Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Это всего лишь конец света

58
Это всего лишь конец света

Этот фильм меня потряс - за неделю сходила на него два раза - сначала в дубляже, сегодня - на французском языке. 

О сюжете из Википедии: "Успешный писатель Луи после 12 лет разлуки возвращается в родной дом, чтобы сообщить семье новость о своей болезни. Однако, воплотить этот план в жизнь не просто, ведь у эксцентричной родни собственные планы". 

Далее хочу написать о своих впечатлениях. Как говорится: внимание, спойлеры! 

Яркая звезда Ксавье Долана немного отпугивала - казалось, что его ранние слава и признание, его воспетое вундеркиндство должны были завершиться к 27 годам. Сколько таких примеров! Зашла я в кинозал с изрядной долей скептицизма, от которого, правда, не осталось и следа буквально после первых двух минут просмотра. Всё в этом фильме прекрасно - операторская работа, актерская игра (все актеры раскрылись для меня с новой стороны), диалоги, саундтрек, театральные приемы. 

Особенно поразило то, как Долан, несмотря на свой юный возраст, берется за такую сложную тему - семейные отношения - и так точно и мастерски выписывает психологическую суть  на примере одной семьи, но при этом поднимает проблематику до универсального уровня. Камертоном прозвучали слова, которыми открывается фильм: "В каком-то месте в какое-то время" (мой недословный перевод). И на эту фразу нанизывается весь сюжет, транслируя мысль о том, что проблема фактически вселенского масштаба, нет в ней национальности и идентичности. Она свойственна всему человечеству. О какой проблеме идет речь? Тотальное непонимание и неумение слушать и слышать друг друга, даже при сильном желании. Отсутствие пресловутой эмпатии. 

Почему герои, будучи одной семьей, близкими людьми, не могут понять друг друга? Причин может быть множество: внешние обстоятельства (Антуанн и Сюзанна пеняют на жару, мол, "такая жара, голова вообще не соображает"), время разлуки (Луи возвращается домой после 12 лет отсутствия), первопричина его отъезда из дома (о которой открыто не говорится в фильме, но можно догадаться, что причиной была его гомосексуальность (и как противовес - брутальность его брата Антуанна) или смерть отца и нежелание Луи брать на себя ответственность), успешность карьеры Луи и другие. Герои искренне пытались изо всех сил найти общий язык, восстановить детское восприятие друг друга, вернуться в то время, когда они, по их мнению, были счастливы (попытки матери вспомнить те "воскресенья"). Им не удалось. 

Единственным человеком, который понял Луи и причину его приезда, была Катрин, жена его брата. На этом строится основное противопоставление - Катрин, которая не была знакома с Луи до этого дня, смогла увидеть его суть, в то время как остальная семья, находясь во власти своих представлений и мнений о Луи, не видит реального человека. Эта мысль отражена в диалогах. В диалогах Луи с сестрой, матерью и братом то и дело звучат фразы: "я тебя совсем не знаю, я была маленькой, когда ты уехал", "ты прав, я тебя не понимаю, но я тебя люблю", "своими разговорами ты заполняешь пустоту между нами" и т.д. По мере развития сюжета растет напряжение и ощущение мучительности и бесплодности попыток найти возможность сообщить о своей болезни. В этом и основной парадокс - казалось бы, что может быть проще, чем найти сочувствие у самых близких людей? Но даже это стало невозможным. 

Вообще суть и структура диалогов очень мощные. При видимой абсурдности диалогов - в них ни одного лишнего слова. Ключевая абсурдность разговоров заключается в том, что главный герой приезжает выговориться своим родным, однако же на деле все остальные получили шанс высказаться. Не зря не раз повторяется слово "упрек". Сестра говорит Луи: "у тебя дар, талант, но ты используешь его не для нас, а для других. <...> Но это не упрек, просто рассуждения". Затем в таком же ключе высказывается жена Антуанна, делая оговорку "это не упрек". В конечном итоге возникает непреодолимая цепочка упреков и неоправданных ожиданий, и Луи уезжает, не сказав ни слова о своей болезни (даже его молчание было поставлено ему в упрек). 

На мой взгляд, вся сила фильма - в диалогах и крупных планах лиц героев. Произнесенные слова родных и непроизнесенные слова Луи, эмоции и лица персонажей нанизывались, словно бусы, в один звук щемящей мелодии, безысходной и трагичной, не щадящей зрителя. Если в первую часть фильма включены шутки и забавные сцены (например, танец Сюзанны и матери), веселящие зрителей, то финал фильма зал встречает в глубоком молчании. Абсолютный комок в горле. 

Меня поразила игра актеров. Честно говоря, я не ожидала такой мощи от Леи Сейду и даже от Венсаля Касселя. Первую я видела в фильме про Джеймса Бонда, и тогда я не впечатлилась совсем. А Кассель больше ассоциируется с хулиганистыми любовниками. В этом же фильме все играют на разрыв аорты. Гениальные.

Отдельно хочется сказать о Ксавье Долане. Вундеркинд вырос - и перешел на новый уровень. Как он сам признается, "Это всего лишь конец света" - его первый по-настоящему взрослый и серьезный фильм. Впечатлила его смелость - не каждый решится в таком юном возрасте снимать психологическую драму бытового сюжета. Он рассказывал, что прочел пьесу, по которой впоследствии снял фильм, в 12 лет. Вот он взял и всё понял. И сумел правильно и талантливо передать то, на что у многих уходит целая жизнь. 

Рекомендую смотреть всем, кто любит французское кино, сюжеты о сложных отношениях, о жизни, о понимании и о любви. 

 

 

Оставьте свой голос:

1155
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Vinograd
Vinograd

Я буду смотреть!

Oxich
Oxich

Vinograd, Там Гаспар)Конечно смотреть)))хотя бы просто ради визуального оргазма)

Rosabella
Rosabella

Oxich, Еще и Венсан!!!

Bryant
Bryant

Очень и очень хочу посмотреть фильм, но, наверное, не смогу, пока его не сольют в интернет(
А за отзыв большое спасибо.
Я помню, в одном из интервью Ксавье говорил относительно своих робот, что "Когда ты юн, никто не ждет от тебя оригинальных идей, поэтому у тебя есть право их красть". Ну, надо уметь красть, и делает он это элегантно, с мастерством фокусника. Поэтому его заслуженно любят)

Spokoyno
Spokoyno

Заинтриговали!

rosmarin
rosmarin
Показать комментарий
murdaa
murdaa

rosmarin, я не профессиональный критик и никогда им не была, просто захотела поделиться впечатлением о работе, которая меня потрясла.

не поняла, откуда возникла мысль про "простебали", если мой пост положительный и с рекомендацией к просмотру.

rosmarin
rosmarin
Показать комментарий
princess_Kate
princess_Kate

зато рецензия сразу достигает двух целей - всем охота посмотреть этот шедевр и у всех щас будут завышенные ожидания)
и нидайбог фильм просто неплохой, а не супер-пупер)

Эсфирь
Эсфирь

rosmarin, меня всегда удивляли критики, которые сами не написали ни одной критической заметки, но активно критикующие других
Если фильм понравился и потряс, очень сложно писать о нем, не скатившись в пафос

rosmarin
rosmarin

Эсфирь, я вам больше скажу: я не сняла ни одного фильма, не написала картину, не сочинила ни одного музыкального произведения, но тоже имею что сказать). мне нравится, когда потрясение передаётся пусть неправильной, но живой и образной речью, думаю, вам тоже. указать автору на недостатки в вполне корретной форме опять же считаю нормальным.

Эсфирь
Эсфирь

rosmarin, Вы сказали, что фильм "навязчиво простебали"
Я не увидела ни навязчивости,ни стеба
Посмотрите и напишите свою рецензию. Я без иронии. Помнится, на знаковые фильмы было рецензий десять, не меньше. У того же Отряда самоубийц например

rosmarin
rosmarin

Эсфирь, я написала "НЕнавязчиво". и стёба там никакого нет. как выяснилось, автор совершенно серьёзно использует все эти "камертоны", "ключевая абсурдность" и пр. даже в комментариях: "фильм не оставил меня равнодушной и я захотела передать эту эмоцию". вас это не напрягло? фильм, возможно, потрясающий, автор без сомнения старалась выдержать жанр, но язык...если появится фильм, впечатлением от которого мне захочется поделиться, я, без сомнения, сваяю пост, и можете критиковать, я не обижусь)

murdaa
murdaa

rosmarin, какая-то вы неугомонная, ей-богу.
почему вас напрягает то, как я пишу? вы единственная, кто за это продолжает цепляться.
вам больше по душе рецензии формата "нравится/не нравится"? мне - нет.
я люблю писать по-разному. в одном посте я могу писать простыми фразами, в другом же мне хочется писать ярче и выразительнее. не вижу никакой проблемы в том, что при описании впечатлений от фильма я использую лексику, далекую от будничной.
даже больше скажу - вы, вероятно, думаете, что я сижу и вытягиваю с трудом из себя такие "громоздкие, высокопарные" выражения. а на деле - нет. как чувствовалось, так и писалось.

rosmarin
rosmarin

murdaa, не надо волноваться. пишите, как думаете, как чувствуете. это правильно. я делаю также. просто будьте готовы к тому, что кто-то имеет другую точку зрения.

Эсфирь
Эсфирь

rosmarin, меня не напрягло, потому что я прекрасно понимаю: писать отзыв на Сплетнике куда сложнее, чем на том же Кинопоиске, ибо на Кинопоиске ты просто пишешь о фильме, не боясь попасть в просак, здесь же все время еще помимо фильма и своего отношения к просмотренному приходится думать о том, чтобы угодить сплетницам)) А это зачастую дело очень неблагодарное

pioggia-secca
pioggia-secca

Верю, что хороший фильм, но как и все хорошие французские фильмы - глубоко депрессивный, судя по всему)) эх, французы...
Вспомнился "Время прощания" Озона на ту же тему - но с озоновскими закидонами конечно.

weird_weird
weird_weird

прочла начало отзыва (чтобы не напороться на спойлеры) - заинтересовали! из моего окружения многим нравится Долан, но я начинала смотреть одну из его работ и как-то не прониклась (может быть потому что в то время активно смотрела фильмы классиков, а может из-за вездесущей "голубой" темы, или долановского хипстерства, или всего вместе - сейчас уже не помню), кадры с Гаспаром понравились :)

murdaa
murdaa

weird_weird, посмотрите!
если пугает "голубая" тема, то скажу наверняка - в этом фильме она не так выпукла, как в его первой картине, например. и этот фильм гораздо более зрелый.

weird_weird
weird_weird

murdaa, меня совсем не пугает) просто в то время, когда смотрела один из его фильмов, "голубая" тема, казалось, витала в воздухе, так много её было повсюду... сейчас вроде бы градус снизился)

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Барак Обама, Ева Лонгория и другие на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Ксения Собчак, Максим Виторган и другие на премьере фильма "Рыба-мечта" в Москве
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Мии Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото
Виктория и Дэвид Бекхэм на благотворительном мероприятии в Майами
Беременная Ирина Шейк в откровенном видео журнала Love
Алсу представила новый клип на песню "Я пойду чуть-чуть поплачу"
Ноябрь-2016: альтернативный взгляд
Эмбер Херд не даст Джонни Деппу сомневаться, что пожертвует его миллионы на благотворительность