Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Кино не для всех/ "Дюна" от Ходоровски

16
Кино не для всех/ "Дюна" от Ходоровски

Да это же настоящий сюр...

«Дюна» Ходоровски: величайший неснятый фильм

Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее! Всё чудесится и чудесится!

Alice's Adventures in Wonderland

 

Перед лицом этих фактов мы неизбежно приходим к выводу о том, что удивительно неэффективные действия Бене Гессерит стали результатом действий на более высоком уровне, о котором Бене Гессерит и не подозревали!

В 1957 году Френк Герберт посетил экспериментальный полигон в штате Орегон, где экологи и учёные с помощью специальных трав пытались остановить распространение песчаных дюн. Увиденное пустило корни в творчестве Герберта и проросло в цикл фантастических романов, словно песчаная колючка сквозь песок. Так родилась «Дюна» — один из самых удивительных фантастических романов и неподъемный камень для его экранизаторов.

Фрэнк Герберт «Дюна»

Среди неснятых фильмов «Дюна» Алехандро Ходоровски стоит особняком. Именно в качестве нереализованного проекта она повлияла на всю современную культуру. В том числе потому, что проект и правда был грандиозный – с участием Сальвадора Дали, Орсона Уэллса, Pink Floyd и много кого ещё. Ходоровски сражался с судьбой, почти как герой романа Фрэнка Герберта. И кто кого победил – с ходу и не скажешь.

Прелюдия: Ходоровски – гений, пророк и безумец

Эта история началась в декабре 1974 года и закрутилась вокруг человека, которого многие называют Пророком – по крайней мере, Пророком Кинематографа.

Хронометраж будущего фильма сперва должен быть составить невозможные 8 часов экранного времени, но потом режиссёр решил, что едва вместит всё происходящее и в 20 часов — почти сутки непрерывного действа. Он решил отказаться от основных сюжетных линеек «Дюны» и вырастить что-то своё во вселенной романа. Фрэнк Герберт, друживший с Ходоровски, смотрел на происходящее с улыбкой и искренним непониманием.

Пророк Алехандро Ходоровски видит вас насквозь.

Чилиец Алехандро Ходоровски, сын еврейских эмигрантов с Украины, ворвался в историю кино неожиданно, совсем как юный Пол Муад’Диб в историю планеты Арракис, она же Дюна. В 1967 году в Мексике Ходоровски снял полумистическую картину «Фандо и Лис» — о поисках затерянного в авангардистском пейзаже города Тар, где все желания сбываются. Премьера фильма на фестивале в Акапулько обернулась ни много ни мало зрительским бунтом. Все искали режиссёра, посмевшего снять этот богохульный кошмар, чтобы линчевать его не выходя из кинотеатра. Но не нашли – Алехандро, будучи хорошим пророком, вовремя сбежал. Позднее «Фандо и Лиса» запретили в Мексике.

За плечами Ходоровски к тому моменту было немало театров в Сантьяго, Париже и Мехико, знакомство с мимом Марселем Марсо, певцом Морисом Шевалье и поэтом-сюрреалистом Андре Бретоном, а также постижение дзэн под руководством буддистского монаха из Японии. Но истинным призванием Пророка было кино, и не абы какое, а пророческое, сюрреалистическое, выламывающееся за рамки всего и вся. Странно, что Ходоровски не относят к фантастам, — казалось бы, трудно найти более фантастического режиссёра.

За «Фандо и Лисом» последовал «Крот» (1970), кислотно-экзистенциальный вестерн о мексиканском бандите, который идёт и скачет путём духовных исканий. Пророческая сущность Алехандро проявилась тут сполна – сыгранный им бандит в какой-то момент возвещает: «Я Бог!» Популярность «Крота» была неимоверной, картина понравилась, в частности, Джону Леннону, да так, что глава компании, занимавшейся битловской коммерцией, дал Ходоровски миллион долларов на следующий проект.

Так появилась «Священная гора» (1973), ещё один духовно-сюрреалистический трип в поисках Бога и себя. Ходоровски снял фильм без продюсера, так, как хотел. Как ни странно, «Священная гора» нашла путь к зрительским сердцам – в Италии в том же году она собрала блестящую кассу, уступив только очередному фильму о Бонде.

Film El TopoFilm Holy Mountain«Крот» и «Священная гора» дают кое-какое представление о том, на что могла быть похожа «Дюна» Ходоровски

И вот настал 1974 год. Алехандро Ходоровски на гребне славы, и тут ему звонит из Парижа начинающий продюсер Мишель Сейду. «Жодо!..» – восклицает он. (Французы произносят фамилию Алехандро как «Жодоровски», сокращённо «Жодо».) «Жодо!.. Я хочу твой новый фильм! Выбирай любой сюжет!»

Неожиданно для самого себя Жодо сказал: «Я хочу снимать “Дюну”! По роману Фрэнка Герберта! “Дюну”, только “Дюну” и ничего, кроме “Дюны”!»

Это было удивительно хотя бы потому, что Ходоровски «Дюну» не читал. «Друг говорил мне, что это изумительная книга, – оправдывался он позднее. – Я не знаю, почему сказал “Дюна”! Я мог бы сказать “Дон Кихот”! Или “Гамлет”! Не знаю!..» А всё потому, что через Пророка всегда говорит нечто большее, чем он сам. Так – мистическим образом – началась эта история. И продолжилась она мистически, и закончилась (или не закончилась) – тоже.

Мир «Дюны»: невиданная мессианская фантастика

Сейду немедленно приобрел права на экранизацию романа Фрэнка Герберта, который многие из нас наверняка читали, а кто не читал, тому непременно стоит. «Дюна» недаром то и дело попадает в топы лучших фантастических книг всех времен и народов, порой – на первые места. Это история юного Пола Атрейдеса, сына герцога Лето Атрейдеса, которому галактический падишах-император передает в управление планету Арракис, известную как Дюна. Арракис уникален: только в здешней пустыне добывают спайс, наркотик, позволяющий заглядывать в будущее и совершать межзвездные перелеты.

Дар императора оборачивается ловушкой. Прежний владыка Дюны, мерзейший барон Владимир Харконнен, возвращает себе власть. Герцога Лето убивают, а Пол и его мать, леди Джессика, бегут в пустыню, где становятся членами племени фрименов – местных бедуинов, ездящих на гигантских червях. Проходит время, и Пол, которого фримены прозвали Муад’Дибом, становится благодаря спайсу мессией. Он поднимает всепланетное восстание, бросает вызов Харконнену и самому императору – и превращается во властелина галактики.

Дворец на Арракисе в представлении Криса Фосса. Прямо-таки неземная геометрия по-лавкрафтовски

Дворец на Арракисе в представлении Криса Фосса. Прямо-таки неземная геометрия по-лавкрафтовски

И это лишь часть сюжета очень толстой книги. В «Дюне» есть мощный экологический месседж, есть не утративший актуальности политический подтекст (спайс – нефть, Арракис – Ближний Восток), есть, наконец, религиозный пласт, а точнее, несколько. Начать с того, что Пол – результат селекционной программы по выведению мессии, реализованной Преподобными Матерями из ордена Бене Гессерит. Результат побочный и нежелательный: леди Джессика должна была родить девочку, которая стала бы матерью мессии, а вместо этого из любви к мужу родила мальчика. На одном уровне Пол – мессия ислама (махди), на другом – мессия иудаизма, вроде Христа, только из Ветхого, а не Нового Завета, – воинственный пророк, несущий освобождение своему народу и получающий власть над сущим.

Ещё «Дюна» – это роман о психотропной революции, появившийся аккурат в годы распространения на Западе ЛСД. И о судьбе – о том, что все планы внутри планов ломаются, когда в дело вступает высшая сила. И о духовном перерождении. В общем, обо всём, что любит художник, мистик и визионер Алехандро Ходоровски. Для него фантаст Герберт был не проще эстета Марселя Пруста:

«Я читал эти сотни страниц и знал: я должен понять, о чём книга. Это великая литература! Первые сто страниц я вообще ничего не понимал…»

Злобный РаббанЗлобный Раббан

Ментат Питер де ВризМентат Питер де Вриз

Преподобная матьПреподобная мать

Падишах-император, похожий на Сальвадора ДалиПадишах-император, похожий на Сальвадора Дали

Барон Владимир Харконнен

Барон Владимир Харконнен

Paul Atreides 

 

Его женоподобный племянник Фейд-РаутаЕго женоподобный племянник Фейд-Раута

 

Герои «Дюны» в представлении Жана «Мёбиуса» Жиро

Эскизи Мёбиуса ко всем героям «Дюны»

Эскизы Мёбиуса ко всем героям «Дюны»

Никакого иного фильма, кроме великого, из «Дюны» получиться не могло. Цели режиссёр ставил соответствующие:

«Я хотел снять картину, которая дала бы тем, кто тогда принимал ЛСД, галлюцинации – но без самих галлюцинаций. Картину, которая изменила бы восприятие публики. Я хотел создать фильм-пророк, чтобы изменить сознание молодых людей по всему миру. Для меня “Дюна” – пришествие Бога. Художественного, кинематографического Бога… Я хотел создать нечто священное, свободное, я хотел открыть сознание! Я ощущал себя тогда как в тюрьме. Я хотел свободы! Всякий, кто работал над этим фильмом, должен был стать духовным воином».

Отсюда мораль: всякому овощу свое время. Или если сказать попроще… Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы не быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.

Масштаб проекта был фантастическим – под стать самой «Дюне». И хотя история «Дюны» по-ходоровски – это история чудес (по крайней мере, в изложении Алехандро), фильм так и не был закончен. Скептик сказал бы, что проект рухнул под своей тяжестью: ну невозможно было снять такое в середине 1970-х! Для примера: вдохновившись нуаром «Печать зла» Орсона Уэллса, Ходоровски хотел начать «Дюну» с многоминутного непрерывного плана. Камера приближается к галактике, ныряет в неё, мчится сквозь мириады звёзд, минует пиратов, берущих на абордаж корабль со спайсом, метеоритные потоки и сражения звёздных флотов, и всё это – одним кадром, на одном дыхании. Похоже, «Дюна» была слишком сумасшедшим проектом – воображение Герберта, помноженное на безумие Ходоровски, пересилило кинематограф.

Ну а мистик сказал бы: сила, что расставляет всё по местам, не дала режиссёру поменять историю мира и кино. Сними Ходоровски «Дюну», кинематограф мог пойти по другому пути. Выйдя в прокат до «Звёздных войн», «Дюна» могла стать главной фантастической лентой XX века и перекроить нашу культурную реальность. Голливуд мог стать духовнее и не таким коммерческим. Не были бы сняты «Чужой», «Инопланетянин», «День независимости», «Люди в чёрном», зато появилось бы что-то другое… Но и в таком виде «Дюна» Ходоровски остаётся самой влиятельной из неснятых картин.

Муад’Диб: призыв духовных воинов под знамёна

Ни Ходоровски, ни его преемник Дэвид Линч не были первопроходцами: история экранизаций «Дюны» началась с американского продюсера Артура Джейкобса, компания которого в 1971 году приобрела права на роман.

Джейкобс любил фантастику – он спродюсировал все пять фильмов цикла «Планета обезьян», – но работал только над фильмами, которые можно смотреть всей семьёй. Правда, режиссёром той «Дюны» должен был стать Дэвид Лин, снявший блокбастеры «Мост через реку Квай», «Доктор Живаго» и «Лоуренс Аравийский». Полковник Лоуренс, объединивший арабские племена во время Первой мировой, был одним из прототипов Пола Атрейдеса, так что результат мог выйти интересным. Увы, из-за очередной части «Планеты обезьян» съёмки отложили на год, а в июне 1973 года Джейкобс скончался. Его наследники с лёгким сердцем уступили права на «Дюну» Мишелю Сейду.

Для «Дюны» уже была сделана обильная раскадровка

Несколько экземпляров книги были разосланы голливудским продюсерам и главам киностудий, но эпохальный фантастический лонгплей так никого и не заинтересовал. Вавилонская башня Ходоровски осталась только в фундаменте, его «Дюна» так и не была снята. Как позже скажет Павич, «Дюна» Ходоровски — это великолепная неудача. Мир кинофантастики, замерший между «Космической одиссей» Кубрика и грядущими «Звёздными войнами» получил могучий творческий толчок. Сценарист Дэн О’Бэнон от расстройства слёг в психиатрическую клинику, где написал тринадцать различных сценариев. Последний из них вскоре станет «Чужим», над которым вновь поработает пара Жиро и Гигера.

Через несколько лет после завершения проекта Жиро и Ходоровски превратят тысячи рисунков в серию графических новелл «Инкал» (её собирается экранизировать Николас Рефн). Большинство экземпляров сториборда «Дюны» будут утеряны, и к сегодняшнему дню останется только несколько книг.

Одна из них окажется в руках Джорджа Лукаса, и создатель «Звёздных войн» воплотит многие идеи и визуальные концепции в своей трилогии. Ходоровски позже скажет: «Чёрт побери, Лукас как минимум должен пригласить меня на ужин!»

Продюсер арендовал замок во Франции и поселил в нём Ходоровски, чтобы тот прочёл, наконец, книгу и сочинил сценарий. В первую очередь нужна была раскадровка, а значит, художник. Помогла случайность – первая, но не последняя в этой истории. «Я пошёл к своему агенту, – рассказывал Ходоровски, – и встретил Жана Жиро!»

Иллюстратор фантастики, творивший под псевдонимом Мёбиус, уже тогда был легендой. Ходоровски заразил Мёбиуса своими идеями, и тот быстро создал около 3000 рисунков, которые ныне можно увидеть в толстой книге с раскадровками. Она сохранилась всего в двух экземплярах; одним владеет сам Ходоровски. Иллюстрации Мёбиуса головокружительны: звездолёты причудливых форм и расцветок, больше подходящих костюмам шутов; корабли с эмблемой императора, будто покрытые когтями, шипами и зубами; люди с лицами жестоких клоунов; люди в костюмах скелетов и головных уборах в виде черепов; люди с железными крыльями за спиной…

Ходоровски и Мёбиус на фоне имперского спецназовца-сардаукара

Настал черёд искать специалиста по спецэффектам – вспомнили о Дугласе Трамбалле, работавшем со Стэнли Кубриком над «Космической одиссеей 2001 года». Ходоровски созванивался с Трамбаллом раз сорок, потом поехал с ним встречаться – и Трамбалл ему не понравился.

«Человек огромного тщеславия…  Он был техником, но не духовным человеком. Он не мог иметь ничего общего с фильмом-пророком!»

После этой встречи Ходоровски отправился в голливудский кинотеатрик и случайно (!) посмотрел «Тёмную звезду», дебютный фильм Джона Карпентера, абсурдистскую комедийную космооперу с недурными спецэффектами. Ходоровски углядел в титрах имя человека, который эти спецэффекты сделал: Дэн О’Бэннон!

Они договорились о встрече. О’Бэннон, смотревший «Священную гору», ожидал узреть безумного бородатого лунатика – а увидел обаятельного, причёсанного, чисто выбритого джентльмена. Джентльмен принёс с собой сложенную газету, в которой была «особая марихуана». Они тут же накурились, и вскоре О’Бэннон обнаружил, что голова Ходоровски излучает яркие паттерны, складывающиеся в буддийскую мандалу. Комната вокруг них исчезла, оставался лишь голос Пророка: «Продай всё, что у тебя есть, приезжай к нам в Париж и приготовься к тому, что твоя жизнь изменится!»

Как тут не вспомнить о Голосе Бене Гессерит, подчинявших себе людей с помощью интонаций!

О’Бэннон последовал совету, а Ходоровски полетел дальше, в Англию, к рок-группе Pink Floyd, которая только что выпустила популярнейший альбом Dark Side of the Moon. Режиссёр хотел, чтобы «музыку к разным планетам сочиняли разные коллективы», и выбрал Pink Floyd для Каладана, вотчины герцога Лето. «Эти четыре парня сидели и ели гамбургеры. Я сказал им: вы что, не понимаете? Я предлагаю работу над самым важным фильмом в истории человечества! Мы изменим мир! А вы тут едите биг-маки – как вы можете?» Флойды, оторопев, отложили фаст-фуд и согласились на всё.

Так складывалась секта проекта «Дюна» с Ходоровски в роли гуру и штаб-квартирой в Париже. В неё вербовали лучших. Дэвида Кэррадина, шаолиньского монаха из сериала «Кунг-фу» и будущего Билла из «Убить Билла», Ходоровски пригласил на роль герцога Лето, Шарлотту Рэмплинг, звезду «Гибели богов» и «Ночного портье», – на роль леди Джессики (она отказалась), Глорию Свенсон, гранд-даму американского кино, – на роль Преподобной Матери Моахим. Знакомство с Кэррадином было драматическим: актёр разом выпил полкило таблеток с витамином Е, которые Ходоровски принимал по одной в день. К счастью, обошлось.

-Вот видишь, все куда-то движется и во что-то превращается, чем же ты недовольна?

Moebius Leto

Герцог Лето в изображении Мёбиуса похож на Дэвида Кэррадина, который должен был его играть

Ходоровски вбил себе в голову, что безумного (в киноверсии) падишаха-императора Шаддама IV должен сыграть Сальвадор Дали. Они встретились опять-таки случайно: режиссёр остановился в нью-йоркском отеле «Сент-Реджис» и узнал, что великий сюрреалист живёт тут же. Ходоровски послал Дали записку на странице, вырванной из книги про Таро, с изображением карты «Повешенный». Чуть погодя, уже в Париже, Дали сообщил, что даст Ходоровски аудиенцию. Он решил испытать режиссёра, как испытывали учеников дзэн-буддистские наставники. «Мы с Пикассо, – сказал он ни с того ни с сего, – всегда находили на пляже, в песке, часы…» Ходоровски моментально выдал: «А я их постоянно терял!» Дали был удовлетворён ответом. «Я жду вас в Барселоне», – сказал он, и аудиенция была окончена.

Дали тоже не читал «Дюну», зато эту книгу читала его таинственная транссексуальная муза Аманда Лир. Она посоветовала художнику согласиться. У Сальвадора были принципы: он хотел стать самым высокооплачиваемым актёром Голливуда и вторгался в творческое пространство «Дюны» по любому поводу (так в сценарии появилась сцена с горящим жирафом). Ходоровски предложил Дали безумный гонорар – 100 тысяч долларов за минуту, решив про себя, что императора во плоти покажет минуты на две-три, а в остальное время Дали будет заменять муляж. Дескать, Шаддам IV избегает личного общения – боится убийц. Аманде Лир была обещана роль принцессы Ирулан, дочери императора.

— Ну, тут уж ничего не поделаешь, — сказал Кот, — мы все здесь сумасшедшие. Я сумасшедший. Ты сумасшедшая.
— С чего вы взяли, что я сумасшедшая? — спросила Алиса.
— Это должно быть так, — сказал Кот, — иначе ты бы сюда не попала.

В роли барона Харконнена режиссёр видел легендарного режиссёра и актёра Орсона Уэллса. К тому времени Уэллс чудовищно растолстел – он был гурманом и даже с Ходоровски встретился в дорогом парижском ресторане. Алехандро пообещал на время съёмок «Дюны» специально нанять шеф-повара ресторана, чтобы угодить утробе Уэллса.

Роль Фейд-Рауты Ходоровски хотел предложить лидеру The Rolling Stones Мику Джаггеру. Совершенно случайно (!) он встретил Джаггера на каком-то парижском приёме. Джаггер сам подошёл к Алехандро, они уставились друг на друга, и Ходоровски торжественно сказал: «Я хочу видеть вас в своём фильме». Джаггер ответил: «Согласен». Дело было сделано. Так же, волею судьбы, на студии Энди Уорхола режиссёр встретился с немецким актёром Удо Киром, которому особо удавались маргиналы, и уговорил его перевоплотиться в Питера де Вриза, ментата-отступника, служащего Харконнену.

Ну а на главную роль Ходоровски приглашать никого не стал. Он просто известил своего двенадцатилетнего сына Бронтиса, что тому предстоит стать Муад’Дибом. Подготовка Бронтиса была похожа на программу, по которой герцог Лето обучал Пола: боевые искусства – меч, нож, кулачный бой, дзюдо, айкидо, карате, атэмидзюцу, то есть техника поражения ранимых точек на теле, – а также акробатика и расширение сознания…

Foss Ship 2

«Каждый космический корабль у него был как отдельное существо со своей душой, как насекомое, как чудесная птица», – говорит Ходоровски о работах Криса Фосса

Пророк: всепросветляющее поражение

В 1975 году Ходоровски было сорок шесть, и в проекте «Дюна» он был старше почти всех, кого нанял (не считая актёров). Он вёл себя как гуру, обретший просветление будда с бесконечным чувством миссии. Мысль, что «Дюна» от него ускользнёт, казалась ему кощунственной.

В проекте появлялись новые люди. Иллюстратор Крис Фосс, оформивший немало обложек для западной НФ, рисовал звездолёты. Швейцарский художник Ганс Руди Гигер, каталог которого Ходоровски увидел у Дали, создавал готические образы Харконненов. Французские музыканты из группы Magma сочиняли музыку для Арракиса.

Ганс Руди Гигер за работой

Ганс Руди Гигер за работой

Придумывались новые сцены, которых в книге не было и быть не могло. Так, по сценарию Лето был кастратом; леди Джессика брала каплю его крови и превращала её в сперму, затем капля проникала в лоно Джессики, подбиралась к яйцеклетке, взрывалась в экстазе – и Пол зарождался «не из сексуального удовольствия, а из духовного». И умирал герцог не как в романе: ментат Питер медленно расчленял его под аплодисменты барона…

«Когда снимаешь фильм, нельзя уважать первоисточник. Это как с женитьбой: если уважать женщину и не причинять ей боль, у вас не будет детей. Надо разорвать платье и изнасиловать невесту! Я насиловал Фрэнка Герберта! Насиловал! Но с любовью, с любовью…»

Чем дальше, тем яснее становилось, что Ходоровски «Дюной» просто одержим.

«Если бы мне сказали: чтобы снять фильм, надо отрезать себе руки, – я бы их отрезал! Ради священной картины можно пожертвовать собой. Я был готов умереть!»

План, что и говорить, был превосходный; простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.

К слову, в финале Пол, вопреки книге, должен был именно умереть. Питер де Вриз перерезает ему горло, после чего сознание мёртвого мессии проникает в головы прочих персонажей. И леди Джессика, и возлюбленная Пола Чани, и его сестра Алия, и вождь фрименов Стилгар говорят голосом Муад’Диба. Рассеянное по космосу человечество просветляется. Арракис из пустыни превращается в рай с лесами и морями. Сама планета становится мессией, обретает сознание и отправляется в путешествие по галактике, чтобы просветлить другие планеты, потом выходит за её пределы и исчезает…

Среди концепт-артов Гигера был огромный замок в форме самого барона Харконнена, который при трансформации начинал напоминать Чужого

«Дюна» должна была получиться очень длинной – на все двенадцать, а то и двадцать часов. Бюджет по прикидкам составлял пятнадцать миллионов долларов. Десять миллионов у Ходоровски было, оставалось найти ещё пять. За ними Алехандро и его верный продюсер Мишель Сейду отправились в США. Заручиться поддержкой Голливуда было необходимо в любом случае – основной прокат должен был прийтись на Америку.

Начинанья, взнёсшиеся мощно, от столкновения с грубой коммерческой реальностью свернули в сторону свой ход почти сразу. Голливудские студии и не подумали связываться с безумным проектом и особенно со скандалистом и мистиком Ходоровски.

«Они боялись того, что моё кино сделает с их разумом. Система делает из нас рабов, лишённых достоинства, лишённых глубины… У фильмов есть сердце! Есть сознание! Есть сила, есть амбиции!.. И я хотел снять именно такой фильм – мощный, великий. Почему нет? Это был фильм-мечта. Мечты тоже меняют мир…»

Пустынный червь в представлении Гигера

Пустынный червь в представлении Гигера

Голливудский провал Алехандро разве что не убил. По возвращении Ходоровски из США его секта почти сразу распалась. Срок прав на экранизацию истёк, их перекупил продюсер Дино Де Лаурентис и поручил картину тогда ещё малоизвестному Ридли Скотту. Через семь месяцев, намучившись со сценариями, которые вечно получались слишком длинными,  Ридли вышел из проекта. Он осознал, что «Дюна» потребует слишком много времени и сил; кроме того, только что умер от рака брат Ридли, и режиссёр пребывал в депрессии. Отказавшись от «Дюны», Скотт вскоре подарил нам «Бегущего по лезвию».

Тогда де Лаурентис договорился с Дэвидом Линчем. Тот ради «Дюны» отверг предложение  Джорджа Лукаса, который хотел поручить Дэвиду «Возвращение джедая» (представьте себе это кино!). В 1984 году «Дюна» Линча вышла на экраны, была обругана критиками и провалилась в прокате, отбив всего три четверти бюджета в 40 миллионов.

Ходоровски известию о новом проекте сначала обрадовался: мол, кто-кто, а Линч снимет что-нибудь стоящее. Посмотрел же «Дюну» Линча, Алехандро обрадовался пуще прежнего – он тоже посчитал фильм провалом. Соперник не смог отобрать у него лавры Пророка.

В недавнем «Прометее» есть кадры, один к одному повторяющие гигеровские эскизы замка Харконнена

В недавнем «Прометее» есть кадры, один к одному повторяющие гигеровские эскизы замка Харконнена

Несостоявшийся фильм Ходоровски продолжил жить в умах. Раскадровка Мёбиуса аукалась в «Терминаторе», «Флэше Гордоне», «Индиане Джонсе», «Контакте», «Прометее». Гигер и О’Бэннон продолжили работать вместе и под началом Ридли Скотта создали «Чужого». Сам Ходоровски в соавторстве с Мёбиусом выпустил серии комиксов «Инкал» и «Мета-бароны», вобравшие в себя многие идеи проекта.

Больше всего от «Дюны» взяли, конечно, «Звёздные войны». В первых вариантах сценария имелись не только пустынная планета (Арракис-Татуин), злой император галактики (Шаддам-Палпатин), мальчик, которому суждено стать вождём революции (Пол-Люк) и орден экстрасенсов (джедаи как среднее между ментатами и Бене Гессерит), но и принцесса на корабле, перевозившем вещество «ауроспайс». Конечно, Лукас заимствовал идеи не только у Фрэнка Герберта и Ходоровски; существовало даже шуточное сообщество фантастов, куда входил и автор «Дюны», – Союз Тех, Кто Слишком Велик, Чтобы Подавать В Суд На Джорджа Лукаса…

∗∗∗

Просветлённая планета вышла за пределы галактики – и исчезла. Растворилась в пространстве-времени. Некая сила не допустила ни триумфа Ходоровски, ни, что важнее, его провала. Пророк Алехандро не сумел изменить мир. Или всё-таки сумел?

«Дюны», которых не было

MediteatroПосле Линча никто не решался подступиться к «Дюне» вплоть до начала 2000-х, когда телеканал SciFi (будущий SyFy) выпустил два минисериала по первым трём книгам цикла. А в конце 2000-х студия Paramount собиралась снять ещё один фильм. Режиссёром назначили Питера Берга, а когда он отказался — Пьера Мореля. Но в марте 2011-го на проекте был поставлен крест.

История несостоявшихся экранизаций «Дюны» будет неполной без ещё одного эпизода. В 2007 году маленькая испанская студия Mediteatro объявила, что выпускает три малобюджетных фильма общей длиной в восемь часов – «Дюна», «Муад’диб» и «Пророк», причём съёмки уже якобы были завершены. В Сети появились постеры, а на YouTube выложили трейлер, но увидеть его успели немногие. Спустя пару дней наследники Герберта наложили запрет даже на показ трейлера, не говоря уж о фильме.

Человек, который должен был стать Муад’дибом

В эксклюзивном интервью актёр Бронтис Ходоровски, сын Алехандро Ходоровски, рассказывает как чуть было не сыграл в «Дюне» главного героя – Пола Атрейдеcа.

Что вы помните о времени, когда отец готовил вас к роли Муад’Диба?

Когда мы начинали, мне было всего двенадцать. Отец сказал мне: «Ты будешь играть Пола, пророка, и тебе нужно подготовиться к этой роли». И я начал готовиться. В первую очередь это были тренировки – я два года занимался боевыми искусствами. Занятия проходили каждый день, у меня был личный тренер. Ещё отец нанял наставника, который был как ментат из романа и всё время о чём-то мне рассказывал. Он мог начать с жизни муравьёв и перейти к социальной организации муравейника, к философским аспектам, к душе… Своего рода интеллектуальные американские горки. Иногда я ходил на студию, смотрел, как продвигается работа над раскадровкой и костюмами – тем и другим занимался художник Мёбиус. Я был его фанатом… И Pink Floyd я обожал, хоть и был ребёнком, и очень радовался, что они напишут саундтрек к фильму.

Мог ли этот проект реализоваться в принципе?

Абсолютно всё было готово к съёмкам. Абсолютно! Единственное, что фильму было нужно, – широкий прокат в Америке. «Дюна» должна была стать первым крупнобюджетным фантастическим фильмом. До «Звёздных войн» оставалось несколько лет, и «Дюна» могла стать круче их по всем параметрам – масштаб, звездолёты… Сценарий был изумительным, он очень нравился американцам. Но в США Ходоровски считали чокнутым: «Мы знаем, что он снимет отличное кино, но он нам не нужен». Они знали, что отец снял «Священную гору» – картину много выше того среднего уровня, который американские продюсеры могли понять. Мы не смогли договориться о прокате, а без этого проект умер: под наш фильм никто не дал бы денег.

Вы не завидуете Кайлу Маклахлену, сыгравшему Пола в картине Линча?

Я не сразу заставил себя посмотреть это кино. Не могу сказать ничего плохого о Кайле. Всякий актёр знает: то, как ты выглядишь на экране, – плод коллективного труда. То, что увидят зрители, – не только ты, это ещё и монтаж, и музыка, и декорации, и свет…А сам фильм меня разочаровал, тем более что я уже тогда был поклонником Линча. Не думаю, кстати, что самому Линчу его «Дюна» нравится. Продюсеры поставили его в определённые условия, результат налицо. Но это не значит, что Линч – плохой режиссёр. Мне очень нравится его «Шоссе в никуда» – великий фильм, по-моему. И последняя работа Линча, «Внутренняя империя», впечатляет, хотя это уже не кино, а видеообъект, особый вид искусства: ты должен отключить сознание и смотреть на экран, остальное фильм сделает сам – внутри тебя. Неважно, нравится он тебе или не нравится, понял ты его или нет.

Линч перестал снимать кино – он пишет книги о медитации, открывает бары, сочиняет музыку… Но он остаётся великим художником. Просто «Дюна» – это худшее его кино. Я называю такие ленты «в стиле 1984 года». «Дюна» Линча устарела уже в момент премьеры. Будущее в ней выглядит как прошлое, увы.

Ваш отец сочинял НФ-комиксы, в его фильмах сильны элементы фэнтези. Какую фантастику читал Алехандро Ходоровски? Какую фантастику читали в детстве вы?

Отец всегда читал много, в том числе фантастику. Он научился читать в четыре года и глотал книги без перерыва – это единственное, что можно было делать в Токопилье, городке, где он рос. Мой дед, которого я играю в фильме «Танец с реальностью», записал сына в библиотеку, и Алехандро запоем читал приключенческие романы и многое другое. Помню, когда я был маленьким, он поглощал западную фантастику в мягких обложках. В те дни НФ не считалась пристойной литературой, она годилась для чтения в поезде… Потом отец переключился на вестерны и прочёл сотню-другую, после чего сочинил комикс в этом жанре. Что до меня, я читал мало фантастики. Одним из моих любимых авторов остаётся Азимов с его историями о роботах. Я и сегодня часто смотрю на YouTube видеосюжеты о новых роботах. Думаю, лет через десять нас будут окружать сплошные роботы… Ещё мне очень нравятся Артур Кларк, Брэдбери. Я поклонник классической фантастики.

Ваш отец — мистик?

Я бы так не сказал. Для него то, что другие называют мистикой, – работа с подсознанием, не более. К слову, отец никогда не принимал наркотиков. Он хотел не принимать ЛСД, а снимать кино, которое воздействовало бы на зрителей как ЛСД. Поэтому в свои восемьдесят шесть лет он здоров и по-прежнему снимает!

— Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой.
— А жизнь — это серьёзно?
— О да, жизнь — это серьёзно! Но не очень…

* * *

В посте использованы материалы из документального фильма Фрэнка Павича «“Дюна” Ходоровски», материалы сайта "Мир фантастики", Look at me и других источников.

 

источник: mirf.ру

Оставьте свой голос:

244
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Lawanda
Lawanda

"Дюна" по-моему это такой роман, который можно экранизировать как угодно: сделать из него философско-религиозную фантастику, боевик, триллер или приключение. Но то, что хотел сделать из нее Ходоровски я вряд ли стала бы смотреть. Хотя бы потому, что для себя представляю героев книги совершенно другими. И категорически не люблю, когда в фильмах перекраивают источник, переворачивая все с ног на голову, только потому, что режиссер так видит. Оправдания "изнасилованию по любви" не бывает.

Polaris
Polaris

Во всем нужна мера. Мне кажется получилось бы не очень хорошо.

frau_schneider
frau_schneider

Я обожаю документалку по неснятому фильму Ходорковски, и самого дедушку Ходорковски тоже) недавно в инстаграме Николаса виндинга Рефна наткнулась на его совместную фотку с алехандро и там под ней куса комментов, мол, снимите дюну!) было бы конечно здорово, и вообще при просмотре документалки прям очень жалел становится что такой глобальный проект не воплотили в жизнь... Но с другой стороны я думаю что Ходорковски не самый практичный человек и продюсерам из Голливуда было действительно тяжело с ним работать. Он художник и ТВОРЕЦ, мистик, таролог, кто угодно но точно не режиссёр который думает о коммерческом успехе. Планов насчёт дюны он навалил много, выбрал самых самых для воплощения проекта но с точки зрения кинопроизводства этот проект уже на зачаточной стадии начал проваливаться

irman
irman

frau_schneider, о у Рефна мог бы получиться очень красивый и бессмысленный фильм.Но ооооочень красивый

frau_schneider
frau_schneider

irman, о даа.. У него визуалка просто потрясающая... Он сам в интервью говорил о том что из-за собственного дальтонизма очень большое внимание уделяет визуальной эстетике

irman
irman

а почему Линчу не дают смонтировать Дюну так как он хотел наконец то.Сейчас все выходит в режиссерских и театральных версиях

Patchuli
Patchuli

Ходоровски - это уж точно кино не для всех. И точно не для нас - мы попытались понять тонкости его аллегорий в "Священной горе" и еще одном фильме, не помню названия. Не прониклись совсем, минут по 15 от силы посмотрели. Есть ощущение, что это нечто невероятно особенное, но мы понять не смогли.

frau_schneider
frau_schneider

Patchuli, мне кажется его фильмы это скорее опыт нежели осмысление. Вообще он сам говорил что он всегда хотел создать на экране опыт подобно опыту принятия ЛСД, такие визуальные наркотики без наркотиков )

Patchuli
Patchuli

frau_schneider, скорее всего вы правы. и ему удалось почти передать то, что хотел, я считаю. Мы именно так и подумали, когда начали просмотр. Но опыт принятия ЛСД если он не твой собственный, а пропущен через сознание другого человека сильно пугает, а порой вызывает отвращение. Это мое мнение, конечно, ощущения от просмотра остались сильные, до сих пор вспоминаем, хотя и посмотрели минут 15. =)

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Лично у меня захватывает дух только от прелюдии.
Это как хрустальный череп.
Хрен знает что это, но красиво

EllaMt
EllaMt

Вполне возможно, что фильм стал бы фантастикой ради фантастики, диковинкой ради диковинки. Красивым зачаровывающем, пушающим зрелищем, которое бы присытило зрителя на середине. Не только психодел, музыка и гениальная операторская и художеская работы нужны ведь, но тут они превалировали бы.

EintrittVerboten
EintrittVerboten

как раз сейчас в который раз перечитываю Мессия Дюны и Дети Дюны. Очень в тему.

Sonaca
Sonaca

У Герберта Дюна стала цветущей планетой, но исчезли черви и спайс. А спайс необходим был для навигаторов, он позволял быстро перемещаться по космосу, без него планеты стали бесконечно далеки.. Что в Дюне, что в Бегущем по лезвию космическая часть чудовищно устарела, а вот у Кубрика ни капельки. А ещё, в мини сериале ''Дети Дюны'' Лето Атрейдеса, будущего Бога Императора сыграл Джеймс Макэвой и он там такой классный

Elle_Driver
Elle_Driver

Спасибо за статью!

Bijou
Bijou

Цитаты: «Несколько экземпляров книги были разосланы голливудским продюсерам и главам киностудий... Сценарист Дэн О’Бэнон от расстройства слёг в психиатрическую клинику, где написал тринадцать различных сценариев… Через несколько лет после завершения проекта Жиро и Ходоровски превратят тысячи рисунков в серию графических новелл «Инкал» (её собирается экранизировать Николас Рефн). Большинство экземпляров сториборда «Дюны» будут утеряны, и к сегодняшнему дню останется только несколько книг.
Одна из них окажется в руках Джорджа Лукаса, и создатель «Звёздных войн» воплотит многие идеи и визуальные концепции в своей трилогии.
Продюсер арендовал замок во Франции и поселил в нём Ходоровски, чтобы тот прочёл, наконец, книгу и сочинил сценарий. В первую очередь нужна была раскадровка, а значит, художник. Помогла случайность – первая, но не последняя в этой истории. «Я пошёл к своему агенту, – рассказывал Ходоровски, – и встретил Жана Жиро!»
Иллюстратор фантастики, творивший под псевдонимом Мёбиус, уже тогда был легендой. Ходоровски заразил Мёбиуса своими идеями ...
Настал черёд искать специалиста по спецэффектам – вспомнили о Дугласе Трамбалле, ... – и Трамбалл ему не понравился. ... Ходоровски углядел в титрах имя человека, который эти спецэффекты сделал: Дэн О’Бэннон!»
*** И вот уже эти несколько абзацев просто выбили меня из какого-либо понимания хронологии. Сначала существует книга, которую смотрит Лукас и заимствует из нее идеи для ЗВ, после чего продюсер (я так поняла из текста, что Лукас - но, видимо, кто-то другой), поселил в замке Ходоровски, который находит художника и они наконец-то эту книгу создают, тогда не понятно, почему несколькими абзацами ранее Лукас уже заимсотвовал из нее идеи. Дэн О’Бэннон то сценарист, то мастер спецэффектов… Интересный материал, но дальше читать расхотелось…

irinas
irinas

мда.. было бы интересно.
эскизы впечатляют.
обожаю Гигера

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Ксения Собчак, Максим Виторган и другие на премьере фильма "Рыба-мечта" в Москве
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото
Виктория и Дэвид Бекхэм на благотворительном мероприятии в Майами
Беременная Ирина Шейк в откровенном видео журнала Love
Алсу представила новый клип на песню "Я пойду чуть-чуть поплачу"
Ноябрь-2016: альтернативный взгляд