Опубликовано пользователем сайта

Про кино

«Бриджит Джонс»: У зеркала два лица

111
«Бриджит Джонс»: У зеркала два лица

В прокат вышла третья часть франшизы «Бриджит Джонс», которая сейчас выглядит ностальгическим ромкомом о тех временах, когда комедии о девушках снимали совсем иначе.

Как за время выхода трилогии эволюционировал жанр и изменились все мы?

«Все мы вышли из несуществующей юбки Бриджит», — могли бы хором сказать Эми Шумер и Лена Данем, Эми Полер и Тина Фей, Мелисса МакКарти и Кристен Уиг — словом, все заметные девушки в американской комедии за последние 15 лет. Но они этого не скажут. Между патологически недооценивающей себя и зависимой Бриджит Джонс и современными комедийными героинями как будто бы пропасть: героини «Охотников за привидениями» или «Девчонок»не станут с придыханием рассказывать подругам о твердости мужского плеча и петь птичкой о том, как «тот самый единственный» аккуратно складывает трусы перед сексом. И даже если придется в шубе почти на голое тело догонять на улице возлюбленного, они не станут семенить ногами и замирать от радости перед признанием. Классической шутке про юбку на больничном уже стукнуло больше лет, чем многим читателям поста, а отпустивший ее герой Хью Гранта в третьей части фильма уже лежит в могиле.

Неидеальную, но обаятельную британку, топящую грусть в безответной любви и шардоне, придумала в середине 90-х британская писательница Хелен Филдинг. Когда Бриджит появилась на страницах не страдающей феминизмом газеты The Independent, еще не было группы The Spice Girls, а послу доброй воли и совести молодой Британии Эмме Уотсон исполнилось пять лет. Трогательно старомодная, обидно уязвимая и невероятно страдающая без мужского внимания Бриджит Джонс в 2016 году кажется архаизмом, но пенять ей — все равно что пенять своей маме, что она не выросла на дневниках Сьюзен Зонтаг и американском стендапе. Нынешние блага — не совсем наша заслуга, а скорее зажившие синяки на попе Бриджит Джонс. Ни одна из голливудских франшиз последнего времени не показывает так же очевидно того, как изменились мы, наши шутки и наше отношение друг к другу.

«Дневник Бриджит Джонс», 2001 г.

То, что Бриджит ментально пребывает в другом мире, очевидно уже с первых кадров первого фильма.   Во вселенной Бриджит Джонс принято с улыбкой проглатывать постоянные шлепки по попе от великовозрастного друга семьи. Молодая и симпатичная девушка с изюминкой вынуждена презирать себя за одежду на размер больше и мечтать превратиться в кого угодно на двадцать фунтов худее. Когда босс пишет ей письмо про «отличные сиськи в этой полупрозрачной блузке», Бриджит краснеет, принимая это за знаки внимания и начало более тесного знакомства. Один из самых комичных образов первой книги и фильма: утягивающие бабушкины трусы с высокой талией, вроде антисексуальные, и Бриджит моментально высмеивает тот, ради кого эти трусы и надевались. Бриджит терпит неудобства, но чаще всего чувствует себя случайно зашедшей в VIP-зал к по-настоящему безукоризненным героям светской хроники.

Главная героиня называет себя то миссис Марк Дарси, то миссис Дэниел Кливер — и то и другое кажется сейчас немыслимым. При этом Рене Зеллвегер удается сыграть зависимую и беззащитную Бриджит так, что в нее нельзя не влюбиться. Невозможно представить, сколько абьюза вылилось в СМИ на актрису после того, как она согласилась на эту роль: еще будучи подростком, я слышала доносившиеся эхом характеристики про «поросячьи глазки», «свиные щечки» и «жирную корову», за которые Рене хлебнула после самой громкой своей роли. Удивительным образом пятнадцать лет спустя, возможно, те же, а возможно, и другие начали пенять актрисе на пластическую хирургию и коррекцию внешности — теперь им кажется, что в «поросячьих глазках» была индивидуальность и личное обаяние. И то и другое мнение — отголосок того, что Бриджит Джонс и Рене Зеллвегер воплощали собой: не вполне канонически красивую женщину, которая хочет быть красивой в глазах других и пытается идти с гордо поднятой головой.

И вот, всего спустя 10 лет после «Дневника Бриджит Джонс» к нам пришла  Лена Данем .

Ее тело в форме груши, целлюлит, а главное, полное нежелание презирать себя за такую фигуру и изводить себя занятиями и диетами стали причиной волны интернет-абьюза в начале 2010-х, а позже знамением общего курса массмедиа на бодипозитив. Героини «Девчонок» не просто переосмыслили женский опыт из «Секса в большом городе», а вывели на первый план то, чему на самом деле так мало уделено внимания в истории Кэрри и Бриджит Джонс, — самоопределение .

«Девчонки» раздражают во многом тем, что все герои будто бы на наших глазах учатся говорить от своего лица, минуя классические игры, в которые играют люди. Если Бриджит Джонс и Марк Дарси танцуют кругами, чтобы просто объясниться во взаимной симпатии, то герои «Девчонок» ругаются, шутят и общаются, не фильтруя себя и находя общие места на ощупь в окружающем хаосе. Наследницы «Девчонок» — две часто укуренные подружки из малобюджетного сериала «Брод-Сити», которые наслаждаются временем, проведенным вместе, не концентрируясь на поиске партнера. Микрокосм их собственных отношений, а не романтическая линия — главное и самое ценное в комедии, снятой почти на коленке двумя девушками. Никаких опасностей девичьей дружбы и прочего "мусора" из деревенских пересудов там не осталось.

«Бриджит Джонс 3», 2016 г.

«Проект Минди», «Несгибаемая Кимми Шмидт», «Парки и зоны отдыха», «30 потрясений», «Оранжевый — новый черный» и «Внутри Эми Шумер» — невозможно представить, что когда-то главную героиню комедии волновало в первую очередь, будет ли она миссис Дарси или миссис Кливер. Многфункциональная современная женщина не ищет спасителя, не гонится за белым платьем и уж точно не наденет утягивающие бабушкины трусы для соблазнения. 

Современные комедийные дивы стараются говорить собственными словами, а не словами, вложенными им в уста режиссерами-мужчинами (даже если это первоклассный сценарий Вуди Аллена). Так, именно усилиями отличной актрисы Греты Гервиг были созданы тексты двух самых интересных ролей о Бриджит Джонс нынешних 30-летних — в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Госпожа Америка». Комедийная актриса стала соавтором сценария и показала неловкую, долговязую и неопределившуюся героиню: ее Фрэнсис и Брук смешные не потому, что семенят ножками навстречу своему счастью, а потому, что бросаются ему навстречу сломя голову, даже не думая, что мужчина — это пункт назначения. Героини Гервиг куда острее переживают утрату близкой подруги, чем сексуальное одиночество, строят колоссальные планы и даже не начинали корить себя за неидеальную внешность — в их поколении другие вызовы и проблемы. И когда перед Эми Шумер в «Девушке без комплексов» замаячит возможность романа, в первую очередь она подумает о собственной независимости и желании привязанности — ни ее героиня, ни сама актриса не напишет в дневнике с чувством вины, что она «сегодня сожрала». Что уж говорить о том, что Мелиссе МакКарти и ее фигуре не досталось и десятой части той ненависти, которую почувствовала на себе Рене Зеллвегер, когда согласилась на роль Бриджит: быть смешной и восхитительной уже несколько лет можно, не думая о том, как втиснуться в корсет приличий.

Нам дают право светить красивыми сисями, если хочется, как у Ким, либо светить некрасивой попой, как у Данэм, но если нам этого очень хочется.

И вот к нам пришла новая Бриджит.

С выхода первого фильма прошло 15 лет, с публикации первой книги — все 20, но почти вся компания в сборе: ни Хелен Филдинг, вновь написавшая сценарий (не имеющий, кстати, отношения к третьему роману), ни Шэрон Магуайр (автор «Дневника», вернувшаяся в режиссерское кресло) за это время ничем другим, в общем, не запомнились. С Зеллвегер все сложнее, но последние шесть лет она вообще не снималась — и это, конечно, идеальная роль для возвращения. Также вернулись актеры, игравшие друзей и, разумеется, родителей Бриджит. Единственная потеря — но очень значительная — это Хью Грант, которому в начале фильма устраивают пышные похороны со множеством заплаканных юных моделей из Восточной Европы. Его в итоге заменяет Патрик Демпси, американский телевизионный актер примерно такого же амплуа с серьезной поправкой на континент.

Бриджит Джонс вернулась, чтобы галопом проскакать по миллионам сердец и собрать приличную кассу. Ну, или нет: в отличие от большинства проектов такого рода, третья часть о приключениях жизнерадостной растяпы не выглядит неуклюжей попыткой поспекулировать на отполированном до блеска бренде. Хотя формально авторы сохранили любимые рюшечки по максимуму — Бриджит одна, Бриджит ест, Бриджит напивается, Дарси по-прежнему представляет собой ходячую энциклопедию в строгом костюме, судьба коварна, выживут только любовники.

Все так, да не так. Во-первых Бриджит, ура, ощутимо поумнела, во-вторых, мир за те 12 лет, что ее не было с нами на экране, сильно изменился, и особенно это касается двух магистральных тем фильмов про Джонс: возраст и, прошу прощения, предназначение женщины. Несмотря на свою самостоятельность, Бриджит всегда была очень зависима от мужского внимания, а также ее ужасно пугал страх умереть в одиночестве под одеялом из кошек. В 43, когда уже ничего не страшно и все можно, она постепенно приходит к понимаю того, что лучше быть одной, чем с кем попало, а возраст — всего лишь цифры. Собственная, мировая поп-культура, отчаянно пытающаяся немного отступить от остервенелого культа молодости, а феминизм превратить в тренд, шепчет нам в ухо примерно то же самое.

Впрочем, это не значит, что вместо забавного ромкома нас ждет яростный манифест за все хорошее против всего плохого. Поп-культура существует в первую очередь для того, чтобы продавать; «Бриджит Джонс 3» определенно несет разумное-доброе, но быть уж слишком глубокой ей тоже не хочется, да и ленте это не к лицу. Далеко не все попытки уловить цайтгайст удались, а продвигать модель Бриджит нулевых тоже нельзя, апгрейд необходим, но порой он выглядит как попытки любимой бабушки говорить на молодежном сленге.

Да, стареть вроде бы круто и нестрашно, но когда на телеканал, где работает Бриджит, приходит команда молодых и злых хипстеров, моментально становится ясно, что еще как страшно. Феминизм — окей, но когда он становится неудобным, мы над ним дружно посмеемся: в фильме есть откровенный стеб над Femen и Pussy Riot, а также звучит фраза «какие еще им нужны права». Понятно, что там, откуда Бриджит родом, по большому счету, женщинам действительно не надо никому ничего доказывать, но фильму хочется быть универсальным, угодить и нашим, и вашим. Его композиция, где обветшалый мир устаревших ценностей сталкивается с будущим, это вполне позволяет, но картину лихорадит, швыряет из стороны в сторону. Что делать и как быть, когда тебе за сорок и ты одна, по-прежнему непонятно.

Хелен Филдинг едва ли большой писатель, но в каком-то смысле она, конечно, гений. В конце 90-х Бриджит Джонс даже чуть раньше, чем Кэрри Брэдшоу, стала поп-культурным воплощением постфеминизма. В бытовом, не академическом, смысле идея состояла в том, что западная женщина (точнее, ее родители в 70-е) уже завоевала все права, которые ей нужны, поэтому теперь она может спокойно наслаждаться своей свободой и сексуальностью: делать карьеру, напиваться в одиночестве или с подружками, спать с кем хочется, а параллельно, например, охотиться за мистером Дарси или мистером Бигом. Сумасшедший успех «Дневника» и «Секса в большом городе» случился благодаря тому, что это не только гуманная, но и очень удобная философия: во-первых, она приветствует всяческий гедонизм (условно говоря, шопинг), а во-вторых, решает вечный парадокс, примиряя современные представления о женщине с традиционными идеалами (отсюда у Филдинг мостик в «Гордость и предубеждение»). Героиня, как 200 лет назад, мечтает о прекрасном принце — но не потому, что ее к этому склоняет репрессивное патриархальное общество, а потому что ей самой, свободной и независимой, так захотелось.

При желании тут легко можно увидеть лицемерие, сдачу позиций и так далее — и многие феминистки, разумеется, Филдинг ненавидят. Также есть мнение, что «Бриджит Джонс» — и книга, и первый фильм, — выворачивая наизнанку так называемые женские слабости, целому поколению успешно заменила психотерапевтов. Так или иначе, в последние годы маятник опять качнулся, мейнстримом в медиа становится относительно радикальный феминизм, Джонс в 2016-м выглядит персонажем определенно вчерашним, и Филдинг, всегда превосходно чувствовавшая дух времени, это понимает лучше всех. И отвечает решительным «fuck you»: «Бриджит Джонс-3» — не просто милый ромком, но консервативный манифест. Филдинг защищает британскую комедию предыдущей эпохи от просвещенных хипстеров, которые находят сексизм в какой-нибудь «Реальной любви» или морщатся на штампы вроде «друг-гей» (которые стали штампами только потому, что Филдинг 20 лет назад над этим поработала), а сами производят в основном котов, похожих на Гитлера. И она последовательно, безусловно, намеренно дразнит феминисток. Бриджит Джонс захотелось похудеть, ей захотелось родить ребенка, ей захотелось замуж — а автору наконец захотелось пойти своей героине навстречу. Независимость, карьера — все к черту: Бриджит нужна семья в самом традиционном понимании, хеппи-энд из дружно заклейменных сегодня сказок про принцесс. Филдинг демонстративно лезет за идеями на пыльную полку, где пальцем нарисовано сердечко: будет и потерянная туфелька, которую незнакомец наденет героине на ногу, и таскание на руках (иронически доведенное до абсурда), и все остальное. И когда Бриджит позарез нужно будет кое-куда успеть, движение в Лондоне будет перекрыто из-за демонстрации, которую по очереди проклянет каждый, входящий в кадр. Нетрудно догадаться, что это будет демонстрация именно за женские права.

Да здравствует любовь? Да здравствуют вечные ценности?

И почему же тезка Джонс, знаменитая Бордо говорит нам:

"Я ненавижу феминизм.  Я думаю, что сейчас женщинам слишком много позволено. Они буквально делают, что хотят"

Молчи, Бардо. Твое время ушло.

 

Пост написан на основании следующих источников:

daily.afisha.ру

cinemaholics.ру

novostimira.ком

 

 

Впереди гордые, красивые и свободные

Оставьте свой голос:

451
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

svetlychok
svetlychok

Как ни крути выглядит в фильме Рене плохо, пластика, возраст или что-то еще, это не та милая Бриджит из первых двух фильмов. И видеть ее героиню с ребенком на руках для меня было странно, по виду больше на бабушку малыша похожа.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

svetlychok, они не могли пойти против общей мировой тенденции.
А рожают современные женщины в Европе , когда встанут на ноги, то есть ближе к сорока.

svetlychok
svetlychok

elena_dokuchaewa, я же не против этого. Но не выглядит Бриджит ни ни под 40, ни на 40 с маленьким хвостиком.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa
Показать комментарий
svetlychok
svetlychok

elena_dokuchaewa, почему не естественно, если женщина забеременела сама, значит ее организм еще может репродуцировать? Неестественно как Пугачева в 60 лет стать "мамой")

julia260290
julia260290
Показать комментарий
svetlychok
svetlychok

julia260290, делают ЭКО и используют сурмам врачи, при чем здесь природа? Природа давно определила как должны рождаться дети и спорить здесь бессмысленно. А до детей Пугачевой я думаю никому по большому счету нет дела, или Вы в самом деле верите в эту смешную историю про завалявшиеся яйцеклетки?

julia260290
julia260290
Показать комментарий
julia260290
julia260290
Показать комментарий
elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa
Показать комментарий
julia260290
julia260290
Показать комментарий
elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

julia260290, я не порицаю.
Если по медицинским показаниям женщина смогла родить только в этом возрасте, я сама убью любого, кто сможет что-то сказать этой женщине.
Либо у женщины не было выбора и жизнь сложилась именно так.
но когда женщины сознательно откладывают рождение первого ребенка - за сорок, я не считаю это правильным.
И это мое мнение.
Мы живем в 21 веке, каждый имеет право иметь свое мнение

julia260290
julia260290

elena_dokuchaewa, я не понимаю вашей аргументации. Я спросила конкретно - почему вам претит то, что человек сам волен решать, когда рожать? А вы пишите про какие-то смягчающие обстоятельства, которые оправдывают женщину в ваших глазах за поздние первые роды.

CherryBlossom
CherryBlossom

julia260290, не понимаю почему вас заминосовали, все правильно пишите

Sunnybut
Sunnybut

elena_dokuchaewa,
о бля
я родила в 37,первого
подргула в 39
никто никуда не опоздал
ну тут ,понимаете ли
есть те кто против
гыыыыыы

зы
рождение ребенка в зрелом возрасте
это абсолютный
осознанный выбор
но только в России об этом заявляют
как вы.

зы2
статья наворочено нудная
с претензией анализ

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa
Показать комментарий
Sunnybut
Sunnybut

elena_dokuchaewa,
аминь.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa
Показать комментарий
Sunnybut
Sunnybut

elena_dokuchaewa,
1.потому что я не люблю
формулировки типа ваших раз
2. манипуляции -два
провокация а потом ой а че такого.
вы сейчас пытаетесь увести
от вашего коммента переложив на
мою неадекватную реакцию

3.каков посыл.таков ответ.

зы
у меня тоже кесарево
с теми.кто говорит
что кесарево-не роды
я в принципе в жизни не пересекаюсь
это параллельная вселенная

julia260290
julia260290

Sunnybut, я так поняла, автор - охотник за рейтингом. Скопипастила чужие тексты, смешала все в кучу. Под конец начала провоцировать на диалог ("против поздних родов", "поздние роды - это противоестественно")а мы и ведёмся.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Блейк Лайвли вновь примерила на себя образ, над которым насмехался Райан Рейнольдс
Кэндис Свейнпол родила второго ребенка
Внучка королевы Елизаветы II Зара Филлипс и ее муж Майк Тиндалл стали родителями второй раз
Принц Чарльз дал Меган Маркл странное, но милое прозвище
Светлана Бондарчук, Надежда Оболенцева, Резо Гигинеишвили и другие на концерте Монеточки в московском ресторане
Виктория Бекхэм в ярком летнем платье фланирует по Нью-Йорку
Кети Топурия отдыхает вместе с новым бойфрендом Гуфом
Сексапильность и элегантность: Рози Хантингтон-Уайтли в белом брючном костюме на BoF West Summit
Ким Кардашьян в белоснежной рубашке с очень глубоким декольте посетила фэшн-саммит в Лос-Анджелесе
Брижит Макрон планирует осовременить Елисейский дворец
Анджелина Джоли посетила Ирак, пока ее дети отмечали День отца с Брэдом Питтом
MTV Movie & TV Awards 2018: Тиффани Хэддиш в образе Меган Маркл, травма Милли Бобби Браун, стильная Мила Кунис и другие подробности
Модная битва: Анна Ивченко против Ирины Вольской
В сети удивились сходству нарядов принцессы Дианы и Меган Маркл
Зейн Малик рассказал об отношениях с Джиджи Хадид: "Мы взрослые люди и не нуждаемся в ярлыках"
Мария Кожевникова, Анна Седокова, Виктория Дайнеко и другие на премьере фильма "8 подруг Оушена" в Москве
Светлана Ходченкова, Паулина Андреева, Юлия Снигирь и другие на дне рождения Анны Чиповской
Звезда сериала "Мелроуз Плэйс" Хизер Локлир пыталась застрелить себя