периодически и наслаждаюсь. И до сих пор не понимаю, что так не понравилось критикам и зрителям. Кстати, думаю к стимпанку можно отнести и Ван Хелсинга.

Аватар

Город потерянных детей - шедевр! обожаю. вообще люблю стимпанк.

Подождите...