Контент опубликован пользователем сайта

Про кино

Мунк 150

17
Мунк 150

В 2013 году 2 июня в честь стопятидесятилетия со дня рождения Эдварда Мунка (12.12.1863 - 23.01.1944) в Норвегии открылась самая масштабная выставка его работ. На днях прошел - а в некоторых городах продолжается - показ экскурсионного фильма, посвященного этому уникальному событию - "Мунк 150". 
Коротко.
Этот фильм сам по себе - произведение искусства. 
Рассказ ведущего, интервью экспертов, выдержки из дневников и писем, музыка, пейзажные кадры, цветовая схема, монтаж, каждая деталь работает на раскрытие сущности и внутренней логики творчества Эдварда Мунка. С каждым кадром Мунк становится все более реальным для современного зрителя.
Расписание здесь: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/17/schedule/133 Успевают приобщиться к великому москвичи (всегда им везет))), хабаровчане и жители Минска, если очень-очень поторопятся. 
Кто хочет подробностей, не боясь ни спойлеров, ни дилетантских рассуждений? ни многабукв - продолжайте читать.

Начну с формальностей.
Режиссер: Бен Хардинг
Ведущий: искусствовед Тим Марлоу
Респонденты - кураторы выставки: Джон-Ов Стейхауг (Jon-Ove Steihaug), Май Бритт Гюленг (Mai Britt Guleng), Нильс Ольсен (Nils Ohlsen).
В фильме также принимает участие главный редактор норвежского ежедневного издания Афтенпостен. В интервью он объясняется за редакторов-предшественников и беспардонную критику Афтенпостен по отношению к великому Мунку.

Представлены описания следующих картин:
• Больная девочка (1885–86)
• Автопортрет (1886)
• Весна (1889) 
• Ночь (1890) 
• Созревание (1895)
• Пепел (1894)
• Поцелуй (1890-1897)
• Девушки на мосту (1901)
• Вечер на улице Карла Иоанна (1892)
• Отчаяние (1892)
• Смерть в комнате больного (1893)
• У смертного одра (Лихорадка), (1893) 
• Крик (1893)
• Вампир (1893)
• Мадонна (1894-95)
• Красное и белое (1899-900)
• Танец жизни (1899–1900)
• Автопортрет с бутылкой вина (1906)
• Смерть Марата (1907)
• Работы по оформлению Аулы Королевского университета в Кристиании (Осло)
• Автопортрет. Ночной странник. (1923-24)
• Автопортрет между часами и кроватью (1940-43)
Простите, если что-то упустила. 

Композиция включает в себя демонстрацию полотен, комментарии экспертов о каждой работе, эмоциональных предпосылках написания картин и их последующей судьбе. Немного игровой реконструкции, основанной на дневниках и письмах Эдварда Мунка. Любопытная деталь: в своих записях Мунк дословно повторяет речевой оборот Чарльза Диккенса "world of sorrow and trouble" ("Оливер Твист"). Возможно, просто расхожее выражение: время не отличалась легкостью.
Создатели и кураторы выставки рассказывают не только о живописи, но и о принципах экспозиции, собственных находках и решениях. Организаторы не искали легких путей привлечения зрителя. Например, наиболее популярный "Крик" поместили в ряд других работ на белом фоне без рамок, как пожелал сделать сам Эдвард Мунк при жизни. При такой экспозиции чуть меняется ракурс и менее известные картины обретают новую силу и значимость, достигается "симфонический эффект выставки". Чувствуется большое уважение к воле автора. Живой интерес искусствоведов, проделавших кропотливую работу по изучению многочисленных писем, заметок Мунка и его современников, их трепетное внимание к художнику захватывает и заражает. Они любят великого норвежца и влюбляют в него зрителей.

С благодарностью хочется отметить операторскую работу. 
Картины на большом экране воздействуют неожиданно сильно. Есть возможность рассмотреть детали холста крупным планом. Разглядеть, как создавались и чего стоили отдельные шедевры: сомнения, поиск верного штриха и оттенка, соскабливание и снова сомнения, новые штрихи. "Он наносил краску и отковыривал, наносил и снова отковыривал. Слой за слоем". (цитата не точная)))
Запомнился серо-черно-белый кадр: стая птиц взмывает над холодной рябью фьорда. И зритель переносится в пасмурную атмосферу Мунковских мест.
Или другой пейзажный кадр: лес и озеро в Осгорстранне. Темно-зеленые ("как глаза Милли Таулов") водоросли в мутной воде, - и в зал предается душевная смута, безысходность, смятение. 
Автобиографические сцены-реконструкции, исполненные актерами, очень деликатно вписаны в картину и дополняют общую тональность повествования.

У художника были три сестры и брат. Самая красивая - Ингер - часто появлялась на его полотнах.
ингер_Collage.jpg
Источник: http://classic-online.ru/

Старшая сестра - Юханна София умерла от туберкулеза. Ее длительная болезнь и смерть оставили эмоциональный отпечаток на всю жизнь художника. Памяти Софии посвящена, возможно, самая авторская из всех его работ "Больная девочка". Картине уделяется наибольшее внимание как первой, где проявился неповторимый авторский стиль. В реакции на эту картину хорошо видна тема власти и отстаивания права на авторское повествование. Власть в лице критиков и журналистов как бы прозрачно намекает художнику: "А ну, давай-ка, сбацай нам чего нибудь в привычной академической манере да помажорней". А художник такой: "Помилуйте, а с чего бы вдруг помажорнее? Как есть, так рисую".

Эдвард Мунк проявлял способности к точным наукам и даже поступил в технический колледж шестнадцатилетним. Новинками техники и возможностями создания новых эффектов изображения он интересовался до конца своих дней. Его работы впоследствии оказывают влияние на фотографию. Например, перила, уходящие в перспективу и придающие изображению глубину, - рефрен многих картин Мунка. Линии, уходящие за горизонт - прием, широко используемый и в современной фотографии. 
30743_900_мунк.jpg Источник: http://expressionists.ru/category/edvard-munk-kartiny/

Источник: https://www.instagram.com/nikonrussia/ http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/2664-gorodskojj_pejjzazh_sanktpeterburga_215_foto.html
Или "Сила момента", чему так доверяла Диана Арбус и многие другие знаменитые фотографы. Эдвард Мунк, закончив картину, оставлял ее под открытым небом, чтобы солнце и капли дождя немного приглушили краски. На некоторых полотнах видны следы птичьего помета. Их продемонстрировали крупным планом.

Самый знаменитый "Крик" создавался и по сей день существует в четырех вариантах.
У картин в наше время - не менее захватывающая судьба, чем при их создании. "Крик" похищали два раза. Второй раз вместе с «Мадонной». Один из похитителей "Крика" ранее был судим за похищение картины «Вампир». Вот ведь одержимый гад!

Когда показывали и объясняли картины на о неизбежности смерти - "Комната умирающего", "У смертного одра" - маленькая девочка в зале настойчиво запросилась домой, до этого вела себя крайне спокойно. Маме пришлось увести ее.

Оставьте свой голос:

280
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Trucs
Trucs

Вот что-то в нем такое есть, что тянет и оторваться трудно. Душа, видимо, ни на колористику, ни на сюжет не спишешь. Неуловимость ощущения. Спасибо, автор:)

olanv
olanv

Trucs, видела его работу в музее современного искусства в Нью Йорке, там действительно какая-то химия. Картина впечатлила больше, чем работы Пикассо, Дали и Матисса, например. На ней ветренный вечер, фигуры девушек, силуэты деревьев, дом с горящим в окнах светом. Там то ли цвета, то ли композиция так работают, я пыталась понять и так и не поняла. Возможно, именно по восприятию мне этот художник близок, поэтому так впечатлила картина. Но то, что впечатлила и запомнилась это факт.

Chi-lady
Chi-lady

olanv, маслянистый желтый на глубоком синем - характерный прием. А картина "Звездная ночь", наверное?

olanv
olanv

Chi-lady, картина называется шторм. Там скорее не синее с жёлтым, а белое с оттенками фиолетового и черным

Chi-lady
Chi-lady

olanv, спасибо.

Trucs
Trucs

olanv, это энергетика художника. Да как не назови, это все в нас, то, что откликается. А вскрыть это все в людях кмк и есть мастерство художника. Именно это, а потом уже прочие характеристики, которые принято считать значимыми. И потом, Пикассо, Дали, Матисс худо-бедно, но были социализированы, там характер им помог выстоять. А Мунк - слишком тонок для хоть какой-то социализации, на взгляд людей - безумен. Ну что тут скажешь? Мне жаль этих самых людей.

Chi-lady
Chi-lady

Trucs, у него и в колористике, и в композиции, и в каждом-каждом движении кисти/карандаша/ножа - душа. И много!

Trucs
Trucs

Chi-lady, а куда еще ему было все движения души девать? В мире людей его записали в сумасшедшие, как ему еще было общаться? Вы видели акварели Гитлера, пардон за пример, конечно? Вот остаться бы ему художником... Да... Ваш пост меня так разволновал, что я аж попуталась, в пост о нестандартном кино забацала коммент, предназначенный вам. Автор того поста, я думаю, довольна:)

Chi-lady
Chi-lady

Trucs, ))) главное, что вас к нему тянет и будоражит. Живое восприятие - это хорошо.

Trucs
Trucs

Chi-lady, согласна

maunto
maunto

Trucs, согласна с Вами, Мунк - моя любовь с тех пор, как в музее Альбертина в Вене совершенно незаметно для себя просидела час только перед одной картиной - "Крик" (ч/б версия).

Trucs
Trucs

maunto, да, он такой, магнетизм на грани невозможного.

tapyah-adama
tapyah-adama

спасибо. я хочу посмотреть.

YUK
YUK

Я была на этой выставке в Осло. Вернее, но половине выставки, в национальной галерее. Вторая часть, более поздние работы, в музее Мунка была. Фильм бы с удовольствием посмотрела, освежила воспоминания.

Chi-lady
Chi-lady

YUK, завидую-завидую-завидую такому погружению.

Singato
Singato

Тоже была на этой выставке. Вообще раз в год стабильно в нац.галерею и музей Мюнка хожу со своими друзьями. Единственное, что ни разу (!) не чувствовала себя хорошо после просмотра экспозиции. Очень гнетущее впечатление оставляет. Депрессивное. Если одну-две картины посмотреть - не понять, а если по залам в его музее походить, то слишком депрессивно.

Chi-lady
Chi-lady

Singato, да, музей Мунка - явно не то место, откуда можно выйти насвистывая и приплясывая. Но его пример сообщает некую силу, как на последнем автопортрете.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Путешествие во времени со SPLETNIK.RU: вспоминаем, чем мы зачитывались и что обсуждали за эти 10 лет
Битва платьев: Ирина Шейк против Дженнифер Лопес
Обнародованы интимные письма Барака Обамы к его подруге из колледжа
Глава Роскино Екатерина Мцитуридзе рассказала о домогательствах Харви Вайнштейна
Нам 10 лет: письмо главного редактора Татьяны Арно
Марго Робби предстала в образе скандальной фигуристки Тони Хардинг в первом тизере фильма "Я, Тоня"
Playboy впервые выбрал девушкой месяца модель-трансгендер
Сергей Лазарев показал в соцсети трогательное видео с трехлетним сыном Никитой
Белла Хадид приехала в Южную Корею и завела там неожиданные знакомства
Как устроен бьюти-бизнес семьи Кардашьян-Дженнер
Карла Бруни и Николя Саркози впервые за долгое время вместе вышли в свет
В сети обсуждают ягодицы Кендалл Дженнер: фотошоп или нет?
Ким Кардашьян с детьми посетила тыквенную ферму
SPLETNIK.RU празднует 10-летие: награждаем блогеров (часть четвертая)
Звезда "Зачарованных" Холли Мари Комбс станет матерью в четвертый раз
Знакомимся с новым возлюбленным Анны Фарис: что мы знаем об операторе Майкле Барретте
Кейт Мара, Кирстен Данст, Кейт Босуорт, Тейлор Китч и другие звезды на показе совместной коллекции Erdem и H&M
Юлия Барановская, Тимати, Андрей Малахов и другие на открытии рюмочной Лепса